Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой. Автобиографическая повесть "Детство".»
Лев Николаевич Толстой. Автобиографическая повесть «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.
(автобиографическое произведение- это произведение, в котором автор использовал события своей личной жизни в качестве исходного материала, но переработал их определённым образом. Во многом Толстой описывает своё детство и свою семью. Писатель как бы исследует историю несчастий семьи Толстых – четырёх братьев и сестры. И вместе с тем он пытается исследовать судьбу своего поколения).
План
1. Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого (по учебнику).
2. История создания («Детство» задумывалась как часть романа «Четыре эпохи развития», напечатана в журнале «Современник», главным редактором которого был Некрасов).
3.Повесть состоит из 28 коротких глав, в которых рассказывается о семи месяцах из жизни ребёнка.
4. Главный герой –десятилетний Николенька Иртеньев (Наталья Николаевна –мать, Пётр Александрович-отец, Николай – слуга в доме Иртеньевых. Карл Иваныч (фамилия Мауер, жил в доме Иртеньевых 12 лет) -немец, учитель (праобраз учителя Толстого Фёдора Ивановича Ресселя).
5. Композиция «Детства» построена так, что повествование укладывается
в три дня:
1 день | 2 день | 3 день |
12 августа в деревне, потом переезд: он подготавливает появление в жизни Николеньки большого мира. | показ одного дня в Москве | возвращение в деревню к гробу матери. |
Три дня развернуты на 7 месяцев в жизни ребёнка. |
Писатель ставит задачей проследить историю трёх периодов в жизни человека: |
Детства, когда интерес ребёнка не выходит за рамки семьи. | Отрочества, когда в мальчике пробуждаются умственные интересы и появляется сознание | юности, когда перед человеком впервые встает вопрос о смысле жизни и начинает оформляться его мировоззрение. |
Домашняя работа (развёрнутый ответ на вопрос, 10-15 связных предложений). Какой запомнилась мальчику мама?
Главный герой. Его поступки, чувства и духовный мир. «Естественный человек» Николенька Иртеньев.
Цель: остановиться на образе Николеньки; проследить, как душевные переживания мальчика способствуют его нравственному становлению.
Глава «Maman».
1.Какой запомнилась мальчику мама? | «…мне представляются ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее…, шитый белый воротничок, нежная сухая рука….но общее выражение ускользает от меня…» |
2. Толстой часто передает характер героя через его улыбку. Как улыбалась мама мальчика? | «...когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Мне кажется. что в одной улыбке состоит то, что называется красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его. то оно дурно». |
Согласны ли вы с рассуждениями писателя о том, что «открыто улыбаться могут только честные, порядочные люди. Добрая улыбка способна украсить любое лицо». |
3.Чем поразила вас любовь Николеньки к матери? | Глубиной , нежностью, пронзительностью. |
Глава «Что за человек был мой отец?»
1.Каким остался в памяти его отец ? | Мальчик запомнил отца большим статным человеком, с необычайно мелкими для его роста шажками, с привычкой подергивать плечом, маленькими всегда улыбающимися глазами, с большим орлиным носом, неправильными губами». |
2.Круг интересов старшего Иртеньева | Отец Николеньки прослыл и был человеком удачливым. В его жизни были две главные страсти: карты и женщины. |
3. Почему у Николеньки возникает вопрос о том, были ли у отца какие-нибудь убеждения? | Иртеньев вел довольно свободный образ жизни, ни в чем себе не отказывал. У него были свои представления о нравственности: « те поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствие, он считал хорошими и находил, что так всегда и всем поступать должно». |
Глава «Классы»
1.Почему Николеньку так расстроил разговор Карла Иваныча и дядьки Николая? | Отец вместе с сыновьями решил ехать в Москву, поэтому предполагалось отказать учителю от места. Мальчику больно было осознать, что отец и Карл Иваныч, которых он любил почти одинаково, не поняли друг друга. |
2.Сколько лет живет в их доме учитель? | 12 |
3.Каким образом старый учитель «отомстил» за нанесенную ему обиду? | Мальчики под диктовку Карла Иваныча записали в тетрадях: « Из всех пороков самый ужасный-это Неблагодарность». |
4.Почему предстоящая разлука учителя с мальчиками так огорчила его? | Карл Иваныч- человек с чистой душой, бескорыстно привязанный к детям, бедный и одинокий. Семья Иртеньевых стала для него родной. |
Глава «Наталья Савишна».
1.Что привлекало Николеньку в этой старушке? | Любовь к самопожертвованию. |
2. Роль Натальи Савишны в доме Иртеньевых. | Всю жизнь посвятила служению семье Николеньки. Она добросовестно , по- хозяйски следила за бельем и провизией. |
3.Почему она порвала вольную, выданную ей помещиком? | Предложение барыни отпустить ее на волю обидело старую женщину. Она не представляла свою жизнь без помещичьего дома, без привычных забот. Ей некуда было идти, поздно начинать новую жизнь. |
4.Эпизод , связанный с облитой квасом скатертью. | Николенька обиделся на старушку. В нем взыграла барская спесь. Но вскоре доброта мальчика пересилила обиду. И если вначале он плакал от злости, то вскоре слезы от любви и стыда потекли по щекам Николеньки. |
Образ мамы мальчика проходит по страницам всей повести. Она воплощает для Николеньки все самое лучшее, что может быть на свете. «Любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство».
Глава «Детство».
1.Чем интересна эта глава? | В этой главе заключена ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ всей повести. Она проникнута лирической грустью воспоминаний о прошедшем детстве: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить , не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». |
2.Почему так мучается Николенька. написавший ко дню рождения бабушки стихи? | В стихах была строка, говорящая, что он любит бабушку как родную мать. Это сравнение показалось мальчику изменой по отношению к матери. |
3.Как постепенно открывает для себя окружающий мир Николенька? | Поездка в Москву расширила представления мальчика об окружающем мире, заставила по-новому оценить любовь к матери, с которой он был разлучен. |
Черты главного героя: Доброта, отзывчивость, искренность, умение критически оценить свое поведение. |
Главным героем повести является Николенька Иртеньев. все события связаны с 10-летним мальчиком: они или происходят с ним, или передаются в его восприятии. Ребенок для Толстого –«естественный человек», которому хочется одного- «чтобы всем было хорошо, чтобы все были счастливы». |
Домашняя работа. Прочитать повесть «Детство» целиком. Устное сочинение- рассуждение «Мое детство» (10-15 предложений).