СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н. Толстой в 30-50-е гг. 19 века. Повесть "Детство" (на 2 урока) 6 класс (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой в 30-50-е гг. 19 века. Повесть "Детство" (на 2 урока) 6 класс (Меркин)»

Л.Н.Толстой в 30-50 гг. XIX века. Повесть «Детство»

Л.Н.Толстой в 30-50 гг. XIX века. Повесть «Детство»

ЦЕЛИ выявить ключевые события периода 30-50-х гг., оказавших влияние на становление характера Л.Н.Толстого показать звучащий в главах повести «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый» общее настроение беспокойства, присущего и Николеньке Иртеньеву – герою повести «Детство», и автору формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, умения строить устное высказывание, работы с текстом развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе работы над психологическим портретом отца Николеньки Иртеньева

ЦЕЛИ

  • выявить ключевые события периода 30-50-х гг., оказавших влияние на становление характера Л.Н.Толстого
  • показать звучащий в главах повести «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый» общее настроение беспокойства, присущего и Николеньке Иртеньеву – герою повести «Детство», и автору
  • формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, умения строить устное высказывание, работы с текстом
  • развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе работы над психологическим портретом отца Николеньки Иртеньева
Толстому довелось рано познакомиться с бедами и невзгодами: мальчи­ку  не было и двух лет, когда он потерял мать, а в 1837 г. внезапно, как говорили  — от удара, умер его отец. Вместе с сестрой Марией и братьями Николаем, Сергеем и Дмитрием десятилетний Лев отправляется в Казань, где жила их тетушка П.И. Юшкова. Исчерпывающую характеристику новой опекунши дала Софья Андреевна  Толстая. По ее словам, Пелагея Ильинична «была добродушная, светская, чрезвычайно поверхностная женщина  любила поесть, убрать со вкусом свои комнаты... Муж ее был хотя человек умный, но без правил. Жил он бездеятельно, прекрасно вышивал по канве, подмигивал на хорошеньких горничных и играл слегка на фортепиано».

Толстому довелось рано познакомиться с бедами и невзгодами: мальчи­ку не было и двух лет, когда он потерял мать, а в 1837 г. внезапно, как говорили — от удара, умер его отец. Вместе с сестрой Марией и братьями Николаем, Сергеем и Дмитрием десятилетний Лев отправляется в Казань, где жила их тетушка П.И. Юшкова.

Исчерпывающую характеристику новой опекунши дала Софья Андреевна Толстая. По ее словам, Пелагея Ильинична «была добродушная, светская, чрезвычайно поверхностная женщина любила поесть, убрать со вкусом свои комнаты... Муж ее был хотя человек умный, но без правил. Жил он бездеятельно, прекрасно вышивал по канве, подмигивал на хорошеньких горничных и играл слегка на фортепиано».

Фактически воспитание Толстого с переездом в Казань окончилось. Начался  период самостоятельной жизни. Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив  университет, уехал из Казани в Ясную Поляну. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранена) и описание одного прожитого дня («История вчерашнего дня»). Тогда же была начата повесть «Детство».

Фактически воспитание Толстого с переездом в Казань окончилось. Начался период самостоятельной жизни. Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете.

Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранена) и описание одного прожитого дня («История вчерашнего дня»). Тогда же была начата повесть «Детство».

Ещё живя в Казани, он стал составлять «Правила», которым намеревался следовать неукоснительно изо дня в день. Вот некоторые из них: «Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош». «Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную». «Всегда говори правду». «…Имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим». «Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству».

Ещё живя в Казани, он стал составлять «Правила», которым намеревался следовать неукоснительно изо дня в день. Вот некоторые из них:

  • «Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош».
  • «Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную».
  • «Всегда говори правду».
  • «…Имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим».
  • «Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству».
Весной 1851 г. Толстой едет на Кавказ и сначала в качестве волонтера, потом – юнкера, затем – младшего офицера принимает участие в походах и боевых действиях русской армии. В письмах с Кавказа близким людям он признавался, что пошел на войну для того, во-первых, чтобы испытать свою храбрость, во-вторых, чтобы увидеть своими глазами, что такое война. Толстой не раз был представлен к награждению боевым Георгиевским крестом, но не получил этой награды, так как высшее начальство видело в нём «беспокойного» офицера, который вмешивался не в свое дело, составлял проекты об улучшении организации русских войск и управления ими.

