СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой «Прыжок»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой «Прыжок»»

Марина Сопильняк

Технологическая карта к уроку по Литературному

Тема

Л. Н. Толстой «Прыжок»

Тип

Открытие новых знаний

Цель

Создать условия для знакомства с произведением Л. Н. Толстого «Прыжок»

Задачи:

Обучающая: учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения;

Развивающая: развитие речи, памяти, мышления.

Воспитательная: воспитывать бережное отножение к книгам , любовь к чтению.

Планируемый результат

Предметные результаты:

совершенствовать у учащихся навыки чтения,

поддерживать стремление к лучшему чтению; совершенствовать

умение выделять звуки в словах, закрепить знания об изученных

буквах.


Используемое оборудование

основное-учебник 3класс по « Литературному чтению» авт. Л. Ф. Климанова,


доп.- портреты автора Л. Н.Толстого.

Основные понятия

Рассказ,биография.

Межпредметные связи

Лит.чт.- рус.язык –окружающий мир -информатика -изо-история- развитие речи

Организация пространства

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая;

Методы: словесный, наглядный, практический.



Сценарий занятия


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация и мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, дети. Меня зовут Марина Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок по литературному чтению.

Только что звонок раздался,

Впереди нас ждут дела.

Тихо сели, спинки ровно,

Ведь работать нам пора.

-Проверьте свою готовность к уроку, мы начинаем, сегодня у нас очень интересная тема.


Здороваются.

Проверяют готовность к уроку.



Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Регулятивные: целеполагание.


2.Актуализация знаний

Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?

- Кто готов пересказать рассказ?

- Как мы оценим ответ учащегося? Аргументируйте своё мнение.

Л. Н. Толстой «Акула»

Один ученик пересказывает

Оценивают ответ ученика



Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

3.Постановка учебной задачи


1слайд (портрет Л.Н.Толстого)

-Что же за мастер слова у нас сегодня в гостях?

- Ребята, а вспомните, какое произведение этого писателя мы с вами уже читали в первом классе? Попробуйте найти его на выставке

: зачитывает часть текста (учебники закрыты).

- Однажды в библиотеке я услышала разговор трёх друзей. Он мне показался очень интересным.

- Послушайте, о чём разговаривали наши друзья и задумайтесь, о какой книге идёт речь?

Будьте внимательны!

«Вот эта книга точно не о любви! – сказал один из друзей.- На обложке написано: «Лев Николаевич Толстой. Прыжок»…

Двое других детей с улыбкой переглянулись. Потом один из мальчиков сказал:

«-Давайте вместе почитаем с вами эту книгу!»

И они стали с большим удовольствием по очереди читать рассказ…

- Ребята, как вы думаете, о какой книге идёт речь?

- Есть ли эта книга на нашей выставке?



- А вам хотелось бы почитать вместе этот рассказ?

- Как учебник помогает быстро найти произведения этого автора?


Это Лев Николаевич Толстой

(Книги рассказов Л.Н.Толстого).

Кто хорошо читает

- Высказывает своё мнение

- Внимательно слушает

Выбирают с выставки нужную книгу






















Да

По содержанию

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Личностные: осознание своих возможностей.


4.Первичное усвоение новых знаний.

- Этот рассказ мы найдём на с. 156

Прочитайте заголовок. Предположите, о чём будет текст?.

- А понятно ли кто это был и зачем прыгнул?.

- А может иллюстрация книги на нашей выставке нам поможет?

- Что мы на ней видим?

- Иллюстрация помогла нам выяснить, кто же прыгнул?

- Возможно… А зачем он или она прыгнули?

- Как же мы это выясним, ребята, нам пока ничего не ясно?

Давайте же присоединимся к нашим друзьям из библиотеки, которые с удовольствием прочитали рассказ и знают, что произошло.

Сначала я предлагаю нашим читателям внимательно послушать.

Чтение текста учителем.

Первые впечатления.

(Делаю паузу. Жду, что учащиеся скажут.)

Я представил, что это я был. Хорошо, что так всё закончилось! Нельзя так высоко забираться!

- Обратите внимание на каких кораблях совершали путешествия по морям в 19 веке, именно тогда был написан этот рассказ. Высокой ли была мачта, на которой крепился парус?

- Не удивительно, что вам было страшно!

- Подумайте, ребята, это сказка или правдивая история?

Во многих книгах под названием этого произведения есть слово быль.

На проекторе слайд.

Лев Толстой. Быль «Прыжок»

- Вы согласны с Олей?

- Как узнать точное значение слова быль?

- Молодцы!

(К этому времени большинство детей находят нужное слово в словаре без затруднений. Словари перед уроком берутся в школьной библиотеке).

Слово Быль в словаре Ожегова на с. 70.

Ожегов С.И. Словарь русского языка 70.000 слов/под ред. Н.Ю.Шведовой- 22-е изд., стер.- М.:Рус.яз., 1990г.

БЫЛЬ-и, ж. 1. То, что было в прошлом (устар.). Б. молодцу не укор (укора) (посл.). 2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.).

