СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторно-практическая работа. Тема: Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках   с лампами накаливания

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторно-практическая работа. Тема: Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках   с лампами накаливания

Просмотр содержимого документа
«Лабораторно-практическая работа. Тема: Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках   с лампами накаливания»



ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ



ПРИНЯТО

методической комиссией
филиала № _3_
ФКП образовательного
учреждения № 46

Протокол от «___»_____20___г №__

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель филиала №_3_
ФКП образовательного учреждения № 46

_________________О.В. Музыка

«___»________________ 20 __ г.





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для проведения лабораторно – практических занятий

по МДК.02.01 Организация и технология проверки электрооборудования.

13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

























2020

Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении практических работ по МДК.02.01 Организация и технология проверки электрооборудования в ФКП образовательном учреждении № 46. Содержат рекомендации и задания согласно рабочей программе, разработанной в соответствии с ФГОС СПО по профессии 13.01.10. «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)», утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 802 (ред. от 17.03.2015)














Разработчик: Виноградов Игорь Николаевич, старший мастер филиала №3 ФКП образовательного учреждения № 46;

Музыка Олег Васильевич, заведующий филиалом №3 ФКП образовательного учреждения № 46



















Содержание


  1. Пояснительная записка

4

  1. Инструкции к практическим занятиям

7

    1. Лабораторно - практическая работа № 1

    2. Лабораторно- практическая работа №2

    3. Лабораторно- практическая работа №3

    4. Лабораторно- практическая работа №4

    5. Лабораторно- практическая работа №5

    6. Лабораторно- практическая работа №6

    7. Лабораторно- практическая работа №7

    8. Лабораторно- практическая работа №8

    9. Лабораторно- практическая работа №9

7

9

13

17

19

21

24

26

29

  1. Критерии оценки

31

  1. Заключение

33

  1. Список литературы и электронных ресурсов

34


Пояснительная записка


Данные методические указания к лабораторно- практическим занятиям
по МДК.02.01 Организация и технология проверки электрооборудования, входящему в ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования, предназначены для обучающихся ФКП образовательного учреждения № 46 по программе подготовки квалифицированных рабочих 13.01.10. «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».

Знания организации и проведения мероприятии по защите населения в чрезвычайных ситуациях, а также умение оказания первой доврачебной помощи имеет очень важное значение для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Цель практических занятий по дисциплине:

  • обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;

  • формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • развитие общих и профессиональных компетенций;

  • развитие интеллектуальных умений у будущих квалифицированных рабочих: аналитических, проектировочных, конструктивных и другие;

  • выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Методические указания содержат краткий теоретический материал
по темам лабораторно-практических занятий, инструкции, вопросы для самоконтроля и перечень информационных источников.

По учебному плану на дисциплину выделено 133 часа из них на лабораторно-практические занятия - 90 часов.




Наименование темы согласно плану

Тема практического занятия

Кол-во часов.

Тема 1. Наладка и испытание осветительных электроустановок.

.

Лабораторно-практическая работа №1. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами накаливания.

8

Лабораторно-практическая работа №2. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с люминесцентными лампами.

8

Тема 1. Наладка и испытание осветительных электроустановок.


Лабораторно-практическая работа №3. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДРЛ.

8

Лабораторно-практическая работа №4. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДНаТ.

8

Лабораторно-практическая работа №5. Нахождение неисправностей.

8

Тема 2. Технология проверки электропроводки и электрических машин.

Лабораторно-практическая работа №6. Проверка работоспособности электрооборудования тельфера

12

Лабораторно-практическая работа №7. Измерение сопротивления изоляции электродвигателя.

12

Лабораторно-практическая работа №8. Соединение обмоток в звезду и треугольник, включение трехфазного двигателя в однофазную цепь.

12

Лабораторно-практическая работа №9. Монтаж схемы переключения со звезды на треугольник.

