СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест - игра «Журналистское расследование»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Квест - игра «Журналистское расследование»»

Квест - игра «Журналистское расследование»

Цели:

    1. Антикризисная. Снятие напряженности на уровне «взрослый» -

«ребенок», через организацию совместной деятельности воспитателей и их учеников.

    1. Развивающая. Формирование коммуникативных компетенций участниками игры. Действовать сообща, аргументировано отстаивать свою точку зрения, и т.п.

    2. Воспитательная. Расширение кругозора подрастающего поколения. Дать представление о некоторых исторических событиях и героях. Развитие патриотического потенциала подростков.

Задачи:
    • Научить детей и подростков жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения.

    • Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми.

    • Научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.

Ход квест – игры

Ведущая: Сегодня вы станете участниками квеста «Журналистское расследование». В котором вы познакомитесь с деятельностью средств массовой информации и сможете проявить свои таланты и способности. Так, что такое журналистское расследование?

      • Это вид деятельности по сбору и интерпретации информации. Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактов.


Сегодня вашим главным заданием будет почувствовать себя настоящими журналистами – детективами.

Итак, одна известная команда журналистов готовила свой номер газеты в тираж. В этой газете содержались факты, события, комментарии и просто увлекательные рубрики. Информации было очень много, и в самый ответственный момент один нерадивый сотрудник потерял весь материал.

Ваша задача найти и собрать подсказки – части статьи, а может даже придумать новые. И в итоге вашим финальным заданием будет выпуск газеты в тираж. Вам необходимо составить газету и оформить её из тех частей, которые вы получите на станциях. В штате вашей редакции должно быть много различных сотрудников: журналисты, художники-оформители, корректоры, фотографы.

Для начала прошу выйти одного участника из команды для получения своего маршрутного листа, по которому вы будете проходить задания. На листе написаны названия станций и местоположения. В каждом маршрутном листе должен расписаться герой на станции и поставить вам от 0 до 5 баллов. Время на выполнение задания на станции не более 7 минут. Посетив все станции и выполнив задания, команды сдают свои маршрутные листы и приступают к изготовлению газеты. Желаю вам успехов в своем расследовании, в путь!

Адвокат

Здравствуйте, дорогие джентльмены. Я знаю что, журналист растерял свои публикации. А вы знаете, почему он выбрал именно вас? Да потому, что все говорят о вашей проницательности, уме, ловкости и хитрости. И он очень нуждается в таких помощниках, но я 38 должен убедиться, что вы действительно такие, как люди о Вас говорят. Для этого пройдите моё испытание, и я вам отдам часть его статьи! А вот и само испытание. Итак, давайте начнём!!! Мое задание называется «Болтун-находка для шпиона». Умение держать язык за зубами — одно из главных качеств журналиста, который ведёт расследование. Кто-то им владеет с рождения, а кому-то придется его развивать. Я предлагаю вам сесть на стулья. Я в центре буду задавать вопросы. Сложность ситуации заключается в том, что отвечать должен не тот, к кому обращен вопрос, а его сосед, например, справа. Кроме того, на вопросы нельзя отвечать «да» или «нет», а также запрещается называть цвета. Нужно придумать оригинальный ответ.

Варианты вопросов:

      1. Ты умеешь готовить яичницу?

      2. Квадрат является прямоугольником?

      3. Земля имеет форму шара?

      4. Почему дети носят футболки со скелетами, а взрослые с Микки- Маусами?

      5. Корова дает прозрачное молоко?

      6. Ты больше любишь черную или красную смородину?

      7. Правда, что тебя зовут Алексей?

      8. Лягушка гавкает?

      9. Ты занимаешься спортом?

      10. Яблоко — это фрукт?

      11. Ты умеешь хранить секреты?

      12. Больше, всегда лучше, чем меньше?

      13. Знания – это сила?

      14. С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум компетентен игнорировать парадоксальные эмоции?

      15. Почему от осинки не рождаются апельсинки?

