СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н. Толстой «Детство». Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой «Детство». Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.»

Тема урока: Л.Н. Толстой «Детство».

Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.

Цели урока:

1) помочь обучающимся понять сложный мир взрослых;

2) учить школьников чувствовать настроение в подтексте;

3) заставить учащихся задуматься над нравственными вопросами добра, зла, любви, страдания и сострадания.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей. Он задается вопросами:что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

Все эти сложнейшие вопросы ставит перед собой (и нами) в повести 24-летний Л.Н. Толстой.

Жанр книги — автобиографическая повесть. Все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.

(Т.Л. – автобиография – это последовательное описание человеком событий собственной жизни. В автобиографическом произведении автор пытается вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое, нередко прибегает к вымыслу.)

Словарь:

Привязанность – чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-нибудь.

Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживанию, несчастью другого.

II. Работа над избранными главами автобиографической повести «Детство»

Беседа. Комментированное чтение главы «Маmаn»

Назовите главных героев главы «Маmаn»

- В какой атмосфере жил Николенька, как к нему относились окружающие?

(Это атмосфера любви, радости, счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна.

Мальчик окружён любовью, живёт в доброй, хорошей семье. Все сложности взрослой жизни откроются ему через годы.)

Анализ главы «Маман»

- Какие события больше интересуют Толстого: внешние, те, что происходят в окружающем мире, или отзвук на них в душе человека?

(Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя.)

- Какие события происходят в главе «Маман»?

(Их почти нет: дети утром здороваются с матерью и идут с этим к отцу.)

Какой мы видим мать Николеньки? (Она грустна и задумчива. Вода льётся из самовара, а она этого не замечает. Не замечает и детей, погружённая в свои мысли)

- Почему? (Она знает о разлуке с детьми и с мужем и страдает от этого).

- Какой её видит Николенька? (Зачитать в тексте)

- Как она относится к Карлу Ивановичу? Мими? Николеньке?(Поцелуй в висок Карла Иваныча, терпимость характера Мими, сразу заметила, что Николенька плакал)

- Какое общее впечатление от матери остаётся в этой главе?

- А почему Л.Н. Толстой не даёт ясного портрета матери?

Она умерла, когда ему было 1,5 года, у него, как и у Лермонтова, осталось в памяти только общее впечатление чего-то очень доброго и ласкового.

Какова же тема этой главы? (Материнская любовь –центральная тема в повести. Именно мама научила Николеньку тонко чувствовать мир вокруг них, наградила его обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, он и сам стал милосердным, внимательным и неравнодушным человеком, который был в состоянии признать ошибки и загладить вину.)

Когда Толстому было 80 лет, он записал в дневнике: «Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая для меня осталась светлым идеалом» .

Анализ главы «Что за человек был мой отец». Беседа. Пересказ главы.

Есть ли в данном отрывке слова, которые говорят об отношении героя к своему отцу?

От чьего лица ведется рассказ о характере отца: от лица ребенка или взрослого человека, вспоминающего свое детство? («Бог знает, были ли у него какие-нибудь нравственные убеждения»?)

Какие черты отца Николеньки вам кажутся определяющими его личность? ( У него нет дела, которое бы его занимало, ни серьёзных увлечений, ни цели в жизни, не сделал он военной карьеры. Он живёт для себя, для своих удовольствий. И тем не менее герой любит его, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.)

Какое значение имеет название главы? (Близких, доверительных отношений у отца и сына не было.)

Анализ главы «Классы». Беседа. Комментированное чтение.

Главную роль в этой главе играет учитель Карл Иванович, с ним мы уже познакомились в главе «Maman». Но, безусловно, особенностью произведения является то, как маленький мальчик Николенька Иртеньев, которому 10 лет, воспринимает жизнь, взрослых и своего учителя Карла Ивановича. Глава начинается так:

«Карл Иваныч был очень не в духе».

Давайте понаблюдаем за реакцией взрослых в этой главе, за реакцией ребенка, за его мыслями, за его пониманием жизни.

«Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить. Володя учился порядочно; я же так был расстроен, что решительно ничего не мог делать».

