СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КВЕСТ «Пернатые – наши друзья»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КВЕСТ «Пернатые – наши друзья»»

КВЕСТ «Пернатые – наши друзья»


Цель квеста: экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.

Задачи: 

Образовательные: расширить знания о птицах,

Развивающие: развивать интерес, наблюдательность;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям. Привлечь внимание детей к проблеме подкормки птиц зимой.

Оборудование: 

Мультимедийная установка, ноутбук

названия станций (формат А 4);

реквизит на станциях;

таблички с названиями станций;

листы А -4 по количеству команд
Длительность проведения квеста: 50 – 60 минут.

Ход мероприятия:


Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы поздравляем вас с весенним праздником – Днем птиц. Его празднуют вместе с нами сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Но прежде давайте выясним, кто же такие птицы. ( Звучит фонограмма «Утро в лесу»).

Ученик 1: Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Ученик 2: Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Ученик 3: Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Ученик 4: Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

Ученик 5: Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Вот что такое птицы.


Ученик 6 . Начиная с 1923 года, школьники нашей страны ежегодно проводят традиционный День птиц.

Ученик 1: Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. С птицами – звонкоголосым соловьем, смелым соколом – связаны самые поэтические образы в народном творчестве.

Ученик 2: Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.

Ученик 3: Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.

Ученик 4: До сих пор работают ученые над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелетов птиц.

Ученик 5. Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. Вычислили, что сарыч, питающийся исключительно мышами и полевками, в течение 50 дней съедает не менее 265 грызунов, а мохноногий канюк – 415. За одно лето 3 тысячи грачей истребили 24,5 миллиона проволочных червей-личинок одного из самых губительных вредителей наших полей. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи – наши злейшие враги, которые переносят возбудителей дизентерии, брюшного тифа.

Ученик 6. Особенно прожорливы птенцы. Это и понятно: ведь они очень быстро растут. Птенцы некоторых птиц за две-три недели удваивают свой вес. По наблюдениям, проводимым в окрестностях Москвы, дятел кормил птенцов с 4 часов утра до 9 часов 30 минут вечера. До 350 раз он за это время прилетал к гнезду с какой-либо добычей.

Ученик 1: Трудно даже представить себе, какое количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы, обитающие в нашей стране! Вот почему охрана птиц, забота о них считаются одной из самых важных проблем нашего государства.

Ученик 2. Птицы украшают Землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

Учитель. Итак, ребята, вы сегодня убедились, как много интересного в мире птиц. А сколько еще осталось неразгаданного! И может быть, именно вы сделаете не одно очень важное открытие, только будьте терпеливыми и внимательными наблюдателями. Изучая птиц, в том числе хорошо знакомых вам, можно подсмотреть много интересных птичьих повадок, научиться распознавать птичьи голоса и следы, выяснить способ добывания птицами пищи.

А сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в квесте «Пернатые наши друзья». Вы будете путешествовать по станциям, на которых вы покажете свои знания, и, конечно же, узнаете что-то новое для себя о наших пернатых друзьях.

Хочу познакомить вас с правилами проведения экологического квеста: за определённое время командам необходимо пройти 6 станций: «Всезнайка», «Знатоки птиц», «Птичьи профессии», «Расшифруйка», «Природоохранные знаки», «Загадочная».

После прохождения плана-задания, свои маршрутные листы сдаете членам жюри в составе:

- Климова Елена Николаевна – методист МУДО ЦДЮТ

- Юхман Светлана Александровна – классный руководитель 6а класса;

- Стрельникова Анна Александровна - вожатая

А сейчас капитаны команд подойдите, пожалуйста, к столику, чтобы

Получить маршрутный лист.

После прохождения станций все встречаемся здесь для подведения итогов.

Всем удачи!


Станция «Знатоки птиц»

Викторина «Покажи свой клюв, и я скажу, кто ты»

Информационное сообщение

«Всякая птица своим клювом сыта» – утверждает народная мудрость. Каков биологический смысл этой пословицы? Вот на этот вопрос мы и попытаемся ответить сегодня.

