Фамилия Имя _____________________________________________Класс_______________
Лабораторная работа №7
Тема: «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра»
Цель работы: _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приборы и материалы: ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ход работы:
1. Заполните пропуски в тексте, используя слова: смазка, движение, отшлифовать, неровности, увеличиваться, притягиваться, вдоль, возрастает, снижается.
Сила трения – это сила, препятствующая ________________ тел относительно друг друга и направленная ___________________ поверхности взаимодействующих тел. Существуют две причины возникновения силы трения между соприкасающимися поверхностями: _________________________ цепляются друг за друга, и молекулы соприкасающихся частей тел _____________________ друг к другу. Значение первого фактора __________, если поверхность тела ________________________, но при этом значение второго фактора ________________, т.к. _________________________ число молекул, приблизившихся друг к другу на достаточно малое расстояние. Обе причины можно устранить, применив ______________ - вещество, которое уменьшает силу трения во много раз.
2. Санки с мальчиком тянут равномерно по снегу.
а) Вставьте в предложение пропущенные слова. Мальчик движется относительно Земли благодаря тому, что существует сила трения между _______________ и _______________.
б) Изобразите на рисунке силу трения, благодаря которой мальчик движется относительно Земли.
3. Заполните таблицу, используя инструкцию к ней, и ответьте на вопросы.
№ опыта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сила трения Fтр, Н | | | | | |
Вес тела P, Н | | | | | |
Опыт №1.
1. положите брусок на деревянную поверхность стола.
2. прикрепите к бруску динамометр и постарайтесь равномерно перемещать брусок по поверхности стола (указатель динамометра при равномерном движении будет неподвижен). Динамометр будет показывать силу тяги, равную силе трения скольжения Fтр. Запишите показания динамометра в таблицу.
3. Определите вес бруска Р и запишите в таблицу. Сравните вес бруска с силой трения.
Опыт №2 и №3.
Поставив груз на брусок, повторите опыт поочередно сначала с одним грузом, а затем с двумя (выполняйте пункты опыта №1 2 и3 сначала для одного груза, потом для двух грузов на бруске. Результаты измерений запишите в таблицу как опыты №2 и №3 соответственно).
Опыт №4.
Положите брусок с двумя грузами на окно и, перемещая его равномерно, определите его силу трения скольжения Fтр. Показания динамометра запишите в таблицу как опыт №4.
Опыт №5.
Поставьте два груза на брусок, разместите брусок на двух цилиндрических палочках и равномерно перемещайте его с помощью динамометра по столу так, чтобы палочки катились. Показания динамометра запишите в таблицу как опыт №5.
4. Проанализируйте результаты измерений.
5. Ответьте на вопросы:
Как называется сила, которая действует на тело, висящее на динамометре? _____________________________________________________________________________
От чего зависит сила трения скольжения? _________________________________________
Какая сила трения больше: сила трения скольжения или сила трения качения? _____________________________________________________________________________
6. Сделайте вывод: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Оценка учителя ________________