СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.Толстой "После бала" (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 8 классе. Л.Н.Толстой "После бала".

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой "После бала" (8 класс)»

Лев Николаевич Толстой 1828 - 1910

Лев

Николаевич Толстой

1828 - 1910

фильм

фильм

В рассказе «После бала» описано действительное событие, о котором Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани. Его брат, Сергей Николаевич, влюбился в дочь местного воинского начальника и мечтал о женитьбе. Однажды случайно он стал свидетелем экзекуции, которой командовал полковник, отец его невесты. Он увидел, как в чём-то провинившегося солдата гонят сквозь строй и под грохот барабанов бьют его по спине шпицрутенами.

В рассказе «После бала» описано действительное событие, о котором Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани.

Его брат, Сергей Николаевич, влюбился в дочь местного воинского начальника

и мечтал о женитьбе. Однажды случайно он стал свидетелем экзекуции, которой командовал полковник, отец его невесты. Он увидел, как в чём-то провинившегося солдата гонят сквозь строй и под грохот барабанов бьют его по спине шпицрутенами.

       Полковник явился прототипом героя рассказа — отца Вареньки .        Толстой показывает одну из безотрадных сторон жизни России — положение царского солдата: 25-летний срок службы, бессмысленную муштру, полное бесправие солдат, страшное наказание —  проведение сквозь строй.        Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича, который вспоминает случай, изменивший всю его жизнь.

      

Полковник явился прототипом героя рассказа — отца Вареньки .

       Толстой показывает

одну из безотрадных сторон жизни России — положение царского солдата:

25-летний срок службы, бессмысленную муштру, полное бесправие солдат,

страшное наказание —

проведение сквозь строй.

       Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича, который вспоминает случай, изменивший всю его жизнь.

Чтение до стр. 30

Чтение до стр. 30

Рассмотрим композицию  Рассказчик - Л.Н.Толстой Рамочная композиция

Рассмотрим композицию

Рассказчик - Л.Н.Толстой

Рамочная композиция

Роль рамочной композиции Создаётся двойной авторский взгляд на повествование и дополнительная достоверность.

Роль рамочной композиции

  • Создаётся двойной авторский взгляд на повествование и дополнительная достоверность.
Замысел произведения:   А) подсказан писателю кем-то;  Б) придуман Толстым;  В) реальное событие , произошедшее с родственником Толстого.

Замысел произведения:

  • А) подсказан писателю

кем-то;

  • Б) придуман Толстым;

  • В) реальное событие , произошедшее с родственником Толстого.
Каков жанр произведения: А) очерк;  Б) повесть;  В) рассказ.

Каков жанр произведения:

А) очерк;

Б) повесть;

В) рассказ.

Каков тип композиции рассказа:   Повествование от 3 лица;  Рассказ в рассказе;  Последовательное авторское изложение материала.

Каков тип композиции рассказа:

  • Повествование от 3 лица;

  • Рассказ в рассказе;

  • Последовательное авторское изложение материала.
Читаем до стр.36

Читаем до стр.36

Наблюдение над языковыми средствами   На балу: ТАБЛИЦА (заполняем левую часть)

Наблюдение над языковыми средствами На балу:

ТАБЛИЦА (заполняем левую часть)

Когда был бал?  Седьмой день – это Прощёное воскресенье. В этот день поминали умерших, посещали могилы родственников, просили прощения друг у друга, прощались с зимой, с масленицей. Старики – связующее звено между миром живых и умерших, поэтому у старших в этот день просят прощения. Прощаясь, говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобою». В этот день прощаются все обиды и оскорбления. Встретить весну необходимо было в чистоте духовной и телесной. И потом начинался великий пост перед Пасхой.

Когда был бал?

Седьмой день – это Прощёное воскресенье. В этот день поминали умерших, посещали могилы родственников, просили прощения друг у друга, прощались с зимой, с масленицей. Старики – связующее звено между миром живых и умерших, поэтому у старших в этот день просят прощения. Прощаясь, говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобою». В этот день прощаются все обиды и оскорбления. Встретить весну необходимо было в чистоте духовной и телесной. И потом начинался великий пост перед Пасхой.

Художественные детали Цвет Перчатки Сапоги

Художественные детали

  • Цвет
  • Перчатки
  • Сапоги
Читаем стр.36-37

Читаем стр.36-37

В рассказе выделяются следующие основные части:

В рассказе

выделяются

следующие основные части:

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный  Бал- Кадрили, вальсы, польки экзекуция звуки в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами Варенька- Неприятная, визгливая мелодия наказуемый полковник Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное Доволен, счастлив, блажен, добр, Высокий военный, шёл твёрдой  подрагивающей походкой Иван Васильевич Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

Бал-

Кадрили, вальсы, польки

экзекуция

звуки

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Варенька-

Неприятная, визгливая мелодия

наказуемый

полковник

Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

Доволен, счастлив, блажен, добр,

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Иван Васильевич

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Автор подчеркивает в системе образов в языковых средствах в описаниях в композиции рассказа контраст 19

Автор подчеркивает

в системе

образов

в языковых средствах

в описаниях

в композиции рассказа

контраст

19

ВЫВОД: Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.

