СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа Построение поперечного масштабов.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание

 

 Задание 1. Работа с численными масштабами:

А). Вычислить длины линий на плане в сантиметрах по их длинам на местности в метрах.

Б). При помощи калькулятора вычислить длины линий на местности в метрах.

 

Задание 2. Построение графических масштабов:

Построить поперечный масштаб с основанием l = 2 см(5см), т=10 и п=10.

 

 Задание 3. По данным задания 1, пользуясь построенным графическим масштабом и измерителем, отложить на бумаге длины линий на поперечном масштабе.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа Построение поперечного масштабов.»

Лабораторная работа №2


Тема: Построение поперечного масштабов.

Цель: научить студентов строить поперечный масштаб.

Методическое обеспечение: масштабные линейки, циркуль-измеритель, чертежные принадлежности и лист формата А4, учебные геодезические карты масштабов 1:50000; 1:25000; 1:10000.


Задание


Задание 1. Работа с численными масштабами:

А). Вычислить длины линий на плане в сантиметрах по их длинам на местности в метрах.

Б). При помощи калькулятора вычислить длины линий на местности в метрах.


Задание 2. Построение графических масштабов:

Построить поперечный масштаб с основанием l = 2 см(5см), т=10 и п=10.


Задание 3. По данным задания 1, пользуясь построенным графическим масштабом и измерителем, отложить на бумаге длины линий на поперечном масштабе.

Ход работы:

1.Входящий контроль:

1.1.Численный масштаб 1:100. Сколько метров в 1 см?

1.2. Численный масштаб 1:2000. Сколько метров в 10 см?

1.3. Численный масштаб 1:5000. Сколько метров в 1 мм?



2.Последовательность выполнения практической работы:

Работа с численными масштабами

2.1. Вычислить длины линий на плане в сантиметрах, по их длинам на местности в метрах. Исходные данные см. таблицу №1.


Таблица №1

№ варианта

Длина линии на местности, м

Масштабы планов 1: М


1

128,4

1:2 000

2

24,8

1:2 000

3

47,8

1:2 000

4

2456,5

1:50 000

5

84,0

1:5 000

6

49,5

1:5 000

7

850,0

1:25 000

8

1277,5

1:50 000

9

425,0

1:25 000

10

683,7

1:10 000

11

234,0

1:5 000

12

343,8

1:10 000

13

193,4

1:5 000

14

146,2

1:2 000

15

286,9

1:2 000

16

43,4

1:500

17

722,9

1:1 000

18

11,1

1:200

19

18,3

1:100

20

75,65

1:500

21

65,1

1:1 000

22

108,4

1:2 000

23

171,5

1:5 000

24

327,0

1:10 000

25

521,7

1:5 000























Чтобы получить длину линии на плане в сантиметрах, надо ее длину на местно­сти в метрах разделить на знаменатель численного масштаба плана М, уменьшенный в 100 раз.

П р и мер.

Длина линии на местности d = 456,5 м, масштаб плана 1:5000. Длина этой линии на плане равна:



2.2. При помощи калькулятора вычислить длины линий на местности в метрах. Исходные данные см. таблицу №2.


Таблица №2

№ варианта

Длина линий на плане, см

Масштабы планов 1: М


1

7,28

1:5 000

2

5,25

1:5 000

3

8,45

1:1 000

4

14,52

1:500

5

12,43

1:1 000

6

3,51

1:2 000

7

10,6

1:2 000

8

6,2

1:5 000

9

10,7

1: 200

10

10,4

1:5 000

11

7,54

1:10 000

12

5,9

1:25 000

13

1,8

1:50 000

14

2,5

1:5 000

15

4,7

1:5 000

16

14,1

1:1 000

17

9,9

1:100

18

11,1

1:2 000

19

8,3

1:25 000

20

15,65

1:5 000

21

8,34

1:2 000

22

11,32

1:25 000

23

5,83

1:2 000

24

6,2

1:1 000

25

9,7

1:2 000





















Чтобы получить длину линии на местности в метрах, нужно ее длину на плане в сантиметрах умножить на знаменатель масштаба плана и результат разделить на 100 (отделить запятой два знака справа налево).

Пример.

l = 17,28 см, масштаб 1:2000. Длина этой линии на местности равна:

d = (l*М) : 100 = 17,28 * 2000 : 100 =345,60 м.


Построение графического масштаба:

2.3. Построить поперечный масштаб с основанием l = 2 см (нечетные варианты) и l =5см (четные варианты), т=10 и п=10.

Пример.

Прочерчены две параллельные прямые АВ и А1В1 (рис. 1, б) длиной 12 см, отстоящие между собой по вертикали на 2 см. Вертикалями эти линии разделены на 6 больших делений (оснований) длиной l = 20 мм каждое. При помощи вспомогательных линий АЕ и ВG крайние вертикали разделены на n = 10 равных отрезков, соответственные концы которых соединены прямыми. Левые основания АС и А1С1 также при помощи вспомогательных линий разделены на т = 10 малых делений, длиной по 2 мм. Точка а на верхнем основании со­единена наклонной линией с точкой С на нижнем основании и получена трансверсаль. Аналогично проведены все трансверсали.

На второй снизу горизонтальной линии отрезок КL между вертикалью СС1 и трансверсалью Са — наименьшее деление масштаба t. На третьей горизонтали отрезок между теми же вертикалью и трансверсалью равен 2t, на четвертой—3t и т. д.

Длина наименьшего деления масштаба равна:

Большие деления подписаны цифрами 2, 4, 6 ... вправо от нуля.

Рис. 1. Построение графических масштабов:

б — поперечного

По данным задания 1(А,Б), пользуясь построенными графическими масштабами и измерителем, отложить на бумаге длины линий.

П р и м е р. На плане масштаба I : 2000 отложить линию длиной 52,4 м.

По поперечному масштабу (см. рис. 1, б) расстояние между иголками из­мерителя MN равно одному большому, 5 малым и 6 наименьшим делениям. При этом правую иголку измерителя устанавливают на вертикаль 2, левую — на 6-ю трансверсаль, затем, разводя штанги измерителя, обе иголки перемещают на 7-ю горизонталь.

Чтобы работать измерителем одной рукой, его следует держать в руке так, как показано на рис. 1, б.


3.Выходящий контроль:

3.1. Дать понятие численного масштаба.

3.2. Дать понятие поперечного масштаба.

3.3. Что называется точностью масштаба.


4.Защита работы: отчет и контрольные вопросы.


Литература


  1. Поклад Г.Г. Геодезия / Г.Г.Поклад. – М.: Недра,1988. – с. 33.







5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!