МОУ Спас-Загорская основная общеобразовательная школа
Квест
«В русской избе»
Разработала: Ждакаева Оксана Викторовна,
учитель истории и обществознания,
руководитель
историко-краеведческого музея
Этапы создания квеста «В русской избе».
1. Выбор темы, постановка целей и задач.
Изучение темы «Крестьянский быт начала ХХ века» в рамках изучения предметов экспозиции музея
Цель: сформировать представление о быте крестьян начала ХХ века
Предполагаемый результат:
познакомиться с бытом крестьян, изучив предметы экспозиции музея;
осознать роль предметов быта в русской избе;
познакомиться с ремеслами и промыслами крестьян.
2. Этапы создания квеста:
Создание квеста. Разрабатывается система заданий и вопросов,
пишется сценарий квеста. Центральное задание должно быть понятно, интересно и выполнимо.
Выбор ресурсов.
Подготовка к реализации квеста. Подготовка учащихся: изучение литературы, предварительная экскурсия в музей.
Проводится беседа о правилах поведения в общественных местах, оговариваются правила игры, время и место сбора.
Готовятся необходимые материалы: карты, маршрутные листы, инструкции.
3. Проведение квеста.
Место проведения игры: школьный музей, экспозиция «Крестьянский быт начала ХХ века»
Участники: Музейно-педагогическое занятие в форме игры-путешествия по музею рассчитано на учащихся 5- 6 классов
Время проведения: каникулярное время
Объявление
Начать путешествие можно с любого из разделов музея. Маршрутный лист содержит занимательные вопросы, ответы на которые можно найти лишь внимательно изучив экспозицию музея, ребусы, головоломки.
Можно устроить музейный марафонский забег в один день, можно растянуть
удовольствие на неделю - выбор остается за вами. Главное – прийти в музей, с интересом провести там время и открыть для себя музейный мир с новой, неожиданной стороны. И помните — в этой игре проигравших не бывает! Всех, кто дойдет до конца ждет сюрприз от бабушки Агафьи!!!
Маршрутный лист
№ | Станции | Баллы |
1. | «Вставь слова» | |
2. | «Волшебный сундучок» | |
3. | «Народные промыслы и занятия крестьян» - «В картинной галерее» | |
4. | «Народные промыслы и занятия крестьян» - «Найди изделия мастеров в музее» | |
5. | «Рассмотри картинку» | |
6. | «Отгадайте загадки» | |
7. | «Вопросы бабушки Агафьи» | |
| Итого: | |
«Вставь слова»
Задание: Используя материалы раздела музея, вставьте пропущенные слова.
Быт русской избы вращался вокруг __________. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Пищу готовили в особом сосуде. Особенностью ____________ является его форма - зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить __________ в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента — _____________.
В задней части избы, рядом с подтопком вешали _____________. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался моток проволоки, так называемый «качок», на который и вешалась на веревках _______________. Качать такую ______________ можно было при помощи специального ремешка рукой, делали это старшие дети.
В старинные времена приданное готовили загодя. Частью приданого невесты, наряду с драгоценностями была __________________. Выполненные в разных техниках – вышивка, кружево. Гладкотканые полотна стелили на стол в обычные дни, а в праздничные использовали богато украшенные _________________. Ведь еда, даже самая скромная, на ней смотрелась торжественнее.
Также в качестве приданного вышивали _______________. На Руси он выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. ______________ украшает иконы в красном углу. Изготовляется из льняного полотна. Для украшения употребляют вышивку.
В каждой избе было приспособление для ручного прядения пряжи. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети - это______________. Позже для удобства и быстроты прядения стали использовать ________________.
Обязательной принадлежностью избы были - ________________. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. ______________ делали большие — длиной до 2 м и маленькие 50-60 см (укладки). Иногда обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом (лося, оленя), укрепляли металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями.
Для глажки белья в России было особое изобретение. Бельё накатывали на скалку, неровности разглаживали ребристым куском приспособления, которое называлось ________________.
В качестве обуви крестьяне носили ________________.
«Волшебный сундучок»
В этом сундучке находятся названия предметов, которые находятся в экспозиции музея. Почувствуйте себя хранителем музея. Вытяните предмет и опишите его, согласно следующему плану.
Учетная карточка Название: Использование предмета: Датировка (примерная): Материал, из которого изготовлен предмет: Техника изготовления: Размеры предмета: Краткое описание (форма, орнамент, роспись и т.д.) – Степень сохранности: Место хранения в музее: Количество: |
«Народные промыслы и занятия крестьян»
Задание 1. В картинной галерее.
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать.
Перед вами старинные картины. Что делают ремесленники и крестьяне, изображенные на этих картинах?
| |
1 | 2 |
| |
3 | 4 |
| |
5 | 6 |
| |
7 | 8 |
| |
9 | 10 |
| |
11 | 12 |
| |
13 | 14 |
| |
15 | 16 |
Задание 2. Найдите изделия мастеров в нашем музее.
«Народные промыслы и занятия крестьян»
Задание 1. В картинной галерее.
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать.
Перед вами старинные картины. Что делают ремесленники и крестьяне, изображенные на этих картинах?
1 | 2 |
3 | 4 |
5 | 6 |
7 | 8 |
9 | 10 |
11 | 12 |
13 | 14 |
15 | 16 |
17 | 18 |
Задание 2. Найдите изделия мастеров в нашем музее.
«Рассмотри картинку»
Какие из предметов старого быта, изображенных на картинке, имеются в нашем музее? Найдите и назовите предметы.
Предметы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
«Отгадайте загадки»
Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
самовар
Что в избе за коровьи рога?
ухват
Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
ножницы
По сеням так и сяк, а в избушку никак.
дверь
Идет пароход — то взад, то вперед,
А за ним такая гладь — ни морщинки не видать.
утюг
Черный конь скачет в огонь.
кочерга
Из первых букв слов-отгадок составьте слово, обозначающее предмет, внутри которого находится следующее задание
(сундук)
«Вопросы от бабушки Агафьи»
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Что значит «топить избу по-черному»? | |
2. | Героини сказок и преданий часто сидят в светлице. Что такое светлица? | |
3. | Какой угол в доме называли «красным»? | |
4. | Есть такое выражение – «заварить кашу». Что оно означает сейчас, и как оно возникло? | |
5. | Многие сказки заканчиваются словами «мёд, пиво пил». Разве можно пить мёд? | |
6. | Этот продукт стоил очень дорого и на столе стоял отдельно, в красивой посуде и только рядом с почётными гостями. О каком продукте идет речь? | |
7. | Какие материалы для письма использовались в Древней Руси? | |