СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кыштым моя малая Родина

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ  РОДНОГО КРАЯ ВКОТОРОЙ РАССМАТРИВАЕТСЯ ЭТИМОЛОГИЯ НАЗВАНИЯ ГОРОДА, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ ДЕМИДОВСКОЙ ЭПОХИ,ОСОБЕННОСТЯХ АРХИТЕКТУРЫ ДЕМИДОВСКОГО НАСЛЕДИЯ

Просмотр содержимого документа
«Кыштым моя малая Родина»


Урок истории в 5 классе : Кыштым - моя малая родина


Учитель МОУ СОШ № 3 г. Кыштыма Челябинской области

Пушкарев Д.Б.


Цели и задачи урока:

Обучающая: ознакомление учащихся с историей родного города

Развивающая: совершенствование навыков работы с разнообразными источниками информации, развитие логического мышления.

Воспитательная: воспитание уважения к истории родного края, как неделимой, но специфической составляющей России в целом.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: конспект урока, карта , компьютер, телевизор, текстовый и иллюстративный материал на бумажных и электронных носителях.

Ход урока:

Рассказ учителя:

Город раскинулся на восточных склонах уральского хребта в живописной местности: невысокие горы - сопки, большое количество озер, речки и речушки, более 100 родников - чем не Швейцария? В окрестностях Кыштыма много памятников природы. Самым замечательным и   известным не только на Урале, но и в России и за рубежом является озеро Увильды. После Байкала, Увильды занимают второе место по прозрачности воды, это одно из глубоководных озер России. Чистейшая вода, целебные грязи, родоновые источники - все эти природные дары озера используют  санатории и курорты, расположенные здесь. ( слайд 2)

Вопрос ученикам: Что обозначает название нашего города?

Учитель комментируя ответы учеников приводит три версии названия города:

  1. В переводе с башкирского языка кыштым означает «тихое зимовье»;

  2. Кыштымы в переводе с башкирского языка люди платившие налоги;

  3. Город появился на слиянии двух башкирских рек «кыш» и «тым»

Но принятой считается первая версия (слайд 3)


Вопрос ученикам: Когда появился наш город ?

Слушая ответы учеников учитель отмечает что первое упоминание о городе

встречается в 1707 году, однако годом основания города считается 1757 год,

когда был построен Верхне-Кыштымский завод ( слайд 5)


Вопрос ученикам: Кто основал наш город ?

Основателем города стал Никита Никитович Демидов. Он был младшим сыном основателя династии Никиты Демидовича Антуфьева. ( слайд 6)

Задание ученикам :Опишите по картине Никиту Никитовича Демидова.

Какими качествами мог обладать Демидов как основатель заводов?


Далее ученики разделяются на четыре группы. Каждая группа получает

текстовый и иллюстративный материал с описанием памятника архитектуры города

Задание: Расскажите о истории создания памятника архитектуры города и объясните почему он так называется?

             Усадьба Демидовых "Белый дом"


Усадьба является памятником архитектуры федерального значения. Расположена она на улице К. Маркса. Усадьба была основана Никитой Демидовым в 1757 году. В то время был покрашен в белый цвет, отсюда и получил такое название.Она расположена в центральной части города Кыштым на возвышенном берегу заводского пруда рядом с Верхнекыштымским железоделательным заводом (ныне ОАО «Кыштымское машиностроительное объединение»). Усадебный комплекс занимает прямоугольный в плане участок, вытянутый с востока на запад.