12


В результате выполнения лабораторно-практических занятий обучающийся должен

уметь: выполнять испытания и наладку осветительных электроустановок;

проводить электрические измерения;

снимать показания приборов;

проверять электрооборудование на соответствие чертежам, электрическим схемам, техническим условиям.

знать:

общую классификацию измерительных приборов;

схемы включения приборов в электрическую цепь;

документацию на техническое обслуживание приборов;

систему эксплуатации и проверки приборов;

общие правила технического обслуживания измерительных приборов.

Практические занятия выполняются в соответствии с графиком учебного процесса. Предусмотрена также самостоятельная подготовка к практическим занятиям. Выполнению практического занятия предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий.

Оценка за выполнение практического занятия выставляется
по пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости обучающегося.

В случае пропуска практического занятия по уважительной причине обучающийся обязан выполнить его самостоятельно внеаудиторно, либо
в аудитории в течение учебного времени по индивидуальному графику работы. Вопрос отработки практической работы решается преподавателем индивидуально по каждому обучающемуся.

Выполнение всех практических занятий необходимо для допуска обучающегося к промежуточной аттестации по дисциплине.

Лабораторно-практическая работа №1.

ТЕМА: «Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами накаливания».


Цель: Ознакомление с конструкцией светильников с лампами накаливания, основными неисправностями и способами их выявления и устранения ,научиться рисовать схемы соединения ламп накаливания, и знать принцип их работы.

Уважаемый обучающийся!

1) в результате выполнения этой работы вы научитесь находить основные неисправности в светильниках с лампами накаливания и способам устранения неисправностей;

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

.

Приборы и оборудование:

1. Источник тока на 36 В.

2. Клещи для снятия изоляции

3. Отвертка

4. Бокорезы

5.Пасатижи

6. Провода

7.Индикатор напряжения

8.Указатель напряжения.

9.Лампочки на 36 В

10.Выключатели


Справочная литература:

  1. Нестеренко В.М.Технология электромонтажных работ: Учеб. пособие для нач. проф.образования / В.М.Нестеренко, А.М. Мысьянов, 2-е изд.стер.- М:Издательский центр «Академия»,2005.-59

  2. МоскаленкоВ.В Справочник электромонтера: Справочник/Владимир Валентинович Москаленко –2-е изд., стер. –Издательский центр «Академия» 2005-288с.


Порядок выполнения работы

1.Прочитайте краткие теоретические сведения

Принцип действия лампы накаливания основан на свечении спирали в стеклянной колбе, заполненной инертным газом.Лампы накаливания изготовляются на напряжение от единиц до сотен вольт и на мощности от долей ватта до киловатт. Причинами неисправностей светильников могут быть обрыв, обнаруживаемый «прозвонкой» и замыкание.



Схема соединения ЛН :

Конструкция карболитового патрона

2. Собрать схему с двумя лампочками и двухклавишным выключателем.

3.Мастер ПО разрывает цепь

4. Обучающийся находит неисправности при помощи визуального осмотра или тестера, и устраняет его.

5.Собрать схему с тремя лампочками и двухклавишным выключателем.

6.Мастер ПО разрывает цепь

7. Обучающийся находит неисправности при помощи визуального осмотра или тестера, и устраняет его.

8.Ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

  1. 1.Прицип работы лампы накаливания?

  2. 2.Основные неисправности ламп накаливания?

  3. 3.Для чего в лампах используется инертный газ?

  4. Для чего в лампах используется галоген?



Лабораторно-практическая работа №2.

ТЕМА: «Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с люминесцентными лампами»


Цель: Ознакомление с конструкцией светильников с люминесцентными лампами, основными неисправностями и способами их выявления и устранения, научиться рисовать схемы соединения ЛЛ, и знать принцип их работы.

Уважаемый обучающийся!

1) в результате выполнения этой работы вы научитесь находить и устранять неисправности в светильниках с люминесцентными лампами.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

Оборудование:

  • Клещи для снятия изоляции

  • Отвертка

  • Бокорезы

  • Пассатижи

  • Провода

  • Индикатор напряжения

  • Указатель напряжения

  • Люминисцентная лампа в сборе

  • Выключатели

Справочная литература:

  1. Нестеренко В.М.Технология электромонтажных работ: Учеб. пособие для нач. проф.образования / В.М.Нестеренко, А.М. Мысьянов, 2-еизд.стер.- М:Издательский центр «Академия»,2005.-592с.