Джойстик

Привет, ребята! Я очень люблю собирать интересные вещицы. Вот недавно нашёл очень увлекательный текст. Не ваш ли?

А-а-а, я вам его просто так не отдам, слышал, что один журналист отправил команду журналистского расследования помочь ему, для того чтобы мне вам отдать его, нужно проверить действительно ли вы находчивые и внимательные. Моё задание для юных журналистов называется «Работа вслепую».

Дело в том, что детективы часто ведут свои расследования буквально вслепую, не имея достаточного количества фактов, улик или доказательств, вот и приходится опираться либо на опыт, либо на интуицию. Ещё можно надеяться на коллегу, который поможет, поддержит, глядишь, и получится неплохой результат.

Задача ваша в следующем. Вам необходимо выстроиться в шеренгу, взяться за руки и закрыть глаза. С открытыми глазами только первый в шеренге, он и будет вас направлять, передавая по цепочке (молча) информацию руками, как джойстиком. Если он нажимает, например, вперёд 1 раз, значит надо сделать шаг вперёд. Эта информация передаётся по цепочке всем участникам и все делают шаг вперёд. Ведущий игрок управляет всеми участниками так, пока крайний в цепочке не найдёт улику.

Актёр

Здравствуйте, ребята! Вы разыскиваете статью, я на днях репетировал со своей труппой на свежем воздухе, и нашёл странный листок. Но, для того чтобы получить эту страницу выполните моё задание.

Настоящие журналисты должны быть находчивые и креативные и обладать образной памятью. Мой конкурс называется «Застывшая Фотография». Суть конкурса проста – я буду называть вам ситуацию, а вам нужно будет за 10 секунд изобразить её и застыть как – будто для фотоснимка. А я вас в этот момент и сфотографирую…

  1. Занятия в балетном классе.

  2. Футбольные болельщики на трибуне.

  3. Утренник в детском саду.

  4. На экзамене.

  5. На дискотеке.

  6. На соревновании по баскетболу.

  7. Парное фигурное катание.

  8. Штангисты.

  9. Кадетское братство.

Поэт

Здравствуйте! Вы команда Журналистского расследования. Хочу вам сообщить, что листок, от статьи, который я нашёл, совсем пришёл в негодность. Поэтому вашим заданием будет написать новый отрывок статьи. Моё задание называется «Буриме». Буриме – это сочинение стихотворений на заданные рифмы. А раз вы журналисты, то вы должны уметь сочинять тексты.

Пример буриме:


Сначала сочиняют на черновике, а потом переписывают в чистовик и забирают с собой.

Пример рифмы:

класс кот глас компот

сугроб озноб красота доброта

мел сел доска тоска

Фотограф

Вот и ко мне пожаловала команда. Я недавно делал новые фотографии для своей коллекции зимней природы и тоже нашёл лист от газеты.

Я для вас приготовил следующее задание «Подпись под фотографией». Настоящий журналист должен уметь придумать интересный заголовок. В некоторых редакциях даже есть люди такой должности как – заголовочники.

У меня тут поднакопилось множество фотографий, к которым нужно придумать оригинальные подписи. Сначала обдумываете, потом аккуратно записываете на фотографии, потому что эти фотографии должны будут разместиться на вашей газете в рубрике «Смешно». (Каждой команде раздаёт по 6 фото).

Детектив

Здравствуйте, команда журналистского расследования. Мне по роду своёй профессии приходится постоянно разгадывать тайны, шифры, коды и т.д. Сегодня я вам предлагаю разгадать тайную информацию. Вам необходимо раскодировать предложение с помощью числового кода.



А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33


Зашифрованные предложения:

6а – Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом.

6б – Грамотный полководец выигрывает битву ещё до начала сражения.


7а – Первая воинская заповедь. Не думай о себе, думай о товарищах, товарищи подумают о тебе.

7б - Высшая и конечная цель военного воспитания — искусство побеждать неприятеля.