Архитектурный ансамбль усадьбы составляют главный дом, два флигеля с башнями, сад и парк, ограда с воротами. Все постройки выполнены из дикого камня и кирпича, оштукатурены. Вот как описывается дом усадьбы в ведомости, составленной в Кыштымской заводской конторе от 4 ноября 1762 года: «При оном же заводе имеется дом господский о двух апартаментах, складен собственными же господина Демидова крестьянами из камня и кирпича, в коем дому двор, вокруг обнесён каменной стеною...». Строительство усадьбы, по всей видимости, выполнено по проекту Матвея Казакова, который много строил для Демидовых. 
В 1809 году заводы покупает купец Л.И. Расторгуев. Он перестраивает главное здание усадьбы в классическом стиле. Для реконструкции здания был приглашён архитектор М. П. Малахов. Он переделывает обращённый во внутренний двор фасад главного здания. Главный фасад дома был украшен четырёхколонным портиком коринфского ордера на стройной аркаде. 
В конце XIX века в усадьбе управляющий Кыштымским горным округом П.М. Карпинский создаёт музей, где собирались коллекции минералов, руд, а также художественного литья. В 1899 году во время своей поездки по Уралу музей посетил Д.И. Менделеев. Он очень восхищался произведениями художественного литья, выставленными в музее. В «Путеводителе по Уралу», написанном в 1904 году Виктором Весновским, можно встретить следующее описание музея. 
Музей находится в здании, близь управления заводами. В музее несколько отделений: минералогическое, геологическое, заводское и историческое. Минералогическая и геологическая коллекции очень богатые и обширные; в них собраны тысячи образцов разных руд и различного рода ископаемых и минералов. Здесь же можно видеть глыбы наждачного камня, богатые залежи которого находятся в окрестностях завода. 
В заводском отделе собраны отливки из чугуна и изделия из железа и стали. Обращает на себя внимание художественное литье из чугуна, выделываемое в Каслинском заводе. Отливка тончайших медалей, ажурных блюд, бюстов и статуй очень чистая и тонкая. Есть вещи положительно превосходные по рисунку и исполнению. Искусство формовщиков видно особенно на мелких брелоках к часам и на часовых цепочках. Чугун, применяемый в каслинском литье, содержит 0,4% фосфора. Льют или прямо из доменной печи, или из вагранки. В историческом отделе хранится кровать, на которой почивал Император Александр I при своем посещении Екатеринбурга в 1824 г., останавливаясь в доме владельца Кыштымских заводов (Харитоновский дом). Здесь же хранится одно из орудий пытки в крепостное время. Оно представляет собою гирю, весом до 4 пуд на подобие монашеской камилавки. От этой гири идет железная цепь, оканчивающаяся 2 подвижными скобками. Эти скобки надевали на шею провинившимся в чем либо рабочим, запирали на замок и с гирею заставляли ходить или работать. 
После 1917 года в главном здании усадьбы размещалось ремесленное училище, школа медсестёр. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался эвакуированный из Ленинграда педагогический институт им. Герцена. В 1979 году в главное здание усадьбы вернули музей. 
В 1995 году усадьбе присвоен статус памятника Федерального значения. В том же году был проведён конкурс на лучшую эмблему города. Победил проект Ольги Сониной. Он послужил основой для создания герба. Усадьба «Белый дом» стала символом города Кыштым и изображена на его гербе и флаге.  ( слайд 7)  


Церковь «Сошествия Святого Духа на Апостолов»



