СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.Толстой и русский язык

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпитеты, оксюмороны, пословицы и звукопись в текстах Л.Н.Толстого.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой и русский язык»

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Центр образования №3» им. Л.Н.Толстого г.Тулы БОТЫЛЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Центр образования №3»

им. Л.Н.Толстого г.Тулы

БОТЫЛЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА

Эпитет –  художественное, поэтическое определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание и по поводу которого хочет выразить своё отношение; обращает внимание на признак, сильнее других действующий на наше воображение и сообщающий речи большую изобразительность       Б.Томашевский

Эпитет художественное, поэтическое определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание и по поводу которого хочет выразить своё отношение; обращает внимание на признак, сильнее других действующий на наше воображение и сообщающий речи большую изобразительность

Б.Томашевский

Использование Л.Толстым созвучия слов    для характеристики самих героев   для характеристики среды   для вскрытия «внутренней формы» слов и их  исконного значения   для выявления благозвучия русского языка и  его богатства не только семантического, но и  фонетического

Использование Л.Толстым созвучия слов

  • для характеристики самих героев
  • для характеристики среды
  • для вскрытия «внутренней формы» слов и их исконного значения
  • для выявления благозвучия русского языка и его богатства не только семантического, но и фонетического
Техника шуточного переосмысления слов своеобразно и разнообразно использована в таких произведениях: «ВЛАСТЬ ТЬМЫ»  «вино – виноват» «лягай тебя лягушки»  «ЗАРАЖЁННОЕ СЕМЕЙСТВО»  «чижа не уничижай»

Техника шуточного переосмысления слов своеобразно и разнообразно использована в таких произведениях:

«ВЛАСТЬ ТЬМЫ»

«вино – виноват»

«лягай тебя лягушки»

«ЗАРАЖЁННОЕ СЕМЕЙСТВО»

«чижа не уничижай»

Техника шуточного переосмысления слов своеобразно и разнообразно использована  в произведениях: «ВОЙНА И МИР»  «Свет увидели, ваше сиятельство, как светлейший поступил…»  «ХОЗЯИН И РАБОТНИК»  «Ну так чайку, я, чай, иззяб, сердечный»

Техника шуточного переосмысления слов своеобразно и разнообразно использована

в произведениях:

«ВОЙНА И МИР»

«Свет увидели, ваше сиятельство, как светлейший поступил…»

«ХОЗЯИН И РАБОТНИК»

«Ну так чайку, я, чай, иззяб, сердечный»

Толстой, обычно пользующийся диалектизмами в сказках и «Народных рассказах», для звукового повтора использовал диалектизм в романе  «ВОСКРЕСЕНИЕ» «Мне какую лопоть шьют… лопотала она»

Толстой, обычно пользующийся диалектизмами в сказках и «Народных рассказах», для звукового повтора использовал диалектизм в романе

«ВОСКРЕСЕНИЕ»

«Мне какую лопоть шьют… лопотала она»

«Этот огромный художник очень пользовался фольклором»      М.Горький Пословичные названия произведений Л.Н. Толстого    «Бог правду любит, да не скоро скажет»    «Вражье лепко, а божье крепко»    «Охота пуще неволи»    «Перемелется, мука будет»    «Не играй с огнем – обожжешься»     (первоначальное название рассказа «Идиллия»)    «Коготок увяз, всей птичке пропасть»     (дополнительное название «Власти тьмы»)

«Этот огромный художник очень

пользовался фольклором»

М.Горький

Пословичные названия произведений Л.Н. Толстого

«Бог правду любит, да не скоро скажет»

«Вражье лепко, а божье крепко»

«Охота пуще неволи»

«Перемелется, мука будет»

«Не играй с огнем – обожжешься»

(первоначальное название рассказа «Идиллия»)

«Коготок увяз, всей птичке пропасть»

(дополнительное название «Власти тьмы»)

Пословица скрыта внутри произведения Сказка «Работник Емельян и пустой барабан» - рассказ по пословице «Не слушался отца и матери, послушается теперь барабанной шкуры»

Пословица скрыта внутри произведения

Сказка «Работник Емельян и пустой

барабан» - рассказ по пословице «Не

слушался отца и матери, послушается

теперь барабанной шкуры»

«Альберт»  Музыкант исполняет на скрипке «Вниз по матушке по Волге» Автор замечает:  «Точно как человек плачет. Слишком хорошо!»

«Альберт»

Музыкант исполняет на скрипке «Вниз по матушке по Волге»

Автор замечает:

«Точно как человек плачет. Слишком хорошо!»

«Война и мир»  Мотив исполняемой на балалайке песни «Барыня» Автор замечает:  «...повторялся раз сто, и слушателям не наскучило, а только хотелось ещё и ещё слушать игру»

«Война и мир»

Мотив исполняемой на балалайке песни «Барыня»

Автор замечает:

«...повторялся раз сто, и слушателям не наскучило, а только хотелось ещё и ещё слушать игру»

«Анна Каренина»  Пение баб на сенокосе Автор замечает:  «...все заходило и заколыхалось под размеры этой дикой развесёлой песни с криками, присвистами и ёканьями...»

«Анна Каренина»

Пение баб на сенокосе

Автор замечает:

«...все заходило и заколыхалось под размеры этой дикой развесёлой песни с криками, присвистами и ёканьями...»

Толстой был истинным художником – реалистом, героем своих произведений считал правду, и его постоянно беспокоило стремление искренне выражать свои мысли. Он высоко ценил то искусство, литературу, которые доступны и понятны народу

Толстой был истинным художником – реалистом, героем своих произведений считал правду, и его постоянно беспокоило стремление искренне выражать свои мысли. Он высоко ценил то искусство, литературу, которые доступны и понятны народу

Толстой утверждал, что истинный писатель – тот, кто пишет для народа, пишет языком, понятным народу. В стремлении придать произведениям ясность и простоту заключается основная задача художника

Толстой утверждал, что истинный писатель – тот, кто пишет для народа, пишет языком, понятным народу. В стремлении придать произведениям ясность и простоту заключается основная задача художника

Л.Н.Толстой – Н.Тимковскому:  «Надо учиться писать для массы… Я вот учусь теперь, как писать для простого читателя, но пока иду ощупью и недоволен собою: всё не могу отделаться вполне от этого скверного книжного, интеллигентского языка. А скверно говорить – значит скверно мыслить»

Л.Н.Толстой – Н.Тимковскому:

«Надо учиться писать для массы… Я вот учусь теперь, как писать для простого читателя, но пока иду ощупью и недоволен собою: всё не могу отделаться вполне от этого скверного книжного, интеллигентского языка. А скверно говорить – значит скверно мыслить»

Внимание, которое уделял Толстой слову, и преимущественно слову народному, крестьянскому, было огромно. Если Пушкин говорил, что языку нужно учиться у московских просвирен, то Толстой полагал, что учиться писателю надо у мужика

Внимание, которое уделял Толстой слову, и преимущественно слову народному, крестьянскому, было огромно. Если Пушкин говорил, что языку нужно учиться у московских просвирен, то Толстой полагал, что учиться писателю надо у мужика


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!