Заведующая

Здравствуйте! Я всегда знаю, где что у кого есть. Люблю во всём порядок. Говорят, вы разыскиваете статью? Я недавно нашёл один странный листок и конечно прибрал его. Выполнив моё задание, вы получите его. Сейчас мы подробненько разберем, с какими техническими средствами работают средства массовой информации, и какие подручные предметы им нужны.

Итак, конкурс называется «Объяснялки». Ваша задача объяснить слово, не называя его и его однокоренных слов, если совсем не получается объяснить можно сказать пас.

Команда выстраивается в шеренгу, друг за другом, не один из участников не имеет права подсказывать. У голящего на голове будет слово, которое должен объяснить человек стоящий напротив.

  1. Фотоаппарат

  2. Ручка

  3. Микрофон

  4. Компьютер

  5. Блокнот

  6. Видеокамера

  7. Флешка

  8. Диктофон

  9. Штатив

  10. Газета

  11. Колонки

  12. Бумаг

Следователь

Здравствуйте, господа кадеты! Мне часто приходится работать с журналистами. Давайте, вы дружно выполните мое задание, а я вам кусочек статьи? Готовы? Начинаем. Называется ваше задание «Слушается дело».

Я буду зачитывать небольшие тексты. Задание: назвать героев и художественное произведение.

        • Гражданка Л., ведущая сомнительный образ жизни, обманным путем завладела жилплощадью гражданина З. После того, как действия гражданки Л. были квалифицированы как незаконный захват жилища, пришел гражданин П. и выселил гражданку Л. с жилой площади гражданина З.

Лиса, Петух, Заяц. Сказка "Заячья избушка"

  • Некий долгожитель, гражданин К., не пользующийся успехом у девушек, похитил молодую, красивую гражданку В. с целью вступления в брак. Не имеющий достаточного жизненного опыта гражданин И. раскрывает секрет долгожителя К. и убивает его. После чего гражданин И. вступает в семейный союз с освобожденной гражданкой В.

Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Иванушка

  • Красивая, но коварная госпожа, устраняет со своего пути еще более красивую госпожу - свою соперницу. Но, уснувшая воскресла благодаря необычному средству реанимации, которое до сих пор не используется в медицине.

«Сказка о Спящей царевне и о семи богатырях»

    • По описанию определите, кого разыскивает полиция "Осторожно, розыск!" Это - главарь, крестный мафии. Маленького роста, круглый, хитрый (очень хитрый!). Глазки бегают туда-сюда, размер ноги - маленький, хорошо маскируется под кактус. Давно не брился.

(Ежик)

    • Этот преступник берёт всех не умом, а силой. Некоторые считают его добрым. Но в злом состоянии - он опасен! Подпольная кличка - Вышибало. Работает только в сезон процветания "малины" – незаконного подпольного бизнеса. Остальное время живет на собственные сбережения.

(Медведь).

  • Стукач, так как имеет для подслушивания дар, которым его наградила природа. Для серьезного дела он не подходит потому, что постоянно "косит", натыкаясь на двери, столбы, полицию.

(Заяц.)

  • Этот преступник является посыльным между главарями известных банд, так как имеет быстрые ноги. Но у него имеются враги - Банда серых. Внимание! Особая примета: раз в год на месте преступления он теряет одно и то же.




(Лось).









Самостоятельная работа (составление кроссворда) По горизонтали:
  1. Сотрудник редакции газеты, который определяет темы выпуска, дает задания корреспондентам и проверяет тексты перед публикацией

8. Деятельность по сбору, обработке и распространению информации по средствам массовой информации (газета, телевидение, радио)

11.Прородители современных газет. Создавались для царя и его ближайшего окружения.

По вертикали:
  1. Часть текста, которая позволяет читателю понять о чем статья и побуждает его прочесть ее.

  2. Царь при котором появилась первая газета на Руси.

