СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа по теме: «Внешнее строение и особенности передвижения брюхоногих моллюсков.»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по теме: «Внешнее строение и особенности передвижения брюхоногих моллюсков.»»

Лабораторная работа

Тема: «Внешнее строение и особенности передвижения брюхоногих моллюсков»

( В качестве предложения по проведению лабораторного практикума на уроках зоологии)

Цель. Изучить особенности внешнего строения, отметить разнообразие органов чувств и особенности передвижения брюхоногих моллюсков.

Оборудование. Моллюск Ампулярия, чашка Петри, линейка, лупа или переносной микроскоп, сухие корма, например - гаммарусы, инструктивные карты.

Ход работы.

1. Изучите внешнее строение моллюска. Найдите голову, туловище (оно находится в раковине), ногу. Понаблюдайте, как улитка вытягивает из раковины голову и ногу. Измерьте длину ее тела (подошвы) в см _____.

2. Опишите раковину, указав ее форму, цвет, высоту (от вершины до самого нижнего края), количество витков ______________________. Какую функцию выполняет раковина?______________.

3. Потрогайте туловище или ногу Ампулярии, какие они на ощупь (твердые или мягкие, влажные или сухие)? Как вы думаете, могут ли улитки жить в сухом климате? Ответ поясните ___________________________________________________________________________________

4. На голове найдите рот с лопастями и щупальца (2 пары). Выясните, сколько глаз у моллюска и где они располагаются: у основания или на вершине щупалец __________.

5. Зарисуйте в тетради строение Ампулярии, подпишите основные части (см. рисунок).



Рис. Внешнее строение моллюска

6. Поместите моллюска в чашку Петри и понаблюдайте за его передвижением. Выясните, остается ли за ним какой-либо след, чем он образован? __________. Посмотрите на Ампулярию снизу (через стекло) и понаблюдайте как сокращаются мышцы подошвы, отметьте свои наблюдения в тетради_______________________________________

7. Найдите у животного овальное дыхательное отверстие. С какой стороны оно расположено? _________ Это вход в мантийную полость, в которую открываются выделительное, половое и анальное отверстия.

8. Осторожно дотроньтесь до щупалец, стараясь не повредить их. Как проявляется ответная реакция на раздражение? _________________ За счет какой системы органов она возможна? _____________

9. Положите справа от головы Ампулярии на расстоянии 1-1,5 см кусочек огурца или гаммаруса. Что происходит с моллюском? ____________С помощью чего он определяет наличие пищи в окружающей среде? _____________Проследите, как он питается. Чем соскабливает пищу? _____________

10. Посадите Ампулярию в чашку Петри, и возьмите её в руки, убедитесь, что моллюск крепко сидит на ней. Дождитесь, когда он выставит щупальца, затем переверните чашку вверх дном. Что произошло с щупальцами моллюска? Какой орган чувств имеется у него? _________________

11. Хлопните в ладоши на расстоянии 20 см от Ампулярии. Есть ли орган слуха у моллюсков?

12. Сделайте вывод (ориентируемся на цель лабораторной работы)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!