Квест «На поиски весны»
Цель: расширение и обогащение знаний детей старшей группы о весенних изменениях в природе.
Образовательные задачи:
обобщить представления о временах года (зима, весна) по основным приметам;
обучать различать на слух звуки природы;
познакомить детей с формами миграции птиц (шеренга, клин, стайка), упражнять в классификации зимующих и перелетных птицах;
Развивающие задачи:
развивать навыки связанного высказывания;
развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание;
закреплять в речи согласование существительных с прилагательными.
Воспитательные задачи:
воспитывать навыки совместной деятельности, доброжелательность, самостоятельность.
Словарная работа:
активизировать в речи прилагательные: пернатые, перелетные, зимующие;
обогатить речь детей существительными: проталины, клин, шеренга, стайка.
Материалы и оборудование: почтовая посылка; письмо в конверте; сумка; плащи спасателей – по количеству детей; карта-маршрут; задания в конвертах – 4 шт; карточки с приметами весны; два поля – зеленое и белое; разрезная картинка с изображением Весны; мольберт; магнитофон; цифры (от 1 до 5); указка; проектор; ноутбук; картинки птиц (скворец, ласточка, синица, голубь); два обруча; картинка солнца и снежинки; изображение солнца без лучей; желтые прищепки; медали.
Методы и приемы:
– сюрпризный момент;
– художественное слово;
– д/и «Признаки весны»;
– использование записи «Звуки весны»;
– презентация;
– использование метода эмпатии (превращение в птиц);
– игра «Перелетные – зимующие»;
– игра «Какое солнышко?»;
– д/и «Разрезные картинки»;
– рефлексия;
– вручение награды.
Предварительная работа:
Беседы и рассматривание картин о весне, о птицах.
Наблюдения на прогулке за погодой весной, за птицами.
Чтение художественной литературы о весне, загадывание загадок о птицах.
Просмотр презентаций: «Весна», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».
Педагог:
Ты шагай, ты шагай,
Себе пару выбирай, (найти пару и встать к нему лицом.)
Поздоровайся ладошкой, (хлопнуть в ладоши друг друга),
Поздоровайся и ножкой, (коснуться ног друг друга),
Пальчиками, кулачком, (коснуться пальчиками и кулаками друг друга)
И, конечно, язычком:
– Здравствуйте!
Педагог: ребята, сегодня утром почтальон принес нам посылку (подходим к почтовой коробке, дети открывают). От кого же она?
Дети: откроем, посмотрим.
Дети открывают посылку, достают письмо.
Педагог: Прочтем и узнаем что же в нем написано:
«Здравствуйте, ребята. Вам пишет дядюшка Ау, из волшебного леса. У нас случилась беда, в лес никак не придет Весна, Зима ее спрятала и не отпускает. Вы сможете спасти Весну, если соберете все части разрезной картинки-загадки. Я нарисовал карту с указателями, которые приведут вас к заданиям Зимы, а чтобы не заблудиться, передвигайтесь точно по карте».
Педагог: (достаю карту из посылки) А вот и карта, о которой написал дядюшка Ау. (даю детям потрогать и рассмотреть)
Педагог: ребята, посмотрите, а в посылке еще что-то лежит. (дети смотрят, достают плащи).
Педагог: как вы думаете, что это?
Верно, дядюшка Ау приготовил для вас волшебные плащи Суперспасателей, одевайте их. Скажите, пожалуйста, какими бывают Суперспасатели, как вы думаете?
Дети: сильными, смелыми, находчивыми, бесстрашными…
Вокруг себя обернись и в спасателей превратись!
– Кто на помощь придет всегда?
– Суперспасатель – это я!
– Кто Весну вернет сюда?
Суперспасатель— это я!
Педагог: Суперспасатели, как вы думаете, что же будет, если весна не наступит?
Дети: Всегда будет зима, не появятся цветы, всегда будет холодно.
Педагог: я согласна с вами. Вспомните, пожалуйста, что нам надо сделать, чтобы спасти Весну?
Дети: собрать картинку-загадку, чтобы спасти Весну.
Педагог: что нам поможет в поисках Весны? (карта)
Педагог: я предлагаю вам рассмотреть карту (рассматривание карты на мольберте). Читаю стихотворение «Весна» (И. Токмаковой)
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
К первому указателю ведут какие-то следы, на что они похожи, как вы думаете?
Дети: на проталины.
Педагог: что такое проталины?
Дети: земля, которая появляется из - под снега под лучами солнца…..
Педагог: посмотрите, пожалуйста, на карту. Куда ведут проталинки, к какой картинке?
