Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Центр образования №3»
им. Л.Н.Толстого г.Тулы
БОТЫЛЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА
Эпитет – художественное, поэтическое определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание и по поводу которого хочет выразить своё отношение; обращает внимание на признак, сильнее других действующий на наше воображение и сообщающий речи большую изобразительность
Б.Томашевский
Использование Л.Толстым созвучия слов
- для характеристики самих героев
- для вскрытия «внутренней формы» слов и их исконного значения
- для выявления благозвучия русского языка и его богатства не только семантического, но и фонетического
Техника шуточного переосмысления слов своеобразно и разнообразно использована в таких произведениях:
«ВЛАСТЬ ТЬМЫ»
«вино – виноват»
«лягай тебя лягушки»
«ЗАРАЖЁННОЕ СЕМЕЙСТВО»
«чижа не уничижай»
Техника шуточного переосмысления слов своеобразно и разнообразно использована
в произведениях:
«ВОЙНА И МИР»
«Свет увидели, ваше сиятельство, как светлейший поступил…»
«ХОЗЯИН И РАБОТНИК»
«Ну так чайку, я, чай, иззяб, сердечный»
Толстой, обычно пользующийся диалектизмами в сказках и «Народных рассказах», для звукового повтора использовал диалектизм в романе
«ВОСКРЕСЕНИЕ»
«Мне какую лопоть шьют… лопотала она»
«Этот огромный художник очень
пользовался фольклором»
М.Горький
Пословичные названия произведений Л.Н. Толстого
«Бог правду любит, да не скоро скажет»
«Вражье лепко, а божье крепко»
«Охота пуще неволи»
«Перемелется, мука будет»
«Не играй с огнем – обожжешься»
(первоначальное название рассказа «Идиллия»)
«Коготок увяз, всей птичке пропасть»
(дополнительное название «Власти тьмы»)
Пословица скрыта внутри произведения
Сказка «Работник Емельян и пустой
барабан» - рассказ по пословице «Не
слушался отца и матери, послушается
теперь барабанной шкуры»
«Альберт»
Музыкант исполняет на скрипке «Вниз по матушке по Волге»
Автор замечает:
«Точно как человек плачет. Слишком хорошо!»
«Война и мир»
Мотив исполняемой на балалайке песни «Барыня»
Автор замечает:
«...повторялся раз сто, и слушателям не наскучило, а только хотелось ещё и ещё слушать игру»
«Анна Каренина»
Пение баб на сенокосе
Автор замечает:
«...все заходило и заколыхалось под размеры этой дикой развесёлой песни с криками, присвистами и ёканьями...»
Толстой был истинным художником – реалистом, героем своих произведений считал правду, и его постоянно беспокоило стремление искренне выражать свои мысли. Он высоко ценил то искусство, литературу, которые доступны и понятны народу
Толстой утверждал, что истинный писатель – тот, кто пишет для народа, пишет языком, понятным народу. В стремлении придать произведениям ясность и простоту заключается основная задача художника
Л.Н.Толстой – Н.Тимковскому:
«Надо учиться писать для массы… Я вот учусь теперь, как писать для простого читателя, но пока иду ощупью и недоволен собою: всё не могу отделаться вполне от этого скверного книжного, интеллигентского языка. А скверно говорить – значит скверно мыслить»
Внимание, которое уделял Толстой слову, и преимущественно слову народному, крестьянскому, было огромно. Если Пушкин говорил, что языку нужно учиться у московских просвирен, то Толстой полагал, что учиться писателю надо у мужика