  2. МоскаленкоВ.В Справочник электромонтера: Справочник/Владимир Валентинович Москаленко –2-е изд., стер. –Издательский центр «Академия» 2005-288с.


Порядок выполнения работы

  1. Прочитайте краткие теоретические сведения.


Рис. 1. Устройство люминесцентной лампы:
1 – стеклянная трубка (колба); 2 – люминофор; 3 – проволочные экраны; 4 – электроды; 5 – ножка; 6 – оксидированная моноспираль; 7 – цоколь; 8 – ножки-штырьки


Рис.2. Устройство стартера тлеющего разряда:
1, 2 - биметаллические электроды; 3 - газоразрядная лампа; 4 - токоподводы; 5 - конденсатор; 6 - металлический корпус; 7 - контактные электроды


2.Изучите элементы схем включения люминесцентных ламп, расположенных на лабораторном стенде.


Рис..3. Стартерная схема включения люминесцентной лампы




Рис. 4. Схемы включения люминесцентных ламп:
а – одноламповой с ПРА типа 1 УБИ и 1 УБК;
б – двухламповой стартерной с ПРА типа 2 УБК;
в – одноламповой бесстартерной с ПРА типа 1 АБИ;
г – одноламповой бесстартерной с ПРА типа 1 АБК.

  1. Ознакомьтесь с монтажной схемой включения люминесцентных ламп, начертите ее в отчете.

  2. Монтажными проводами соберите схему включения ламп на лабораторном стенде.

  3. После проверки преподавателем схемы, осуществите её включение автоматическим выключателем QF.

  4. Измерьте вольтметром напряжение на лампах после их загорания и определите ток, запишите их значения в отчет.

  5. После успешно проведенного эксперимента отключите автоматический выключатель QF. Отсоедините монтажные провода от блока зажимов стенда и сдайте их преподавателю.

  6. Ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

  1. . В чем принципиальные отличия газоразрядных источников света от ламп накаливания?

  2. Каковы функции дросселя, стартера, конденсатора?

  3. Назовите основные преимущества и недостатки люминесцентных ламп.

  4. Может ли работать люминесцентная лампа без балластного устройства? Без стартера?

  5. Как осуществляется предварительный нагрев электродов?

  6. Какое напряжение должно быть на зажимах самой лампы, если она рассчитана для работы от сети 220 В?

  7. От каких факторов зависит срок службы люминесцентной лампы?

  8. Перечислите основные неисправности данного типа ламп.

Лабораторно-практическая работа №3.

Тема: «Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДРЛ».

Цель: изучить конструкцию и принцип работы, основные неисправности и способы их устранение в светильниках с лампами ДРЛ.

Уважаемый обучающийся!

1) в результате выполнения этой работы вы научитесь находить и устранять неисправности в светильниках с лампами ДРЛ.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

Оборудование:

1. Светильник.

2. Клещи для снятия изоляции

3. Отвертка

4. Бокорезы

5.Пасатижи

6. Провода

7.Индикатор напряжения

8.Указатель напряжения.

9.Лампочки ДРЛ

10.Одноклавишный выключатель

11.Дроссель


Справочная литература:

Нестеренко В.М.Технология электромонтажных работ: Учеб. пособие для нач. проф.образования / В.М.Нестеренко, А.М. Мысьянов, 2-еизд.стер.- М:Издательский центр «Академия»,2005.-592с.

МоскаленкоВ.В Справочник электромонтера: Справочник/Владимир Валентинович Москаленко –2 изд., стер. –Издательский центр «Академия» 2005-288с.


Порядок выполнения работ

1 Прочитайте краткие теоретические сведения.

