СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.Толстой. Автобиографическая повесть "Детство".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой. Автобиографическая повесть "Детство".»

Лев Николаевич Толстой. Автобиографическая повесть «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

(автобиографическое произведение- это произведение, в котором автор использовал события своей личной жизни в качестве исходного материала, но переработал их определённым образом. Во многом Толстой описывает своё детство и свою семью. Писатель как бы исследует историю несчастий семьи Толстых – четырёх братьев и сестры. И вместе с тем он пытается исследовать судьбу своего поколения).

План

1. Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого (по учебнику).

2. История создания («Детство» задумывалась как часть романа «Четыре эпохи развития», напечатана в журнале «Современник», главным редактором которого был Некрасов).

3.Повесть состоит из 28 коротких глав, в которых рассказывается о семи месяцах из жизни ребёнка.

4. Главный герой –десятилетний Николенька Иртеньев (Наталья Николаевна –мать, Пётр Александрович-отец, Николай – слуга в доме Иртеньевых. Карл Иваныч (фамилия Мауер, жил в доме Иртеньевых 12 лет) -немец, учитель (праобраз учителя Толстого Фёдора Ивановича Ресселя).

5. Композиция «Детства» построена так, что повествование укладывается

в три дня:

1 день

2 день

3 день

12 августа в деревне, потом переезд: он подготавливает появление в жизни Николеньки большого мира.

показ одного дня в Москве

возвращение в деревню к гробу матери.


Три дня развернуты на 7 месяцев в жизни ребёнка.


Писатель ставит задачей проследить историю

трёх периодов в жизни человека:


Детства,

когда интерес ребёнка не выходит за рамки семьи.

Отрочества,


когда в мальчике пробуждаются умственные интересы и появляется сознание

юности,

когда перед человеком впервые встает вопрос о смысле жизни и начинает оформляться его мировоззрение.

Домашняя работа (развёрнутый ответ на вопрос, 10-15 связных предложений). Какой запомнилась мальчику мама?

Главный герой. Его поступки, чувства и духовный мир. «Естественный человек» Николенька Иртеньев.

Цель: остановиться на образе Николеньки; проследить, как душевные переживания мальчика способствуют его нравственному становлению.

Глава «Maman».


1.Какой запомнилась мальчику мама?

«…мне представляются ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее…, шитый белый воротничок, нежная сухая рука….но общее выражение ускользает от меня…»


2. Толстой часто передает характер героя через его улыбку. Как улыбалась мама мальчика?

«...когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Мне кажется. что в одной улыбке состоит то, что называется красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его. то оно дурно».

Согласны ли вы с рассуждениями писателя о том, что «открыто улыбаться могут только честные, порядочные люди. Добрая улыбка способна украсить любое лицо».


3.Чем поразила вас любовь Николеньки к матери?


Глубиной , нежностью, пронзительностью.



Глава «Что за человек был мой отец?»


1.Каким остался в памяти его отец ?

Мальчик запомнил отца большим статным человеком, с необычайно мелкими для его роста шажками, с привычкой подергивать плечом, маленькими всегда улыбающимися глазами, с большим орлиным носом, неправильными губами».

2.Круг интересов старшего Иртеньева

Отец Николеньки прослыл и был человеком удачливым. В его жизни были две главные страсти: карты и женщины.


3. Почему у Николеньки возникает вопрос о том, были ли у отца какие-нибудь убеждения?

Иртеньев вел довольно свободный образ жизни, ни в чем себе не отказывал. У него были свои представления о нравственности: « те поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствие, он считал хорошими и находил, что так всегда и всем поступать должно».

Глава «Классы»

1.Почему Николеньку так расстроил разговор Карла Иваныча и дядьки Николая?

Отец вместе с сыновьями решил ехать в Москву, поэтому предполагалось отказать учителю от места. Мальчику больно было осознать, что отец и Карл Иваныч, которых он любил почти одинаково, не поняли друг друга.

2.Сколько лет живет в их доме учитель?

12

3.Каким образом старый учитель «отомстил» за нанесенную ему обиду?

Мальчики под диктовку Карла Иваныча записали в тетрадях: « Из всех пороков самый ужасный-это Неблагодарность».

4.Почему предстоящая разлука учителя с мальчиками так огорчила его?

Карл Иваныч- человек с чистой душой, бескорыстно привязанный к детям, бедный и одинокий. Семья Иртеньевых стала для него родной.

Глава «Наталья Савишна».

1.Что привлекало Николеньку в этой старушке?

Любовь к самопожертвованию.

2. Роль Натальи Савишны в доме Иртеньевых.

Всю жизнь посвятила служению семье Николеньки. Она добросовестно , по- хозяйски следила за бельем и провизией.

3.Почему она порвала вольную, выданную ей помещиком?

Предложение барыни отпустить ее на волю обидело старую женщину. Она не представляла свою жизнь без помещичьего дома, без привычных забот. Ей некуда было идти, поздно начинать новую жизнь.

4.Эпизод , связанный с облитой квасом скатертью.

Николенька обиделся на старушку. В нем взыграла барская спесь. Но вскоре доброта мальчика пересилила обиду. И если вначале он плакал от злости, то вскоре слезы от любви и стыда потекли по щекам Николеньки.



Образ мамы мальчика проходит по страницам всей повести. Она воплощает для Николеньки все самое лучшее, что может быть на свете. «Любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство».

Глава «Детство».

1.Чем интересна эта глава?

В этой главе заключена ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ всей повести. Она проникнута лирической грустью воспоминаний о прошедшем детстве: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить , не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

2.Почему так мучается Николенька. написавший ко дню рождения бабушки стихи?

В стихах была строка, говорящая, что он любит бабушку как родную мать. Это сравнение показалось мальчику изменой по отношению к матери.

3.Как постепенно открывает для себя окружающий мир Николенька?

Поездка в Москву расширила представления мальчика об окружающем мире, заставила по-новому оценить любовь к матери, с которой он был разлучен.

Черты главного героя:


Доброта, отзывчивость, искренность, умение критически оценить свое поведение.


Главным героем повести является Николенька Иртеньев. все события связаны с 10-летним мальчиком: они или происходят с ним, или передаются в его восприятии. Ребенок для Толстого –«естественный человек», которому хочется одного- «чтобы всем было хорошо, чтобы все были счастливы».



Домашняя работа. Прочитать повесть «Детство» целиком. Устное сочинение- рассуждение «Мое детство» (10-15 предложений).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!