- Правильно предположила Оля, что это правдивая история?.

Мы будем называть такую историю- рассказ.

Вы внимательно слушали рассказ, хорошо отвечали на вопросы. И заслужили отдых.

Дети находят рассказ в учебнике

Кто-то сделал прыжок

Нет , непонятно

Мы видим на картинке мальчика и обезьяну.

- Мальчик стоит на какой-то перекладине. А обезьяна крепко держится за шпиль. Рядом летают птицы. Значит, мальчик стоит на большой высоте

Ну может мальчик прыгнул, а может и обезьяна.

Мальчик может просто баловался. А может, нужно было кому-то помочь и для этого прыгнуть…

- А обезьяны любят забираться на высоту и прыгать.

Но скорее всего, прыгнул мальчик.

Было страшно!


Да, очень высоко!

Да, согласны

Надо посмотреть в словаре.

Да, правильно

Познавательные: умение выделить необходимую информацию.

Регулятивные: выдвижение гипотез, нахождение алгоритма решения задачи.

Личностные: умение овладеть нормами научной организации труда.

5.Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!







Познавательные: умение обосновать показатели качества промежуточных операций.


6.Первичная проверка понимания.







Ребята, давайте вернёмся к рассказу. Вы предположили перед чтением, что прыжок совершил мальчик. И вы тоже оказались правы.

- А почему же он прыгнул?

- Так почему же? Давайте ещё раз внимательно перечитаем текст.

(Учащиеся читают по цепочке).

- И, всё-таки, почему прыгнул мальчик?

Из-за обезьянки.

Из-за угрозы отца

Из-за угрозы отца. По голосу он понял, что это необходимо сделать, важно

Познавательные: умение планировать свою трудовую деятельность.

Регулятивные: составление плана действий и последовательное его выполнение.

7. Первичное закрепление прочитанного текста (повторное прочтение учащимися)

6. Подготовка к делению текста на части. Поиск кульминационных моментов.

-События в рассказе сразу разворачиваются так, что с самых первых строк нам становится страшно?

- На сколько частей можно разделить рассказ?.

- Вам страшно за мальчика?.

- Когда вам впервые стало страшно? Найдите и зачитайте эти строчки в тексте.

Учащиеся находят в рассказе нужный отрывок и зачитывают его.

С. 15 « обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.»

Работа над правильной интонацией.

- С какой интонацией нужно читать эти строки?.

- Попробуйте так прочитать.

Почувствовали тревогу в голосе Гоши?

- А теперь почитайте этот отрывок друг другу. Попробуйте передать интонацию тревоги. (Работа в парах)

Взаимооценка

- Кому из ваших соседей удалось передать интонацию тревоги? Покажите синий значок. (21 ч)

- Когда стало ещё страшнее?

« Все молча смотрели и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.»

Читает (называю ученика)

- Удалось Максиму передать интонацию тревоги?.

- Попробует прочитать Юля.

(Гоша и Юля получают отметку – 5, Максим – 4)

- Найдите и перечитайте ту часть текста, героем которой является капитан.

Учащиеся зачитывают отрывок на с. 158

«В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

- В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю! Мальчик шатался, но не понимал.

Прыгай или застрелю!.. Раз, два…- и как только отец крикнул «три», мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.»

- Надо ли было целиться в мальчика и кричать: «Застрелю!»?

Разве недостаточно было просто крикнуть: «прыгай в воду!»?

- А какая беда могла случиться?.

- Видно ли по поведению этого человека, что он капитан, а не матрос, не пассажир?

7. Работа в группах.

 - Что кажется вам более важным: то, что человек, который спас мальчика, его отец, или то, что он – капитан?

( Далее этот вопрос предлагается)



Нет, сначала всё было хорошо и весело, а потом страшно.

На две части. Сначала хорошо и весело, а вторая часть – стало страшно

Да, страшно за него



С тревогой, со страхом


Да почувствовали!


Поиск в тексте нужного отрывка)

Нет, не совсем













У Юли очень хорошо получилось!

Наверное, капитан хотел, чтобы мальчик прыгнул быстро в воду, чтобы не случилось беды


Мальчик мог разбиться



Да видно, что это капитан, он командует, он действует решительно.

Познавательные: выявлять допущенные ошибки и обосновать способы их устранения.

Личностные: умение произвести самооценку.

8.

Итог урока. Рефлексия.

Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? Какой смысл вкладывает в слово «прыжок» Л.Толстой?

- Какова идея произведения? Зачем автор рассказал нам эту историю?

Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус

-Молодцы, вы отлично поработали на уроке!

Урок окончен, до свидания.

Это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца; он спас свою жизнь и избавил от горя отца.

. Он учит нас тому, что страх преодолеть нелегко. Иногда надо очень быстро принимать решение, ведь от этого может зависеть жизнь

Познавательные - выявлять допущенные ошибки и обосновать способы их устранения.

Личностные: умение произвести самооценку своей деятельностей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!