Схема устройства лампы ДРЛ

Состоит такое устройство из трёх основных компонентов:

  • Цоколь  – является основанием и подключается к сети.

  • Кварцевая горелка – центральный механизм прибора.

  • Стеклянная колба – основная защитная оболочка из стекла.

Принцип работы такого устройства очень простой, к лампе подходит напряжение от сети. Ток, доходит к промежутку между одной и второй пар электродов, которые размещены на разных концах лампы. Благодаря небольшому расстоянию, газы легко ионизуются. После ионизации в промежутках между дополнительными электродами, ток поступает на основные, после чего лампа начинает светиться.

Различные виды газоразрядных ламп

2. Изучите элементы схем включения лампы ДРЛ..

3. Ознакомьтесь с монтажной схемой включения лампы, выполните ее чертеж.

Подключение ДРЛ через дросель



4. Монтажными проводами соберите схему включения лампы на лабораторном стенде.

5. После проверки преподавателем схемы, осуществите её включение автоматическим выключателем QF.

6.Измерьте вольтметром напряжение на лампах после их загорания и определите ток, результаты измерений запишите в отчет.

7.После успешно проведенного эксперимента отключите автоматический выключатель QF. Отсоедините монтажные провода от блока зажимов стенда и сдайте их преподавателю.

8.Ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

1. В чем принципиальные отличия газоразрядных источников света от ламп накаливания?

2. Каковы функции дросселя, предохранителя?

3. Назовите основные преимущества и недостатки ламп ДРЛ.

4. Перечислите основные неисправности данного типа ламп

Лабораторно-практическая работа №4.

Тема: «Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДНаТ».


Цель: изучить конструкцию и принцип работы, основные неисправности и способы их устранение в светильниках с лампами ДНаТ.

Уважаемый обучающийся!

1) в результате выполнения этой работы вы научитесь находить и устранять неисправности в светильниках с лампами ДНаТ.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

Оборудование:

1. Светильник.

2. Клещи для снятия изоляции

3. Отвертка

4. Бокорезы

5.Пасатижи

6. Провода

7.Индикатор напряжения

8.Указатель напряжения.

9.Лампочки ДНаТ.

10.Одноклавишный выключатель.

11.Дроссель.

Справочная литература:

Нестеренко В.М.Технология электромонтажных работ: Учеб. пособие для нач. проф.образования / В.М.Нестеренко, А.М. Мысьянов, 2-еизд.стер.- М:Издательский центр «Академия»,2005.-592с.

МоскаленкоВ.В Справочник электромонтера: Справочник/Владимир Валентинович Москаленко –2 изд., стер. –Издательский центр «Академия» 2005-288с.

Порядок выполнения работы

1 Прочитайте краткие теоретические сведения.

Внутри внешнего стеклянного баллона лампы ДНаТ' находится «горелка» – трубка из алюминиевой керамики заполненная разреженным газом, в котором между двух электродов создается электрический разряд (дуга). В горелку также вводится ртуть и натрий (в ДРИ вместо натрия применяются галиды различных металлов, и горелка делается из кварцевого стекла) Для ограничения тока дуги используется специальный индуктивный (дроссель) или электронный балласт. Для зажигания холодной лампы напряжения сети недостаточно, поэтому необходимо использовать специальное импульсное зажигающее устройство – ИЗУ. Сразу же после включения оно генерирует импульсы напряжением несколько тысяч вольт, которые гарантированно пробивают лампу и создают дугу. «Натриевыми» лампы ДНаТ называют за то, что основной поток излучения генерируется ионами натрия, поэтому их свет имеет характерную желтую окраску. При работе «горелка» разогревается до 1300 °C, поэтому для сохранения ее в целости из внешнего баллона откачан воздух. Внимание: у всех без исключения дуговых ламп температура баллона при работе превышает 100 °С! Без принудительного охлаждения температура рефлектора будет ненамного меньше. Сразу после возникновения дуги лампа светит очень слабо, вся энергия расходуется на прогрев горелки. По мере прогрева яркость растет и достигает нормального уровня через 5–10минут.

