СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Лагерь смерти… Памяти узников концлагерей и жительнице нашего города Вере Павловне Мусиенко посвящается". Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

встреча с бывшей узницей концлагеря,и авторм книги о ней. Где принимали работу наши учащиеся рисовали рисунки к книге

Просмотр содержимого документа
«" Лагерь смерти… Памяти узников концлагерей и жительнице нашего города Вере Павловне Мусиенко посвящается". Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов»



" Лагерь смерти… Памяти узников концлагерей и жительнице нашего города Вере Павловне Мусиенко посвящается ".



Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов

Учитель черчения, ИЗО –Горбунова О.А.





г. Каракол

11 апреля 2015г.

Описание Данное мероприятие ,посвещенное 70 летию Победы в ВОВ. Мерприятию предшествовала следущая работа – учитель зачитывал отрывки из рукописи Р.И. Вахитова « Долгая дорога домой», дети рисовали рисунки к книге,была проведена выставка рисунков, презентация книге в областной библиотеке, оформлен Музей Славы в школе .



Цельпознакомить учащихся с историей ВОВ ,а именно с концлагерей. Встреча с автором книги Р.И.Вахитовым и его героиней В.П.Мусиенко .Развитие у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ, ответственности.Воспитание любви к Родине, к людям, одержавшим победу над фашизмом Задачи- расширить представления учащихся о ВОВ,формировать интерес к изучению истории,воситать чувство сострадания к памяти жертв нацистов, рассказать о роли детей в ВОВ,воспитать уважение к веиеранам ВОВ, прививать интерес к событиям ,о которых нельзя забывать.


Методы- рассказ –беседа с презентацией

Оборудование- компьютер,мультимедийный проектор,фрагмент из фильма, рисунки учащихся, муыкальные произведения.

Время-1.5ч



эпиграф

Пусть помнят те, которых мы не знаем,

Нам страх и подлость были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна и умирали

За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

Н. Майоров, 1941 год



Ход внеклассного мероприятия

Звучит песня Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат».

Учитель - 11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. 11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти - подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.

Ученик Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей -
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!

Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал, прямо скажем, в аду.

Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий
Что ни день, пожирала людей.

И душа леденела от страха,
Ужас гетто вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве ж можно такое забыть?!

(Н. Горланова)

Учитель- Великая Отечественная война длилась 1418 дней ,почти 4 года. Это были годы лишений,горя, тяжелого труда. Дорогой ценой досталась победа нашему народу. Вы читали книги о войне ,рассказывали о прочитаном,писали эссе. Рисовали рисунки,плакаты… Знакомились с жизнью героев Советского Союза, с подвигами детей в годы войны. У нас есть в школе Музей Славы,где есть вся информация и рисунки детей,а так же участники той войны –это герои и ветераны нашего города,области,нашей страны.Сегодня у нас устный журнал « Давайте ,люди ,никогда об этом не забудем!» У нас в гостях почетный гость Вера Павловна Мусиенко –ветеран войны,узница концлагеря. А так же автор книги Равиль Исмаилович Вахитов –автор книге о Вере Павловне « Долгий путь домой». На уроках ИЗО я вам читала отрывки из рукописи Р.И.Вахитова. Мы с вами выступили в роли соавторов ,потому что вы все рисовали рисунки,кторые вошли потом в книгу.

( Марущенко А.)

Ученица - В 1937 году, 71 год назад, открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд. 71 год назад официально заработала нацистская фабрика смерти Бухенвальда. 71 год назад первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому свое». За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек. Иболее 120 тысяч из них никогда отсюда не вышли

Ученик - Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда. На сотнях квадратных метров всего несколько построек. Санчасть, где нацисты проводили эксперименты над заключенными, сторожевые вышки, оружейная мастерская и крематорий - вот все, что осталось от лагеря смерти. На месте бараков, где жили тысячи узников, теперь поле и камни с номерами: блок 3, блок 5, блок 17. Концентрационные лагеря - это место, где массовое убийство было поставлено на конвейер

.

Ученица - Из письма Рейхсфюрера СС Гиммлера. 1937год:

«В свете последних планов Германии, по освобождению Европы от людей низшей крови и от красных оккупантов, предлагаю расширить трудовые лагеря и создавать новые, для того чтоб в них можно было научить честному труду, т.к. только трудом они смогут принести пользу немецкому народу».