Дети: к подснежнику.
Педагог: предлагаю вам взять карту с собой и пройти по проталинкам к первому заданию Зимы.
Дети шагают по проталинкам, разложенным на полу (или на ковре), доходят до первого конверта с подснежником.
1 задание: «Найди все признаки весны»
Педагог: ребята, посмотрите конверт, что же там может быть?
Дети: наверное, задания.
Педагог: Ребята, разрешите, я вам прочитаю задание от Зимы: «Здравствуйте, ребята! На столе лежат картинки с приметами зимы и весны. Разложите их правильно на два игровых поля: белое и зеленое».
Педагог: Суперспасатели, как вы думаете, на игровое поле, какого цвета мы разложим зимние приметы, а на какое – весенние? (Ответы детей).
Дети: на белое поле положим приметы зимы, потому что зимой много снега, все белое, а на зеленое – приметы весны, потому что весной больше зеленого цвета, все начинает оживать, зеленеть.
Педагог: верно. Располагайтесь так, чтоб вам было удобно работать. Возьмите карточки, посмотрите, подумайте и положите на нужное поле. Будьте внимательны.
(Дети подбирают и выкладывают на белое поле – зимние приметы, а на зеленое поле – весенние приметы.)
Педагог: вы верно выполнили первое задание Зимы, вот и первая часть картинки-загадки (воспитатель достает из конверта).
Педагог: Молодцы! Отправляемся дальше? Посмотрим на карту. Куда нам идти дальше? (Рассматривание карты).Как мы найдем дорогу ко 2-му заданию?
Дети: нам её укажут проталинки, следы Весны.
Педагог: куда они ведут? (к ноткам или к музыке) наверное, Зима приготовила для нас музыкальное задание.
Задание 2: «Найди весенние звуки»
Педагог: (Дети находят конверт, достают задание Зимы). «Определите весенние звуки, и посчитайте их количество». Ребята, встаньте, пожалуйста, полукругом, свободно, чтобы всем было видно. Что вы видите на мольберте?
Дети: цифры.
Педагог: послушайте внимательно задание: когда вы услышите весенний звук – хлопайте в ладоши и считайте количество хлопков. Дети слушают звуки (вьюга, капель, пение птиц, скрип снега, журчание ручейка), определяют и хлопают в ладоши.
Педагог: сколько всего весенних звуков вы услышали?
Дети: три, один, два.
Педагог: какие это звуки? (капель, пение птиц, журчание ручейка).
Педагог: да, ребята я с вами согласна, прозвучало три весенних звука.
Педагог: вы были внимательными, поэтому нашли вторую часть картинки-загадки! Посмотрите на карту, как вы думаете, куда дальше идти?(ответы детей).
Дети идут по проталинкам к 3-му заданию с изображением птицы.
Задание 3 «Перелетные птицы»
Педагог: Суперспасатели, догадайтесь, о чем третье задание Зимы?
Дети: о птицах.
Педагог: сейчас мы узнаем. Присаживайтесь, пожалуйста!
В природе существует большое разнообразие птиц. Где бы мы ни гуляли – в городском парке, в лесу, в деревне – повсюду мы встретим пернатых друзей – птиц. Как вы думаете, почему их называют «пернатые»?
Дети: тело птиц покрыто перьями и есть крылья.
Педагог: куда осенью улетают перелетные птицы? (ответы детей), Мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края и весной возвращаются обратно. А вы знаете, что во время перелета многие птицы придерживаются строгого порядка? Причем у разных птиц этот порядок свой:
(1 слайд) Журавли летят «клином» в виде треугольника,
(2 слайд) Аисты – «шеренгой (цепочкой)», в одну линию, крылом к крылу.
(3 слайд) Утки летят косяком. У птиц есть вожаки стаи, которые показывают дорогу.
(4 слайд) Скворцы, ласточки, дрозды и другие мелкие птички порядка не любят: летят стайками.
(5 слайд) А кукушки компаний не признают: летят в одиночку.
Педагог: (6 слайд) Скажите, пожалуйста, как летят журавли?
Дети: Журавли летят клином.
Педагог:(7 слайд)А как летят аисты?
Дети: Аисты летят шеренгой.
Педагог: (8 слайд) как летят утки?
Дети: утки летят косяком.
Педагог:(9 слайд)как летят ласточки?
Дети: ласточки летят стайками.
Педагог:(10 слайд) кто запомнил, как летит кукушка?
Дети: в одиночку.
Педагог: как много интересного мы узнали о птицах, понаблюдаем за птицами глазами:
Зрительная гимнастика.
