СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа Построение линейного масштаба.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание

 

Задание 1. Работа с численными масштабами:

А). Вычислить длины линий на плане в сантиметрах, по их длинам на местности в метрах.

Б). При помощи калькулятора вычислить длины линий на местности в метрах.

 

Задание 2. Построение графических масштабов:

Построить   линейный   масштаб   с   основанием   l = 2 см(5см), т = 10.

Задание 3. По данным задания 1, пользуясь построенными графическими масштабами и измерителем, отложить на бумаге длины линий на линейном масштабе.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа Построение линейного масштаба.»

Лабораторная работа №1


Тема: Построение линейного масштаба.

Цель: научить студентов строить линейный масштаб.

Методическое обеспечение: масштабные линейки, циркуль-измеритель, чертежные принадлежности и лист формата А4, учебные геодезические карты масштабов 1:50000; 1:25000; 1:10000.


Задание


Задание 1. Работа с численными масштабами:

А). Вычислить длины линий на плане в сантиметрах, по их длинам на местности в метрах.

Б). При помощи калькулятора вычислить длины линий на местности в метрах.


Задание 2. Построение графических масштабов:

Построить линейный масштаб с основанием l = 2 см(5см), т = 10.

Задание 3. По данным задания 1, пользуясь построенными графическими масштабами и измерителем, отложить на бумаге длины линий на линейном масштабе.

Ход работы:


1.Входящий контроль:

1.1. Численный масштаб 1:100. Сколько метров в 1 см?

1.2. Численный масштаб 1:2000. Сколько метров в 10 см?

1.3. Численный масштаб 1:5000. Сколько метров в 1 мм?



2.Последовательность выполнения практической работы:


Работа с численными масштабами

2.1. Вычислить длины линий на плане в сантиметрах, по их длинам на местности в метрах. Исходные данные см. таблицу №1.







Таблица №1

№ варианта

Длина линии на местности, м

Масштабы планов 1: М


1

128,4

1:2 000

2

24,8

1:2 000

3

47,8

1:2 000

4

2456,5

1:50 000

5

84,0

1:5 000

6

49,5

1:5 000

7

850,0

1:25 000

8

1277,5

1:50 000

9

425,0

1:25 000

10

683,7

1:10 000

11

234,0

1:5 000

12

343,8

1:10 000

13

193,4

1:5 000

14

146,2

1:2 000

15

286,9

1:2 000

16

43,4

1:500

17

722,9

1:1 000

18

11,1

1:200

19

18,3

1:100

20

75,65

1:500

21

65,1

1:1 000

22

108,4

1:2 000

23

171,5

1:5 000

24

327,0

1:10 000

25

521,7

1:5 000





























Чтобы получить длину линии на плане в сантиметрах, надо ее длину на местно­сти в метрах разделить на знаменатель численного масштаба плана М, уменьшенный в 100 раз.

П р и мер.

Длина линии на местности d = 456,5 м, масштаб плана 1:5000. Длина этой линии на плане равна:



2.2. При помощи калькулятора вычислить длины линий на местности в метрах. Исходные данные см. таблицу №2.




Таблица №2

№ варианта

Длина линий на плане, см

Масштабы планов 1: М


1

7,28

1:5 000

2

5,25

1:5 000

3

8,45

1:1 000

4

14,52

1:500

5

12,43

1:1 000

6

3,51

1:2 000

7

10,6

1:2 000

8

6,2

1:5 000

9

10,7

1: 200

10

10,4

1:5 000

11

7,54

1:10 000

12

5,9

1:25 000

13

1,8

1:50 000

14

2,5

1:5 000

15

4,7

1:5 000

16

14,1

1:1 000

17

9,9

1:100

18

11,1

1:2 000

19

8,3

1:25 000

20

15,65

1:5 000

21

8,34

1:2 000

22

11,32

1:25 000

23

5,83

1:2 000

24

6,2

1:1 000

25

9,7

1:2 000





























Чтобы получить длину линии на местности в метрах, нужно ее длину на плане в сантиметрах умножить на знаменатель масштаба плана и результат разделить на 100 (отделить запятой два знака справа налево).

Пример.

l = 17,28 см, масштаб 1:2000. Длина этой линии на местности равна:

d = (l*М) : 100 = 17,28 * 2000 : 100 =345,60 м.


Построение графических масштабов:


2.3. Построить линейный масштаб с основанием l = 2 см (четные варианты) и l =5см (нечетные варианты), т = 10.

Пример.

На листе чертежной бумаги (рис. 1, а) прочерчены две параллель­ные прямые (для наглядности), на которых измерителем отложено 6 отрезков, рав­ных по длине заданному основанию l = 2 см. Эти отрезки называют большими де­лениями масштаба. Левое основание (большое деление) АС разделено на 10 малых делений длиной по 2 мм.

Для большей точности разделения использован способ проведения параллельных линий при помощи треугольника и линейки. Под произвольным углом к линии АС проводят линию АD, на ней последовательно от точки А откладывают 10 равных от­резков длиною несколько более 2 мм, отмечая полученные точки уколом. Треуголь­ник одним катетом прикладывают к линии DС, к другому его катету прикла­дывают линейку. Треугольник перемещают вдоль линейки и, проводя линии через отмеченные течки на отрезке АD, получают соответствующие точки на АС. Мас­штаб вычерчен тушью.

Рис. 1. Построение графических масштабов:

а — линейного

П р и м е р. На плане масштаба I : 2000 отложить линию длиной 52,4 м.


2.4. По линейному масштабу (см. рис. 1, а) расстояние между иголками изме­рителя MN равно одному большому и 5,6 малого деления, при этом 0,6 малого деления взято на глаз.


3.Выходящий контроль:

3.1. Дать понятие численного масштаба.

3.2. Дать понятие линейного масштаба.

3.3. Что называется точностью масштаба.



4.Защита работы: отчет и контрольные вопросы.


Литература


  1. Поклад Г.Г. Геодезия / Г.Г.Поклад. – М.: Недра,1988. – с. 33.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!