СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.Толстой «Прыжок». Сравнение рассказов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения и презентация по теме "Л.Н.Толстой "Прыжок".Сравнение рассказов"

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой .Прыжок»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Урок № 47

28.11.2017

Тема. Л.Н.Толстой «Прыжок». Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои).

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе.

Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать.

Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.

Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.

Задачи:

-учить определять особенности жанра рассказа;

-учить характеризовать героев произведения;

-учить пересказывать текст.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

-знать жанровые особенности рассказа;

-характеризовать героев произведения;

-делить текст на части;

-подробно пересказывать текст

-понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

-находить в текстах необходимую информацию;

-участвовать в работе группы

-проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей




Ресурсы урока : учебник, телевизор, ноутбук, презентация

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА. Упражнение «Улыбка»

План урока

РАЗМИНКА

1.Упражнения для развития дыхания. Дыхательная гимнастика

а).Стать прямо, не напрягаясь. Сделать небольшой выдох, задержать на некоторое время вдох.

Незаметно вдохнуть через нос с закрытым ртом, вдыхать плавно (5 с )

Задержать воздух в легких (2-3 с), выдохнуть, раскрыв рот,экономно, плавно, без толчков (4-5 с)

Расслабить ребра и брюшной пресс.

б). «Задуй свечи»


2.Упражнения для развития артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика

Скороговорка

Вёз корабль карамель,

наскочил корабль на мель, СЛАЙД 1

И матросы три недели

карамель на мели ели.

-Тихо, медленно

-Тихо, быстрее

-Тихо, быстро

-Громче ,быстро

-Громко, быстро 3 раза

-Вопрос-утверждение (построчно)

(Вёз корабль карамель? - Вёз корабль карамель. и т.д. )


ЗАКРЕПЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ

1. – Свидетелями какой истории стали мы на предыдущем уроке?

2. Пересказ учащимися произведения Л. Н. Толстого «Акула». СЛАЙД 2

3. -Чему научил вас этот рассказ?

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. СЛАЙД 3

Человек, который никогда не читает, переживает только одну.


- Когда человек читает, он все события и приключения переживает вместе с героями произведения. Читатель может путешествовать вместе с героями. Может представить себя на месте героя произведения, вместе с ним радоваться и огорчаться, и таким образом проживать его жизнь.

СЛАЙД 4-5

-Посмотрите и назовите произведения Л.Н.Толстого, которые вам знакомы? («Акула», « Филлипок», «Три медведя» )

- А какое произведение ещё незнакомо? («Прыжок»)

-- Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки? СЛАЙД 6

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


1.Методический приём «Дерево предсказаний» СЛАЙД 7


Работа с иллюстрацией к произведению. СЛАЙД 8

- Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете какое отражено время: современное или прошлые века?

-А одежда подходит ли она к нашему времени? (нет)

-Такие корабли сейчас используют в море?

-Как вы думаете, о чем может идти речь в рассказе?


Знакомство с текстом

1. Первичное чтение текста учителемОдин корабль обошёл вокруг света и возвращался домой.…

а дальше….

-.Как думаете, что будет дальше?


2. Беседа

-Скажите, так совпали ли наши предположения?

- Что вас поразило?

-Расскажите, что вы переживали во время чтения?

- В названии «Прыжок» есть что-то тревожное?

-Предчувствуешь , что– что-то случится?

3.Введение понятия БЫЛЬ СЛАЙД 9

-Как вы думаете, могли такие события произойти на самом деле?

4.Словарная работа

СЛАЙДЫ 10-12


КОРЧИЛАСЬ – кривлялась, показывала смешные рожи

АРШИН – старинная русская мера длины, равная 71 сантиметру

ПАЛУБА – площадка на корабле

МАЧТА – столб высотой 15-20 метров , возвышавшийся над палубой

КАЮТА – комната на корабле

ПУШЕЧНОЕ ЯДРО – снаряд, вылетающий из пушки


5.Подготовка к чтению вслух СЛАЙД 13


При чтении текста мы встретимся с трудными словами. Прочитайте слова по слогам и целыми словами.

воз-вра-щал-ся пе-ре-драз-ни-ва-ла

за-бав-ля-ют-ся за-це-пив-шись

раз-за-до-рил-ся

6. Чтение по частям. Оглавление каждой части.

-Сейчас прочитаем каждую часть и озаглавим . А ещё после чтения каждой части будем определять настроение произведения. (От начала до слов..и забавляла всех . )


СЛАЙД 14

1.На палубе

Название части

Настроение

1 .На палубе.

Спокойствие


Работа по тексту.

-Где происходят действия?

(События происходят на корабле, который после долгого плавания возвращался домой).

- Скажите, почему весь народ был на палубе? (погода была тихая).

Учитель: Читаем дальше…( но она ещё злее рвала шляпу)

2.Обезьяньи проказы СЛАЙД 15

2.Обезьяньи проказы

Веселье




Выборочное чтение.