Весной 1851 г. Толстой едет на Кавказ и сначала в качестве волонтера, потом – юнкера, затем – младшего офицера принимает участие в походах и боевых действиях русской армии. В письмах с Кавказа близким людям он признавался, что пошел на войну для того, во-первых, чтобы испытать свою храбрость, во-вторых, чтобы увидеть своими глазами, что такое война.

Толстой не раз был представлен к награждению боевым Георгиевским крестом, но не получил этой награды, так как высшее начальство видело в нём «беспокойного» офицера, который вмешивался не в свое дело, составлял проекты об улучшении организации русских войск и управления ими.

Начальство не любило и побаивалось Толстого. Зато у офицеров-сослуживцев Лев Николаевич пользовался уважением и симпатией. Писатель добивается перевода в осажденный Севастополь. Он сделал это «для того, чтобы видеть... войну» и «больше всего из патриотизма» , который, как он писал брату, «сильно нашел» на него в то время. Здесь развертывались главные события начавшейся в 1853 г. Крымской войны.

Начальство не любило и побаивалось Толстого. Зато у офицеров-сослуживцев Лев Николаевич пользовался уважением и симпатией.

Писатель добивается перевода в осажденный Севастополь. Он сделал это «для того, чтобы видеть... войну» и «больше всего из патриотизма» , который, как он писал брату, «сильно нашел» на него в то время. Здесь развертывались главные события начавшейся в 1853 г. Крымской войны.

Толстой приехал в осажденный Севастополь в ноябре 1854 г. и был там до конца осады города. Долгое время он провел на четвертом бастионе, одном из самых опасных участков обороны Севастополя, где командовал  батареей. Принимая участие в войне, писатель проявил истинное мужество. Он был награжден орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853—1856 гг.». Рассказы Толстого о защитниках Севастополя поразили современников не эффектными описаниями сражений, не громкими фразами об одержанных победах, а строгой правдой и простотой изображения тяжелого, будничного и в то же время героического труда матросов, солдат, артиллеристов с четвертого бастиона, сестер милосердия, жителей осажденного города.

Толстой приехал в осажденный Севастополь в ноябре 1854 г. и был там до конца осады города. Долгое время он провел на четвертом бастионе, одном из самых опасных участков обороны Севастополя, где командовал батареей. Принимая участие в войне, писатель проявил истинное мужество. Он был награжден орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853—1856 гг.».

Рассказы Толстого о защитниках Севастополя поразили современников не эффектными описаниями сражений, не громкими фразами об одержанных победах, а строгой правдой и простотой изображения тяжелого, будничного и в то же время героического труда матросов, солдат, артиллеристов с четвертого бастиона, сестер милосердия, жителей осажденного города.

Первым произведением Толстого, появившимся в печати, была повесть «Детство», законченная им на Кавказе. Послав ее рукопись в журнал «Современник» Н.А. Некрасову, молодой автор даже не назвал своей фамилии, настолько он не был уверен в успехе. Некрасов высоко оценил повесть, напечатал ее в «Современнике» и все сделал для того, чтобы поощрить начинающего автора к дальнейшей литературной работе. За «Детством» в «Современнике» появились повести Толстого «Отрочество» (1854) и «Юность» (1855—1856), составившие трилогию. В ее главном герое Николеньке Иртеньеве воплотились многие черты самого Толстого. В ноябре 1855 г., после того как русские войска оставили Севастополь, Толстой приехал в Петербург, где как равный был встречен выдающимися писателями.

Первым произведением Толстого, появившимся в печати, была повесть «Детство», законченная им на Кавказе. Послав ее рукопись в журнал «Современник» Н.А. Некрасову, молодой автор даже не назвал своей фамилии, настолько он не был уверен в успехе. Некрасов высоко оценил повесть, напечатал ее в «Современнике» и все сделал для того, чтобы поощрить начинающего автора к дальнейшей литературной работе.

За «Детством» в «Современнике» появились повести Толстого «Отрочество» (1854) и «Юность» (1855—1856), составившие трилогию. В ее главном герое Николеньке Иртеньеве воплотились многие черты самого Толстого.

В ноябре 1855 г., после того как русские войска оставили Севастополь, Толстой приехал в Петербург, где как равный был встречен выдающимися писателями.