Ученица - Крематорий был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключённых под предлогом осмотра у врача. Когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников. Заучить свой порядковый номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. С этого момента набор цифр заменял имя. Заключенные работали на Густловском заводе, который находился в паре километров от лагеря и производил оружие. Число охранников достигало 6000 человек.

Ученик - Свидетельство очевидца:

« ... примерно в середине октября нас, более 2000 человек, погрузили в железнодорожные вагоны и повезли в неизвестном направлении. Мы не получали никакой пищи. В вагонах было тесно и душно. Многие товарищи умерли от недостатка воздуха, тесноты и голода. ... Нас выгрузили в Веймаре, и оттуда эсэсовцы погнали нас по дороге в лес, на гору. По пути нас били дубинками и натравливали на нас овчарок. Товарищей, которые отставали, немедленно расстреливали. Обочины дороги были устланы трупами. ... К вечеру мы подошли к концлагерю Бухенвальд. ... Нас разместили в деревянных бараках, которые были отделены от остальной территории лагеря изгородью из колючей проволоки. В бараках не было ни окон, ни стульев, ни кроватей – ничего…»

Ученица - Свидетельство очевидца:

«Я вместе с группой заключенных пытался бежать, но не удалось - поймали, посадили в карцер. Почему не расстреляли? А карцер был, по сути, тот же смертный приговор. Девять суток в камеру никто не заходил. На десятый день поставили бак с водой. Все, кто смог, бросились пить. До сих пор не могу забыть, как жадно они пили, а затем громко вскрикивали и в муках умирали. Вы бы видели их глаза... В открытую дверь смотрели надзиратели и смеялись, показывая пальцем на заключенных, скрюченных в смертельной агонии. Я понял, что накидываться на воду нельзя – она отравлена, поэтому отрывал клочки пропитанной потом рубахи, мочил их и высасывал влагу».

Ученик - В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Практически все заключенные страдали диареей и зачастую испражнялись прямо в бараках. «Улицы» лагеря не были укреплены и были скользкими. Многие заключенные, обутые в деревянные башмаки, получали травмы. Если травмированный заключенный не мог работать, его расстреливали.

Ученица - Труд в концлагере можно охарактеризовать как средство физического уничтожения заключённых и как средство экономической эксплуатации. Все немецкие концлагеря и многие фирмы, широко известные сегодня, обогащались за счёт принудительного труда заключённых, поэтому именно они несут ответственность за гибель сотен тысяч узников фашизма.

Ученик - Над узниками проводилось множество медицинских опытов, в результате которых большинство умерли мучительной смертью. Заключённых инфицировали сыпным тифом, туберкулезом и другими опасными заболеваниями для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей этих болезней. Заболевания перерастали очень быстро в эпидемии из-за скученности в бараках, недостаточной гигиены, плохого питания, а также из-за того, что эти заболевания не лечились

.

Эксперименты документировались в журнале наблюдения за пациентами эсэсовским врачом Эрвином Динг-Шюлером, были подтверждены врачами-узниками лагеря, а также описывались в книге бывшего заключенного, австрийского социолога и философа Ойгена Когона «Государство СС».

Достоверные сведения, документы и протоколы допросов представлены в сборнике Ангелики Эббингхауз «Уничтожение и лечение. Нюрнбергский процесс над врачами и его последствия». Эта книга вышла благодаря пожертвованиям 8000 врачей, после того как федеральное медицинское ведомство Германии отказалось опубликовывать данный проект.

Ученица - В концлагерях и в лагерях смерти существовала группа врачей-эсэсовцев, проводивших на заключенных свои преступные «медицинские опыты». Эти действия, не имевшие ничего общего с наукой, причиняли заключенным неописуемые страдания и часто ускоряли их смерть. Речь идет о группе врачей, стремившихся достичь личных успехов в области медицины. Побуждаемые безмерным честолюбием и садистскими инстинктами, они не останавливались перед тем, чтобы использовать людей в роли подопытных кроликов.

Ученик - Людей оперировали без наркоза, удаляли им половые органы, безжалостно стерилизовали и кастрировали, иногда с помощью рентгеновских лучей. Заключенные проверялись на способность выдержать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. В Бухенвальде проводились также и другие эксперименты: опыты по заражению желтой лихорадкой, оспой, паратитом, дифтеритом.
Узников разного возраста и пола искусственно заражали тяжелыми инфекционными заболеваниями и вели наблюдения, кто первый - дети или женщины - умрут, как долго их организм сможет сопротивляться вирусам. Часто людей, не доводя до смерти, оперировали вживую т.е. без наркоза, вырезая им различные органы, для того чтоб посмотреть в каком состоянии находятся органы человека на каждой стадии заболевания.

Ученица - Экспериментировали с отравляющими веществами, т.е. определяли на какую массу тела и на какую возрастную группу, какой дозы отравляющего вещества достаточно для наступления смерти. Пересаживали узникам половые органы, якобы для определения влияния гормонов на жизненный тонус. Из всей группы отобранных для данного опыта выжить не удалось никому.

Ученица - На траурном митинге, посвященном памяти умерщвленных товарищей, 19 апреля 1945 года узники Бухенвальда всех национальностей дали клятву, которая была известна тогда всему миру, но теперь, к сожалению, позабыта: « ... мы прекратим борьбу только тогда, когда последний фашистский преступник предстанет перед судом народов. Уничтожение фашизма со всеми его корнями - наша задача».

Ученик - Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на конвейер. Не только в Бухенвальде происходили вышеописанные события. Лагерями смерти, предназначенными для массовых убийств, были Хелмно, Белжец, Собибор, Майданек, Освенцим и тысячи других.

Ученик - Рассказ узника концлагеря Освенцим:

«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...Потом начинается марш... Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки нацистов с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки, все голые, как мать родила, идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и объявляет ласково: «Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. Правильное вдыхание необходимо для дезинфекции». Его спрашивают, что будет с женщинами, и он отвечает, что мужчинам придется, конечно, работать на стройке дорог и домов, а женщины работать не будут, - они, если захотят, смогут помогать на кухне или по хозяйству... У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам. Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая, вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам — и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов — все нагие.

Они медленно... но все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. Идущие сзади напирают, эсэсовцы нагайками подгоняют толпу. Женщина лет сорока проклинает главаря убийц и кричит, что кровь ее детей падет на его голову. Офицер СС Вирт собственноручно ударяет ее пять раз хлыстом по лицу, и она исчезает в газовой камере. Многие молятся... Эсэсовцы вталкивают людей внутрь.

«Наполнить до отказа!»—командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми зимой.. Включают подачу газа... Но дизель не действует. Проходит 50 минут... 70 минут... А люди в камере стоят. Слышен их плач…

Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы — это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы—им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи—они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии. Выбрасывают трупы — посиневшие, покрытие смертным потом и мочой. Среди них младенцы и дети. Две дюжины рабочих заняты тем, что обследуют полость рта убитых, открывая ее с помощью железных крюков. Приказ: «С золотыми зубами—налево, без золота—направо». Другие проверяют интимные части тела в поисках укрытого золота и бриллиантов... Комендант показывает полную консервную банку и восклицает: «Подойди-ка, посмотри, сколько золота!»

Ученик - Более 18 миллионов человек в годы войны оказались в жерновах нацистских фабрик смерти. Те, кому удалось выжить, спустя десятилетия, вспоминают через что им пришлось пройти.

Учитель -предоставляем слово Вере Павловне .(она рассказывает о своем пути)

Ученица - Еще об одном лагере. Вскоре после Освенцима он был создан в Бжезинке - Освенцим II, более известный как Биркенау. Количество узников в августе 1944 года достигло свыше 100 тысяч человек. Основным бедствием лагеря было отсутствие воды, ужасные санитарные условия и засилье крыс.

Ученик - На территории Биркенау гитлеровцы построили четыре крематория с газовыми камерами и две временные газовые камеры в переделанных для этих целей крестьянских домах, а также ямы и кострища. Концлагерь в Биркенау был местом массового уничтожения людей из Польши, СССР, Австрии, Бельгии, Чехословакии, Дании, Франции, Греции, Голландии, Югославии, Норвегии, Румынии, Италии, Венгрии. В лагерь сгоняли общественно-политических деятелей, представителей интеллигенции, членов конспиративных организаций, евреев из многих государств, а также цыган. Люди погибали здесь в результате рабского труда, голода, нечеловеческих условий существования, пыток и расстрелов.

Ученица - Из официального отчета лагерного командования:

« ... В течение июля 1944 года убивали в день по 12 тыс. заключенных, а так как крематорий не мог пропустить такое количество трупов, то они сбрасывались в глубокие ямы и засыпались негашеной известью...»

Ученица - Свидетельство очевидца:

«Для того, чтобы в камерах поместилось большее число жертв, людей загоняли с поднятыми руками, а на головы им бросали маленьких детей. Эсэсовец Зепп Гейтрейдер был специалистом по убиванию младенцев, которых сам хватал за ножки и убивал, ударяя головкой о каменный забор. По показанию свидетелей, умерщвление в камерах продолжалось 15 минут...»

Ученик - Обычно из прибывавших партий от 1000 до 1500 человек в лагерь попадало не более 250 человек. Также производился отбор здоровых женщин 20—30 лет, которых отправляли в блок, где производились медицинские эксперименты. Остальных тут же отправляли в газовую камеру.

Ученица - Свидетельство очевидца:

«Мы присутствовали при душераздирающих сценах, видя, как разъединяли пожилые супружеские пары, как матерей понуждали оставлять своих юных дочерей, так как те попадали в лагерь, в то время как матерей и маленьких детей направляли в газовую камеру».

Ученица - Свидетельство очевидца:

«Чтобы разрядить атмосферу приема, оркестр из молодых, красивых заключенных, одетых в белые блузки и синие матросские юбки, играл веселые арии из оперетт. Фашисты боялись паники, поэтому прибывшим говорили, что это трудовой лагерь».

Ученик - Свидетельство очевидца:

«Часто ночью мы просыпались от страшных криков, это происходило когда экономили газ в газовых камерах и живых детей бросали в топки крематорных печей».

Женские волосы жуткой горою

В лагере высились передо мною.

Светлые, темные и огневые,

Черные с примесью пепла, седые

Детские, словно ленок золотистый.

Люди! Запомните все, что фашисты

Золотом тем набивали матрасы.

Это вовек не должно забываться.

Где-то скрываются, живы доселе

Звери, что спали на этой постели.

Как на волнах, на слезах отдыхала

Совесть их ночью. Будила едва ли…

Ученик - Из допроса коменданта лагеря на Нюрнбергском процессе:

«Обвинитель: Видели ли вы в лагере беременных женщин? И что с ними происходило?
Свидетель: Да… После того, как они производили на свет ребенка, его топили в ведре с водой. Спустя некоторое время приехал новый врач, и детей перестали топить, из них выкачивали кровь, для переливания солдатам на фронте или использовали для опытов.»

Ученица - Используя целую систему для того, чтобы максимально принизить человеческие существа, эсэсовцы с помощью террора принуждали совершать поступки, которые должны были заставить их краснеть за самих себя; эта система привела к тому, что они не являлись более человеческими существами. Вот к чему стремились эсэсовцы. И требовалось невероятное мужество, чтобы противостоять этой атмосфере уничтожения человеческого достоинства и террора.

Ученик - Из письма доктора медицыны С.Рашера на имя Г.Гиммлера:

«... Проще было бы, если бы я был переведен в части СС и смог бы поехать с племянником в Аушвиц (Освенцим), где бы я мог более быстро на ряде опытов разрешить вопрос отогревания обмораживаний, происшедших на суше. Для таких опытов Аушвиц во всех отношениях более приспособлен, чем Дахау, поскольку там более холодно и территория больше. Потом, это будет меньше привлекать к себе внимания, а то испытуемые кричат, когда замерзают, не проявляя никакого уважения к науке…»

Ученица - В лагере были организованы специальные больницы, хирургические блоки, гистологические лаборатории и другие учреждения, но существовали они не для лечения, а для истребления людей. Немецкие профессора и врачи производили в них массовые эксперименты над совершенно здоровыми мужчинами, женщинами и детьми.

Ученик - Очень многие опыты кончались быстрой и мучительной смертью подопытных заключенных. После окончательного использования заключенных для экспериментов их убивали и сжигали. Этим путем немцы стремились уничтожить свидетелей своих бесчеловечных опытов.

Ученик - Свидетельство очевидца. «Я лично видел через глазок камеры, как один заключенный находился в разреженном пространстве до тех пор, пока у него не лопнули легкие. Некоторые эксперименты вызывали у людей такое давление в голове, что они сходили с ума и рвали на себе волосы, стараясь освободиться от этого давления. В своем безумии они разрывали себе лицо и голову ногтями в попытке покалечить себя. Почти всегда эти эксперименты с крайне низким давлением кончались смертью экспериментируемого».

Ученица - Весной 1942 года на советских пленных и больных узниках были начаты первые опыты по применению газа «Циклон Б». Сначала трупы закапывали, позднее их сжигали в крематориях и в специально выкопанных траншеях.

Ученик - Несмотря на террор, в концлагере, начиная с 1940 года, действовала польская, а с 1943 года – тайная международная организация сопротивления.

Ученица - Проводилась политическая работа среди узников, организовывалась взаимопомощь, побеги, поддерживались контакты с движением сопротивления вне концлагеря. В начале января 1945 года гитлеровцы начали эвакуировать лагерь. Во время транспортировки погибли тысячи людей. 27 января 1945 года советские войска освободили концлагерь, в котором в тот момент находилось более 7 тысяч узников, в том числе несколько сотен детей.

Ученик - В апреле 1967 был открыт памятник жертвам концлагеря Биркенау. Памятник состоит из основного монумента и 20 плит, лежащих у его основания. Надписи на них выполнены на языках народов, представители которых были здесь замучены (плита с текстом на русском языке – седьмая слева). Содержание текста на всех плитах одинаковое: «Да будет навеки криком отчаяния и предостережения для человечества это место, где гитлеровцы уничтожили около полутора миллионов мужчин, женщин и детей.

Ученица - В июне 1942 года был тяжело ранен, попал в плен и заключён в концлагерь Шпандау известный поэт Мусса Джалиль. Здесь он стал активным участником сопротивления. И когда видел, что у людей нет больше сил бороться , он начинал читать свои стихи. Его произведения узники заучивали наизусть и передавали друг другу. За участие в подпольной организации поэт был казнён на гильотине 25 августа 1944года в военной тюрьме. В 1956 году Мусса Джалиль посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

Звучит стихотворение Муссы Джалиля «Варварство».

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришёл хмельной майор и медными глазами

Окинул обречённых…мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землёю,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать – земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг,

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжёлый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребёнок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Ещё не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться здесь рассудка!

Всё понял, понял всё малютка.

- Спрячь, мамочка меня! Не надо умирать!

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?-

И хочет вырваться из рук ребёнок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнёшь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-

И он закрыл глаза. И заалела кровь.

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах,

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его, земля, кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…………

Ученица - События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают свою толику памяти.

Нас слишком мало, чтобы разбрасываться памятью миллионов.

Учитель- Теперь слово предоставляется Равилю Вахитову автору книги ,которую вы держите в руках

В городе Каракол 10 апреля состоится презентация книги под названием «Долгий путь домой», рассказывающей об условиях жизни узников в концлагере.
Книга написана со слов единственной узницы, выжившей в концлагере Веры Мусиенко, которая является жительницей города.
Тираж составляет 120 экземпляров. Книги будут отданы в библиотеки школ и города. Выпуск книги в свет стал возможным благодаря финансовой поддержке мэрии города и городского кенеша
Ученик - Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно. Не уважать оной – есть постыдное малодушие», – писал А.С. Пушкин. Знание истории своих предков способствует выработке активной жизненной позиции, прежде всего патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Любовь к своему дому, родному городу, людям, живущим вокруг нас и посвятившим свою жизнь служению Родине, – это и есть любовь к Родине. Для того чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо хорошо знать ее историю, людей, творивших эту историю.

Учитель - После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.

И даже в нашей стране, понесшей самые тяжелые потери в войне, поднимают голову сторонники идей национал-социализма. Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма, шовинизма принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане Кыргызстана, мы гордимся им, помним историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Кыргызстан – многонациональная страна, и в этом наша сила. Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам чужды захватнические идеи. И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, шовинизма и национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.

Звучит «Реквием» Р.Рождественского. На фоне музыки читается стихотворение.

                        

Люди!

Покуда сердца

                            стучатся, -

Помните!

Какою

ценой

завоевано счастье, -

пожалуйста,

                            помните!

Песню свою

                         отправляя в полет, -

помните!

О тех,

кто уже никогда

                         не споет, -

помните!

Детям своим

                      Расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям

           детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

                       бессмертной Земли

помните!

К мерцающим звездам

                                     ведя корабли, -

о погибших

помните!

Встречайте

                 трепетную весну,

люди земли.

УБЕЙТЕ

               ВОЙНУ.

ПРОКЛЯНИТЕ

ВОЙНУ,

Люди земли!  

Мечту пронесите

                         через года

и жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

                          никогда,-

ЗАКЛИНАЮ,-

ПОМНИТЕ!



