Лабораторная работа №5
Тема: Выявление приспособлений к почвенной среде.
Цель: Выявить приспособления к почвенной среде, относительно различных экологических факторов.
Оборудование: инструктивная карточка, рисунки.
Ход работы.
1. Определить по картинкам организмы, обитающие в почвенной среде (1б):
2. Заполните схему «Состав почвы» (2б):
Почва
Песок, глина, камни
Минералы
Органические вещества
3. Расположите в правильном порядке виды почв, согласно их плодородности, начиная от более плодородной (1б).
А. Глинистые;
Б. Песчаные;
В. Чернозем;
Г. Каштановые почвы.
4. Сравните почвенный воздух и атмосферный, ответьте на вопросы (4б):
1) Где кислорода будет больше?
2) Какого химического элемента примерно одинаково?
3) Где углекислого газа больше и почему?
4) Где воздух находится в почве?
5. Разделите на три группы влияющие факторы почвенной среды, заполнив таблицу цифрами, соответствующих примеров (4б):
абиотические | Биотические (живые организмы) | антропогенные |
| | |
1) распашка степных земель под застройку; 2) температура зимой в почве теплее, чем летом; 3)клубеньковые бактерии усваивают азот почвы и отдают необходимой форме для растений; 4)кроты питаются дождевыми червями; 5) в сельском хозяйстве используют химические удобрения; 6)влажность высокая даже летом; 7)засорение почв бытовым мусором; 8) дождевые черви увеличивают плодородие почв, образуя гумус;
6. Приспособленность животных к почвенной среде (4б):
1) размеры тела ___________, причина?
2) зрение ___________.
3) шерсть у почвенных животных: ________, плотная.
4) конечности __________________.
Вывод:
1. От чего зависит плодородие почв?
2. Какое значение в почвообразовании играют дождевые черви?
3. К какому фактору среды происходит приспособление живых организмов в большей степени?