В государственном музее Л.Н. Толстого в Москве хранится около 26 тысяч фотографий в основном фонде. Музей обладает не только самым полным собранием фотографий самого Л.Н.Толстого (около 12 тысяч), но и уникальными и многообразными фотоснимками лиц, мест, событий, связанных с жизнью и творчеством писателя. Основой фотофонда музея послужили экспонаты выставки, посвященной Л.Н. Толстому, состоявшейся в 1911 г. в Историческом музее в Москве.

В государственном музее Л.Н. Толстого в Москве хранится около 26 тысяч фотографий в основном фонде. Музей обладает не только самым полным собранием фотографий самого Л.Н.Толстого (около 12 тысяч), но и уникальными и многообразными фотоснимками лиц, мест, событий, связанных с жизнью и творчеством писателя. Основой фотофонда музея послужили экспонаты выставки, посвященной Л.Н. Толстому, состоявшейся в 1911 г. в Историческом музее в Москве.

«Детство» — это автобиографическая повесть Л.Н. Толстого. Автобиографическое произведение  — художественное произведение, в основе которого лежат события и факты из жизни автора.

«Детство» — это автобиографическая повесть Л.Н. Толстого.

Автобиографическое произведение художественное произведение, в основе которого лежат события и факты из жизни автора.

Н.Г. Чернышевский о повести «Детство». Он отметил в творчестве Л.Н.Толстого две существенные черты: «Эти две черты — глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства...». «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления…… переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь, по всей цепи воспоминаний; ……. графа Толстого всего более волнует — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души...».

Н.Г. Чернышевский о повести «Детство».

Он отметил в творчестве Л.Н.Толстого две существенные черты: «Эти две черты — глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства...».

«Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления…… переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь, по всей цепи воспоминаний; ……. графа Толстого всего более волнует — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души...».

Уловить и воплотить само формирование человека — в этом главная художественная задача Толстого . Замысел его первой книги определен характерным названием: «Четыре эпохи развития». Предполагалось, что внутреннее развитие Николеньки Иртеньева, а в сущности — всякого человека вообще, если он способен к развитию, будет прослежено от детства до молодости. Толстой считал, что человеческий характер наиболее отзывчив и подвижен в ранние годы жизни, когда каждый новый день таит в себе неисчерпаемые возможности для открытия неизведанного и нового, когда нравственный мир формирующейся личности восприимчив ко всем «впечатлениям бытия». С образом Иртеньева связана одна из самых любимых и задушевных мыслей Толстого — мысль о громадных возможностях человека, рожденного для движения, для нравственного и духовного роста.

Уловить и воплотить само формирование человека — в этом главная художественная задача Толстого . Замысел его первой книги определен характерным названием: «Четыре эпохи развития». Предполагалось, что внутреннее развитие Николеньки Иртеньева, а в сущности — всякого человека вообще, если он способен к развитию, будет прослежено от детства до молодости.

Толстой считал, что человеческий характер наиболее отзывчив и подвижен в ранние годы жизни, когда каждый новый день таит в себе неисчерпаемые возможности для открытия неизведанного и нового, когда нравственный мир формирующейся личности восприимчив ко всем «впечатлениям бытия». С образом Иртеньева связана одна из самых любимых и задушевных мыслей Толстого — мысль о громадных возможностях человека, рожденного для движения, для нравственного и духовного роста.

Поэзия детства — «счастливой, счастливой, невозвратимой поры» — сменяется «пустыней отрочества », когда утверждение своего «я» происходит в непрерывном конфликте с окружающими людьми, чтобы в новой поре - юности — мир оказался разделенным на две части: одну — освещённую дружбой и духовной близостью; другую — нравственно враждебную, даже если она порою и влечет к себе. При этом верность конечных оценок обеспечивается «чистотой нравственного чувства» автора.

Поэзия детства — «счастливой, счастливой, невозвратимой поры» — сменяется «пустыней отрочества », когда утверждение своего «я» происходит в непрерывном конфликте с окружающими людьми, чтобы в новой поре - юности — мир оказался разделенным на две части: одну — освещённую дружбой и духовной близостью; другую — нравственно враждебную, даже если она порою и влечет к себе. При этом верность конечных оценок обеспечивается «чистотой нравственного чувства» автора.

