Лабораторная работа № 7
«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Цель работы: Научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы.
Оборудование:
Источник питания, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, секундомер (или часы с секундной стрелкой).
Указания к работе:
-
Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив все последовательно.
-
Измерьте вольтметром напряжение на лампе.
-
Начертите в тетради схему собранной цепи и запишите показания приборов.
-
Вычислите мощность тока в лампе.
-
Заметьте время включения и выключения лампы. По времени ее горения и мощности определите работу тока в лампе.
-
П
роверьте, совпадет ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значения не совпадут, объясните причину этого.
Пример выполнения работы
Соберем цепь по рисунку.
Для вычисления работы и мощности тока проще всего измерить величину силы тока и напряжение и воспользоваться формулами: А = U·I·t, Р = U·I
Вычисление мощности лампы: U = 3 В; I = 0,2 А; Р = U·I; Р = 3В · 0,2 А = 0,6 Вт. Р = 0,6 Вт.
Вычисление работы тока в лампе: t = 1 мин = 60 с; А = Р·t; А = 0,6 Вт · 60 с = 36 Дж. А=36 Дж
Вывод: экспериментально были определены мощность и работа тока в электрической лампе. При этом полученное значение мощности совпадает со значением, обозначенным на лампе.
Дополнительно.
Творческое задание: взять две одинаковые лампочки и включить их в схему один раз - последовательно, а другой раз - параллельно. Подсчитать мощность тока на электрической лампочке в обоих случаях и объяснить различия в полученных результатах.
В заключение урока можно показать демонстрационный (или обычный) счетчик электрической энергии, обратив внимание на вращение его диска. Учитель сообщает, как по показаниям счетчика произвести расчет стоимости израсходованной электроэнергии.
Можно дать задание на дом: два раза через какое-то время снять показания счетчика и произвести расчет стоимости электроэнергии, израсходованной за это время.
Домашнее задание: повторить §50—52 учебника.