Глазки к небу поднимаем, Взглядом птичек провожаем. Вот сорока полетела, Посмотрели глазки влево. Там ворона пролетала, Посмотрели глазки вправо. Вверх взлетает ловкий стриж, А за ним веселый чиж. Посмотрели глазки вниз, Села галка на карниз. | Посмотреть вверх Посмотреть вниз Посмотреть влево. Посмотреть вправо. Посмотреть вверх Посмотреть вниз |
Динамическая пауза: игра «Путаница»
Педагог: а вот и конверт с заданием Зимы, посмотрим, что в нем. (Дети достают, взрослый читает письмо)
Зима: «Какие вы сообразительные, все знаете! Выполните задание в игре «Путаница». Вместе с Весной я заколдовала и запутала птиц так, что они сбились с пути и забыли какие они: зимующие или перелетные. Вам нужно распутать и расставить всех птиц на свои места».
Педагог: Спасатели, вы видите 2 обруча. Как вы думаете обруч со снежинкой домик, для каких птиц?
Дети: это домик для зимующих птиц.
Педагог: а обруч с солнцем – чей домик?
Дети: это домик для перелетных птиц.
Педагог: послушайте, пожалуйста, правила игры. Вы будете летать вокруг обручей, когда я покажу птицу – вы вспоминаете, какая она (зимующая или перелетная) и находите для нее домик и встаете вокруг него, как только карточка опускается – разбегаетесь врассыпную. Летаем, не наталкиваясь друг на друга. Начинаем игру: раз, два, три – повернись, в птиц скорее превратись.
(воспитатель поднимает карточку с изображением птицы, дети встают вокруг нужного обруча, как только карточка опускается дети – бегают врассыпную).
Педагог: вы помогли птицам вспомнить, кто из них зимующая, кто перелетная и в благодарность они нам принесли третью часть картинки-загадки.
Педагог: Суперспасатели, куда же нам идти дальше?
Дети: дальше нужно идти к солнышку. (идут по проталинкам к 4-му заданию).
Задание 4 «Лучики»
Педагог: присаживайтесь на ковер. Дети, что же в 4-м конверте? (Воспитатель читает письмо).
Зима: «Подберите как можно больше слов – признаков о солнце» (дети достают из конверта круг) рядом корзинка с желтыми прищепками.
Педагог: посмотрите, на что похож этот круг? (на солнце) Как вы думаете, чего не хватает солнышку, чтобы согреть землю и найти Весну?
Дети: у солнышка нет лучиков.
Педагог: я предлагаю вам подобрать к слову «солнышко» слова-признаки, какое Солнышко? Чем больше подберете слов-признаков (какое солнышко?), тем больше получится лучиков у солнышка! Солнце нам поможет спасти Весну. А вот и лучики-прищепки. (ребенок сказал слово-признак – берет лучик и прицепляет его).
Педагог: Солнышко, какое? Желтое – Румяное – Холодное – Золотистое –
Огромное –Теплое – Утреннее – Вечернее – Блестящее – Яркое – Огненное – Лучистое
Педагог: ребята, вы очень много разных слов сказали о солнце. Вот и оставшаяся часть картинки-загадки. (достаю из конверта четвертую часть картинки-загадки).
Педагог: Суперспасатели, мы выполнили все задания Зимы, сколько частей картинки-загадки мы собрали?
Дети: у нас четыре части, нужно сложить, чтобы узнать, что получилось. (собирают картинку)
Педагог: вот мы собрали картинку, что на ней изображено, как вы думаете? (ВЕСНА)
Педагог: мы помогли спасти Весну, предлагаю сфотографировать картинку и отправить дядюшке Ау, чтобы в волшебном лесу наконец-то наступила Весна. (фотографирую и отправляю).
Вокруг себя повернись и в ребёнка превратись.
Итог занятия. Рефлексия.
Педагог: дети, вспомните, кому вы сегодня помогли?
Дети: помогали дядюшке Ау, спасти Весну.
Педагог: что нового и интересного вы узнали на занятии?
Педагог: вспомните, как летят журавли? Утки? Аисты? Кукушки?
Дети: клином, шеренгой, косяком, в одиночку.
Какое задание Зимы было самым интересным для вас? Почему?
Какое задание оказалось самым трудным? Почему?
С чем вы справились легко? Почему?
Что на занятии вам особенно понравилось и запомнилось?
Дети, вы прекрасно справились со всеми заданиями, были внимательными, дружными, сплоченными и в результате добились успеха!
Вы доказали, что настоящие Суперспасатели, и я вам вручаю медали. Пусть у всех будет радостное, весеннее настроение!