Анализ главы «Детство» Как характеризует Л.Н. Толстой детство? Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? И как не слушать? Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Где те горячие молитвы? Где лучший дар - те чистые слезы умиления? Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Неужели остались одни воспоминания? Найдите в тексте главы «Детство» риторические фигуры. Какова их роль?

Анализ главы «Детство»

  • Как характеризует Л.Н. Толстой детство?

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? И как не слушать? Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Где те горячие молитвы? Где лучший дар - те чистые слезы умиления? Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Неужели остались одни воспоминания?

  • Найдите в тексте главы «Детство» риторические фигуры. Какова их роль?
Риторические вопросы и риторические восклицания служат для усиления выразительности речи. Герой не верит в то, что бесследно проходит эта чудесная пора искренних восторгов и любви. От чего зависит, «вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве»? Чтобы вернулось подобное мироощущение, человек должен в душе бережно хранить дар любви. Умение любить — результат неустанного самосовершенствования человека, которое продолжается всю жизнь.

Риторические вопросы и риторические восклицания служат для усиления выразительности речи. Герой не верит в то, что бесследно проходит эта чудесная пора искренних восторгов и любви.

  • От чего зависит, «вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве»?

Чтобы вернулось подобное мироощущение, человек должен в душе бережно хранить дар любви. Умение любить — результат неустанного самосовершенствования человека, которое продолжается всю жизнь.

Анализ главы «Что за человек был мой отец?» Один из наиболее ярких героев повести — папа. Весь его облик дан с изумительной четкостью. Интересны изменения, которые вносились Толстым в связи с характеристикой папа. Сначала она стояла в начале рассказа. В третьей редакции глава «Что за человек был мой отец?» по счёту была четвертой. В каноническом тексте характеристика отставлена значительно дальше и составляет содержание главы X. Очевидно, Толстой считал необходимым, чтобы герой раскрылся предварительно в поступках. В самой характеристике на первом плане стоит описание внешнего облика отца.

Анализ главы «Что за человек был мой отец?»

Один из наиболее ярких героев повести — папа. Весь его облик дан с изумительной четкостью. Интересны изменения, которые вносились Толстым в связи с характеристикой папа. Сначала она стояла в начале рассказа. В третьей редакции глава «Что за человек был мой отец?» по счёту была четвертой. В каноническом тексте характеристика отставлена значительно дальше и составляет содержание главы X. Очевидно, Толстой считал необходимым, чтобы герой раскрылся предварительно в поступках. В самой характеристике на первом плане стоит описание внешнего облика отца.

Исленьев Александр Михайлович (1794 — 1882) - отставной капитан лейб-гвардии Московского полка стал прототипом отца главного героя. Участник Отечественной войны 1812 и заграничного похода 1813, награждён за храбрость, проявленную при Бородине, вышел в отставку по домашним обстоятельствам в 1822 году в звании капитана. Член Московского общества сельского хозяйства, автор работ по сельскохозяйственным вопросам. Одна из дочерей Александра Михайловича Исленьева, Любовь — мать жены Л.Н. Толстого.

Исленьев Александр Михайлович (1794 — 1882) - отставной капитан лейб-гвардии Московского полка стал прототипом отца главного героя. Участник Отечественной войны 1812 и заграничного похода 1813, награждён за храбрость, проявленную при Бородине, вышел в отставку по домашним обстоятельствам в 1822 году в звании капитана.

Член Московского общества сельского хозяйства, автор работ по сельскохозяйственным вопросам. Одна из дочерей Александра Михайловича Исленьева, Любовь — мать жены Л.Н. Толстого.

Самым распространенным, сложным и интересным видом литературного портрета является психологический портрет. Л.Н. Толстой тонко выявляет особенности характера своего героя через детали внешности: черты лица, позу, вещи. Так сразу формируется не только авторское, но и читательское отношение к герою. Назовите слова, воссоздающие черты портрета отца. Что вы можете сказать об этом человеке?

Самым распространенным, сложным и интересным видом литературного портрета является психологический портрет. Л.Н. Толстой тонко выявляет особенности характера своего героя через детали внешности: черты лица, позу, вещи. Так сразу формируется не только авторское, но и читательское отношение к герою.