Из трех церквей построенных в Кыштыме, самая незавидная участь постигла Свято-Духосошествиевскую церковь. Об этой церкви известно многое. Это самое древнее строение в городе. Она первая вознесла свои кресты над городом. Находится церковь на острове в центре города. Среди жителей города известна названием как «старая церковь. Строительство этой церкви началось по инициативе Екатеринбургского Духовного правления и стараниями хозяина заводов Никиты Никитовича Демидова, но на деньги собранные с населения. Есть легенда, что Никита Никитович Демидов, спустившись с горы Егоза, отобедал на острове и произнес : «Пусть народ ведает где Никита обедает. Построить здесь храм». На самом деле Демидов вел переговоры о строительстве церкви с представителями православного духовенства. Приказчик Иван Селезнев получил приказание хозяина везти к месту строительства бутовый камень в изобилии накопившийся в ходе создания Кыштымского и Сугомакского рудников. В 1758 году с приездом храмовых мастеров, закипела работа. Сейчас трудно представить, но предки вполне обходились без сложных механизмов. Кирпичи, камни, раствор — все доставлялось наверх вручную или с помощью простейших лебедок. Тем не менее, темп работ был достаточно высоким, учитывая масштаб строительства. Завершилось строительство в 1764 году, расписывали ее богомазы Богатыревы. Свято-Духосошествиевскую церковь освятили в 7 февраля 1765 года. Для глухой провинции церковь получилась на редкость нарядной и величавой. К тому же проект заводчики для своего поселка выбрали не совсем обычный. Церковь выстроили с размахом — в два этажа, кирпично-каменную. Каждый апартамент получил свое имя: верхний (неотапливаемый) этаж — имени Сошествия Святого Духа, а нижний (отапливаемый) стал называться во имя Усекновения главы пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Ровесница города, эта церковь вытерпела многое, в том числе и осквернение толпой разноязычных повстанцев в 1774 году, когда в Кыштыме побывали воины — крестьяне Емельяна Пугачева. Восставшие пугачевцы прорвались через деревянные стены, окружавшие Верхне-Кыштымский завод. Граница населенного пункта тогда проходила в районе современного больничного городка. Разноязыкие повстанцы, раскинули свой лагерь вокруг храма, водили внутрь него коней и жгли костры. Сохранилось предание о том, что во время захвата церкви, староста храма Ефим Норкин взобрался на колокольню и ударил в набат. За это его сбросили с колокольни. После отступления пугачевцев церковь привели в надлежащий порядок. Протоиерей Власий Коровицкий 1 февраля 1775 года произвел вторичное освящение церкви. В последующие годы храм не подвергался испытаниям, до тех пор, пока в стране не воцарилась советская власть. В 30-е годы, в эпоху воинствующего атеизма церковь вновь закрыли. В разные годы в этом памятнике архитектуры XVIII века размещались склады, городской музей, типография, кинопрокат. Конторы-временщики, которые здесь квартировали, жили одним днем и о сохранности церкви не заботились. Проржавели купола, обветшала крыша над трапезной, осыпалась фасадная штукатурка. Трудно представить, что ожидало бы храм в будущем. Но в 1993 году вышло распоряжение президента России о передаче религиозным организациям культовых сооружений. На рубеже XX-XXI веков началось возрождение храма. В декабре 2002 года митрополит Иов вновь окрестил храм — в третий раз за всю его историю. Сегодня она окутана строительными лесами. Настоятель храма отец Константин говорит, что, несмотря на строительные леса, храм живет прежней жизнью и здесь проходят службы. (слайд 8)

Христорождественский собор


Из культовых зданий, построенных в Кыштыме еще в прошлом веке, интересен Христорождественский собор, сооруженный на самой высокой ландшафтной точке. Зрительно он замыкает перспективу с предзаводской площади.
Собор до сих пор не исследован и хранит множество загадок для архитекторов, строителей, археологов, искусствоведов, краеведов.

Но важнее всего – бережное отношение к памятнику. В этом плане ситуация улучшилась с внесением города Кыштыма в перечень исторических городов
России  благодаря его культурному наследию.
Христорождественский собор является одной из главных достопримечательностей Кыштыма, вместе с так называемым “Белым домом” – бывшей резиденцией заводовладельцев Демидовых.
Строительство храма было завершено в 1857 году накануне праздника Рождества Христова. В его архитектуре без труда угадывается русско-византийский стиль с присущим ему крупными луковичными главами и килевидными закомарами.
Христорождественский собор играет важнейшую роль в духовной жизни граждан Кыштыма. Службы в соборе собирают большее число прихожан. Безусловно, привлекает собор и многочисленных туристов, которые приезжают в российскую глубинку.
Христорождественский собор, единственный в Кыштыме храм, в котором практически не прекращались  службы, о нем говорят: «Намоленный храм!».
Прихожанами его являются не только жители  Кыштыма, но и  соседнего     Озерска и даже областного центра. (слайд 9)






Никольская (Николаевская) церковь




Никольская церковь - самая «молодая» в Кыштыме. Она представляет собою каменный однопрестольный храм. Долгое время «в нижнем заводе» своего храма не было - тогда стояла лишь часовня, небольшая, но очень красивая. Она носила имя Николая Чудотворца, вмещала в себя двух-трех человек, а своды ее были выложены мозаикой из цветного стекла. И находилась она как раз на том месте, где сейчас находится кафе « Ракета». Все жители, за исключением старообрядцев, были приписаны к Свято-Духосошествиевской церкви. К концу XIX века население Нижнего Кыштыма выросло до двух с половиной тысяч, и решено было строить свой храм. Строился он в течение четырех лет на деньги прихожан и частично владельцев Нижне-Кыштымского завода. Храм выдержан в неорусском стиле. Отличие его состояло в том, что сверху кресты переливались всеми цветами радуги, контуры их были выкованы из меди, а цент заполнен цветным стеклом. Украшением служила и великолепная кованная решетка на дверях. Пятого мая 1896 года храм был освящен и назван Николаевской церковью (в честь Святого Чудотворца Николая). Первым священником был Николай Ляпустин. При храме действовала воскресная школа и школа для заводских детишек. До революции внешний вид храма был благообразен. После революции, в середине 30-х годов, по инициативе «воинствующих безбожников», было тогда такое молодежное движение, Никольский храм закрыли. Купола сбросили, колокольню снесли. В церкви оборудовали спортивный зал, чуть позже устроили клуб «1 мая». Правда, в 1944 году здесь попытались возродить службы, но длилось это несколько месяцев. Наверное, местные власти решили, что две церкви для Кыштыма многовато. С середины 50-х здание использовали под всевозможные склады, а потом и вовсе забросили. Лишь вначале 90-х здание Никольского храма было отремонтировано. Сначала там расположился филиал школы искусств, затем, благодаря великолепной акустике, оно использовалось в качестве концертного зала, и еще - как дворец бракосочетаний, и вот теперь все вернулось на круги своя: храм снова принадлежит верующим и его золотые купола на всю округу заявляют о торжестве православия. ( слайд 10)


Учитель делает выводы по ответам учеников за групповую работу.



Итоговый тест: (слайды 12-16)


1. Кыштым в переводе с башкирского языка означает:

а) горная тропа;

б) тихое зимовье;

в) каменное городище.

2. Первое упоминание о городе относится:

а) к 1707 году;

б) к 1757 году;

в) к 1857 году.

3. Основателем города стал:

а) Петр Григорьевич Демидов;

б) Никита Никитович Демидов;

в) Николай Александрович Демидов.


4. В 1857 году в городе была построена:

а) Никольская церковь;

б) Святодухосошествиевская церковь;

в) Христорождественская церковь.


5. Николаевская церковь была построена:

а) в 1765 году;

б) в 1857 году;

в) в 1896 году.


Ключи к тесту: 1б; 2а; 3б;4в;5в ( слайд 17)



Вывод: История нашего города богата событиями и памятниками

архитектуры. Нам с вами необходимо помнить об этом и

хранить наследие наших предков.


Учитель комментирует отметки выставленные ученикам за ответы на уроке.


Домашнее задание: Написать сочинение о Никите Никитовиче Демидове - основателе города.





Используемая литература:



  1. Аношкин М.П. Про город кыштым – Челябинск. 1999 г.


  1. Город Кыштым// официальные символы Челябинской области и муниципальных образований – Челябинск. 2004 г. Приводится описание герба, флага, эмблема Кыштыма.


  1. Золотые страницы Южного Урала, Челябинская область, справочник Новокузнецк 2000 г. О Кыштыме.


  1. Красильников И. Белый дом вознесется в небо// Кыштым. Рабочий – 2002 г. – 4 апр. О гербе Кыштыма.


  1. Мещеряков В.М. Кыштым. Исторический очерк. – Магнитогорск .


1997 г.


  1. Челябинская область. Муниципальные образования: справочник/ гл. ред. Г.В.Иванов - Екатеринбург 2003 г. О Кыштыме.


  1. Щербакова Н.П. Кыштым// Челябинская область: энциклопедия – Челябинск. 2004 г. –т.3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!