По способам питания и образу жизни птиц условно можно разделить на насекомоядных, зерноядных (в том числе и плодоядных), хищных и водных. Соответственно различаются у них и типы клюва (Картинка с клювами, как оформление):

«Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. Птицы с таким клювом – орлы, ястребы, соколы, грифы, совы др.

«Водный» клюв – плоский, с роговыми пластинками и зубчиками. Птицы с таким клювом – гуси, утки, лебеди, фламинго др.

«Зерноядный» клюв – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким клювом – щеглы, чечетки, снегири, клесты, дубоносы.

«Насекомоядный» клюв – острый, тонкий, различной формы и длины. Птицы с таким клювом – стрижи, ласточки, мухоловки, трясогузки и т.д.

Задание - по описанию клюва определить пернатого владельца

1.У этой птицы клюв снабжен приспособлением, напоминающий китовый ус. Опустив клюв в воду, она желкочет: процеживает воду, оставляя во рту мелкие водные организмы (утка)

2.Клюв этой птицы действует как совочек. Птица загребает им со дна жидкий ил, затем слегка приоткрыв клюв, процеживает ил через сосочки языка, задерживая во рту мелких рачков, червей и моллюсков. А сам клюв по форме напоминает бумеранг (фламинго)

3.У этой птицы язык находится в зачаточном состоянии, почти не развит. Его клюв работает, словно крупный рыболовный крючок: проносясь над водой, эта птица бьет рыбу сильным ударом в бок, чему помогает острый зубец на конце надклювья и подцепляет им рыбу (баклан)

4.Эта птица пользуется клювом, как сачком: верхняя часть сильно приплюснута, на ее вершине имеется искривленный крючок, нижняя часть клюва состоит из гибких косточек, на которые натянут кожаный мешок (пеликан)

5.У этих птиц конец одной челюсти перекрещивается с концом другой: верхняя половина его загнута вниз, а нижняя – вверх. Таким клювом легче добывать семена из чешуек еловых и сосновых шишек (клест)

6.Массивный клюв этой птицы способен дробить твердые семена и косточки, в названии ее можно найти могучее дерево (дубонос)

7.У этой птицы долотообразный клюв. Огромное значение для питания этих птиц имеет необыкновенно длинный язык. Он тонкий, червеобразный, до 15 см (дятел)

8.У этой болотной птицы, по Пришвину, «нос длинный, в полкарандаша». Этим носом она из грязи достает себе червяков. И название свое птица получила от французского слова «бек»- «клюв» (бекас)

9.У этой крупной нарядной птицы клюв крючковатый и загнутый вниз, а под клювом – щетинистая бородка, которая и дала имя птице (бородач или ягнятник)

10.Клюв у этой птицы длинный и сплющенный одновременно, причем на конце немного расширяется. Такой клюв напоминает щипцы для сахара, с его помощью птицы фильтруют воду и добывают корм (колпица)


Станция «Расшифруйка»

Вам необходимо внимательно построчно просматривать текст и среди букв находить названия птиц.

Правильные ответы

ВАНИМЛГПКСОЙКАТНМЧВЮКАНАРЕЙКАИОДТЬБГПАЛДНТСОВАТ

ПРГОЖАСИНИЦАПОДШЦЕККЛЁСТЬОЛЖАБГУСЬДНАРОСТРИЖТН

ШРОЙЗИМОРОДОКТНЛШМГРАЧНГАВКАКДБОРЁЛЖБЮЧВОРОБЕЙ

ГРОИТЬСТРАУСОГЛПНАКФИЛИНЩДАРНИАНЕМЬБЕРКУТЛДДШЕБ

ГОРПГАЛКАЬГОЛАТБЮМЗЯБЛИКЛДПРМТГЕДССКВОРЕЦГРОЛАКВ

ПАОУДОДЬОЛЮИЕНАУТКАГРОВРИКЛАСТОЧКАГЛДТЕКВАТГГОЛЖ


Криптограмма

Командам раздаются листки с заданием. Расшифровать:

- Что здесь написано?

Значения слов:

1) 12 1 15 1 18 6 11 12 1 – певчая комнатная птица;

2) 19 12 3 16 18 6 24 – птица, прилетающая ранней весной;

3) 3 16 18 16 2 6 11 – оседлая, часто встречающаяся птица;

4) 19 10 15 10 24 1 – насекомоядная птица;

5) 27 6 4 16 13 – певчая птица;

6) 17 20 6 15 6 24 – детеныш птицы;

7) 4 15 6 9 5 16 – жилище птицы.