  • Назовите слова, воссоздающие черты портрета отца. Что вы можете сказать об этом человеке?
«Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — пришепетывание - и большая, но всю голову, лысина». «Не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно. Всегда очень широкое и легкое платье, прекрасное белье, большие отвороченные манжеты и воротнички... большому росту, сильному сложению, лысой голове и спокойным, самоуверенным движениям». Человек внешне не очень красивый, но обаятельный. Ему присущ тонкий вкус и хорошие манеры.

«Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — пришепетывание - и большая, но всю голову, лысина».

«Не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно. Всегда очень широкое и легкое платье, прекрасное белье, большие отвороченные манжеты и воротнички... большому росту, сильному сложению, лысой голове и спокойным, самоуверенным движениям».

Человек внешне не очень красивый, но обаятельный. Ему присущ тонкий вкус и хорошие манеры.

  • Назовите художественные детали, дающие представление о характере отца.

«Человек прошлого века. Неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. Смотрел презрительно. Две главные страсти: карты и женщины. Нравился всем без исключения, в особенности же тем, которым хотел нравиться. Он умел взять верх в отношениях со всяким. Он знал крайнюю меру гордости и самонадеянности.

Он был оригинален. Ничто на свете не могло возбудить в нем чувства удивления. Он умел скрывать от других и удалять от себя известную всем тёмную, наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни. Он был знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и умел пользоваться ими. Конек его был блестящие связи. Он был чувствителен и даже слезлив. Он любил музыку, откровенно говорил, что сонаты Бетховена нагоняют на него сон и скуку. Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика. И то только он считал хорошим, что называла хорошим публика. Жизнь его была так полна увлечениями всякого рода, да он и был так счастлив в жизни. Те поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствия, он считал хорошими. Он говорил очень увлекательно, он в состоянии был тот же поступок рассказать как самую милую шалость и как низкую подлость».

Это человек, в котором внешняя воспитанность сочетается с крайним себялюбием, и все измеряется на весах личных интересов и удобств. Это яркий тип изысканного эгоиста. Эгоизм его проявляется и в других эпизодах повести: в главе «Папа» и «Юродивый».

Это человек, в котором внешняя воспитанность сочетается с крайним себялюбием, и все измеряется на весах личных интересов и удобств. Это яркий тип изысканного эгоиста.

Эгоизм его проявляется и в других эпизодах повести: в главе «Папа» и «Юродивый».

Пересказ главы «Папа» с включением выразительного чтения эпизода от слов «Я распоряжений своих не переменю...» до слов «Мне очень, очень жалко стало матушку, и вместе с тем мысль, что мы точно стали большие, радовала меня». О чем свидетельствует разговор с Яковом? О непрактичности отца, о нежелании его всерьез заняться поправлением дел в расстроенном имении. Почему отец решил оставить в деревне матушку Решение оставить матушку в деревне свидетельствует о намерении отца ни в чем себя не ограничивать в Москве.

Пересказ главы «Папа» с включением выразительного чтения эпизода от слов «Я распоряжений своих не переменю...» до слов «Мне очень, очень жалко стало матушку, и вместе с тем мысль, что мы точно стали большие, радовала меня».

  • О чем свидетельствует разговор с Яковом?

О непрактичности отца, о нежелании его всерьез заняться поправлением дел в расстроенном имении.

  • Почему отец решил оставить в деревне матушку

Решение оставить матушку в деревне свидетельствует о намерении отца ни в чем себя не ограничивать в Москве.

Художественный пересказ главы «Юродивый» с включением выразительного чтения эпизода от слов «Ах да, я было и забыла попросить тебя об одной вещи, — сказала она...» до слов «Зачем ты мне напомнила об его ногах? Я посмотрел и теперь ничего есть не буду». Как характеризует отца отношение к присутствию в комнате Гриши, Божьего человека? Отец неуважительно относится к чувствам матери, оскорбляет ее веру в бескорыстное служение Богу. Он подозревает Гришу в неискренние и лености, цинично иронизирует над его убогостью.

Художественный пересказ главы «Юродивый» с включением выразительного чтения эпизода от слов «Ах да, я было и забыла попросить тебя об одной вещи, — сказала она...» до слов «Зачем ты мне напомнила об его ногах? Я посмотрел и теперь ничего есть не буду».

  • Как характеризует отца отношение к присутствию в комнате Гриши, Божьего человека?