2. Изучите элементы схем включения лампы ДНаТ..

3. Ознакомьтесь с монтажной схемой включения лампы, выполните ее чертеж.


4. Монтажными проводами соберите схему включения лампы на лабораторном стенде.

5. После проверки преподавателем схемы, осуществите её включение автоматическим выключателем QF.

6.Измерьте вольтметром напряжение на лампах после их загорания и определите ток, результаты измерений запишите в отчет.

7.После успешно проведенного эксперимента отключите автоматический выключатель QF. Отсоедините монтажные провода от блока зажимов стенда и сдайте их преподавателю.

8.Ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

1.Прицып работы лампы ДНаТ?

2.Основные неисправности в светильниках с лампами ДНаТ?

3. Каковы функции дросселя, предохранителя, ИЗУ?

Лабораторно-практическая работа №5.

Тема: «Нахождение неисправностей».


Цель: научиться определять неисправности и устранять в схемах управления освещением.

Уважаемый обучающийся!

1) в результате выполнения этой работы вы научитесь находить основные неисправности и устранять их в схемах управления освещением.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

Оборудование:

1. Источник тока на 36 В.

2. Клещи для снятия изоляции

3. Отвертка

4. Бокорезы

5.Пасатижи

6. Провода

7.Индикатор напряжения

8.Указатель напряжения.

9.Лампочки на 36 В

10.Одноклавишный выключатель

11.Магнитный пускатель


Справочная литература:

Нестеренко В.М.Технология электромонтажных работ: Учеб. пособие для нач. проф.образования / В.М.Нестеренко, А.М. Мысьянов, 2-еизд.стер.- М:Издательский центр «Академия»,2005.-592с.

МоскаленкоВ.В Справочник электромонтера: Справочник/Владимир Валентинович Москаленко –2 изд., стер. –Издательский центр «Академия» 2005-288с.


Порядок выполнения работы

1 Прочитайте краткие теоретические сведения.

Основным документом, который помогает разобраться в управлении ламп всех типов является электрическая схема. Электрическая схема при аварии помогает найти место повреждения в электрической цепи. Рассмотрим схемы управления освещением. На схеме изображено дистанционное управление освещением, которое осуществляется магнитным пускателем. В схеме дистанционного управления вместо выключателя 5 можно использовать реле фотоэлектрического автомата, которое будет включать или выключать освещение в соответствии с изменением естественной освещенности.

2.Собрать схему дистанционного управления освещением с магнитным пускателем.

2.Мастер ПО несколько раз разрывает цепь

3. Обучающийся находит разрыв в цепи и устраняет его.

4. Сделать выводы о проделанной работе.

5.Ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

1С какой целью в схеме управления освещением применяется магнитный пускатель?

2.Для чего в схеме дистанционного управления используют реле фотоэлектрического автомата?












Лабораторно-практическая работа №6.

Тема: «Проверка работоспособности электрооборудования тельфера».



Цель: Изучить основные неисправности в электрической схеме тельфера, способы их обнаружения и выяснения причин.

Уважаемый обучающийся!

1) в результате выполнения этой работы вы научитесь определять и устранять основные неисправности в электрической схеме тельфера.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

Оборудование:

измерительные приборы

демонстрационный стенд,

слесарный инструмент

Справочная литература:

Е.Н.Зимин, В.И. Преображенский, И.И. Чувашов «Электороборудование промышленных предприятий и установок» Энергоиздат, 1981

В.М.Нестеренко, А.М.Мысьянов «Технология электромонтажных работ» ИЦ «Академия» 2005.

Порядок выполнения работы

1 Прочитайте краткие теоретические сведения.

Электрические принципиальные схемы талей, имеющих различную конструкцию, имеют много общего и заметные отличия. Они показывают принцип устройства и работы электрической аппаратуры талей.

Питание талей осуществляется от сети переменного трехфазного тока напряжением 380В с частотой 50Гц.

На электрических талях применены магнитные реверсивные пускатели без тепловой защиты с электрической блокировкой.

