СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест по басням И.А.Крылова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Квест по басням И.А.Крылова»

Разработка литературного квеста, посвященного жизни и творчеству И.А. Крылова



Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №16» г. Рязани -- Коваленко Светлана Валентиновна.


Цели мероприятия:

  • Проверить знание истории басни, биографии И.А.Крылова, его творчества, показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров героев, афористичность языка басен, близость их к разговорной народной речи;

  • углубить представление о жанре басни; учить осознавать нравственный, жизненный смысл басни;

  • развивать интерес к творчеству И.А. Крылова и литературе в целом, формировать чувство прекрасного, прививать любовь и интерес к литературе,

  • развивать творческие и актёрские способности учащихся;

  • совершенствовать умения коммуникативного общения, умение работать в команде, воспитывать чувство ответственности за команду, уважение к сопернику.

Участники: учащиеся 5-8 классов


Ход мероприятия:

Перед квестом команды получают «памятку» с заданием.













Команды берут путевой лист и отправляются в путешествие по станциям.

Время пребывания на станции- 5 минут.

Время чётко соблюдается.




1. Биографическая.

(Игра «ДА-НЕТ-ка»)

-ДА, если вы согласны с фразой.

-НЕТ, если высказывание считаете неправдой.

- Верите ли вы, что Иван Андреевич Крылов родился в богатой дворянской семье?

(НЕТ, семья жила очень скромно, а когда Крылов-старший скончался, и вовсе скатилась в бедность)

 - Верите ли вы, чтобы помочь своим родным, будучи юношей, Иван устроился на службу в земской суд Калязина? (ДА)

- Верите ли вы, что Крылов закончил гимназию, овладел французским, немецким и итальянским языками, выучился играть на скрипке и стал отличным математиком?

(НЕТ, к сожалению, не имея постоянных учителей, будущий поэт самостоятельно сумел овладеть французским, немецким и итальянским языками, выучился играть на скрипке и стал отличным математиком.)

- Верите ли вы, что образы своих басен И.А.Крылов часто черпал у своих знаменитых предшественников ( баснописцев), но делал их более реалистичными. (ДА)

 - Верите ли вы, что Крылов являлся академиком Петербургской академии наук, статским советником? (ДА)

-  Верите ли вы, что Иван Андреевич очень любил смотреть грозы и это стало даже чуть ли не анекдотами? (НЕТ, любил смотреть на пожары и об этом расскпазано очень много историй)

-  Верите ли вы, что событиям войны 12-го года Крылов посвятил целую серию басен, в том числе, «Волк на Псарне», «Кот и Повар»? ( ДА)

-  Верите ли вы, что  И.А.Крылов стал последним человеком, простившимся с А. С. Пушкиным после роковой дуэли? (ДА)

-  Верите ли вы, что, будучи очень ленивым, Крылов ничего не делал и в страсти любил отдыхать? (НЕТ, Иван Андреевич неустанно совершенствовал свое образование, на пороге глубокой старости он изучил древнегреческий язык.)

-  Верите ли вы, что чин статского советника поэт получил вопреки действовавшему запрету на присвоение государственных должностей лицам, не закончившим университет. (ДА)

2. «Историческая»

Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа.

В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.

Так в XVII веке французский писатель Лафонтен вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

В русской литературе вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова, вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий и сумевшего по-новому показать нам героев басен Эзопа.

Задание:

Вы должны изучить предложенные вам басни и определить их авторов.

Обратите внимание на подсказки!


ВОРОН И ЛИСИЦА

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: "Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!" Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: "Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало". Не верь врагам - проку не выйдет. (Эзоп)


ВОРОН И ЛИС

Дядюшка ворон, сидя на дереве,

Держал в своем клюве сыр.

Дядюшка лис, привлеченный запахом,

Повел с ним такую речь:

"Добрый день, благородный ворон!

Что за вид у вас! что за красота!

Право, если ваш голос

Так же ярок, как ваши перья,-

То вы - Феникс наших дубрав!"

Ворону этого показалось мало,

Захотел он блеснуть и голосом,

Разинул клюв - и выронил сыр.