Отец неуважительно относится к чувствам матери, оскорбляет ее веру в бескорыстное служение Богу. Он подозревает Гришу в неискренние и лености, цинично иронизирует над его убогостью.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ В этих главах Л.Н. Толстой отразил внутреннюю неустроенность и беспокойство, которые его герой и он сам в годы работы над трилогией — переживал как душевный конфликт, как внутренний разлад.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В этих главах Л.Н. Толстой отразил внутреннюю неустроенность и беспокойство, которые его герой и он сам в годы работы над трилогией — переживал как душевный конфликт, как внутренний разлад.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Прочитать главу «Maman». Подготовить художественный пересказ главы «Письмо» и выразительное чтение фрагмента главы от слов «В этом письме была вложена записочка Мими следующего содержания…» до слов «После уже всё пошло хуже да хуже».

2.Групповые задания:

1 группа. Подготовить художественный пересказ главы «Горе». Выразительное чтение фрагмента главы от слов «Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу…» до слов «… чтобы утешить и благословить меня».

2 группа. Подготовить художественный пересказ главы «Наталья Савишна» и выразительное чтение эпизода главы от слов «Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за её двадцатилетние труды и привязанность…» до слов «Я так привык к её бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? Довольна ли?»

3 группа. Подготовить художественный пересказ главы «Последние грустные воспоминания». Выразительное чтение эпизода главы от слов «Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни и переносила страдания с истинно христианским терпением…» до слов «Мне приходит мысль: неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?..»

ЦЕЛИ выявить значение толстовской идеи стремления к совершенствованию, к единению людей в любви, то есть в Боге формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, умения строить устное высказывание, работы с текстом формировать первоначальные представления о философском содержании учения Л.Н.Толстого

ЦЕЛИ

  • выявить значение толстовской идеи стремления к совершенствованию, к единению людей в любви, то есть в Боге
  • формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, умения строить устное высказывание, работы с текстом
  • формировать первоначальные представления о философском содержании учения Л.Н.Толстого
Анализ главы «Maman» В письмах к тетушке в период работы над повестью «Детство» раскрываются настроение и переживания молодого Толстого, имеющие исповедальный характер: «...Я очень далек от веселия... но я столь же далек от скуки, потому что занят, но, кроме того, я вкушаю еще более высокое, более сильное удовольствие... это сознание спокойной совести, сознание более высокой, чем прежде, оценки самого себя, сознание движения во мне добрых великодушных чувств. Было время, когда я тщеславился моим умом, моим положением в свете, моим именем, но теперь я знаю, я чувствую, что если есть во мне что-нибудь хорошее и что если есть за что благодарить провидение, так это за доброе сердце, чувствительное и способное любить...». Какие слова обращают на себя внимание в этих воспоминаниях? «Доброе сердце, чувствительное и способное любить».

Анализ главы «Maman»

В письмах к тетушке в период работы над повестью «Детство» раскрываются настроение и переживания молодого Толстого, имеющие исповедальный характер:

«...Я очень далек от веселия... но я столь же далек от скуки, потому что занят, но, кроме того, я вкушаю еще более высокое, более сильное удовольствие... это сознание спокойной совести, сознание более высокой, чем прежде, оценки самого себя, сознание движения во мне добрых великодушных чувств. Было время, когда я тщеславился моим умом, моим положением в свете, моим именем, но теперь я знаю, я чувствую, что если есть во мне что-нибудь хорошее и что если есть за что благодарить провидение, так это за доброе сердце, чувствительное и способное любить...».

  • Какие слова обращают на себя внимание в этих воспоминаниях?

«Доброе сердце, чувствительное и способное любить».

Воплощением добра и любви для Толстого стали две женщины, неразрывно связанные друг с другом, — maman и Наталья Савишна в повести «Детство». Образы этих героинь отражают процесс поиска молодым Толстым «самого себя», «человеческого идеала», «встречи самого себя» обновленного. Центральным образом является образ матери. Ей посвящены главы: «Maman», «Детство», «Письмо», «Горе» и ряд эпизодов, сцен в других главах. Образ матери помогла создать творческая интуиция писателя, а также «рассказы о ней других» людей и ее письма. В воспоминаниях Толстой писал: «Как реальное физическое существо, я не могу себе представить ее. Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знал о ней, - все прекрасно (она, очевидно, духовно была выше отца...)».