Как мы знаем, Николенька был расстроен от известия о том, что их теперь увозят в Москву, и учитель Карл Иванович учить больше не будет.

«Долго бессмысленно смотрел я в книгу диалогов, но от слез, набиравшихся мне в глаза при мысли о предстоящей разлуке, не мог читать...» «Когда дошло дело до чистописания, я от слез, падавших на бумагу, наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге».

 Насколько остро чувствует мальчик отношение к себе?

«Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью».

Несмотря на то, что Николенька еще ребенок, он прекрасно видит и понимает поступки взрослых. Николенька слышит разговор в комнате Николая, где Карл Иванович жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться и лишает его работы.

«- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, - продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, - что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Да! тогда я был добрый, милый Карл Иваныч, тогда я был нужен; а теперь, - прибавил он, иронически улыбаясь, - теперь дети большие стали: им надо серьезно учиться. Точно они здесь не учатся, Николай?»

 Какие чувства Николенька испытывал к Карлу Ивановичу?

«Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие».

Таковыми были чувства ребенка. А как проявляется обида Карла Ивановича во время урока.  

«Несколько раз, с различными интонациями и с выражением величайшего удовольствия, прочел он это изречение, выражавшее его задушевную мысль». А изречение было такое: «Из всех пороков самый тяжкий есть Неблагодарность».

Как же воспринимает Николенька поведение своего учителя?

«Лицо его не было угрюмо, как прежде; оно выражало довольство человека, достойно отмстившего за нанесенную ему обиду».

Николенька понимает поведение Карла Ивановича и воспринимает его как человека, чуть-чуть не уследившего за своими чувствами.

«Было без четверти час; но Карл Иваныч, казалось, и не думал о том, чтобы отпустить нас: он то и дело задавал новые уроки. Скука и аппетит увеличивались в одинаковой мере. Я с сильным нетерпением следил за всеми признаками, доказывавшими близость обеда. Вот дворовая женщина с мочалкой идет мыть тарелки, вот слышно, как шумят посудой в буфете...»

Но Карл Иванович был неумолим. Так заканчивается глава «Карл Иванович».

Как характеризуют героя раздумья об отце и Карле Ивановиче?

Анализ главы «Наталья Савишна».

Как в судьбе Натальи Савишны отражаются отношения крепостного права? Почему она отказалась от вольной? (Рассказ обучающегося с использованием цитат.)

Как Николенька относился к своей няне? (Принимал ее любовь как должное.)

Какое событие в детстве заставило его по-новому взглянуть на няню? Какие чувства он испытывал? Подтвердите цитатами из текста. (Случай со скатертью)

(Первое чувство, которое возникает у героя, это чувство обиды и чувство злости.

«"Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез. - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!"»

Вот в этой сцене Николенька воспринимает все те традиции, которые были характерны для дворянских семей, тот уровень понимания, что они с Натальей находятся не  на одинаковых уровнях социальной лестницы, он уже понятен Николеньке.

Однако, это чувство злости, чувство обиды уступает другим более нравственным категориям.

«Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление».

Посмотрите, как развиваются чувства: обида, злость и затаенная злость.

«Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

- Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке: я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Анализ главы «Детство»

Какие вопросы беспокоят выросшего героя при воспоминании о своем детстве?

III.Вывод по главам повести:

Отличительная черта Николеньки – стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков.

Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а то, какие изменения под их влиянием совершаются внутри, в душе человека, что составляет его внутреннюю жизнь.

Мы оставили Николеньку на пороге трудной жизни: нет больше любимой матери, умирает няня, Карл Иваныч стар, отец занят своей жизнью.

Сумеет ли мальчик устоять во взрослой жизни, сохранить лучшее, что дали ему близкие люди? Жизнь даёт нам много хорошего, и от нас зависит, сумеем ли мы сохранить, уберечь, не растерять нравственные уроки детства.



IY. Выставление отметок.

Y. Задание на дом. Темы сочинений по выбору: «Это не человек был, а ангел небесный» (Образ матери в повести). «Вся жизнь её была любовь и самопожертвование» (Наталья Савишна)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!