Открытый урок по биологии учителя МБОУ «Лицей № 3 им. К.А.Москаленко г. Липецка Благовой Н.Д.
Тема: Лабораторная работа « Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых».
Цель: выявить основные ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых, раскрыть их роль в процессе эволюции. Закрепить знания учащихся о главных направлениях прогрессивной эволюции.
Оборудование: таблицы по общей биологии: « Ароморфозы у животных», «Ароморфозы у растений», « Идиоадаптации у растений», «Идиоадаптации у животных», гербарии основных отделов растений, раздаточный материал по теме.
План урока:
Актуализация знаний учащихся по теме:
А. работа с определениями – ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.
Б. работа по вопросам –
- почему ароморфоз называют морфофизиологическим прогрессом?
- объясните, в чём различие биологического прогресса и морфофизиологического прогресса?
- почему дегенерацию называют морфофизиологическим регрессом?
- чем морфофизиологический регресс отличается от биологического регресса?
- назовите пути, которыми может быть достигнут биологический прогресс в тех или иных условиях существования.
В. работа по заданию № 1 и № 2, письменно в тетради. ( Прилагается к уроку)
Выполнение учащимися лабораторной работы « Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых». ( Раздаточный материал и инструктивные карточки прилагаются к уроку).
Закрепление знаний. Используются вопросы и задания инструктивной карточки к лабораторной работе.
Домашнее задание : повторить п.50
Лабораторная работа
«Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых»
Цель:
1. Сформировать умение использовать знания о направлениях эволюции для анализа черт строения растений и животных (насекомых)
2. Сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у организмов
3. Уметь объяснять их значение
Оборудование:
Таблицы, иллюстрирующие главные направления эволюции, гербарные экземпляры растений основных отделов, коллекции насекомых, раздаточный материал к уроку.
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, лист папоротника, веточку сосны, цветкового растения. Выявите ароморфные изменения во внешнем строении (появление новых органов) и во внутреннем (появление новых тканей). Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.
2. Рассмотрите предложенных насекомых разных отрядов.. Выберите представителей 2-3 видов и опишите их образ жизни. Выявите в их строении черты сходства и различия. Определите идиоадаптации каждого насекомого (окраска, форма тела, ротовой аппарат и т.д.), раскройте их эволюционное значение. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.
3. Тетрадь сдать.
Закрепление знаний и умений выявлять ароморфные и адаптивные черты строения организмов:
1. Какие особенности строения мхов отличают их от водорослей? Почему эти особенности относят к ароморфным изменениям?
2. Какие особенности строения и жизнедеятельности папоротниковидных позволили им в далёкое время заселить сушу?
3. Почему в далёко прошлом нашей планеты в засушливые годы стали успешно распространяться голосеменные?
4. Какие изменения в строении предков цветковых растений привели их к широкому распространению по Земле?
5. Сравните представителей разных отрядов насекомых (чешуекрылых, прямокрылых, двукрылых), найдите общие черты в их строении и отличия, сформулируйте вывод о направлении эволюции насекомых.
6. Почему насекомые могут благополучно выживать в условиях различных климатических зон?
7. Перечислите ароморфные черты в строении рыб.
8. Охарактеризуйте черты приспособленности млекопитающих к жизни в условиях различного климата.
9. Какими ароморфными чертами строения обладают птицы?
Выполните задание № 1, вписав во вторую графу таблицы одно из направлений эволюции (ароморфоз, идиоадаптацию, общую дегенерацию):
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции | Направления эволюции |
1.Возникновение полового процесса | |
2.Появление проводящих тканей | |
3.Появление цветка у покрытосеменных | |
4.Утрата листьев и превращение их в колючки ( у кактуса) | |
5.Появление плода у покрытосеменных | |
6.Появление семян у голосеменных | |
7.Появление лазающего стебля у винограда и плюща | |
8.Появление крылышек и волосков на плодах клёна и одуванчика | |
9.Появление зацепок на плодах лопуха и череды | |
10.Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины | |
11.Утрата листьев, развитой корневой системы и околоцветника у ряски | |
12.Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики | |
13.Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника | |
14.Появление клубней у дикого картофеля | |
Выполните задание №2, вписав во вторую графу таблицы одно из направлений эволюции (ароморфоз, идиоадаптацию, общую дегенерацию):
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции | Направления эволюции |
Возникновение полового процесса | |
Появление проводящих тканей | |
Появление цветка у покрытосеменных | |
Утрата листьев и превращение их в колючки ( у кактуса) | |
Появление плода у покрытосеменных | |
Появление семян у голосеменных | |
Появление лазающего стебля у винограда и плюща | |
Появление крылышек и волосков на плодах клёна и одуванчика | |
Появление зацепок на плодах лопуха и череды | |
Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины | |
Утрата листьев, развитой корневой системы и околоцветника у ряски | |
Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики | |
Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника | |
Появление клубней у дикого картофеля | |