Управление электрическими талями осуществляется вручную с пола через подвесной кнопочный пост управления. Конструкция кнопочного поста такова, что включение механизмов тали возможно только при непрерывном нажатии на кнопку.

Схемой включения контактов кнопок поста управления предусмотрена электрическая блокировка, исключающая возможность одновременного срабатывания пускателей при одновременном нажатии кнопок, предназначенных для включения противоположных движении одного и того же механизма. Это не исключает возможность одновременного включения разных механизмов (совмещения передвижения с подъемом или опусканием груза). В представленных принципиальных схемах сохранены обозначения элементов, примененные в руководствах по эксплуатации. 

Электрическая таль

2. Ознакомьтесь с принципиальная электрической схемой тали грузоподъемностью 5,0 т


Принципиальная электрическая схема тали грузоподъемностью 5,0 т

Электрическая таль оборудована дисковым тормозом, выключателями верхнего и нижнего положения крюковой подвески, аварийным выключателем верхнего положения подвески. Цепь управления 42 В.

Принципиальная электрическая схема тельфера

Подвод питания к тали должен осуществляться четырехжильным кабелем, одна их жил которого - заземляющая. При троллейном питании тали необходимо иметь четвертый, заземляющий провод.


3.После изучения и внесения в отчет обучающийся электрической схемы, преподаватель предварительно должен определить виды возможных неисправностей.

4.Убучающиеся определяют неисправности, пользуясь схемой. В число неисправностей могут входить:

• высокое сопротивление заземлению;

• низкое изоляционное соединение;

• неправильная полярность;

• визуальная неисправность.

Также могут быть включены следующие типы неисправностей:

• неправильные настройки таймера;

• неправильные настройки превышения нагрузки;

• обрыв цепи;

• высокое переходное сопротивление контактов;

• перекрестная связь.

3.Внесение обнаруженных неисправностей в отчет о работе.

4.Ответить на контрольные вопросы.



Контрольные вопросы:

1.Из каких основных частей состоит эл. тельфер.

2.Перечислите основные неисправности эл. тельфера?











Лабораторно-практическое занятие № 7

ТЕМА: Измерение сопротивления изоляции электродвигателя.

Цель: Получить навыки в измерении сопротивления изоляции электрооборудования.

Уважаемый обучающийся!

1) в результате выполнения этой работы вы научитесь при помощи мегомметра измерять сопротивление изоляции электрооборудования.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

Оборудование:

электродвигатель, мегомметр ,слесарный инструмент.

Справочная литература:

Е.Н.Зимин, В.И. Преображенский, И.И. Чувашов «Электороборудование промышленных предприятий и установок» Энергоиздат, 1981

Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Порядок выполнения работы

1. Прочитайте краткие теоретические сведения.

Нормы проверок и испытаний изоляции электрооборудования, определяются ГОСТ, ПУЭ и другими директивными материалами.

Сопротивление изоляции практически во всех случаях измеряется мегомметром - прибором, состоящим из источника напряжения - генератора постоянного тока чаще всего с ручным приводом, магнитоэлектрического логометра и добавочных сопротивлений.

Поскольку в мегомметрах есть источник постоянного тока, то сопротивление изоляции можно измерять при значительном напряжении (2500 В в мегомметрах типов МС-05, М4100/5 и Ф4100) и для некоторых видов электроаппаратуры одновременно испытывать изоляцию повышенным напряжением. Однако следует иметь в виду, что при подключении мегомметра к аппарату с пониженным сопротивлением изоляции напряжение на выводах мегомметра также понижается.


Сопротивление изоляции является важной характеристикой состояния изоляции электрооборудования. Поэтому измерение сопротивления производится при всех проверках состояния изоляции. Сопротивление изоляции измеряется мегомметром.

2. Измерить сопротивление изоляции соединительных проводов, значение которого должно быть не меньше верхнего предела измерения мегомметра.