  3. Выезжая на задание журналисту при себе нужна ручка и …

  4. Первый абзац журналистского текста, позволяющий раскрыть тему материала

  1. Информационный жанр отвечающий на вопросы "Что?", "Где?", "Когда произошло?"

  2. Функция журналистики, которая способствует группированию людей по группам, интересам?

  1. Журналистский жанр представляющий из себя беседу корреспондента и героя переложенный в форме "вопрос-ответ".

  2. информационный жанр, рассказывающий о предстоящем событии. В тексте содержится точная информация о начале и месте проведения мероприятия.


Деловая игра «Редакция»

Цель: формирование представлений об основах журналистской деятельности через создание информационных материалов.

Задачи:

  1. дать понятие о журналистике как социально-значимой деятельности,

  2. научить писать краткую и расширенную заметку (новость) о мероприятии, событии в жизни класса, школы, объединения (детского коллектива);

  3. развить творческие способности участников деловой игры.

Оборудование: презентация, информационные материалы, тексты заметок к игре, памятки подачи новостей, канцелярские принадлежности. Организация и методика проведения игры.

Каждая «редакция» (это группы по 3-4 человека) размещается за столами: так удобнее работать. Каждая редакция придумывает название, оформляет его на карточке-куверте. Педагог выдаёт задания шефам, а вся

редакция обсуждает, выполняет задания и представляет окончательный вариант. Конечный продукт: информационная заметка о мастер-классе.

Время проведения игры: 45 минут.

Ход деловой игры

Педагог: Здравствуйте, уважаемые участники деловой игры «Редакция»! Сегодня каждому из вас предстоит проявить себя в роли сотрудников редакции (издательства) и создать информационные материалы (заметку) об интересном событии. Давайте вначале вспомним правила работы в группе.

1 Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

2 Чётко высказывай предлагаемый способ решения.

3 Умей слушать других.

4 Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

«Деловая игра «Редакция» (Слайды №1-2)

О светлом будущем заботятся политики,

О светлом прошлом – историки,

О светлом настоящем – журналисты. (Жарко Петан – словенский писатель, сценарист, режиссёр, афорист. Родился в 1929 году)

- Вспомним: что такое журналистика? 44 - Как вы считаете, каким должен быть журналист? (грамотным, честным, общительным, с активной жизненной позицией, справедливым, находчивым, всегда быть в гуще событий и т.д.)

- А без чего он не может обойтись? (без блокнота и ручки, диктофона, фотоаппарата, видеокамеры, компьютера или планшета).

- Совершенно верно. Обратите внимание на экран (Слайд № 3)

- Ваши слова подтверждают строки из стихотворения:

Быть в гуще жизненных событий,

Не пропустить больших открытий

И мастерски владеть пером,

А также русским языком,

Быть только честным и правдивым,

В своих оценках справедливым,

Универсал- специалистом —

Тогда зовись ты журналистом.

- Синоним к слову журналист? (Слайд №4)

- Корреспондент. Проведем журналистскую разминку: (прокачка качеств и умений)

- Как называется предприятие, которое осуществляет подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и т.д.? (Издательство).

- Совместная принадлежность авторского права на произведение нескольким лицам. (Соавторство).

- Самовольное заимствование и издание чужого текста под своим именем. (Плагиат, от латинского «похищаю»).

- Вымышленное имя, которым писатель, журналист и т.д. заменяет своё настоящее имя. (Псевдоним).

- Контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции. (Цензура).

- Традиционное название славянской азбуки. (Кириллица).

- Книжное издание, объёмом свыше 4-х стр., но не более 48-ми. (Брошюра).

- Заведомо ложная информация, предоставляемая противнику или деловому партнеру для более эффективного ведения боевых действий, сотрудничества, проверки на утечку информации и направление ее утечки. (Дезинформа́ция)

- Печатное издание, содержащее перечень дней года и событий или памятных дат, с этими днями связанных. (Календарь).

45 - Издание особой формы в виде одного листа, сложенного в неразрезанную тетрадь. (Буклет).

