Разработка литературного квеста, посвященного жизни и творчеству И.А. Крылова
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №16» г. Рязани -- Коваленко Светлана Валентиновна.
Цели мероприятия:
Проверить знание истории басни, биографии И.А.Крылова, его творчества, показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров героев, афористичность языка басен, близость их к разговорной народной речи;
углубить представление о жанре басни; учить осознавать нравственный, жизненный смысл басни;
развивать интерес к творчеству И.А. Крылова и литературе в целом, формировать чувство прекрасного, прививать любовь и интерес к литературе,
развивать творческие и актёрские способности учащихся;
совершенствовать умения коммуникативного общения, умение работать в команде, воспитывать чувство ответственности за команду, уважение к сопернику.
Участники: учащиеся 5-8 классов
Ход мероприятия:
Перед квестом команды получают «памятку» с заданием.
Команды берут путевой лист и отправляются в путешествие по станциям.
Время пребывания на станции- 5 минут.
Время чётко соблюдается.
1. Биографическая.
(Игра «ДА-НЕТ-ка»)
-ДА, если вы согласны с фразой.
-НЕТ, если высказывание считаете неправдой.
- Верите ли вы, что Иван Андреевич Крылов родился в богатой дворянской семье?
(НЕТ, семья жила очень скромно, а когда Крылов-старший скончался, и вовсе скатилась в бедность)
- Верите ли вы, чтобы помочь своим родным, будучи юношей, Иван устроился на службу в земской суд Калязина? (ДА)
- Верите ли вы, что Крылов закончил гимназию, овладел французским, немецким и итальянским языками, выучился играть на скрипке и стал отличным математиком?
(НЕТ, к сожалению, не имея постоянных учителей, будущий поэт самостоятельно сумел овладеть французским, немецким и итальянским языками, выучился играть на скрипке и стал отличным математиком.)
- Верите ли вы, что образы своих басен И.А.Крылов часто черпал у своих знаменитых предшественников ( баснописцев), но делал их более реалистичными. (ДА)
- Верите ли вы, что Крылов являлся академиком Петербургской академии наук, статским советником? (ДА)
- Верите ли вы, что Иван Андреевич очень любил смотреть грозы и это стало даже чуть ли не анекдотами? (НЕТ, любил смотреть на пожары и об этом расскпазано очень много историй)
- Верите ли вы, что событиям войны 12-го года Крылов посвятил целую серию басен, в том числе, «Волк на Псарне», «Кот и Повар»? ( ДА)
- Верите ли вы, что И.А.Крылов стал последним человеком, простившимся с А. С. Пушкиным после роковой дуэли? (ДА)
- Верите ли вы, что, будучи очень ленивым, Крылов ничего не делал и в страсти любил отдыхать? (НЕТ, Иван Андреевич неустанно совершенствовал свое образование, на пороге глубокой старости он изучил древнегреческий язык.)
- Верите ли вы, что чин статского советника поэт получил вопреки действовавшему запрету на присвоение государственных должностей лицам, не закончившим университет. (ДА)
2. «Историческая»
Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа.
В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.
Так в XVII веке французский писатель Лафонтен вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.
В русской литературе вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова, вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий и сумевшего по-новому показать нам героев басен Эзопа.
Задание:
Вы должны изучить предложенные вам басни и определить их авторов.
Обратите внимание на подсказки!
ВОРОН И ЛИСИЦА
Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: "Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!" Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: "Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало". Не верь врагам - проку не выйдет. (Эзоп)
ВОРОН И ЛИС
Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
"Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья,-
То вы - Феникс наших дубрав!"
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв - и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил:
"Сударь, Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает,-
Вот урок вам, а урок стоит сыра".
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.
(Ж. Лафонтен)
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
(И.А.Крылов)
(Можно использовать и другие басни, учитывая возраст и подготовленность учащихся)
ЖУК И МУРАВЕЙ
В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: "О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, - а ты смеялся надо мной, - не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме".
ВОРОН И ЛИС
Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
"Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья,-
То вы - Феникс наших дубрав!"
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв - и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил:
"Сударь, Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает,-
Вот урок вам, а урок стоит сыра".
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: "Он еще не дозрел". Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она…
3. «Картинная галерея»
И.А Крылов - это знаменитый баснописец, произведения которого знают и взрослые и дети. В общей сложности им было написано 205 басен и 110 из них было проиллюстрировано. Многие известные художники писали иллюстрации к басням Крылова. Это Франсуа Руйе, Георгий Нарбут, Александр Орловский, Валентин Серов, А.Иванов, Е.Рачёв, Яровой, А. Дейнека, Г. Трутовский, Вера Ермолаева, Павел Федотов, А.Каневский, Алексей Лаптев, М.Алексеев, Н. Строганова, Манухин и многие другие.
Задание: определите, какую басню иллюстрирует художник Е.Рачёв.
4. «Литературная».
Перелистаем страницы басен и попробуем вспомнить, из какой басни И.А. Крылова фраза:
«У сильного всегда бессильный виноват.» («Волк и Ягнёнок»)
«Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей»)
«Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Рак и Щука»)
«Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица»)
«Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона» («Слон и Моська»)
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.» («Квартет»)
«Не попусту в народе говорится: Не плюй в колодезь, пригодится Воды напиться.» (Лев и Мышь)
«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.» («Кукушка и Петух»)
5. «Басенная».
-Ребята, напомните, пожалуйста, в каком жанре работал И.А.Крылов.
-А что же такое басня? («Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера.)
-Какая обязательная часть есть в каждой басне?(Мораль)
- Что такое мораль? (Краткое нравоучительное заключение)
Задание 1: прочитайте две басни И.А. Крылова, найдите мораль и объясните её. Время на подготовку 1 минута.
(На столах басни И.А. Крылова «Щука и кот», «Кукушка и Петух», «Мартышка и очки», «Свинья под Дубом» и другие)
Основной художественный прием басни – аллегория.
Аллегория (иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.
Иносказание в басне заключается в том, что главными героями являются животные. Они не имеют собственных имён. За их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами и недостатками.
Задание 2: установите соответствия.
Заяц | глупость |
Свинья | трусость и хвастовство |
Волк | упрямство |
Лиса | невежество |
Муравей | свирепость, жадность |
Петух | заискивания и хитрость |
Стрекоза | трудолюбие |
Кукушка | беспечность |
Осел | зазнайство и самолюбие |
6. «Театральная». (Инсценировка басен- проверка домашнего задания)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Используемые материалы:
Альбеткова Р. Рабочая тетрадь «Литературные игры» №1, №2, Москва, «Открытый мир», 1995.
Козак О.Н. «Литературные викторины», С.-Петербург, издательство «Союз», 1998
Косивцова Л.И. «Предметные недели в школе», Волгоград, из-во «Учитель», 2002.
Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник.- М.: Высш. шк., 2003.
https://vk.com/@dioramasib-hudozhniki-illustratory-basen-ia-krylova