Наташа Ростова (будущая жена Пьера Безухова, сестра Николая Ростова)
-
Пьер: «Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать», «она не удостаивает быть умной».
-
Наташа — воплощение живой, естественной жизни. Она далека от размышлений о смысле жизни. Весь смысл жизни в ней самой.
-
Героиня непосредственна. Она позволяет себе кричать при гостях через весь стол, целовать приехавшего брата и незнакомого Денисова. Нарушая условности, она вскрывает их искусственность.
-
Наташа переживает ежеминутно полноту жизни, она отдается чувству без остатка, ощущает неповторимость каждого мгновения: хочет улететь в небо, потому что такой ночи никогда не было и не будет. Ее счастье зависит от того, пригласят ли ее на танец.
-
Тонко чувствуя людей, она приходит в нужную минуту на помощь. Иногда ей не хватает слов для выражения мысли, и она начинает говорить образами. Например, о Борисе: «он узкий такой, как часы столовые… Узкий, знаете, серый, светлый…», о Безухове: «тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный».
-
Наташе близка стихия народной жизни. После охоты, в доме у дядюшки, Ростова танцует под русскую плясовую.
-
Иногда необдуманность поступков и следование велению сердца приводят Наташу к ошибкам (увлечение Анатолем Курагиным, идеальный образ которого девушка себе придумала сама).
-
Разрыв с князем Андреем повлек за собой духовный кризис и физическую болезнь героини, после чего она стала несколько спокойней. В это время Наташа приходит к Богу, начинает жить «осердеченным умом».
-
Став матерью, Наташа «опустилась», перестала заботиться о своей внешности и полностью ушла в заботы о муже и детях, однако не утратила природной естественности своей натуры.
-
В начале романа ей всего 13 лет.
-
Внешняя некрасивость Наташи сглаживается её добрым и милым характером. Живя по законам, которые диктует ей сердце, героиня романа остается верной своим принципам, невзирая на мнение людей. Зачастую девушка подчиняется внутренним инстинктам, не задумываясь над тем, что делает. В пору юности Наташа соприкасается с лживым и притворным светским миром, и он – хорошо, что только на время – заглушает в ней чистые и светлые порывы души, заставляя руководствоваться чужим, навязанным ей мнением. Так, следуя советам лживой и подлой Элен, Наташа поначалу принимает ухаживания Анатоля Курагина и не может понять, кого любит больше: князя Андрея Болконского (первая встреча с которым произошла в имении Ростовых) или все-таки его.
Марья Болконская (сестра Андрея Болконского, дочь графа Николая Болконского, жена Николая Ростова, «мама» для Николеньки)
-
Воспитана отцом в строгости. Горда и независима. Некрасива внешне, имеет богатый внутренний мир. Умна, интеллигентна.
-
Глубоко религиозна, принимает у себя странников, в тайне от отца помогает им. Иногда и сама помышляет о странничестве.
-
Марья терпит тяжелый характер отца, любит и прощает его.
-
Княжна воспитывает сына князя Андрея, маленького Николеньку.
-
Полюбив, она готова быть верной своему чувству:
«Как ни стыдно ей было признаться себе, что она первая полюбила человека, который, может быть, никогда не полюбит ее, она утешала себя мыслью, что никто никогда не узнает этого и что она не будет виновата, ежели будет до конца жизни, никому не говоря о том, любить того, которого она любила в первый и в последний раз».
-
Любовь к спасшему ее Николаю Ростову преображает героиню: «Как вдруг с неожиданной поражающей красотой выступает на стенках расписного и резного фонаря та сложная искусная художественная работа, казавшаяся прежде грубою, темною и бессмысленною, когда зажигается свет внутри: так вдруг преобразилось лицо княжны Марьи. В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу. ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица».
-
Семья Марьи и Николая основана на единстве противоположностей. Муж удивлялся ее «душевности»,
«возвышенному, нравственному миру»: «Он гордился тем, что она так умна и хороша, сознавая свое ничтожество перед нею…», «она с своей душою не только принадлежала ему, но составляла часть его самого».