- Название этой книги в переводе с греческого обозначает «книга». (Библия).

Задание«Редактирование текста». (Слайд №5) (РЕДАКТОР (лат. «приводить в порядок»)

Мы уже упоминали о том, что настоящий журналист должен быть, прежде всего, грамотным человеком, поэтому ваша задача – найти в заданном тексте ошибки и устранить их. Прочитать текст в исправленном виде. (Текст на экране и на столах).

«Между прочим». Говорил он, между прочим, «Красивее», «мы так хочим», «Досуг, шофер, процент, заем, Квартал, портфель, бюлитень», «Поверх плана выполняем», «Агент звонит целый день». (В.Масса, М.Червинский).

На выполнение задания отводится 1 минута

Ответы правильные:

Красивее – удар. на гласную и, т.к. прилаг в срав.степ. опред. по роду, а это ж.р.;

Мы так хотим – гл.наст.вр.1 л. мн.ч. искл.;

Заём (только в И.п.ед.ч.) – в остальных формах основа займ, о займах, о займе и т.д.;

Шофёр; Бюллетень; Квартал (ударение на «а» во втором слоге) – обознач. «четвёртую» часть года и т.д.

Сверх плана; Звонит (ударение на гласную «и» в окончании)

Упражнения для развития ассоциативного мышления, необходимого журналисту

- Хорошо находит ассоциации тот, у кого хорошая образная память и кто может быстро вспомнить то, что надо.

- Можно развивать ассоциативное мышление путем составления цепочек ассоциаций. Например, такая цепочка – корабль: море, белый парус, яхта, океанские гонки, одиночество…

У других людей ассоциации будут совершенно другие. Корабль: алые паруса, Ассоль, капитан Грей, счастье, сверкающее на солнце море…

- Какие цепочки ассоциаций вызывают у Вас слова: бабочка, лист клена (осень, Канада, рука), пчела (нектар, улей, мёд, лето, пыльца, соты, пчела Майя, семейство, пасека, труженик; 46 жало, отёк, укус, боль, страх, жужжание), рога оленя (панты) (лес, песня, красота, грация, олень-марал (подвид вида благородных оленей, обитает в Европе, на Кавказе, в Малой Азии…)), Красная книга, охотник, лекарства)

Задание: «Меткая фраза»

Придумайте название картинкам. Большую роль в газете имеют фоторепортажи, коллажи, конкурсы на смешную или наоборот, серьёзную фотографию. (Слайды №8- 14)

Задание: «Найдите ошибку»

1) Как хорошо в лесу весной! Поют птицы, пригревает солнышко. Тишина.

2) Как хорошо в лесу весной: поют птицы, пригревает солнышко, тишина. Вокруг сказочный аромат травы. (Правильные варианты: насыщенный, приятный, душистый…) (Слайд №15) Задание: Найдите ошибку

Утром я увидел необыкновенно красивый (закат) рассвет. Глаз нельзя было оторвать (не отвести глаз, не оторвать взгляда) от

такой красоты.

Дух замирает, и ты мысленно уносишься в небо. (Глаз нельзя… от прекрасного пейзажа…; И мысленно ты уносишься в небо, или воображение уносит меня в небо). (Слайд №16) Задание: Правка. Как вы думаете, кто главный в редакции? Посмотрим, кто из вас мог бы быть шефом?

- Попробуйте заменить слова: инновация (новшество), толерантность (терпимость), сенсация (неожиданная новость), сленг (лексика разговорной речи), плагиат (выдавать чужое за своё), дайджест (краткое изложение информации)

Дайджест – главное – донести самые важные факты и идеи, которые содержатся в источнике (с лат. ДИГЕСТЫ – краткие извлечения фактов и идей из манускриптов) (Слайд №17)

ДЛЯ АККАУНТА ИНСТАГРАМА – «живой газеты»

Давайте вспомним о газетных жанрах – заметке, репортаже и др.) (Слайд 23)

Памятка подачи новостей.


