СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.Толстой «Акула» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1) Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).

2) Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.

 

Задачи:

1) Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.

2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное

3) Развивать воссоздающее и творческое воображение.

4) Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев.

5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой «Акула» 3 класс»

16


Учитель начальных классов

Бышнева Жанна Васильевна

Квалификационная категория; высшая


Предмет: литературное чтение

Класс: 3


Тема: Л.Н.Толстой «Акула»


Цели:

1) Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).

2) Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.


Задачи:

1) Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.

2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное

3) Развивать воссоздающее и творческое воображение.

4) Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев.

5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге.


Ход урока:

  1. Организационный момент – приветствие:

--Посмотрите, какое ласковое веселое солнышко нас сегодня встречает!

--Давайте и мы с вами улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего урока.

--Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь и поздоровайтесь с ними

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

И внимательно читать



  1. Проверка домашнего задания.


  1. Введение в тему:

– Ребята, посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство?  ( С творчеством Льва Николаевича Толстого.)

Биографию писателя рассказывает ученик

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)


  Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне - родовом имении отца, графа Н. И. Толстого. Лев Толстой рано лишился родителей. В 13 лет он переехал в Казань к одной из сестёр отца. Здесь Толстой прожил шесть лет.

  В 1844 году будущий писатель поступил в Казанский университет, однако проучился в нём недолго. Уже через три года Лев Николаевич оставил учёбу и уехал домой в Ясную Поляну.

  Писательская деятельность Л. Н. Толстого началась в 1850 году.  В творчестве Л. Н. Толстого много внимания уделено событиям, свидетелем или участником которых был он сам. Весной 1851 года Лев Николаевич поступил в действующую армию, где служил сначала юнкером, а затем получил младший офицерский чин.   Когда 1853 году началась Крымская война, Толстой сначала перевёлся в Дунайскую армию, а затем в Севастополь.

    Напряжённо работая над своими произведениями, Л. Толстой отдавал много сил и другим занятиям. В Ясной Поляне он организовал школу для крестьянских детей, где сам был учителем, составил азбуку для обучения маленьких детей грамоте, принимал активное участие в помощи крестьянам во время голода.


- Какие произведения читали самостоятельно? 
- Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой? 
- О чём пишет этот автор?

- Что его волнует? (Дети называют произведения и жанры)
- Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе.

- Его волнуют человеческие чувства, отношения.


4. Знакомство с темой урока:

– А сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет моя загадка:

В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые ,как нож,
Лучше ты её не трожь!

– Это… Акула! 


5. Рассказ учителя об акулах. 

- Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. Это самые древние рыбы на Земле.

Акула рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют “белая смерть”. Если ее поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до четвертого этажа. У акул есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может храниться целый месяц и не портиться. Ученые пока не знают, как это происходит.

Зубы у акулы крупные, очень острые. Они расположены в пять рядов, а у некоторых видов и в семь рядов. Если акула поломает зуб, на его месте вырастает другой и так шесть раз в течение всей жизни.



6. Сообщение темы урока

Назовите тему урока (ответы детей)

Итак, Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула».

О чём может пойти речь в произведении под названием «Акула»?

Выскажете свои предположения; 1–3 чел., (Делятся мнением в парах, затем можно выслушать 2–3 ответа от всего класса).

Попробуйте определить, какое это будет произведение по своему содержанию: научный или художественный текст?

К какому литературному жанру относится это произведение? (сказка, рассказ, басня, пьеса- запись на доске версий детей).

Я думаю, в конце урока мы точно определимся с жанром

Как можно проверить ваши предположения? (Прочитав рассказ).

.

7. Словарная работа.

А чтобы точнее понять произведение, нам нужно объяснить значение новых слов, которые здесь встретятся.


АРТИЛЛЕРИСТ - военнослужащий артиллерии, который прикреплен к

огнестрельным орудиям (пушке).

ФИТИЛЬ - горючий шнур для воспламенения зарядов.

РОПОТ - недовольство, выраженное негромкими голосами.

ПАЛУБА - горизонтальное покрытие в корпусе судна


8. Работа с текстом (методика «Направляемое чтение»)

Чтение текста до 1 остановки

Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары

Вопросы для обсуждения после прочтения текста до 1 остановки:

1. Где стоял корабль?