Ответ: 1) канарейка, 2) скворец, 3) воробей, 4) синица, 5) щегол, 6) птенец, 7) гнездо.


Станция «Загадочная»

(за правильные ответы каждая команда получает 1 балл)

1. Птичка-невеличка Ножки имеет, Ходить не умеет. Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (Воробей.)

2.Спинкою зеленовата Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.)

3.В красной шапке ходит он Дуб долбит как долотом. (Дятел.)

4.Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! (Снегирь.)

5.Окраской – серовата, Повадкой – воровата, Крикунья хрипловатая – Известная персона Кто она? (Ворона.)

6.Непоседа пестрая Птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)

7.Днем слепая, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот. (Сова.)

8. Черный, проворный, Кричит «крак» — Червякам враг. (Грач)
9. Не ворона, не синица, как зовётся эта птица?
Примостилась на суку, раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)

10. Он соло пел среди ветвей,        
Его назвали…. 
(Соловей).

Станция «Всезнайка»

Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми. Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).

Станция «Всезнайка»

1.Мудрый, как … (сова)
2. Задиристый, как … (петух)
3. Вороватый, как … (сорока)
4. Важный, надутый, как … (индюк)
5. Длинноногий, как … (цапля)
6. Глазастый, как … (филин)
7. Взгляд зоркий, как у … (сокола)
8. Нос с горбинкой, как у … (орла)
9. Верность... (лебединая).
10. Любовь и нежность... (голубиная).
11. Большеглазый, как... (филин).
12. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).
13. Болтать или трещать, как... (сорока).
14.. Накаркать (накликать беду), как... (ворона).
15. Долбить (говорить одно и то же), как... (дятел).


Конкурс «Экологическая сказка»

1. Укажите правильную последовательность (составьте сказку). За правильно выполненное задание команда получает 8 баллов

1) филин обиделся и улетел в другой лес;

2) мыши стали поедать соты и разорили ульи;

3) пришлось мужику мириться с филином;

4) не стало пчел – не опыляются травы, и их урожайность понизилась;

5) худо стало мужику без меда и без молока;

6) не стало филина – расплодились мыши;

7) мало стало травы – корова не дает молока;

8) мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!».

Ответ. 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3


Станция «Птичьи профессии»
Ведущий: А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
Каждая группа ребят получают карточки птичьих профессий и названия птиц необходимо за 3 минуты правильно подобрать птичью профессию и название птицы, таким образом у вас должно получиться 8 пар, какая команда справится быстрее поднимает руку.


Птица – рыболов                соловей
Птица – плотник                ласточка
Лесная кошка                   поползень
Птица – строитель           баклан
Птица – акробат                 иволга
Пернатый солист               кукушка
Ночной хищник                   дятел
Легкомысленная мамаша сова


Информационное сообщение


Птица - рыболов (БАКЛАН). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.

Птица-плотник (ДЯТЕЛ). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: "Заладил, как дятел".

Лесная кошка (ИВОЛГА). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель (ЛАСТОЧКА). Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек-саланган или стрижей-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица-акробат (ПОПОЛЗЕНЬ). Своё имя эта птица получила от слова "ползать". Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает особенно. Поползень - единственная птица, которая умеет бегать по стволу и вверх и вниз головой.

Пернатый солист (СОЛОВЕЙ). Недаром об этой птице говорят: "В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая". Да, певец он прекрасный! А внешность у этой птички самая обычная.

Ночной хищник (СОВА). У этой птицы необычная внешность. Сова - единственная птица, у которой оба глаза "на лице". Но голова совы поворачивается на 180 градусов, поэтому сова может смотреть вбок и даже назад. Сова охотится ночью и питается мышами. Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (КУКУШКА). Кукушки кладут свои яички в гнёзда разных птиц. Но каждая кукушка "специализируется" на каком-нибудь определённом виде. Например, одни кукушки подкладывают свой яйца только малиновке, другие кукушки - пеночке, третьи- мухоловке, то есть мелким птичкам. Яйца кукушки не отличаются от яиц хозяев гнезда не только по окраске, но и по величине.

