СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторно-практическая работа № 1 по теме: "Приложение производной в механике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

отработка понятий "механический и геометрический смысл производной"

Просмотр содержимого документа
«Лабораторно-практическая работа № 1 по теме: "Приложение производной в механике"»

Лабораторно-практическая работа № 1 по теме:

«Приложение производной в механике»



Цель работы: отработка понятий «механический и геометрический смысл производной»

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся применять полученные знания при вычислении производных, построении графиков скорости; получат возможность на практике увидеть механический смысл производной

Метапредметные: познавательные – формулировать выводы относительно приложений производной в механике

регулятивные – планировать самостоятельно познавательную деятельность

коммуникативные – выражать логически верные, обоснованные высказывания по теме, работать в парах, группах

Личностные: использовать научные методы при организации собственной познавательной деятельности; проявлять к ней ответственное отношение; представлять результаты групповой деятельности.

Выполнение работы

(часть 1)

А) известен закон прямолинейного движения точки x = x(t) t ͼ [ 0; 10 ]

Б) найти:

  1. Среднюю скорость движения на указанном отрезке времени

  2. Скорость и ускорение в момент времени t0

  3. Моменты остановки, продолжает ли точка после момента остановки движение в том же или противоположном направлении

  4. Наибольшую скорость движения на указанном отрезке времени ( можно построить график скорости)

  5. Сделать вывод

Задания дифференцированы по уровню сложности ( 1 вариант – наименьший уровень сложности)

Варианты (работа в парах или группах)

  1. X (t) = t2 – 3t, t0 = 4

  2. X (t) = t3 + 2t, t0 = 1

  3. X (t) = 2t3 – t2 , t0 = 2

  4. X (t) = t3 - 2t2 + 1, t0 = 2 (разобрать с учащимися)

  5. X (t) = t4 - ½t2 + 1, t0 = 0,5

  6. X (t) = 2t3 – 2,5t2 + 3t + 1 , t0 = 1

  7. X (t) = ( 3- t ) . ( t – t2 ), t0 = 2

  8. X (t) = (t + 2)( t2 – t + 5), t0 = 4

  9. X(t) = (t -1)3 , t0 = 3

  10. X (t) = t4 + t3 + t2 + 4t , t0 = 0,5

  11. X(t) = t4 / 4 + t3 / 3 + 3t2 / 2 + 2t, t0 = 1

  12. X(t) = (6t – 2) / (6t + 2), t0 =1

(часть 2)

Перед началом работы проводится беседа:

  1. Каков физический смысл производной перемещения? (это – скорость)

  2. Можно ли найти производную скорости? Используется ли эта величина в физике? Как она называется? (да; ускорение)

  3. Мгновенная скорость равна 0. Что можно сказать о движении тела в этот момент? (это – остановка тела)

  4. Каков физический смысл следующих высказываний: производная = 0 в точке t0 (тело останавливается) при переходе через точку t0 производная меняет знак? (направление движения меняется на противоположное)

(часть3)

Образец выполнения работы (вариант 4)

  1. X (t) = t3 - 2t2 + 1, t0 = 2 средняя скорость движения точки v ср. = Δх / Δt

Δх = х (10) – х (0) = 1000 – 2 . 1000 + 1 – 1 = 1200; Δt = 10 – 0 = 10

v ср. = 1200 : 10 = 120

  1. v = х1 (t) = (t3 – 2t2 + 1)1 = 3t2 – 4t

v(2) = 3 . 4 – 4 . 2 = 4



  1. v(t) = 0, 3t2 – 4t =0, t(3t – 4) = 0, t1 = 0, t2 = 4/3



Знак производной меняется, т.е. тело движется в противоположном направлении.



  1. Начертим схематически график скорости v(t) = 3t2 – 4t, t ͼ [ 0; 10 ]

t

0

1

4/3

2

3

10

v

0

-1

0

4

15

260

Наибольшая скорость достигается в точке t = 10 v(10) = 3 . 102 – 4 . 10 = 260

  1. Вывод

  • В чём состоит механический (физический) смысл производной? Он заключается в том, что…..(производная x1 (t) выражает скорость протекания процесса в момент времени t или что величина, показывающая мгновенную скорость изменения в данной точке)

  • Вспомните геометрический смысл производной….(значение производной в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке, т.е.

k = tg@ = y1 (x)



ответы:



Этап

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

12

1

7

102

190

995

178

63

113

73

1114

3001/3

6/31

2

5; 2

5; 6

20; 22

0; 2

4; 7

-1; 7

59; 26

12; 12

6,25; 8

7; 8

0,375;

-9/16

3

1; 5

-

0; 1/3

½; 0

-

(4 ± кор.кв.7) / 4

-

1

-

-

-

4

17

302

580

3990

553

223

323

243

4324

1132

6



Литература: А.Г.Мордкович «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 кл. «Мнемозина», 2014г.

Ш.А.Алимов и др. «Алгебра и начала математического анализа» 20-11 кл. «Просвещение», 2014г.

М.И.Башмаков «Математика»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!