2. Что мы знаем о климате Африки?

3. Как изменилась погода в течение дня?

4. С чем сравнивает автор наступившую духоту?


Чтение текста до 2 остановки

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

Вопросы для обсуждения после прочтения текста до 2 остановки:

1. Кто отдал команду: «Купаться!»? Почему?

2. Могли бы матросы сами, без команды капитана начать купаться?

3. Что представляла собой купальня матросов?

4. Почему матросы купались в парусе, а не в открытом море?


Вопросы для обсуждения после прочтения текста до 3 остановки

1. Сколько было на корабле детей?

2. Чем дети отличаются от взрослых?

3. Почему мальчики первыми попрыгали в воду?

4. Почему мальчики вздумали плавать в открытом море?


- Как вы думаете, что было дальше?

(дети прогнозируют дальнейшее содержание рассказа)


Чтение текста до 4 остановки

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде, и что было силы, поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Вопросы для обсуждения после прочтения текста до 4 остановки

1. С кем сравнивает автор плавающих мальчиков?

2. Как вы понимаете выражение «поплыли что было силы»?

3. Как и куда плыли мальчики?


- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

(дети прогнозируют дальнейшее содержание рассказа)


Чтение текста до 5 остановки

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!»


Вопросы для обсуждения после прочтения текста до 5 остановки

1. Как реагировал отец мальчика, старый артиллерист, наблюдавший за соревнованием детей?

2. Думал ли он в этот момент об опасности, которая могла угрожать мальчикам со стороны открытого моря? Почему?

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

(дети прогнозируют дальнейшее содержание рассказа)


Чтение текста до 6 остановки

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

Вопросы для обсуждения после прочтения текста до 6 остановки

1. Какое слово самое тревожное в предложении «Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!»

2. Как автор называет акулу? Почему?

3. Куда плыла акула? Зачем?

4. Какая опасность грозила пловцам?


- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

(дети прогнозируют дальнейшее содержание рассказа)


Чтение текста до 7 остановки

— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Вопросы для обсуждения после прочтения текста до 7 остановки

1. Что кричал детям артиллерист?

2. Как вели себя ребята? Почему?

3. Как передаёт автор испуг старого артиллериста?


- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

(дети прогнозируют дальнейшее содержание рассказа)


Чтение текста до 8 остановки

Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

(дети прогнозируют дальнейшее содержание рассказа)

Вопросы для обсуждения после прочтения текста до 8 остановки


1. Что предприняли матросы, чтобы спасти мальчиков?

2. Кто оказался ближе к детям? Почему?


- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

(дети прогнозируют дальнейшее содержание рассказа)


Чтение текста до 9 остановки

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Вопросы для обсуждения после прочтения текста до 9 остановки

1. Почему мальчики не слышали и не видели, что им грозит опасность?

2. Как они отреагировали, когда поняли, что им грозит опасность?

3. Как вы понимаете выражение «пронзительный визг»?

4. Куда поплыли мальчики? Почему?


- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

(дети прогнозируют дальнейшее содержание рассказа)


Чтение текста до 10 остановки

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Вопросы для обсуждения после прочтения текста до10 остановки

1. Вспомните, в каком состоянии был артиллерист, когда увидел акулу?

2. Что произошло с ним, когда он услышал пронзительный визг?

3. Почему все на корабле замерли от страха и ждали, что будет?


- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

(дети прогнозируют дальнейшее содержание рассказа)




Чтение текста до 11 остановки

Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Вопросы для обсуждения после прочтения текста до 11 остановки

1. Почему «артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками»?

2. Что происходило с акулой и мальчиками в это время?


- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

(дети прогнозируют дальнейшее содержание рассказа)


Чтение текста до 12 остановки

Но, когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Вопросы для обсуждения после прочтения текста до 12 остановки

1. Что произошло, когда рассеялся дым?

2. Чему радовались матросы?

3. Что случилось с акулой?

4. Что случилось с мальчиками?

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

(дети прогнозируют дальнейшие события)

– Интересно, что будет дальше?


.Прочитав рассказ до конца, учитель интересуется:

– У кого совпали предположения о содержании рассказа?

– Поделитесь впечатлением о прочитанном.

Какое состояние испытали? (Волнение, переживание.)


