Л. Н. ТОЛСТОЙ. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Цели урока:
выявить основные мотивы рассказа и примы создания образов;
развивать образное и ассоциативное мышление;
воспитание активной жизненной позиции.
Смотри видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=gKYULuev-a8
Эпиграф:
Толстой призвал каждого человека
к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками,
к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…
Н.Гусев
Конспект урока.
I. Актуализация опорных знаний по теории литературы.
Композиция – от латинского “compozitio” (составление, соединение) - последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.
Идея – главная мысль художественного произведения (вариант решения главной проблемы).
Рассказ- это прозаическое небольшое по объёму произведение, в котором повествуется об одном событии).
II. Работа по теме урока.
Сегодня на уроке литературы мы продолжим изучение творчества Л.Н.Толстого и будем размышлять над прочитанными страницами его произведения «После бала». Постигая художественный текст произведения, постараемся проникнуть в нравственный аспект его, а также в замысел самого автора.
- О чем этот рассказ?
О событии, которое резко изменило жизнь человека.
- Попробуем определить, что же представляет собой композиция рассказа.
Произведение Толстого построено как рассказ в рассказе, то есть, рассказ с обрамлением.В произведении присутствуют два рассказчика.
- Что мы узнает об этих рассказчиках из текста? Кто они такие? Подтвердите свои рассуждения текстом.
Первый рассказчик – молодой человек (говорит от лица своего поколения “мы”; “разговор шел между нами”, второй рассказчик – Иван Васильевич – человек пожилой, по отношению к слушателям он употребляет обращение “вы, нынешняя молодежь”).
- Какова же функция первого рассказчика в тексте? Для чего он нужен?
Его роль – ввести читателя в атмосферу, в которой прозвучал рассказ, создать ощущение достоверности повествования, познакомить нас со вторым повествователем, объяснить, что послужило поводом для рассказа Ивана Васильевича.
- Что же мы узнаем от первого повествователя об Иване Васильевиче?
Иван Васильевич – человек уже немолодой, “всеми уважаемый”. Недаром один из слушателей говорит о нем: “Ну это мы знаем, как вы никуда не годились… Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Очевидно, Иван Васильевич – человек, сделавший на протяжении своей жизни немало хорошего другим людям. Одновременно он является и героем собственного рассказа.
Рассмотри таблицу, сопоставь эпизоды.
| Эпизод бала | Сцена на плацу |
Время действия | Эпизод бала отнесен автором к последнему дню масленицы – праздничной недели, сопровождавшейся различными увеселениями. | Время действия – первый день Великого Поста, когда человек готовит себя к церковному покаянию, душевному очищению. |
Место действия | Место действия – великолепно убранная зала в доме предводителя дворянства. | Описание улицы нарочито сниженное, в нем подчеркивается обычность, будничность происходящего. |
Цветовая гамма | В цветовой гамме преобладают светлые, радостные краски. | Цветовая гамма темная, мрачная. |
Музыка, сопровождающая эпизод; | Музыка веселая, создает атмосферу счастья. | Музыка неприятная, тревожная |
Описание центральных персонажей | Описывая Вареньку, герой возвышает ее в своих местах, относится к ней как к неземному существу. | Солдат описан так, что наше внимание сосредоточивается на его страданиях. В центре описания – измученное, истерзанное человеческое тело – окровавленная плоть. Это описание внушает ужас и отвращение. |
Описание полковника | Отец Вареньки изображается добрым и ласковым. Любовь к девушке и восхищение ею в сознании героя переносятся на ее отца – он соединяет отца и дочь в одном нежном умиленном чувстве. | В описании полковника подчеркиваются жестокость, сила, властность, отсутствие сомнений в правильности происходящего. |
Чувства героя | Герой в этом эпизоде испытывает счастье и любовь ко всему миру. | Герой испытывает жгучий стыд и доходящее до тошноты физическое отвращение к увиденному. |
- Сравните выводы, сделанные в ходе анализа двух эпизодов, и скажите, какой композиционный и одновременно художественный прием использовал автор в описании сцен на балу и после бала.
Прием противопоставления – антитезы.
- Для чего же понадобилось автору противопоставление эпизодов?
Прием противопоставления важен для постижения идеи рассказа, так как позволяет показать перелом, произошедший в душе героя.
- Что же становится для героя поворотной точкой в его сознании? Какой момент мы можем считать кульминацией рассказа?
Момент, когда герой видит страшную, неестественную спину татарина – нечто, совсем непохожее на тело человека.
- Почему же Иван Васильевич не вмешался в происходящее, не защитил татарина?
Он не может представить, чтобы дурное, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезных оснований.
- К какому же выводу приходит герой в ходе своих сомнений?
“Очевидно он [полковник] что-то знает такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”.
- О чем же случай с солдатом заставляет задуматься Ивана Васильевича?
Герою важно узнать, каковы моральные принципы общества, в котором он живет, каковы в нем критерии оценки добра и зла. Он хочет знать, на чем держится армия, офицером которой он собирался стать, на каких моральных нормах стоит государство, которому он собирается служить. Иначе говоря, он пытается узнать, что хорошо и что плохо в том обществе, в котором он живет.
- Смог ли герой найти оправдание увиденному и примириться с ним? Почему?
По своей натуре это человек честный и благородный, в душе он не может согласиться с тем, что какие-либо законы и интересы государства могут оправдать то, что он увидел.
- Что же явилось следствием несогласия героя с устройством общества, в котором он жил?
Он отказывается от карьеры военного, о которой когда-то мечтал, и вообще нигде не служил. Он выбирает пассивный протест, отказываясь служить обществу и государству, которые оправдывают жестокость, насилие, избирает неучастие во всеобщем зле.
- Можем ли мы тогда утверждать, что герой смог самостоятельно решить для себя, что хорошо и что дурно, смог преодолеть мораль, внушаемую ему обществом?
Он смог это сделать, иначе его жизнь не изменилась бы.
Запись вывода в тетради.
Идея произведения. Человек должен сам делать свой нравственный выбор и нести моральную ответственность за происходящее вокруг него, не оправдывая свое примирение со злом, с обстоятельствами.
III. Тест для самоконтроля.
1). Жанр произведения:
А.Повесть
Б.Очерк
В.Рассказ
2). Художественный прием, к которому прибег Толстой, решая творческую задачу:
А.Антитеза
Б.Гипербола
В.Аллюзия
3). Тема разговора, который происходил между Иваном Васильевичем и молодыми людьми:
А.Любовь к жизни человека
Б.Изменение условий жизни ради личного самоусовершенствования
В.Проблемы в отношении отцов и детей
4). Состояние, в котором находился Иван Васильевич на балу:
А.Он был весел, бесконечно счастлив и влюблен
Б.Он был растерян и обманут
В.Ему было грустно и одиноко
5). Чувства, которые испытывал Иван Васильевич к отцу Вареньки на балу:
А.Уважение к его заслугам перед Отечеством
Б.Восторг и нежность
6). Полковник, увидев Ивана Васильевича после бала:
А.Приветливо улыбнулся новому знакомому
Б.Гневно прикрикнул на него
В.Сделал вид, что не знает
7). Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял на его дальнейшую жизнь, а именно:
А.Он стал военным
Б.Он не стал больше служить
В.Во всех своих неудачах он винил полковника
Е.В.Пужанская.
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Первомайская ООШ№2»