- Выберите из текста слова, которые описывают поведение обезьяны во время проказ. (подпрыгнула, сорвала шляпу, живо взобралась на мачту, дразнила).

-Продолжаем дальше читать ( до слов….как выпустить из рук верёвку и мачту.)


3. Погоня за обезьянкой СЛАЙД 16

3. Погоня за обезьянкой

Волнение


-Найдите слова, которые помогают представить, что же делал мальчик, когда пытался догнать обезьяну? (Погрозил ей, крикнул. Бросился, взобрался. Полез выше. Разобрал задор. Не отставал).

-Скажите, мальчик думал, когда бросился за обезьяной ? (Нет)

( бросился, взобрался-эти слова обозначают быстрые действия. Мальчик действовал необдуманно).

-Читаем дальше ( до….глянул вниз и зашатался.)


4.На перекладине СЛАЙД 17

4.На перекладине

Тревога, страх

-При помощи каких слов мы можем увидеть растерянность людей на палубе? («Все замерли от страха.» « Все молча смотрели на него и ждали, что будет»)

- Можно ли сказать, что обезьяна виновата в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье? ( нет, ведь она не человек, и для нее все было игрой).


-Чтение следующей части (….вниз и прыгнул)

5.Вынужденный прыжок СЛАЙД 18

5.Вынужденный прыжок

Ужас

-Скажите, когда вам стало страшно в рассказе? ( когда отец хотел выстрелить в сына).

- Какое ваше мнение : прыжок с корабля был безопасен для сына?

(Прыжок был рискованным, ведь мальчик мог разбиться о волны, мог утонуть, Прыжок был опасным. Мальчик мог упасть на палубу корабля или стукнуться о его борт).


-Заканчиваем чтение окончание были.

6. Спасение СЛАЙД 19

6 Спасение

Радость

-Ваше мнение: 40 секунд это много или мало?

(Для всех и для отца эти 40 секунд длились очень долго. Ведь никто не знал жив ли мальчик. (Автор пишет, что когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут).

-Объясните, почему плакал капитан?(испугался за сына, переволновался от радости, что сын жив).

-Какие чувства вызывает у тебя поступок отца? (Этот поступок вызывает чувство уважения, гордости).

7.Гимнастика для глаз

8. Беседа по сюжету рассказа

-Выделите завязку

-Как развивается действие?

-Какой момент в рассказе самый напряжённый?

-Какая развязка ?

-Почему вы так считаете? (задумываешься,что будет дальше с мальчиком.)

-Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение.

9. Характеристика главных героев .Работа в парах

-Кто главные герои в были? (Мальчик, обезьяна, отец)

-Подберите правильное описание героев.

Отец находчивый, решительный, смелый , самоотверженно любящий

Мальчик волнующийся, глупый , испуганный,

Обезьяна беззащитный, радостная, озорная, весёлая

СЛАЙД 20

10. Сравнение рассказов . Работа в паре (по таблице)

- В каком из рассказов мы с вами встречаемся с героями: мальчиком и отцом? ( «Акула») .

Давайте сравним «Прыжок» с произведением «Акула».

-Что общего в этих произведениях?( место действия, переживания, настроение, отец спасает сына.)

СЛАЙД 21

- Место действия происходят на корабле. И в одном и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах – смелость, умение действовать и не теряться.

- А чем рассказы отличаются? (В «Прыжке» хорошо показано состояние мальчика. А в «Акуле» лучше показано состояние отца.)


РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

-Как вы думаете, почему так озаглавлен текст?

- Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»? Какую роль сыграл прыжок?

-Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?

- Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.

-Что хотел автор сказать читателям этим произведением?

( это поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти).

– Подумаем и определим, какова же главная мысль рассказа-были? (этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко)

-Подумаем и скажем, для чего автор рассказывает нам эту историю?

( иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказы «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он упал на палубу и разбился).



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Пересказать его от имени капитана, мальчика или кого-нибудь из матросов (по выбору). Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.











Просмотр содержимого презентации
«Прыжок»

Вёз корабль карамель,  наскочил корабль на мель, И матросы три недели карамель на мели ели.

Вёз корабль карамель,

наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

карамель на мели ели.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой

(1828-1910)

Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну.

Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет.

Человек, который никогда не читает, переживает только одну.

Л.Н. Толстой Прыжок

Л.Н. Толстой

Прыжок

Прыжок  – быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры.

Прыжок

быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры.

Палуба

Палуба

Мачта

Мачта

1. На палубе.

1. На палубе.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

«Акула» Место действия «Прыжок» Главный герой Качества главного героя Финал рассказа Корабль Корабль Артиллерист (отец) Капитан  (отец) Решительность, Решительность, смелость смелость Спасение Спасение

«Акула»

Место действия

«Прыжок»

Главный герой

Качества главного героя

Финал рассказа

Корабль

Корабль

Артиллерист (отец)

Капитан

(отец)

Решительность,

Решительность,

смелость

смелость

Спасение

Спасение


Скачать

© 2017, 7034 166

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!