СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест по курсу "обществознание" как заключительный урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заключительный урок по курсу "обществознание" в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Квест по курсу "обществознание" как заключительный урок.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.А.Курбаева села Вольно-Надеждинское

Надеждинского муниципального района

Приморского края.













Квест - игра по станциям

для учащихся 10-х классов

«Человек и общество»

(заключительный урок)

















Организатор:

учитель истории и обществознания Решетова Людмила Николаевна.



2021год.

Цель.

Закрепить знания, полученные на уроках обществознания.

Развивать интерес к обществознанию.

Задачи:

способствовать закреплению учащимися знаний и терминологии курса обществознания за 10 класс.

способствовать развитию навыка групповой, проблемной работы, активизации познавательного интереса к политическим процессам в городе, государстве;

способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в группах;

воспитывать уважительное отношение к законодательству Российской Федерации, к ее политическим процессам.

Ход квеста:

1. Станция «Общество»

2. Станция «Общественные отношения»

3.Станция «Деятельность»

4. Станция «Общество и человек»

5. Станция «Общество и культура»

6. Станция «Право»

7. Станция «Задачкино»

8. Станция «Паспортная»

9.Станция «Занимательная».

10. Станция «Коллективная».

Ход игры

1. Сбор команд в актовом зале. Объявление темы мероприятие и условия участия в игре.

Вступительное слово ведущего игры

«Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем игру по станциям «Человек и общество». Закончился учебный год. Кто-то в следующем году будет сдавать ЕГЭ по обществознанию, кто-то –нет. Однако, знания по этому предмету пригодятся всем. Потому что общественные дисциплины изучаются во всех вузах и колледжах. Так давайте поиграем в эту игру и посмотрим, кто больше всех запомнил основные моменты из курса обществознания в 10-м классе.

Проводится жеребьевка команд

Внимание, ребята. Для начала проведем жеребьевку между командами. Для этого вы должны справиться с заданием. Итак, я зачитываю задание, а вы с помощью поднятой руки должны угадать пропущенное слово. Таким образом мы распределим, по какому маршруту будут следовать команды: (1 ответ – первый маршрут; 2 ответ – второй маршрут; 3 ответ – третий маршрут; 4 ответ – четвертый маршрут). За каждый правильный ответ-1 балл. Каждой команде необходимо пройти все станции.

Вставьте нужные слова:

1. Пусть ты пока еще ребенок,

Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,

Пусть маленький, но гражданин (1- ый маршрут)

2.Как работу строить верно,

как решать:кто прав- неправ

Правил свод давно придуман,-

Называется устав (2-ой маршрут)

3.По законам мы живем

Утром, вечером и днем

Орган, где их создают

Все …парламентом зовут(3- ий маршрут)

4.Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой переплетчик,

Юрист или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты- избиратель (4-ый маршрут)

«Итак, мы начинаем. Прошу подойти капитанов команд для вручения маршрутных листов»

Команды занимают свои позиции.

  1. Станция «Общество».

А. Дайте определение слову «общество».

Б.Докажите, что общество- это система.

В. Назовите подсистемы общества.

Г. Охарактеризуйте подсистемы общества.

Д. Докажите, что общество находится в постоянном развитии.

Ж.Какие науки изучают общество.

З.Что называется Социальным институтом.

И. Какие социальные институты вы знаете.

К. В чем заключается многовариантность общественного развития.

Л. Что называется Глобальными проблемами.

М. Что называется прогрессом и регрессом.

Н. Критерии общественного прогресса.

2. Станция «Общественные отношения».

А.Что называется общественными отношениями.

Б.Какие виды общественных отношений вы знаете.

В.  Что хочет изменить герой книги А. Дюма «Двадцать лет спустя» Портос, мечтающий стать бароном?

1) социальный статус 2) социальное происхождение 3) семейное положение 4) профессию

Г.  В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

1) воспитательную 2) репродуктивную 3) хозяйственную 4) досуговую

Д.  Наиболее развитая историко-культурная общность людей:

1) род 2) племя 3) нация 4) народность

Ж.  Новаторство и изобретательство – это формы:

1) негативного отклоняющегося поведения

2) позитивного отклоняющегося поведения

3) неправомерного поведения

4) неотклоняющегося поведения

З.  Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

И. Признаками нации являются:

1) наличие правового государства

2) общность географических условий жизни

3) общность исторического пути

4) дезинтеграция этносов

5) общность языка

6) общность территории

7) мобильность

К. Проявлением геноцида является:

1) уничтожение групп населения по возрастному признаку

2) лишение избирательного права

3) ограничения в получении образования на национальном языке

4) уничтожение групп населения по расовым или национальным мотива

Л. Патриархальной семье соответствует признак:

1) главенство старшего мужчины

2) беспрепятственное расторжение брака

3) экономическая независимость женщины

4) независимость детей от родителей

М. . Учащиеся колледжа коллекционируют песок. В созданном ими музее насчитывается более 3000 различных образцов и проб песка из разных уголков мира. Какой тип поведения иллюстрирует этот пример?

