Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по теме "Строительная функция суффиксов"»
Лабораторная работа по русскому языку в 5 классе
«Строительная работа суффикса»
Цель:
Информационный блок:
Суффиксы словоизменительные (формообразующие) служат для образования несинтаксических форм слова; встречаются обычно в формах глагола и степеней сравнения имен прилагательных.
Считается обычно, что их можно представить закрытым списком:
1) суф. прош. вр. -л-: размы-шля- ;
2) суф. -и- в форме глаг. повелит. накл.: изобраз- ;
3) суф. причаст. настоящ. и прош. времени действ. и страдат. залога: -ущ-/-ющ-; -ащ-/ящ-; -вш-/-ш-; -ем-/-ом-/-им-; -нн-, -енн-, -т-;
4) суф. деепр. соверш./несовреш. вида: -а-/я-; -в-, -виш-, -ши-;
5) суффиксы сравнительной степени прилагательных: -ее-, -е-, -ше-При образовании притяжательныхприлагательных возникают трудности при квалификации суффиксов: медведь – медвежий, человек –человечий (-ий – суф.), но висячий (-ий – оконч.). Аналогично при измене-нии сущ. в род. пад. мн. числа: голубей (-ей – оконч.), семей (-ей – суф.).
Блок деятельности.
Прочитайте теоретический материал на стр.21, 22, 23,24, 26, в тетрадях заполните таблицу.
Прочитайте информационный блок, ответьте на вопрос: Какие суффиксы, называют формообразующими? Почему? Составьте схему правила.
Выполните упражнение 39. Прочитайте текст, выполните по нему задания 2, 3.
Выполните упражнение 36 на стр. 25
Выполните упражнение 31 или 35.
Оцените по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10
Домашнее задание:
§ 4, стр. 28 (комплексный анализ текста), задания 1,2,3, задание 5 по желанию.
Лабораторная работа по русскому языку в 5 классе
«Строительная работа суффикса»
Цель:
Информационный блок:
Суффиксы словоизменительные (формообразующие) служат для образования несинтаксических форм слова; встречаются обычно в формах глагола и степеней сравнения имен прилагательных.
Считается обычно, что их можно представить закрытым списком:
1) суф. прош. вр. -л-: размы-шля- ;
2) суф. -и- в форме глаг. повелит. накл.: изобраз- ;
3) суф. причаст. настоящ. и прош. времени действ. и страдат. залога: -ущ-/-ющ-; -ащ-/ящ-; -вш-/-ш-; -ем-/-ом-/-им-; -нн-, -енн-, -т-;
4) суф. деепр. соверш./несовреш. вида: -а-/я-; -в-, -виш-, -ши-;
5) суффиксы сравнительной степени прилагательных: -ее-, -е-, -ше-При образовании притяжательныхприлагательных возникают трудности при квалификации суффиксов: медведь – медвежий, человек –человечий (-ий – суф.), но висячий (-ий – оконч.). Аналогично при измене-нии сущ. в род. пад. мн. числа: голубей (-ей – оконч.), семей (-ей – суф.).
Блок деятельности.
Прочитайте теоретический материал на стр.21, 22, 23,24, 26, в тетрадях заполните таблицу.
СУФФИКСЫ | ЗНАЧЕНИЯ |
-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк- | уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки |
- чик-,-щик-,-ист-,-тель- | название лица по роду занятий, по профессии |
-оват-,-еват- | признак предмета |
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск- | название лица по месту жительства |
-ец- | принадлежность действия лицу |
-ищ- | увеличительное значение |
-ищ- | место |
Прочитайте информационный блок, ответьте на вопрос: Какие суффиксы, называют формообразующими? Почему? Составьте схему правила.
Выполните упражнение 39. Прочитайте текст, выполните по нему задания 2, 3.
Выполните упражнение 36 на стр. 25
Выполните упражнение 31 или 35.
Домашнее задание:
§ 4, с. 28 (комплексный анализ текста), задания 1,2,3, задание 5 по желанию.