ВЫВОД:

Контрастное изображение героев,

их психологического состояния,

обстановки,

в которой они действуют,

позволяет писателю

выявить существо их характеров и

то же время обнажить социальные

противоречия в царской России.

Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй»,  «Дочь и отец», «А вы говорите…».    Писатель остановился на названии «После бала»:   Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.

Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Писатель остановился на названии «После бала»:

Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».

Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.

Какие социально-нравственные проблемы хотел  донести  Л.Н. Толстой до  своего читателя?
  • Какие социально-нравственные проблемы хотел

донести

Л.Н. Толстой до

своего читателя?

Проблемы , поднятые автором в рассказе: Выразил отношение к жестокости обращения с солдатами. Социальной несправедливости: Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование. Проблемы чести, долга, совести.

Проблемы , поднятые автором в рассказе:

  • Выразил отношение к жестокости обращения с солдатами.
  • Социальной несправедливости: Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование.
  • Проблемы чести, долга, совести.
Черновой вариант Окончательный вариант «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась  ничем, а я поступил на службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что видел и что сам делал.» «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнавать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь , не годился»

Черновой вариант

Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась

ничем, а я поступил на службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что видел и что сам делал.»

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть.

Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнавать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь , не годился»

  Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?

Как вам кажется,

потерял ли рассказ

«После бала»

свою актуальность?

Полковник на балу и после бала   Представление героя. Полковник Петр Владиславович Б. – отец девушки, в которую влюблен герой рассказчик. Внешность полковника Детали. Полковник на балу. Восторженно-нежное чувство героя к полковнику Полковник после бала. Постепенное узнавание героем полковника, неприятная мимика Чувства героев Последствия увиденного. Несостоявшаяся карьера, угасшая любовь Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?

Полковник на балу и после бала

  • Представление героя.
  • Полковник Петр Владиславович Б. – отец девушки, в которую влюблен герой рассказчик.
  • Внешность полковника
  • Детали.
  • Полковник на балу.
  • Восторженно-нежное чувство героя к полковнику
  • Полковник после бала. Постепенное узнавание героем полковника, неприятная мимика
  • Чувства героев
  • Последствия увиденного. Несостоявшаяся карьера, угасшая любовь
  • Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?
Вступление Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.    Произведение строится по принципу контраста: сцена бала, музыка, чувства, испытываемые героем на балу, контрастируют с тем, что услышал, увидел Иван Васильевич после бала.  Более подробно рассмотрим образ полковника Петра Анисимовича Б. Почему? Этот человек перевернул все жизненные взгляды и принципы главного героя.

Вступление

  • Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность. 
  •   Произведение строится по принципу контраста: сцена бала, музыка, чувства, испытываемые героем на балу, контрастируют с тем, что услышал, увидел Иван Васильевич после бала. 
  • Более подробно рассмотрим образ полковника Петра Анисимовича Б. Почему? Этот человек перевернул все жизненные взгляды и принципы главного героя.
Начало 2 части. Полковник Пётр Владиславович, отец Вареньки, личность сложная и противоречивая. Прочитав рассказ, понимаешь, что поступки и внешний вид полковника на балу и после бала сильно отличаются друг от друга.

Начало 2 части.

  • Полковник Пётр Владиславович, отец Вареньки, личность сложная и противоречивая. Прочитав рассказ, понимаешь, что поступки и внешний вид полковника на балу и после бала сильно отличаются друг от друга.
Внешность полковника Детали. Полковник на балу. Восторженно-нежное чувство героя к полковнику Полковник после бала. Постепенное узнавание героем полковника, неприятная мимика Чувства героев Последствия увиденного. Несостоявшаяся карьера, угасшая любовь
  • Внешность полковника
  • Детали.
  • Полковник на балу.
  • Восторженно-нежное чувство героя к полковнику
  • Полковник после бала. Постепенное узнавание героем полковника, неприятная мимика
  • Чувства героев
  • Последствия увиденного. Несостоявшаяся карьера, угасшая любовь
Заключение Каково же на самом деле настоящее лицо этого человека? В рассказе «После бала» полковник – жертва реальности. Пётр Владиславович не притворялся. На службе он выполнял свой долг, вел себя так, как принято в обществе ему подобных. Телесные наказания, палочная дисциплина в армии – привычная норма жизни людей того времени, эпохи правления Николая I. Полковник не сомневался, что поступает правильно, не считал себя плохим человеком, потому что так думали и поступали его современники. Жестокий век и жестокие нравы калечат души людей, обесценивают нравственные законы и уничтожают моральные принципы.

Заключение

  • Каково же на самом деле настоящее лицо этого человека? В рассказе «После бала» полковник – жертва реальности. Пётр Владиславович не притворялся. На службе он выполнял свой долг, вел себя так, как принято в обществе ему подобных.
  • Телесные наказания, палочная дисциплина в армии – привычная норма жизни людей того времени, эпохи правления Николая I.
  • Полковник не сомневался, что поступает правильно, не считал себя плохим человеком, потому что так думали и поступали его современники.
  • Жестокий век и жестокие нравы калечат души людей, обесценивают нравственные законы и уничтожают моральные принципы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя