СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторный практикум и исследовательские проекты , как средство развития творческого потенциала учащихся.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

         Организация  исследовательской  деятельности на уроках биологии развивает творческую активность, формирует интерес к предмету, поэтому в современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторный практикум и исследовательские проекты , как средство развития творческого потенциала учащихся.»

Лабораторный практикум и исследовательские проекты , как средство развития творческого потенциала учащихся.

( Из опыта работы)

Давыдова Л.М., учитель биологии МБОУ «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области.


Организация исследовательской деятельности на уроках биологии развивает творческую активность, формирует интерес к предмету, поэтому в современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.

Я использую следующие виды исследовательской деятельности учащихся в урочное время:

- Реферат - творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. 
Учебное исследование  — работа, целью которой является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация его личностной позиции. Учебное исследование не предполагает получение объективно нового результата. 
- Лабораторные работы

В курсе биологии исследовательский метод может применяться практически во всех лабораторных работах, при решении задач, при самостоятельном проведении полевых или лабораторных экспериментов. Каждая из этих форм исследовательской работы требует обязательного прохождения большей части или всех необходимых этапов исследования:

– наблюдения фактов и явлений;
– постановки проблем;
– выдвижения гипотез;
– планирования этапов исследования;
– выявления связей данного явления или проблемы с другими;
– формулирования и объяснения решения;
– проверки решения;
– практических выводов о возможном применении полученных знаний.

Важно, что перечисленные пункты в той или иной степени касаются решения любой творческой задачи.

- Нетрадиционные уроки (урок-презентация ,урок – дискуссия )

Презентация отличается чёткой структурой, грамотным и доступным изложением материала, наличием большого наглядного материала – всё будет способствовать его углублённому и более эффективному усвоению. Презентации могут готовить учащиеся, при этом надо требовать самостоятельности при их подготовке.

К дискуссии учащиеся готовятся самостоятельно. По теме обсуждения они исследуют не только учебную литературу, но и дополнительную, для того, чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе. При подготовке сообщений, учащиеся часто  выискивают «каверзные» вопросы для участия в дискуссии.

 -Домашние задания также могут носить  исследовательский  характер:

Наблюдения за животными, описание растений, мини-сочинения и т.д.

- Проект - творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.).  Метод проекта можно использовать как на уроках, так и внеурочное время.


Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.

На уроках биологии лабораторные работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.

Успех урока с включением лабораторного практикума зависит от:

формулировки задания, его четкости;

раскрытия последовательности работы;

изложения в инструкции всех этапов работы (упорядочивает деятельность обучающихся). Задание обучающиеся выполняются индивидуально, небольшими группами или фронтально. При проведении лабораторных работ используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков.

Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке тщательно продумываю формы уроков. В своей работе я использую такие формы как урок-семинар, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д. Для достижения поставленных целей урока и учета степени самостоятельности обучающихся использую следующие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

В процессе обучения биологии на лабораторных и практических занятиях использую:

1) исследование биологических объектов под микроскопом

2) исследование состава тел живой природы

3) исследование строения организма

4) наблюдения за живыми объектами

5) наблюдения за процессами жизнедеятельности организма

6) исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема).


Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя исследовательский метод, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большей увлеченности предметом. Работы, выполненные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье.

Правила выбора темы исследования

1.Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие.

2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором. Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

3.Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.

Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам!

4.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент новизны, неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто новое, необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты, отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.

5.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, не затягиваясь на долгие годы.

6. Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы) исследования, сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения.

7.Сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие.

Требования к формулировке темы:

1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично

2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.


Ученикам 5-9 классов интересны проекты по цветоводству, овощевод­ству, садоводству, выращиванию домашних животных. Например, изучение жизненного состояния зеленых насаждений в окрестностях школы, травянистых растений пришкольного участка, овощей как лекарственных растений, динамики развития побегов у яблони, поражения насаждений мучнистой росой и способы защиты растений, изучение влияния сока алоэ на развитие растений, изучение пород кошек.

Примеры тем проектно-исследовательских работ: «Лук и слезы», «Барыня капуста», «Все ли семена гороха прорастут?», «Может ли кошка предсказывать погоду?», «Исследование и сравнение зубочелюстной системы собаки и человека».


В 10-11 классах учащиеся применяю на уроках исследовательские умения и навыки в ходе выполнения практических работ исследовательского характера, например:

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»; «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»; «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»; «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения».

Примерные темы проектов по экологии


Анализ характера питания семьи.
Антропогенное влияние на жизнедеятельность пчел на территории.
Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни.

Влияние изменения климата на живую природу

Пищевые добавки "за" и "против".

Что полезнее: фрукты или соки?

Почему мы не похожи друг на друга? (иммунологические аспекты)

Мне очень помогают в работе по исследовательской деятельности материалы интернет-сайтов:

  1. «Дистанционные обучающие мастер-классы: «Организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся» и «Методика организации проектной деятельности» на портале «Сеть творческих учителей». http://www.itn.ru/Board.aspx?cat_no=133205&Tmpl=Themes&BoardId=270361

http://www.it-n.ru/Board.aspx?cat_no=72958&Tmpl=Themes&BoardId=72961

  1. «Исследователь/Researcher» - научно-методический журнал. Издание посвящено практике и методике организации исследовательской работы учащихся в естественно-научных и гуманитарных областях.

  2. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru

  3. Курс «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в рамках ФГОС ООО http://www.ug.ru/appreciator/58

  4. «Обучонок» http://obuchonok.ru/ , который помогает выбрать тему по ботанике, зоологии, экологии, анатомии, микробиологии, генетике. Сайт предназначен для учителей (форум) и учащихся («Обучонок» развивает, обучает всех мальчишек и девчонок»). Здесь размещен богатейший материал: примеры исследовательских работ, обучающие программы, флеш-игры.

  5. «Творческие проекты и работы учащихся» http://tvorcheskie-proekty.ru/


Учебно-исследовательские экспедиции (полевые практики) ,  в которых принимают участие обучающиеся проводятся ежегодно. Большинство методик, реализуемых при проведении исследовательской деятельности школьников по предметам естественнонаучного цикла вообще и по биологии в частности, ориентировано именно на полевую, экспедиционную работу, поэтому школьные исследовательские экспедиции нами проводятся ежегодно. Главная цель экспедиции — сбор экспериментального материала в полевых условиях. Помимо этой цели мы обычно в ходе проведения экспедиций стараемся дать учащимся простейшие навыки полевой исследовательской деятельности, воспитать у них ответственное отношение к природе, формировать навыки самостоятельной творческой деятельности. Тематика экспедиционных исследований обычно охватывает такие области, как геология, гидрология, почвоведение, ботаника, зоология, экология.

Мой личный опыт показывает, что организация учебных исследований - эффективное средство обучения и развития, cпособствующее развитию творческого потенциала учащихся. Она учит, во-первых, умению работать с нужной литературой, изучать материал последовательно, знать все необходимые понятия, термины, определения. Во-вторых, умению критически осмысливать материал, самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы, подводить итоги. В результате учащиеся учатся самостоятельно добывать новые знания. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!