3. Установить предел измерения; если значение сопротивления изоляции неизвестно, то во избежание «зашкаливания» указателя измерителя необходимо начинать с наибольшего предела измерения; при выборе предела измерения следует руководствоваться тем, что точность будет наибольшей при отсчете показаний в рабочей части шкалы.

4. Убедиться в отсутствии напряжения на проверяемом объекте.

5. Отключить или закоротить все детали с пониженной изоляцией или пониженным испытательным напряжением, конденсаторы и полупроводниковые приборы.

6. На время подключения прибора заземлить испытуемую цепь.

7. Нажав кнопку «высокое напряжение» в приборах, питающихся от сети, или вращая ручку генератора индукторного мегомметра со скоростью примерно 120 об/мин, через 60 с после начала измерения зафиксировать значение сопротивления по шкале прибора.

8. При измерении сопротивления изоляции объектов с большой емкостью отсчет показаний производить после полного успокоения стрелки.

9. После окончания измерения, особенно для оборудования с большой емкостью (например, кабели большой протяженности), прежде чем отсоединять концы прибора, необходимо снять накопленный заряд путем наложения заземления. 

10.Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

1.Как устроен мегомметр?

2.Для чего измеряют сопротивление изоляции?

З.При каком сопротивлении изоляции линии и электродвигатели непригодны к эксплуатации?

4.Как измерить сопротивление обмоток асинхронного двигателя, если выведены только три точки подсоединения обмоток?


Лабораторно-практическое занятие №8.

Тема: «Соединение обмоток в звезду и треугольник, включение трехфазного двигателя в однофазную цепь.»


Цель работы: изучение способов подключения АД в трехфазную и однофазную сети.

Уважаемый обучающийся!

1) в результате выполнения этой работы вы научитесь подключать асинхронный электродвигатель различными способами соединения, звездой и треугольником, в однофазную и трехфазную сети.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

Приборы и оборудование:

электродвигатель,

мультиметр

,слесарный инструмент,

конденсатор,

провода.

Литература:

В.М.Прошин «Электротехника» ИЦ «Академия» ,2010г



Порядок выполнения работы:

1.Ознакомиться с теоретическими сведениями.

Двигатели асинхронного типа имеют целый набор безусловных достоинств. Среди плюсов асинхронных двигателей в первую очередь хочется назвать высокую производительность и надежность их эксплуатации, совсем небольшую стоимость и неприхотливость ремонта и обслуживания двигателя, а также способность переносить достаточно высокие перегрузки механического типа. Все эти достоинства, которыми обладают асинхронные двигатели, обусловлена тем, что данный тип двигателей имеет очень простую конструкцию. Но, не смотря на большое число достоинств, асинхронным двигателям присущи и их определенные отрицательные моменты.

2. Ознакомьтесь с монтажной схемой подключения методом «звезды» и подключение методом «треугольника».



3.Установить перемычки в соответствии со схемой включения.

4. Ознакомьтесь с монтажной схемой включение трехфазного двигателя в однофазную цепь.

5.Произвести монтаж проводов согласно схеме.

6.Оформить отчет по работе.

7.Ответить на контрольные вопросы.



Контрольные вопросы:

1.Виды соединения асинхронных электродвигателей?

2.Преимущества и недостатки схемы соединении «звезда»?

3.Преимущества и недостатки схемы соединении «треугольник»?

4. Чем отличаются соединения звездой и треугольником?





Лабораторно-практическое занятие №9.

Тема:" Монтаж схемы переключения со звезды на треугольник. "

Цель работы: Ознакомление с основными принципами построения схем переключения со звезды на треугольник.

Уважаемый обучающийся!

1) в результате выполнения этой работы вы научитесь собирать схему автоматического переключения со звезды на треугольник.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

Приборы и оборудование:

асинхронный электродвикатель,

магнитные пускатели,

автоматический выключатель,

провода,

кабель,

отвертки.

Литература:

В.М.Прошин «Электротехника» ИЦ «Академия» ,2010г


Порядок выполнения работы.

1.Ознакомиться с теоретическими сведениями.

