Биология
Класс 5
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
Ознакомление с растительными и животными клетками: томата (натуральные препараты), инфузории туфельки (готовые микропрепараты)
с помощью светового микроскопа
Цель: рассмотреть общий вид растительной и животной клеток; научиться изображать рассмотренные объекты.
Инструктаж по Т.Б.
Оборудование и материалы: ручная лупа, микроскоп, предметное и покровное стекла, стакан лабораторный, препараты натуральных объектов.
Теоретические сведения
Все живые организмы состоят из клеток. Клетки имеют разную форму, размеры, строение.
Главные части клетки (видимые в микроскоп) – ядро, цитоплазма, мембрана.
Клетки томата.
У инфузории-туфельки одноклеточное тело, покрытое плазматической мембраной(оболочкой). Вся поверхность тела покрыта ресничками. Внутренняя полость заполнена цитоплазмой, в которой находятся малое и большое ядро, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль.
Ход работы
-
Изготовим временный микропрепарат плода томата.
-
Рассмотрите временный микропрепарат с помощью лупы и микроскопа.
-
Зарисуйте строение временного микропрепарата мякоти томата.
Подпишите видимые части клеток – ядро, цитоплазму, клеточную мембрану.
-
Рассмотрите строение инфузории-туфельки на фото и рисунках, обратите внимание на ее форму.
-
Зарисуйте строение инфузории-туфельки. Подпишите ее основные части.
-
Сделайте вывод, вставив в предложения нужные слова и термины:
Все живые _________ состоят из клеток.
Клетки имеют разную ________, _________, строение.
Мякоть зрелого томата состоит из очень мелких __________, ______ по окраске.
У инфузории-туфельки тело, покрыто плазматической ___________.
Вся поверхность тела покрыта густыми ___________.
Внутренняя полость заполнена ______________, в которой находятся малое и большое ядро, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль.
Внутреннее строение клеток можно рассмотреть при помощи увеличительных приборов ___________ и ___________.