1) соответствующее обычаям

2) нарушающее нормы права

3) негативное отклоняющееся

4) позитивное отклоняющееся

Н. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. 

1) установлены государством

2) выражаются в общественном мнении

3) обязательны для исполнения

4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла

5) дают большой простор для толкования

6) поддерживаются силой государственного принуждения

О. Если в национальных отношениях используется принцип толерантности, это означает, что существует:

1) уважение к чужому мнению, доброжелательность

2) уважение к традициям и обычаям других народов

3) возможность исповедовать любую религию

4) свобода экономической деятельности

3. Станция «Деятельность»

А.  Какое из перечисленных проявлений относится к сфере бессознательного?

1) твёрдое убеждение

2) благородное намерение

3) целенаправленное припоминание

4) творческое озарение=

Б. Определение: «Субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни» относится к понятию

1) человек

2) личность = 

3) индивидуальность  

4) индивид

В.  Верны ли следующие суждения о свободе личности?

А. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.

Б. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения=

4) оба суждения неверны

Г. Известный писатель работает над новым произведением. Какой вид деятельности иллюстрируется данным примером?

1) экономическая  

2) политическая  

3) социальная    

4) духовная=

Д.  Тип мировоззрения, отличительной особенностью которого является то, что оно в решающей мере формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт и здравый смысл

1) обыденное=  

2) религиозное  

3) научное  

4) философское

Ж.  Осуществление анализа возможных последствий планируемых реформ в обществе - это пример деятельности

1) ценностно-ориентировочной

2) познавательной

3) прогностической=

4) материально-производственной

З. Верны ли следующие суждения о степени свободы людей?

А. Степень свободы людей определяется только внешними обстоятельствами (благосклонным отношением окружающих, полученным богатством и др.).

Б. Степень свободы людей определяется только их внутренними качествами (знаниями, умениями, способностями и др.).

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны=

И. Верны ли следующие суждения об убеждениях?

А. Убеждения присущи человеку только с религиозным типом мировоззрения.

Б. Убеждения присущи человеку только с обыденным типом мировоззрения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны=

К. Человеческие возможности и способности

1) зависят только от личных усилий человека

2) всецело обусловлены биологически

3) определяются как наследственными признаками, социальной средой, так и волей человека=

4) полностью обусловлены социальной средой

Л. Верны ли следующие суждения о субъекте деятельности?

А. Субъектом деятельности могут быть сферы жизни общества.

Б. Субъектом деятельности могут быть государственные органы и само государство.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения=

4) оба суждения неверны


М. К признакам религиозного мировоззрения не относится

1) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

2) наличие обобщенных итогов достижений человеческого познания=

3) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей

4) тесная связь с мировым культурным наследием

Н. Понятие «индивид» обозначает

1) единственного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа

2) любого, то принадлежит  человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами=

3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни

4) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности, человека под влиянием конкретной социокультурной среды


4. Станция «Общество и человек».


А. 1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

  А) общественное сознание=             Б) общество

   В) обыденное сознание                   Г)  идеология

Б. Иван — высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

 А) личность    Б) гражданина   В)  индивидуальность =  Г) профессионала

В. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.— постиндустриальное?

 А) основной продукт производства — промышленные изделия

 Б)  основной фактор производства — знания

  В) широкое применение механизмов, технологий=

  Г)  классовое деление общества

Г. Какой признак характеризует традиционное общество?

А)  интенсивная урбанизация     Б) преобладание приписанного социального статуса=

 В) высокая социальная мобильность       Г) рост уровня потребления

Д. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

 А) привычки    Б) влечения=   В)  мотивы    Г) эмоции

Ж. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

    А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

     Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

1) верно только А     2) верно только Б=      3)  верны оба суждения      4) оба суждения неверны

З. Основа человеческого существования — это

А) дружба   Б) любовь    В) потребительство   Г) деятельность=

И. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы

 А) войны и мира  Б)  экономической   В) демографической =  Г)  энергетической


К. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

 А) постиндустриальному          Б) индустриальному

 В) традиционному=                    Г) информационному

Л.  Петровские преобразования XVIII в. являются примером

А)  стагнации   Б) контрреформы    В)  эволюции    Г) модернизации=

М. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

 А)  стагнация  Б)  прогресс=   В)  регресс    Г) модернизация

Н.  Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

 1) верно только А=       2) верно только Б       3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

О. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

 1) верно только А       2) верно только Б       3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

П. Индустриальное общество отличается от традиционного тем, что:

А) в нём существует жесткое разделение людей на классы, касты

Б) в нём отсутствуют социальные конфликты

В) в нём господствуют общинные принципы социальной жизни

Г) центрами социально-экономической жизни становятся промышленные предприятия=


5. Станция «Общество и культура».