Для того, чтобы понизить пусковые токи осуществлять запуск электродвигателя требуется в определенной последовательности, а именно:

1) сперва электродвигатель запускают на пониженных оборотах соединённым по схеме "звезда";

2) затем электродвигатель соединяют по схеме "треугольник".

Первоначальный запуск по схеме "треугольник" создаст максимальный момент, а последующее соединение по схеме "звезда" (для которой в 2 раза меньше пусковой момент) с продолжением работы в номинальном режиме, когда двигатель «набрал обороты», произойдёт переключение на схему соединения "треугольник" в автоматическом режиме. Но не стоит забывать о том, какая нагрузка создается перед запуском на валу, так как вращающий момент при соединении по схеме "звезда" ослаблен. По этой причине маловероятно, что данный метод запуска будет приемлем для электродвигателей с высокой нагрузкой, так как они в таком случае могут потерять свою работоспособность.

2.Собрать схему рис., отобразить ее в отчете.

3. Описать работу схемы

4.Описать порядок монтажа схемы.

5.Ответить на контрольные вопросы.



Контрольные вопросы.

1.Достоинства и недостатки асинхронного электродвигателя?

2.При каком соединении уменьшаются пусковые токи?

3. При каком соединении достигается плавный пуск двигателя?

4.Смешаное соединение, в чем преимущество?


3. Критерии оценки

Оценка

Критерии

Полнота выполненного задания

Самостоятельность при выполнении задания

Вычисления

Оформление

5

Обучающийся полностью справился с заданием, глубокое и полное овладение содержанием учебного материала умеет практически применять теоретические знания

Задание выполнено обучающимся полностью самостоятельно

Все расчеты и вычисления произведены правильно

Оформление практической работы выполнено в соответствии с требованиями. соответствует требованиям. Использована профессиональная терминология.

4

Обучающийся справился с заданием, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.


Задание выполнено обучающимся самостоятельно. В затруднительных моментах воспользовался устной консультацией с преподавателем для уточнения правильности своих действий.

Имеются ошибки в расчетах и вычислениях


Оформление практической работы в основном соответствует требованиям. Наблюдаются некоторые затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии при оформлении

3

Задание выполнено не полностью, обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.


Задание выполнено обучающимся с помощью дополнительного источника информации.

Допущены грубые ошибки в вычислениях

Допущено множество ошибок в оформлении практической работы что затрудняет ее чтение. Наблюдаются затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии при выполнении практической работы

2

Задание не выполнено обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.


Задание с помощью дополнительного источника информации не выполнено.

Отсутствуют вычисления

Ошибки в оформлении практической работы невозможным ее чтение. Профессиональная терминология отсутствует

Заключение



Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС СПО по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования промышленных предприятий (по отраслям)».

Тематика и содержание практических работ направлены на приобретение умений и знаний, требуемых для рабочих данной профессии.

Данная методическая разработка рекомендуется к использованию для проведения практических занятий по МДК.02.01 Организация и технология проверки электрооборудования для профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)». Методическую разработку рекомендуется использовать преподавателям дисциплин профессионального цикла при подготовке к практическим занятиям.

Практические занятия проводятся в групповой форме, что обеспечивает возможность коллективного взаимообучения и согласованных способов деятельности, направленных на достижение результата.

При формулировке выводов в ответах на контрольные вопросы развиваются умения самостоятельно работать с источниками учебной и научно- технической информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, устанавливать причинно- следственные связи, делать необходимые выводы.

Воспитание творческого отношения к избранной профессии является необходимым фактором в подготовке квалифицированного специалиста.

Список литературы:


1.Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Справочники:

2.Москаленко В.В. Справочник электромонтера. М.: Издательский центр «Академия», 2014.

3.Сибикин Ю.Д. Справочник электромонтера. М.: Издательский центр «Академия», 2014.

4. Хряпин В.Е., Справочник паяльщика., М.: Машиностроение, 1981г., 348 с.

5. В.М.Прошин «Электротехника» ИЦ «Академия» ,2010г

34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!