СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа Изучение изменчивости у растений и животных. Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе сформулирована цель, включены задания, позволяющие приобрести специальные навыки и умения по теме и тем самым обеспечивающие более глубокое усвоение учащимися учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа Изучение изменчивости у растений и животных. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»


Лабораторная работа № 4

Изучение изменчивости у растений и животных. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Цель: выявить статистические закономерности модификационной изменчивости количественных признаков, научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую.

Оборудование: линейка, семена фасоли, листья лавра благородного.

Отдельное значение признака, который варьирует, принято называть варианта (v). Число, которое обозначает, сколько раз повторяется варианта, называется частотой встречаемости варианта (p). Число особей, входящих в исследуемую группу, обозначается n. Vmin и Vmax варианты совокупности служат пределами вариации. Расположение вариант совокупности по степени возрастания или убывания признака, составляет вариационный ряд.

Отчет о работе:

1. Изучите предложенные объекты одного вида (1 вариант семена фасоли, 2 вариант листья лавра). Измерьте их величину. Полученные данные занесите в таблицу.

№ экз.

1

2

3




23

24

25

величина

признака










2. Выявите: а) Vmin и Vmax; б) определите размах его изменчивости (Vmax - Vmin); в) величину классового интервала (размах изменчивости разделить на 10); г) среднее значение признака

(М = v* p: N, где N – общее число вариантов).

3. Составьте вариационный ряд. Полученные данные занесите в таблицу, в которой в первой строке укажите отдельные значения признака (v), а во второй строке – частоту встречаемости каждого значения (p). Постройте вариационную кривую, отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.

4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами отображена; в каком случае закономерность модификационной изменчивости проявляется более чётко. Почему наиболее часто встречаются особи со средней степенью выраженности признака?

5. Приведите собственные наблюдения за проявлением модификационной изменчивости у растений (1 вариант) и животных (2 вариант). Объясните свои наблюдения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!