А. Общепринятым является деление культуры на:

1) духовную и экономическую                

2) духовную и материальную=

3) идеальную и материальную            

4) политическую и экономическую

Б.  Верны ли суждения о совести?

а) Совесть – это потребность человека нести ответственность за свои действия.

б) Совесть, как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны= 4) оба суждения неверны

В. Какая из названных форм обучения не предусматривается законодательством Российской Федерации:

1) очная 2) заочная 3) очно – заочная 4) дистанционная=

Г. Верны ли суждения о науке?

А) Наука – это область человеческой деятельности, выражающая объективное знание о мире.

Б) Наука – это наблюдение, классификация описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны= 4) оба суждения неверны

Д. Верны ли суждения о науке?

а) Наука – это область человеческой деятельности, выражающая объективное знание о мире.

б) Наука – это наблюдение, классификация описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны= 4) оба суждения неверны

Ж.  Общие черты или формы, присущие всем культурам, называются:

1) культурными символами                

2) духовными идеалами

3) культурными универсалиями=            

4) духовными приоритетами

З.  Центральными в этике являются понятия:

1) общего и частного 2) добра и зла=

3) абсолютного и относительного 4) идеального и материального

И.  Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе в этике определяется категорией:

1) долга 2) совести 3) чести 4) достоинства=

К. Верны ли суждения о морали?

А) Мораль – это особые духовные правила, которыми государство регулирует поведение человека.

Б) Мораль – это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представлений о наиболее возвышенном в человеке.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны=

Л. Особый вид деятельности человека, система исследований, направленных на получение новых знаний:

1) наука 2) образование= 3) культура 4) искусство

М. Выберите верное высказывание?

1) государственной религией России является православие

2) государственными религиями России являются православие и ислам

3) государственными религиями России являются православие, ислам и иудаизм

4) в России нет государственной религии=

Н. Верны ли суждения о науке?

А) Наука – это область человеческой деятельности, выражающая объективное знание о мире.

Б) Наука – это наблюдение, классификация описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны= 4) оба суждения неверны

6. Станция «Право».

Нарушения прав человека в знакомых сказках

п/п

Название детской сказки

Какое право представляет

Теремок

Право на неприкосновенность жилища Неумышленное уничтожение чужого имущества

Двенадцать месяцев.

Злоупотребление трудом ребенка.

Угроза жизни ребенка.

Колобок

Убийство

Чиполино

Равноправие (недискриминация) детей 

Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуата­ции и насилия

Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли


Д

Морозко

Право на отдых

Курочка Ряба

Право на неприкосновенность частной собственности

Заяц и Лиса

Право на жилище


Задание Может ли ….. ( да или нет)(За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу)

- распоряжаться самостоятельно своим имуществом, своим заработком, - стипендией, иными доходами в возрасте от 14 лет (да)

- в возрасте 12 лет может быть временно отстранен от занятий или переведен в другую школу за определенные нарушения (да)

- дать согласие на изменение своего имени или фамилии(да с 10 лет)

- с 14 лет обучаться вождению мотоцикла (обучать могут, водить только с 16 лет)

- с 10 лет вносить вклады в банки и распоряжаться ими (нет, только с 14 лет)

- на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд (да)

7. Станция «Задачкино»

Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребята?

Ложный звонок

В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться.Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. ( Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д. )

Порча школьного имущества

Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)

Порча чужого имущества

На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместонего будут отвечать его родители).

Драка на улице

Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения.(В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)

Ограбление ларька

Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч. Кто должен нести ответственность за материальный ущерб. (уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечаютза детей их родители).

Угроза жизни

Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить»(как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление , с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)

Осквернение зданий

На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом.(Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.)

8. Станция «Паспортная»

Правильно ответить на вопросы.

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)

2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Во­инская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

7. Что должен предпринять гражданин, потерявший пас­порт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

8. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сде­ланы в паспорте учреждениями здравоохранения? (От­метки о группе крови и резус-факторе.)

9. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)

10. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

11. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

12. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)

13. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воин­ская обязанность»? (Одна - 13-я.)

14. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)

15. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

9. Станция «Занимательная».

I. Ответить за вопросы

1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)

2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)

3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».)

4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воров­стве ювелирных изделий. (Сорока.)

5. Его приговорили утопить в загородном пруду как бес­призорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)

6. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кир­пича? (Глеб Жеглов.)

7. В финале этого фильма один из героев публично про­возгласил «Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)

8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)

Какие права отражены в пословицах

1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)

6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

10. Станция «Коллективная».

Составьте максимальное количество слов из слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ.



Подведение итогов квеста, объявление победителей.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!