Воплощением добра и любви для Толстого стали две женщины, неразрывно связанные друг с другом, — maman и Наталья Савишна в повести «Детство». Образы этих героинь отражают процесс поиска молодым Толстым «самого себя», «человеческого идеала», «встречи самого себя» обновленного. Центральным образом является образ матери. Ей посвящены главы: «Maman», «Детство», «Письмо», «Горе» и ряд эпизодов, сцен в других главах. Образ матери помогла создать творческая интуиция писателя, а также «рассказы о ней других» людей и ее письма.

В воспоминаниях Толстой писал: «Как реальное физическое существо, я не могу себе представить ее. Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знал о ней, - все прекрасно (она, очевидно, духовно была выше отца...)».

Что вы можете рассказать о семье, изображенной на иллюстрации?

Что вы можете рассказать о семье, изображенной на иллюстрации?

Найдите в тексте описание портрета матери. Выразительное чтение от слов «Когда я стараюсь вспомнить матушку…» до слов «...но общее выражение ускользает от меня». Какие слова являются ключевыми в данном описании? Доброта, любовь, нежность. Искомый идеал совершенства, составляющими которого являются добро и любовь, определил и принципы создания портрета maman в повести, в котором выделяются значимые черты: глаза (как зеркало души) улыбка, голос. Найдите в тексте описание улыбки и голоса maman. Выразительное чтение от слов «Когда матушка улыбалась...» до слов «...если она портит его, то оно дурно»; от слов «Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки...» до слов «...я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно».
  • Найдите в тексте описание портрета матери. Выразительное чтение от слов «Когда я стараюсь вспомнить матушку…» до слов «...но общее выражение ускользает от меня». Какие слова являются ключевыми в данном описании?

Доброта, любовь, нежность.

  • Искомый идеал совершенства, составляющими которого являются добро и любовь, определил и принципы создания портрета maman в повести, в котором выделяются значимые черты: глаза (как зеркало души) улыбка, голос. Найдите в тексте описание улыбки и голоса maman.

Выразительное чтение от слов «Когда матушка улыбалась...» до слов «...если она портит его, то оно дурно»;

от слов «Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки...» до слов «...я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно».

Прекрасная душа матери отражается и в глазах, и в звуках голоса, и в улыбке. Присутствие её в мире ощущает Николенька Иртеньев и после её смерти.

Прекрасная душа матери отражается и в глазах, и в звуках голоса, и в улыбке. Присутствие её в мире ощущает Николенька Иртеньев и после её смерти.

Анализ главы «Горе» Какие чувства испытывает Николенька? Чувства героя противоречивы: он искренне скорбит, однако мысли его обращены к тому, что он видит вокруг. Он видит лица людей, слышит их голоса, оценивает их поведение.  В какой момент герой наиболее искренен в проявлении чувства скорби? Выразительное чтение фрагмента главы «Горе» от слов «Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу...» до слов «...чтобы утешить и благословить меня».

Анализ главы «Горе»

  • Какие чувства испытывает Николенька?

Чувства героя противоречивы: он искренне скорбит, однако мысли его обращены к тому, что он видит вокруг. Он видит лица людей, слышит их голоса, оценивает их поведение.

  • В какой момент герой наиболее искренен в проявлении чувства скорби? Выразительное чтение фрагмента главы «Горе» от слов «Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу...» до слов «...чтобы утешить и благословить меня».
Чем объясняется вера Николеньки Иртеньва в незримое присутствие матери рядом с ним? В образе матери для героя заключены непреходящие явления, живущие вечно в этом мире — любовь и доброта. Вот почему герой испытывает «какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение». Выразительное чтение от слов «Так ты меня очень любишь?» до слов «...уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом». Какие предчувствия испытывает мать Николеньки? Сознание скорого ухода из жизни.
  • Чем объясняется вера Николеньки Иртеньва в незримое присутствие матери рядом с ним?

В образе матери для героя заключены непреходящие явления, живущие вечно в этом мире — любовь и доброта. Вот почему герой испытывает «какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение».

  • Выразительное чтение от слов «Так ты меня очень любишь?» до слов «...уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом». Какие предчувствия испытывает мать Николеньки?

Сознание скорого ухода из жизни.

Анализ главы «Письмо» Какие качества характера maman проявляются в письме? Искренняя любовь к мужу и детям составляет смысл существования героини. Она с горечью думает о том, что придется пережить им в будущем.   Выразительное чтение фрагмента главы «Письмо» от слов «В этом письме была вложена французская записочка Мими следующего содержания...» до слов «После уж все пошло хуже да хуже». Эти эпизоды свидетельствуют об «избранности» матери Богом, о той высокой миссии, которую она выполняет на земле, являясь воплощением любви и добра.