Кукушонок появляется из яйца раньше других птенцов. Поэтому, когда вылупляются другие птенцы, кукушонок уже может действовать. И хотя он ещё слепой (глаза у кукушонка открываются на пятый день), он выбрасывает других птенцов на землю. Только таким способом кукушонок может сохранить свою жизнь. Его новые родители не могут прокормить всех птенцов. Кукушата очень много едят. Эта прожорливость у кукушонка с возрастом увеличивается. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Она ест даже таких насекомых, особенно гусениц, которых не едят другие птицы, потому что они ядовиты


Станция «Природоохранные знаки»

Команда определяет значение природоохранных знаков. За правильное определение знака, команда получает по 1 баллу. Всего – 5 баллов








Подведение итогов игры. Награждение победителей и призеров.
















Приложение 1


ВАНИМЛГПКСОЙКАТНМЧВЮКАНАРЕЙКАИОДТЬБГПАЛДНТСОВАТЛ

ПРГОЖАСИНИЦАПОДШЦЕККЛЁСТЬОЛЖАБГУСЬДНАРОСТРИЖТНЛЗ

ШРОЙЗИМОРОДОКТНЛШМГРАЧНГАЛКАКДБОРЁЛЖБЮЧВОРОБЕЙДО

ГРОИТЬСТРАУСОГЛПНАКФИЛИНЩДАРНИАНЕМЬБЕРКУТЛДДШЕБРЪ

ГОРПГАЛКАЬГОЛАТБЮМЗЯБЛИКЛДПРМТГЕДССКВОРЕЦГРОЛАКВЖ

ПАОУДОДЬОЛЮИЕНАУТКАГРОВРИКЛАСТОЧКАГЛДТЕКВАТГГОЛЖУ


ВАНИМЛГПКСОЙКАТНМЧВЮКАНАРЕЙКАИОДТЬБГПАЛДНТСОВАТЛ

ПРГОЖАСИНИЦАПОДШЦЕККЛЁСТЬОЛЖАБГУСЬДНАРОСТРИЖТНЛЗ

ШРОЙЗИМОРОДОКТНЛШМГРАЧНГАЛКАКДБОРЁЛЖБЮЧВОРОБЕЙДО

ГРОИТЬСТРАУСОГЛПНАКФИЛИНЩДАРНИАНЕМЬБЕРКУТЛДДШЕБРЪ

ГОРПГАЛКАЬГОЛАТБЮМЗЯБЛИКЛДПРМТГЕДССКВОРЕЦГРОЛАКВЖ

ПАОУДОДЬОЛЮИЕНАУТКАГРОВРИКЛАСТОЧКАГЛДТЕКВАТГГОЛЖУ


ВАНИМЛГПКСОЙКАТНМЧВЮКАНАРЕЙКАИОДТЬБГПАЛДНТСОВАТЛ

ПРГОЖАСИНИЦАПОДШЦЕККЛЁСТЬОЛЖАБГУСЬДНАРОСТРИЖТНЛЗ

ШРОЙЗИМОРОДОКТНЛШМГРАЧНГАЛКАКДБОРЁЛЖБЮЧВОРОБЕЙДО

ГРОИТЬСТРАУСОГЛПНАКФИЛИНЩДАРНИАНЕМЬБЕРКУТЛДДШЕБРЪ

ГОРПГАЛКАЬГОЛАТБЮМЗЯБЛИКЛДПРМТГЕДССКВОРЕЦГРОЛАКВЖ

ПАОУДОДЬОЛЮИЕНАУТКАГРОВРИКЛАСТОЧКАГЛДТЕКВАТГГОЛЖУ

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

КОМАНДЫ 5___ КЛАССА ВСЕГО БАЛЛОВ_____________


Станция

Место проведения

Количество баллов

Отметка ответственного

Станция «Всезнайка»




Станция «Птичьи профессии»




Станция «Расшифруй-ка»




Станция «Загадочная» 




Станция «Природоохранные знаки»





Станция «Знатоки птиц»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!