СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1.         Сформировать умение использовать знания о направлениях эволюции для анализа черт строения растений и животных (насекомых)

2.         Сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у организмов

3.         Уметь объяснять их значение

Оборудование:

Таблицы, иллюстрирующие главные направления эволюции, гербарные экземпляры растений основных отделов, коллекции насекомых,  раздаточный материал к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых»

Открытый урок по биологии учителя МБОУ «Лицей № 3 им. К.А.Москаленко г. Липецка Благовой Н.Д.

Тема: Лабораторная работа « Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых».

Цель: выявить основные ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых, раскрыть их роль в процессе эволюции. Закрепить знания учащихся о главных направлениях прогрессивной эволюции.

Оборудование: таблицы по общей биологии: « Ароморфозы у животных», «Ароморфозы у растений», « Идиоадаптации у растений», «Идиоадаптации у животных», гербарии основных отделов растений, раздаточный материал по теме.

План урока:

  1. Актуализация знаний учащихся по теме:

А. работа с определениями – ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

Б. работа по вопросам

- почему ароморфоз называют морфофизиологическим прогрессом?

- объясните, в чём различие биологического прогресса и морфофизиологического прогресса?

- почему дегенерацию называют морфофизиологическим регрессом?

- чем морфофизиологический регресс отличается от биологического регресса?

- назовите пути, которыми может быть достигнут биологический прогресс в тех или иных условиях существования.

В. работа по заданию № 1 и № 2, письменно в тетради. ( Прилагается к уроку)

  1. Выполнение учащимися лабораторной работы « Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых». ( Раздаточный материал и инструктивные карточки прилагаются к уроку).

  2. Закрепление знаний. Используются вопросы и задания инструктивной карточки к лабораторной работе.

  3. Домашнее задание : повторить п.50

















Лабораторная работа

«Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых»

Цель:

1. Сформировать умение использовать знания о направлениях эволюции для анализа черт строения растений и животных (насекомых)

2. Сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у организмов

3. Уметь объяснять их значение

Оборудование:

Таблицы, иллюстрирующие главные направления эволюции, гербарные экземпляры растений основных отделов, коллекции насекомых, раздаточный материал к уроку.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, лист папоротника, веточку сосны, цветкового растения. Выявите ароморфные изменения во внешнем строении (появление новых органов) и во внутреннем (появление новых тканей). Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

2. Рассмотрите предложенных насекомых разных отрядов.. Выберите представителей 2-3 видов и опишите их образ жизни. Выявите в их строении черты сходства и различия. Определите идиоадаптации каждого насекомого (окраска, форма тела, ротовой аппарат и т.д.), раскройте их эволюционное значение. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.

3. Тетрадь сдать.

Закрепление знаний и умений выявлять ароморфные и адаптивные черты строения организмов:

1. Какие особенности строения мхов отличают их от водорослей? Почему эти особенности относят к ароморфным изменениям?

2. Какие особенности строения и жизнедеятельности папоротниковидных позволили им в далёкое время заселить сушу?

3. Почему в далёко прошлом нашей планеты в засушливые годы стали успешно распространяться голосеменные?

4. Какие изменения в строении предков цветковых растений привели их к широкому распространению по Земле?

5. Сравните представителей разных отрядов насекомых (чешуекрылых, прямокрылых, двукрылых), найдите общие черты в их строении и отличия, сформулируйте вывод о направлении эволюции насекомых.

6. Почему насекомые могут благополучно выживать в условиях различных климатических зон?

7. Перечислите ароморфные черты в строении рыб.

8. Охарактеризуйте черты приспособленности млекопитающих к жизни в условиях различного климата.

9. Какими ароморфными чертами строения обладают птицы?



Выполните задание № 1, вписав во вторую графу таблицы одно из направлений эволюции (ароморфоз, идиоадаптацию, общую дегенерацию):

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции

Направления эволюции

1.Возникновение полового процесса


2.Появление проводящих тканей


3.Появление цветка у покрытосеменных


4.Утрата листьев и превращение их в колючки ( у кактуса)


5.Появление плода у покрытосеменных


6.Появление семян у голосеменных


7.Появление лазающего стебля у винограда и плюща


8.Появление крылышек и волосков на плодах клёна и одуванчика


9.Появление зацепок на плодах лопуха и череды


10.Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины


11.Утрата листьев, развитой корневой системы и околоцветника у ряски


12.Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики


13.Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника


14.Появление клубней у дикого картофеля




Выполните задание №2, вписав во вторую графу таблицы одно из направлений эволюции (ароморфоз, идиоадаптацию, общую дегенерацию):

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции

Направления эволюции

  1. Возникновение полового процесса


  1. Появление проводящих тканей


  1. Появление цветка у покрытосеменных


  1. Утрата листьев и превращение их в колючки ( у кактуса)


  1. Появление плода у покрытосеменных


  1. Появление семян у голосеменных


  1. Появление лазающего стебля у винограда и плюща


  1. Появление крылышек и волосков на плодах клёна и одуванчика


  1. Появление зацепок на плодах лопуха и череды


  1. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины


  1. Утрата листьев, развитой корневой системы и околоцветника у ряски


  1. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики


  1. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника


  1. Появление клубней у дикого картофеля





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!