Анализ главы «Письмо»

  • Какие качества характера maman проявляются в письме?

Искренняя любовь к мужу и детям составляет смысл существования героини. Она с горечью думает о том, что придется пережить им в будущем.

  •   Выразительное чтение фрагмента главы «Письмо» от слов «В этом письме была вложена французская записочка Мими следующего содержания...» до слов «После уж все пошло хуже да хуже».

Эти эпизоды свидетельствуют об «избранности» матери Богом, о той высокой миссии, которую она выполняет на земле, являясь воплощением любви и добра.

Анализ главы «Наталья Савишна» На какие качества характера Натальи Савишны обращает наше внимание автор? Способность любить, доброта, преданность, умение жертвовать собой. Выразительное чтение эпизода от слов «Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность...» до слов «...а что, счастлива ли она? довольна ли?». Высший смысл бытия и в то же самое время всепобеждающая мощь его — это любовь. И в каждом проявлении любви к людям раскрывается подлинная человечность. Любовь для Толстого — это проявление божественной сущности.

Анализ главы «Наталья Савишна»

  • На какие качества характера Натальи Савишны обращает наше внимание автор?

Способность любить, доброта, преданность, умение жертвовать собой.

  • Выразительное чтение эпизода от слов «Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность...» до слов «...а что, счастлива ли она? довольна ли?».

Высший смысл бытия и в то же самое время всепобеждающая мощь его — это любовь. И в каждом проявлении любви к людям раскрывается подлинная человечность. Любовь для Толстого — это проявление божественной сущности.

Анализ главы «Последние грустные воспоминания» Как переносят горе бабушка и Наталья Савишна? Обе искренне скорбят. Боль бабушки столь сильна, что она на время впадает в беспамятство. Скорбное чувство утраты не способно сломить дух Натальи Савишны. С христианским терпением она переносит душевную боль. Помня о том, что уныние — смертный грех, она находит в себе силы заниматься привычными будничными делами. Выразительное чтение от слов «Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни...» до слов «...чтобы вечно заставить сожалеть о них?..».

Анализ главы «Последние грустные воспоминания»

  • Как переносят горе бабушка и Наталья Савишна?

Обе искренне скорбят. Боль бабушки столь сильна, что она на время впадает в беспамятство. Скорбное чувство утраты не способно сломить дух Натальи Савишны. С христианским терпением она переносит душевную боль. Помня о том, что уныние — смертный грех, она находит в себе силы заниматься привычными будничными делами.

  • Выразительное чтение от слов «Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни...» до слов «...чтобы вечно заставить сожалеть о них?..».
Как вы понимаете последние строчки повести? Герой повести «Детство», сталкиваясь с миром, познавая ложь, неискренность, порок, пытается сохранить в себе память о добрых, любящих и любимых им людям, чтобы преодолеть искушения и сохранить в себе человека. Память о встрече с двумя любящими сердцами открывает для героя путь к познанию самого себя.
  • Как вы понимаете последние строчки повести?

Герой повести «Детство», сталкиваясь с миром, познавая ложь, неискренность, порок, пытается сохранить в себе память о добрых, любящих и любимых им людям, чтобы преодолеть искушения и сохранить в себе человека. Память о встрече с двумя любящими сердцами открывает для героя путь к познанию самого себя.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Повесть «Детство» — это начало становления Толстого-писателя и Толстого-философа, создавшего этику любви. С точки зрения толстовской этики жизнь человека должна определяться стремлением к самосовершенствованию, способствующему единению других людей в любви, т.е. в Боге.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Повесть «Детство» — это начало становления Толстого-писателя и Толстого-философа, создавшего этику любви. С точки зрения толстовской этики жизнь человека должна определяться стремлением к самосовершенствованию, способствующему единению других людей в любви, т.е. в Боге.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать рассказ «Бедные люди». Подготовить его пересказ. Наизусть стихотворение А.Я. Яшина «Спешите делать добрые дела!»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Прочитать рассказ «Бедные люди». Подготовить его пересказ.
  • Наизусть стихотворение А.Я. Яшина «Спешите делать добрые дела!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!