СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест "В русской избе"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение темы «Крестьянский быт начала ХХ века» в рамках изучения предметов экспозиции школьного музея

Цель: сформировать представление о быте крестьян начала ХХ века

Предполагаемый результат:

  • познакомиться с бытом крестьян, изучив предметы экспозиции музея;
  • осознать роль предметов быта в русской избе;
  • познакомиться с ремеслами и промыслами крестьян.

Просмотр содержимого документа
«Квест "В русской избе"»

МОУ Спас-Загорская основная общеобразовательная школа











Квест

«В русской избе»



Разработала: Ждакаева Оксана Викторовна,

учитель истории и обществознания,

руководитель

историко-краеведческого музея





Этапы создания квеста «В русской избе».


1. Выбор темы, постановка целей и задач.

Изучение темы «Крестьянский быт начала ХХ века» в рамках изучения предметов экспозиции музея

Цель: сформировать представление о быте крестьян начала ХХ века

Предполагаемый результат:

  • познакомиться с бытом крестьян, изучив предметы экспозиции музея;

  • осознать роль предметов быта в русской избе;

  • познакомиться с ремеслами и промыслами крестьян.

2. Этапы создания квеста:

  • Создание квеста. Разрабатывается система заданий и вопросов,

пишется сценарий квеста. Центральное задание должно быть понятно, интересно и выполнимо.

  • Выбор ресурсов.

  • Подготовка к реализации квеста. Подготовка учащихся: изучение литературы, предварительная экскурсия в музей.

  • Проводится беседа о правилах поведения в общественных местах, оговариваются правила игры, время и место сбора.

  • Готовятся необходимые материалы: карты, маршрутные листы, инструкции.

3. Проведение квеста.


Место проведения игры: школьный музей, экспозиция «Крестьянский быт начала ХХ века»

Участники: Музейно-педагогическое занятие в форме игры-путешествия по музею рассчитано на учащихся 5- 6 классов

Время проведения: каникулярное время


Объявление

Начать путешествие можно с любого из разделов музея. Маршрутный лист содержит занимательные вопросы, ответы на которые можно найти лишь внимательно изучив экспозицию музея, ребусы, головоломки.

Можно устроить музейный марафонский забег в один день, можно растянуть

удовольствие на неделю - выбор остается за вами. Главное – прийти в музей, с интересом провести там время и открыть для себя музейный мир с новой, неожиданной стороны. И помните — в этой игре проигравших не бывает! Всех, кто дойдет до конца ждет сюрприз от бабушки Агафьи!!!



Маршрутный лист


Станции

Баллы

1.

«Вставь слова»



2.

«Волшебный сундучок»



3.

«Народные промыслы и занятия крестьян» -

«В картинной галерее»



4.

«Народные промыслы и занятия крестьян» -

«Найди изделия мастеров в музее»



5.

«Рассмотри картинку»



6.

«Отгадайте загадки»



7.

«Вопросы бабушки Агафьи»




Итого:






















«Вставь слова»

Задание: Используя материалы раздела музея, вставьте пропущенные слова.


Быт русской избы вращался вокруг __________. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Пищу готовили в особом сосуде. Особенностью ____________ является его форма - зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить __________ в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента — _____________.

В задней части избы, рядом с подтопком вешали _____________. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался моток проволоки, так называемый «качок», на который и вешалась на веревках _______________. Качать такую ______________ можно было при помощи специального ремешка рукой, делали это старшие дети.

В старинные времена приданное готовили загодя. Частью приданого невесты, наряду с драгоценностями была __________________. Выполненные в разных техниках – вышивка, кружево. Гладкотканые полотна стелили на стол в обычные дни, а в праздничные использовали богато украшенные _________________. Ведь еда, даже самая скромная, на ней смотрелась торжественнее.

Также в качестве приданного вышивали _______________. На Руси он выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. ______________ украшает иконы в красном углу. Изготовляется из льняного полотна. Для украшения употребляют вышивку.

В каждой избе было приспособление для ручного прядения пряжи. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети - это______________. Позже для удобства и быстроты прядения стали использовать ________________.

Обязательной принадлежностью избы были - ________________. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. ______________ делали большие — длиной до 2 м и маленькие 50-60 см (укладки). Иногда обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом (лося, оленя), укрепляли металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями.

Для глажки белья в России было особое изобретение. Бельё накатывали на скалку, неровности разглаживали ребристым куском приспособления, которое называлось ________________.

В качестве обуви крестьяне носили ________________.

«Волшебный сундучок»

В этом сундучке находятся названия предметов, которые находятся в экспозиции музея. Почувствуйте себя хранителем музея. Вытяните предмет и опишите его, согласно следующему плану.



Учетная карточка

  1. Название:

  2. Использование предмета:


  1. Датировка (примерная):

  2. Материал, из которого изготовлен предмет:


  1. Техника изготовления:

  2. Размеры предмета:

  3. Краткое описание (форма, орнамент, роспись и т.д.) –


  1. Степень сохранности:

  2. Место хранения в музее:

  3. Количество:















«Народные промыслы и занятия крестьян»

Задание 1. В картинной галерее.

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать.

Перед вами старинные картины. Что делают ремесленники и крестьяне, изображенные на этих картинах?


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16



Задание 2. Найдите изделия мастеров в нашем музее.



«Народные промыслы и занятия крестьян»

Задание 1. В картинной галерее.

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать.

Перед вами старинные картины. Что делают ремесленники и крестьяне, изображенные на этих картинах?

1




2

3




4

5




6

7




8

9




10

11




12

13




14

15




16

17




18



Задание 2. Найдите изделия мастеров в нашем музее.







«Рассмотри картинку»

Какие из предметов старого быта, изображенных на картинке, имеются в нашем музее? Найдите и назовите предметы.





Предметы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.



«Отгадайте загадки»

  1. Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

самовар


  1. Что в избе за коровьи рога?

ухват


  1. Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

ножницы


  1. По сеням так и сяк, а в избушку никак.

дверь


  1. Идет пароход — то взад, то вперед,


А за ним такая гладь — ни морщинки не видать.

утюг


  1. Черный конь скачет в огонь.

кочерга


Из первых букв слов-отгадок составьте слово, обозначающее предмет, внутри которого находится следующее задание

(сундук)
















«Вопросы от бабушки Агафьи»

Вопрос

Ответ

1.

Что значит «топить избу по-черному»?






2.

Героини сказок и преданий часто сидят в светлице. Что такое светлица?





3.

Какой угол в доме называли «красным»?






4.

Есть такое выражение – «заварить кашу». Что оно означает сейчас, и как оно возникло?





5.

Многие сказки заканчиваются словами «мёд, пиво пил». Разве можно пить мёд?




6.

Этот продукт стоил очень дорого и на столе стоял отдельно, в красивой посуде и только рядом с почётными гостями. О каком продукте идет речь?



7.

Какие материалы для письма использовались в Древней Руси?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!