СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. ТОЛСТОЙ. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.»

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Цели урока:

  • выявить основные мотивы рассказа и примы создания образов;

  • развивать образное и ассоциативное мышление;

  • воспитание активной жизненной позиции.

Смотри видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=gKYULuev-a8

Эпиграф:       

Толстой призвал каждого человека

к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками,

к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…

Н.Гусев

Конспект урока.

I. Актуализация опорных знаний по теории литературы.

Композиция – от латинского “compozitio” (составление, соединение) - последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

Идея – главная мысль художественного произведения (вариант решения главной проблемы).

Рассказэто прозаическое небольшое по объёму произведение, в котором повествуется об одном событии).

II. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке литературы мы продолжим изучение творчества Л.Н.Толстого и будем размышлять над прочитанными страницами его произведения  «После бала». Постигая художественный текст произведения, постараемся проникнуть в нравственный аспект его, а также в замысел самого автора.

- О чем этот рассказ?

О событии, которое резко изменило жизнь человека.

- Попробуем определить, что же представляет собой композиция рассказа.

Произведение Толстого построено как рассказ в рассказе, то есть, рассказ с обрамлением.В произведении присутствуют два рассказчика.

- Что мы узнает об этих рассказчиках из текста? Кто они такие? Подтвердите свои рассуждения текстом.

Первый рассказчик – молодой человек (говорит от лица своего поколения “мы”; “разговор шел между нами”, второй рассказчик – Иван Васильевич – человек пожилой, по отношению к слушателям он употребляет обращение “вы, нынешняя молодежь”).

- Какова же функция первого рассказчика в тексте? Для чего он нужен?

Его роль – ввести читателя в атмосферу, в которой прозвучал рассказ, создать ощущение достоверности повествования, познакомить нас со вторым повествователем, объяснить, что послужило поводом для рассказа Ивана Васильевича.

- Что же мы узнаем от первого повествователя об Иване Васильевиче?

Иван Васильевич – человек уже немолодой, “всеми уважаемый”. Недаром один из слушателей говорит о нем: “Ну это мы знаем, как вы никуда не годились… Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Очевидно, Иван Васильевич – человек, сделавший на протяжении своей жизни немало хорошего другим людям. Одновременно он является и героем собственного рассказа.

Рассмотри таблицу, сопоставь эпизоды.


Эпизод бала

Сцена на плацу

Время действия

Эпизод бала отнесен автором к последнему дню масленицы – праздничной недели, сопровождавшейся различными увеселениями.


Время действия – первый день Великого Поста, когда человек готовит себя к церковному покаянию, душевному очищению.


Место действия

Место действия – великолепно убранная зала в доме предводителя дворянства.

Описание улицы нарочито сниженное, в нем подчеркивается обычность, будничность происходящего.

Цветовая гамма

В цветовой гамме преобладают светлые, радостные краски.

Цветовая гамма темная, мрачная.


Музыка, сопровождающая эпизод;

Музыка веселая, создает атмосферу счастья.

Музыка неприятная, тревожная

Описание центральных персонажей

Описывая Вареньку, герой возвышает ее в своих местах, относится к ней как к неземному существу.


Солдат описан так, что наше внимание сосредоточивается на его страданиях. В центре описания – измученное, истерзанное человеческое тело – окровавленная плоть. Это описание внушает ужас и отвращение.


Описание полковника

Отец Вареньки изображается добрым и ласковым. Любовь к девушке и восхищение ею в сознании героя переносятся на ее отца – он соединяет отца и дочь в одном нежном умиленном чувстве.


В описании полковника подчеркиваются жестокость, сила, властность, отсутствие сомнений в правильности происходящего.


Чувства героя

Герой в этом эпизоде испытывает счастье и любовь ко всему миру.


Герой испытывает жгучий стыд и доходящее до тошноты физическое отвращение к увиденному.


- Сравните выводы, сделанные в ходе анализа двух эпизодов, и скажите, какой композиционный и одновременно художественный прием использовал автор в описании сцен на балу и после бала.

Прием противопоставления – антитезы.

- Для чего же понадобилось автору противопоставление эпизодов?

Прием противопоставления важен для постижения идеи рассказа, так как позволяет показать перелом, произошедший в душе героя.

- Что же становится для героя поворотной точкой в его сознании? Какой момент мы можем считать кульминацией рассказа?

Момент, когда герой видит страшную, неестественную спину татарина – нечто, совсем непохожее на тело человека.

- Почему же Иван Васильевич не вмешался в происходящее, не защитил татарина?

Он не может представить, чтобы дурное, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезных оснований.

- К какому же выводу приходит герой в ходе своих сомнений?

Очевидно он [полковник] что-то знает такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”.

- О чем же случай с солдатом заставляет задуматься Ивана Васильевича?

Герою важно узнать, каковы моральные принципы общества, в котором он живет, каковы в нем критерии оценки добра и зла. Он хочет знать, на чем держится армия, офицером которой он собирался стать, на каких моральных нормах стоит государство, которому он собирается служить. Иначе говоря, он пытается узнать, что хорошо и что плохо в том обществе, в котором он живет.

- Смог ли герой найти оправдание увиденному и примириться с ним? Почему?

По своей натуре это человек честный и благородный, в душе он не может согласиться с тем, что какие-либо законы и интересы государства могут оправдать то, что он увидел.

- Что же явилось следствием несогласия героя с устройством общества, в котором он жил?

Он отказывается от карьеры военного, о которой когда-то мечтал, и вообще нигде не служил. Он выбирает пассивный протест, отказываясь служить обществу и государству, которые оправдывают жестокость, насилие, избирает неучастие во всеобщем зле.

- Можем ли мы тогда утверждать, что герой смог самостоятельно решить для себя, что хорошо и что дурно, смог преодолеть мораль, внушаемую ему обществом?

Он смог это сделать, иначе его жизнь не изменилась бы.

Запись вывода в тетради.

Идея произведения. Человек должен сам делать свой нравственный выбор и нести моральную ответственность за происходящее вокруг него, не оправдывая свое примирение со злом, с обстоятельствами.

III. Тест для самоконтроля.

1). Жанр произведения:

А.Повесть

Б.Очерк

В.Рассказ

2). Художественный прием, к которому прибег Толстой, решая творческую задачу:

А.Антитеза

Б.Гипербола

В.Аллюзия

3). Тема разговора, который происходил между Иваном Васильевичем  и молодыми людьми:

А.Любовь к жизни человека

Б.Изменение условий жизни ради личного самоусовершенствования

В.Проблемы в отношении отцов и детей

4). Состояние, в котором находился Иван Васильевич на балу:

А.Он был весел, бесконечно счастлив и влюблен

Б.Он был растерян и обманут

В.Ему было грустно и одиноко

5). Чувства, которые испытывал Иван Васильевич к отцу Вареньки на балу:

А.Уважение к его заслугам перед Отечеством

Б.Восторг и нежность

6). Полковник, увидев Ивана Васильевича после бала:

А.Приветливо улыбнулся новому знакомому

Б.Гневно прикрикнул на него

В.Сделал вид, что не знает

7). Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял на его дальнейшую жизнь, а именно:

А.Он стал военным

Б.Он не стал больше служить

В.Во всех своих неудачах он винил полковника

Е.В.Пужанская.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Первомайская ООШ№2»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!