СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Кассиль "Оценки Риммы Лебедевой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство  с  творчеством  Л.Кассиля.

Просмотр содержимого документа
«Л.Кассиль "Оценки Риммы Лебедевой"»

Открытый урок по теме:

Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»


Тип урока: решение учебной задачи

Педагогические задачи: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения

Планируемые результаты

Предметные:

познакомиться с произведением
Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;

научиться пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

Метапредметные:

познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов

(повествование, описание, рассуждение), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);

регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе;

коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет.

Личностные:

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения; знакомиться с новыми героями, новыми книгами и новыми авторами; умение работать в группе, команде.

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Л. А. Кассиля; выставка книг писателя; презентация к уроку. Выставка детских журналов.



Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, голубые и красные цветы).

Слушают
в соответствии с целевой установкой, принимают
и сохраняют организационные задачи.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка

домашнего

задания.



Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.


Подготовленные дети.

– Дома вы еще раз перелистали странички журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

– Какие же интересные конкурсы, занимательные задания вы нашли в них?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что бы еще хотели выполнить?

– Какое задание вы хотели бы предложить своим родителям?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку.

Предлагают найденные ими конкурсы, задания, загадки. Если заданий
и конкурсов будет много, то данную работу можно провести в группах, а затем группа выбирает
одно самое интересное, самое увлекательное задание и представляет его классу.

Осуществляют

актуализацию личного жизненного опыта. Слушают
в соответствии с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют

высказанные мнения по существу полученного задания.




III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с… (новым произведением)

• Мы узнаем… (нового писателя)

• Мы вспомним… (какого типа данное произведение – описание, рассуждение, повествование)

• Мы будем уметь… (объяснять значение новых слов; выражать своё мнение о произведении, определять главную мысль рассказа)

• Мы сможем поразмышлять… (о поступках героев)

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Л. А. Кассиля.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения произведения.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) – учитель рассказывает. Портрет писателя.

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора.

Осуществляют анализ объектов.

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.


Проводит словарную работу (подготовленные дети).

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.

Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).

Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком.


Работают с толковым словарем.





Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое
мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению.

2. Первичное чтение произведения

Первичное чтение произведения (читают хорошо подготовленные дети).

Выборочное чтение.

Чтение 1 отрывка до слов: «…Недалеко от школы был госпиталь….».

- Как автор относится к девочке?

- Что может произойти дальше, расскажите. Давайте составим «Дерево Предсказаний».


– В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева? (Свердловск.)

– В какой класс она поступила? (В третий класс.)

– Что сказала учительнице тетка девочки? Прочитайте.

– Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста.

– Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста.


Чтение 2 отрывка до слов: «…Римма молчала, отвернувшись в сторону…».

– Куда часто ходили ребята? (В госпиталь.)

- Что сшила Римма? (Табачный кисет.)

– Кому подарила Римма табачный кисет? (Лейтенанту, лежавшему в палате

8.)

– Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой? Прочитайте строчки из текста.


Чтение 3 отрывка до конца.

– Какие слова сказал лейтенант? Прочитайте.

– Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале?

- Как помогал лейтенант Римме? Прочитайте. Правильно ли он сделал? Почему?

– Что принесла Римма через два месяца в госпиталь?

– Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы?


Проводит работу по обсуждению текста после первичного чтения.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

- О чём говорится в рассказе?

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения.

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Определите главную мысль рассказа.

- К какому типу текста относится рассказ? (повествование)

- Прочитайте те отрывки, которые вас особенно тронули (выборочное чтение).

- Задайте «толстые» и «тонкие» вопросы к этому рассказу. «Тонкие» задают девочки, а «толстые» - мальчики.


– Какие другие рассказы о войне вы читали?

– Перескажите кратко один из них (подготовленные дети).


Творческое задание «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ».

- Выберите пословицы, которые можно отнести к рассказу Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»:

- Изба красна пирогами, а человек – делами.

- Труд кормит, а лень портит.

- Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

- Землю красит солнце, а человека – труд.

- Не по виду суди, а по делам гляди.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Делу – время, а потехе – час.

- И последнее задание: - давайте составим СИНКВЕЙН про Римму:

Римма

Ленивая, хвастливая

Трудилась, старалась, училась

Землю красит солнце, а человека – труд.

Девочка

Хвастунья

Отличница

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме. Задают вопросы, отвечают на них.


Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.
Формулируют свое мнение.

VII. Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

• Подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой.

• Читать по ролям диалог Риммы и лейтенанта.

• Подобрать пословицы к произведению Л. Кассиля

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Использую методику «Букет настроения».

На парте у учащихся лежат бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза.

– Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.




























Ресурсный материал к уроку

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Л. А. КАССИЛЕ


Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), прозаик.

Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.

Сотрудничал с Покровской детской библиотекой - читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз.

В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.

В 1927 году выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные очерки « Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века.

Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в городе Москве.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!