    1. Методические материалы

Методическая литература и методические разработки для обеспечения образовательного процесса (календарно-тематическое планирование, планы-конспекты учебных занятий, сценарии воспитательных мероприятий, дидактический материал и т.д.) является приложением к программе.

Оригиналы материалов хранятся у педагога дополнительного образования и используются в образовательном процессе.


Примерный план-конспект Тема: «Информационный жанр – репортаж»

Цели: способствовать формированию понятия «репортаж»; познакомить с особенностями данного жанра журналистики; создавать условия для развития коммуникативных умений обучающихся; создавать условия для развития познавательного интереса; создавать условия для развития речи обучающихся.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, дидактический материал, рабочая тетрадь по курсу «Служу Отечеству пером» «Звонкий голос детства».

Ход занятия

Мотивация.

  • Прослушайте фрагмент песни, которую представители одной из профессий считают своим гимном. Определите, чей это гимн. (Слайд 4,

«Песня журналистов»)

  • По каким признакам вы смогли определить принадлежность к профессии журналиста? (Слайд 2)

  • Вспомним, что такое журналистика. (Слайд 5)

  • Из какого языка пришло понятие? Что оно означает буквально?

Актуализация изученного.
  • К какому виду литературы относятся тексты журналистов?

  • Журналистика, как публицистика, имеет свои специфические жанры, вспомним их.

  • Найдите лишние. (Слайд 6)

  • Предлагаю вспомнить характерные признаки изученных нами жанров журналистики. Установите жанровую принадлежность и соотнесите с описанием признаков данного жанра. Слайды 7-10.

Сообщение темы и цели занятия.
  • Сегодня мы познакомимся с еще одним, пожалуй, самым живым жанром журналистики, использованием новых знаний.

    • Откройте оглавление рабочей тетради, найдите название темы сегодняшнего занятия, определите с особенностями какого жанра мы познакомимся.

    • Помогите быстро найти нужный нам материал в учебном пособии: назовите страницу.

Изучение нового.
    • Прочитайте эпиграф, подчеркните, характерные признаки репортажа.

    • Прочитайте толкование слова (Слайд 11)

    • Из какого языка оно заимствовано?, что означает?

    • Образуйте однокоренные слова, словосочетания с новым словом (Слайд 12)

    • В зависимости от темы, которую освещает журналист репортажи бывают: (Слайд 13)

  • научный репортаж,

  • светский репортаж,

  • спортивный репортаж,

  • социальный репортаж,

  • военный репортаж,

  • криминальный репортаж и др.

(при чтении кратко пояснять термины в случае, если дети поднимают руку, сигнализируя о трудности восприятия конкретного смысла, либо просить подобрать синоним).

    • В зависимости от места публикации: (Слайд 14)

  • репортаж в газете,

  • радиорепортаж,

  • телерепортаж,

  • репортаж как художественный документ,

  • фоторепортаж

    • Прочитайте оставшийся текст, можно ли его считать репортажем? Подчеркните доказательства. («К занятию»; «Я видел это яйцо!»)

    • Найдите в учебнике особенности репортажа. Назовите их и прокомментируйте. (Слайд 15)

Практическая работа: устный репортаж о событии.

    • Попробуем создать репортаж о значимом для нашего класса событии.

    • Предлагаю вашему вниманию фоторепортаж. Ваша задача – определить событие и увидеть особенности, свойственные репортажу, как жанру журналистики. (Презентация «Добычина»).

  • Как любой текст, репортаж состоит из частей. Давайте вспомним их, и определим содержание, для освещения встречи учеников нашего класса с членом Союза Писателей России поэтессой Надеждой Добычиной. (Слайд 16)

  • А теперь, пользуясь опорными словами, проведем репортаж из литературной гостиной «Рябиновый город». (Слайд 17) Репортаж составляется по частям.

Итог занятия.
  • С каким жанром журналистики познакомились? Что о нем узнали?

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!