9. Физкультминутка

Теплоход

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)

Раз, два,

Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)

Раз, два,

А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)

Раз, два,

И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)

Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)


10. Анализ произведения

- Как называется рассказ? Почему именно так Толстой назвал его?

- Как Толстой показывает ту ситуацию, в которой оказались мальчики?

- Что они чувствовали в этой ситуации?

- Каков итог того, что случилось?

- Что чувствует автор, показывая, что происходило в это время на корабле? (Он сам переживал, волновался).

- Как вы относитесь к поведению мальчиков?

- Как автор относится к их действиям (осуждает, ругает, жалеет, сочувствует)?

- Какова главная мысль этого произведения? Какими словами автор показывает эту главную мысль? Найдите, зачитайте.

- Как построил Толстой свой рассказ? (Он идёт от спокойной обстановки к волнующей с нарастанием волнения)


- Что показывает Толстой в этом произведении? ( показывает чувства людей, переживания; раскрывает реальные, жизненные ситуации).

- Да, действительно, Толстой – очень хороший психолог, и в любом своём произведении он так показывает чувства своих героев, будь то человек или животное, что читатель невольно переживает всё вместе с ними.


- Что чувствовал старый артиллерист:

- когда наблюдал, как мальчики плыли наперегонки? (Гордился сыном, болел за него, как на соревнованиях)

- когда услышал крик об опасности? (Испуг, страх за жизнь сына и его друга, застыл в ожидании, был в состоянии шока, чувствовал себя беспомощным)

- когда донёсся визг ребят? (Он как бы проснулся, вышел из состояния шока, очнулся, почувствовал, что он может и должен помочь ребятам)

- после своего выстрела? (Он сделал всё, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха, ожидания; может быть, он даже плакал).

- Что можно сказать об этом человеке?

- Что почувствовали вы, когда в воде неожиданно появилась акула?

- Когда «по волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы»?


- Что хотел показать в рассказе автор? (Какие чувства испытывает человек в экстремальной ситуации, во время опасности. Как реагируют люди, когда рядом человек попадает в беду.)

- Какими он изобразил людей? (Добрыми, отзывчивыми, сочувствующими, быстрыми в решениях и действиях, переживающими за других).

- О чём этот рассказ? (О взаимопомощи, о мужестве, о любви к людям, о решительности, о чувствах героев в момент опасности).

- Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа)


11 .Составление характеристики главного героя

Скажите, кто же является главным героем произведения Толстого?

(артиллерист-запись на доске).

– Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

(Пронзительный крик мальчиков).

Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям;

– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс).

– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?

(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)

– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?

(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть).

– Как вы относитесь к поступку артиллериста?

-Что вы можете сказать об этом человеке?

Какие черты характера помогли

ему действовать в экстремальной обстановке?

Давайте составим его характеристику.

Сильный духом

Мужественный

Опытный

Мудрый

Решительный

Смелый

Находчивый


12. Вывод:

– Чему нас научила история, описанная в рассказе?

(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение ,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)

. Работа с пословицами – выводами:

– Об этом говорят многие народные пословицы. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев.

Выдать пословицы для работы в группах. Повесить пословицы на доску, можно записать на 4 строку.

Повесить на доску собранные пословицы:

Отвага-половина спасенья.

Смелому всегда удача.

Берегись бед, пока их нет.

Не зная броду, не суйся в воду.

Представитель каждой группы, посоветовавшись со своими одногруппниками, объясняет смысл данной пословицы и к кому она подходит (к мальчикам или артиллеристам).


13 Итоговые вопросы:

– Кто является настоящим главным героем рассказа?

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)

– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.

(Как вариант: «Поступок, продиктованный любовью»).

(Любовь помогла собраться, найти единственно-правильное решение и победить акулу.) Любовь побеждает всё!

Выводы по рассказу:

Любить и ценить своих близких и друзей!

Не делать необдуманных поступков;

Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.


14. Домашнее задание.

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

- придумать продолжение рассказа

- приготовить пересказ по картинкам

- нарисовать иллюстрацию

- пересказать по плану учебника

- сочинить стихотворение об акуле


15 Рефлексия:

– Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кораблик с не закрашенным парусом. Закрасьте парус

Зелёным цветом, если вы работали на10

Жёлтым – 8; Красным – 7












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!