Лев
Николаевич Толстой
1828 - 1910
фильм
В рассказе «После бала» описано действительное событие, о котором Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани.
Его брат, Сергей Николаевич, влюбился в дочь местного воинского начальника
и мечтал о женитьбе. Однажды случайно он стал свидетелем экзекуции, которой командовал полковник, отец его невесты. Он увидел, как в чём-то провинившегося солдата гонят сквозь строй и под грохот барабанов бьют его по спине шпицрутенами.
Полковник явился прототипом героя рассказа — отца Вареньки .
Толстой показывает
одну из безотрадных сторон жизни России — положение царского солдата:
25-летний срок службы, бессмысленную муштру, полное бесправие солдат,
страшное наказание —
проведение сквозь строй.
Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича, который вспоминает случай, изменивший всю его жизнь.
Чтение до стр. 30
Рассмотрим композицию
Рассказчик - Л.Н.Толстой
Рамочная композиция
Роль рамочной композиции
- Создаётся двойной авторский взгляд на повествование и дополнительная достоверность.
Замысел произведения:
кем-то;
- В) реальное событие , произошедшее с родственником Толстого.
Каков жанр произведения:
А) очерк;
Б) повесть;
В) рассказ.
Каков тип композиции рассказа:
- Последовательное авторское изложение материала.
Читаем до стр.36
Наблюдение над языковыми средствами На балу:
ТАБЛИЦА (заполняем левую часть)
Когда был бал?
Седьмой день – это Прощёное воскресенье. В этот день поминали умерших, посещали могилы родственников, просили прощения друг у друга, прощались с зимой, с масленицей. Старики – связующее звено между миром живых и умерших, поэтому у старших в этот день просят прощения. Прощаясь, говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобою». В этот день прощаются все обиды и оскорбления. Встретить весну необходимо было в чистоте духовной и телесной. И потом начинался великий пост перед Пасхой.
Художественные детали
Читаем стр.36-37
В рассказе
выделяются
следующие основные части:
бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный
Бал-
Кадрили, вальсы, польки
экзекуция
звуки
в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза
Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка
Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами
Варенька-
Неприятная, визгливая мелодия
наказуемый
полковник
Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное
Доволен, счастлив, блажен, добр,
Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой
Иван Васильевич
Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска
Автор подчеркивает
в системе
образов
в языковых средствах
в описаниях
в композиции рассказа
контраст
19
ВЫВОД:
Контрастное изображение героев,
их психологического состояния,
обстановки,
в которой они действуют,
позволяет писателю
выявить существо их характеров и
то же время обнажить социальные
противоречия в царской России.
Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Писатель остановился на названии «После бала»:
Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».
Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.
- Какие социально-нравственные проблемы хотел
донести
Л.Н. Толстой до
своего читателя?
Проблемы , поднятые автором в рассказе:
- Выразил отношение к жестокости обращения с солдатами.
- Социальной несправедливости: Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование.
- Проблемы чести, долга, совести.
Черновой вариант
Окончательный вариант
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась
ничем, а я поступил на службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что видел и что сам делал.»
«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть.
Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнавать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь , не годился»
Как вам кажется,
потерял ли рассказ
«После бала»
свою актуальность?
Полковник на балу и после бала
- Представление героя.
- Полковник Петр Владиславович Б. – отец девушки, в которую влюблен герой рассказчик.
- Внешность полковника
- Детали.
- Полковник на балу.
- Восторженно-нежное чувство героя к полковнику
- Полковник после бала. Постепенное узнавание героем полковника, неприятная мимика
- Чувства героев
- Последствия увиденного. Несостоявшаяся карьера, угасшая любовь
- Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?
Вступление
- Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.
- Произведение строится по принципу контраста: сцена бала, музыка, чувства, испытываемые героем на балу, контрастируют с тем, что услышал, увидел Иван Васильевич после бала.
- Более подробно рассмотрим образ полковника Петра Анисимовича Б. Почему? Этот человек перевернул все жизненные взгляды и принципы главного героя.
Начало 2 части.
- Полковник Пётр Владиславович, отец Вареньки, личность сложная и противоречивая. Прочитав рассказ, понимаешь, что поступки и внешний вид полковника на балу и после бала сильно отличаются друг от друга.
- Внешность полковника
- Детали.
- Полковник на балу.
- Восторженно-нежное чувство героя к полковнику
- Полковник после бала. Постепенное узнавание героем полковника, неприятная мимика
- Чувства героев
- Последствия увиденного. Несостоявшаяся карьера, угасшая любовь
Заключение
- Каково же на самом деле настоящее лицо этого человека? В рассказе «После бала» полковник – жертва реальности. Пётр Владиславович не притворялся. На службе он выполнял свой долг, вел себя так, как принято в обществе ему подобных.
- Телесные наказания, палочная дисциплина в армии – привычная норма жизни людей того времени, эпохи правления Николая I.
- Полковник не сомневался, что поступает правильно, не считал себя плохим человеком, потому что так думали и поступали его современники.
- Жестокий век и жестокие нравы калечат души людей, обесценивают нравственные законы и уничтожают моральные принципы.