Подхватил его лис и молвил:

"Сударь, Запомните: всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает,-

Вот урок вам, а урок стоит сыра".

И поклялся смущенный ворон (но поздно!),

Что другого ему урока не понадобится.

(Ж. Лафонтен)

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

(И.А.Крылов)

(Можно использовать и другие басни, учитывая возраст и подготовленность учащихся)

ЖУК И МУРАВЕЙ

В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: "О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, - а ты смеялся надо мной, - не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме".


ВОРОН И ЛИС

Дядюшка ворон, сидя на дереве,

Держал в своем клюве сыр.

Дядюшка лис, привлеченный запахом,

Повел с ним такую речь:

"Добрый день, благородный ворон!

Что за вид у вас! что за красота!

Право, если ваш голос

Так же ярок, как ваши перья,-

То вы - Феникс наших дубрав!"

Ворону этого показалось мало,

Захотел он блеснуть и голосом,

Разинул клюв - и выронил сыр.

Подхватил его лис и молвил:

"Сударь, Запомните: всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает,-

Вот урок вам, а урок стоит сыра".

И поклялся смущенный ворон (но поздно!),

Что другого ему урока не понадобится.


ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: "Он еще не дозрел". Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.


СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она…

3. «Картинная галерея»

И.А Крылов - это знаменитый баснописец, произведения которого знают и взрослые и дети. В общей сложности им было написано 205 басен и 110 из них было проиллюстрировано. Многие известные художники писали иллюстрации к басням Крылова. Это Франсуа Руйе, Георгий Нарбут, Александр Орловский, Валентин Серов, А.Иванов, Е.Рачёв, Яровой, А. Дейнека, Г. Трутовский, Вера Ермолаева, Павел Федотов, А.Каневский, Алексей Лаптев, М.Алексеев, Н. Строганова, Манухин и многие другие.

Задание: определите, какую басню иллюстрирует художник Е.Рачёв.



4. «Литературная».


Перелистаем страницы басен и попробуем вспомнить, из какой басни И.А. Крылова фраза:

  • «У сильного всегда бессильный виноват.» («Волк и Ягнёнок»)

  • «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей»)

  • «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Рак и Щука»)

  • «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица»)

  • «Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона» («Слон и Моська»)

  • «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.» («Квартет»)

  • «Не попусту в народе говорится: Не плюй в колодезь, пригодится Воды напиться.» (Лев и Мышь)

  • «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.» («Кукушка и Петух»)


5. «Басенная».

-Ребята, напомните, пожалуйста, в каком жанре работал И.А.Крылов.

-А что же такое басня? («Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера.)

-Какая обязательная часть есть в каждой басне?(Мораль)

- Что такое мораль? (Краткое нравоучительное заключение)

Задание 1: прочитайте две басни И.А. Крылова, найдите мораль и объясните её. Время на подготовку 1 минута.

(На столах басни И.А. Крылова «Щука и кот», «Кукушка и Петух», «Мартышка и очки», «Свинья под Дубом» и другие)


Основной художественный прием басни – аллегория.

Аллегория (иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

Иносказание в басне заключается в том, что главными героями являются животные. Они не имеют собственных имён. За их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами и недостатками.


Задание 2: установите соответствия.

Заяц

глупость

Свинья

трусость и хвастовство

Волк

упрямство

Лиса

невежество

Муравей

свирепость, жадность

Петух

заискивания и хитрость

Стрекоза

трудолюбие

Кукушка

беспечность

Осел

зазнайство и самолюбие



6. «Театральная». (Инсценировка басен- проверка домашнего задания)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.



Используемые материалы:

  1. Альбеткова Р. Рабочая тетрадь «Литературные игры» №1, №2, Москва, «Открытый мир», 1995.

  2. Козак О.Н. «Литературные викторины», С.-Петербург, издательство «Союз», 1998

  3. Косивцова Л.И. «Предметные недели в школе», Волгоград, из-во «Учитель», 2002.

  4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник.- М.: Высш. шк., 2003.

  5. https://vk.com/@dioramasib-hudozhniki-illustratory-basen-ia-krylova




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!