Учитель- Дорогая Вера Павловна и Равиль Исмаилович наши дети хотят вам сказать свои пожелания( говорят) и преподнести вам подарки.

Без вас бы не было и нас,
Не знали бы мы счастье жизни.
Спасибо наши дорогие,
Что были верны нашей отчизне!

Спасибо за чистое небо над нами,
За улыбки и смех наших детей.
Спасибо, что до сих пор вы рядом,
От этого нам на душе теплей!


Ветераны, как многим обязаны вам,
За свободу, за смелость, за счастье,
Благодарны мы вашим отважным сердцам,
И забыть это нам не удастся,
Может быть, временами вас гложет тоска,
Было прошлое грустным, печальным,
Но мы подвиги ваши все помнить века
Будем, храбрость ведь — это не тайна,
Уважаем вас, любим, и такая честь
Подарить вам цветы, поклонится,
Ведь достойная жизнь и свобода нам есть —
Вам спасибо! Мы будем гордится!

Ученик-Почтим память погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

Минута молчания.

Учитель. Хочется завершить наше мероприятие об узниках фашистских концлагерей фразой из Книги пророка Илиа:

Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши или во дни отцов ваших. Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети - следующему роду. И сейчас во многих странах идет война, так давайте ее не допустим у нас!!!..



Презентация

Список используемой литературы и документальных фильмов.

  1. Серия «Подвиг». Безмолвные тени.

  2. Материалы Нюрнбергского процесса. Том 5.

  3. Документальный фильм. Обыкновенный фашизм.1, 2 часть.

  4. Фильм БИ-БИ-СИ. Концентрационные лагеря Второй Мировой Войны.

  5. Книга «Долгий путь домой» Р.И. Вахитов



ДОЛГИЙ ПУТЬ ДОМОЙ

"Слово Кыргызстана" от  апреля 15, 2015

В актовом зале областной библиотеки имени Т. Сыдыкбекова Каракола состоялась встреча с бывшей малолетней узницей фашистского концлагеря Верой Павловной Мусиенко, прошли выставка лучших 
рисунков школьников, награждение юных художников и презентация документальной повести Равиля 
Вахитова "Долгий путь домой". Мероприятие посвящалось Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей и вызвала большой интерес в областном центре Прииссыккулья. 

      Сегодня Вера Павловна находится на заслуженном отдыхе. Тридцать четыре года она отработала бригадиром в переплетном цехе Иссык-Кульской областной типографии. Её имя известно многим каракольцам, потому что она всегда жила нуждами и заботами горожан, старалась помочь каждому, покоряла людей доброжелательностью, умением слушать и близко к сердцу принимать чужие радости и горести.   
     В феврале, марте и апреле этого года Вера Павловна Мусиенко встречалась со школьниками областного центра, рассказывала о себе, о страшных годах, проведенных за колючей проволокой во время Великой Отечественной войны, о вынужденной 18-летней разлуке с родителями, о долгом поиске своих родных. В жизни ей пришлось выдержать много испытаний и ужасов военного лихолетья: потерю близких, фашистский концлагерь, голод, холод, издевательства, побои.      Но она выжила вопреки всему, смогла получить образование, стать востребованным специалистом. Каждая такая встреча стала незабываемым событием для учащихся и педагогов. 
     "Мне исполнилось  всего семь лет, когда я попала в концлагерь и на себе познала все "прелести" нацистских "фабрик смерти", где никто из узников не знал, что случится с ним сегодня и будет ли он жить завтра, — рассказывала В. Мусиенко. — Каждый день был для нас как последний. С тех пор прошло более 70 лет, а я и сейчас не могу сказать, как хватило тогда сил мне выжить. Да, одним из самых чудовищных преступлений фашистских палачей было заточение и уничтожение детей в концентрационных лагерях. Война — это не только человеческие жертвы, потери в бою, это и нравственные потери, это прежде всего наше изуродованное, искалеченное детство, отчаянье и горе матерей. Во все времена во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети. День и ночь дымили крематории бесчисленных лагерей смерти в Германии и Польше. В годы Великой Отечественной войны дети оказались самыми незащищенными среди тех, кому пришлось жить на оккупированных территориях. Сотни тысяч детей с матерями или без них оказались в концентрационных лагерях.  В народе говорят: "В рубашке родился". Это обо мне и о тех, кто был узником концлагерей, но остался жив. У каждого из нас свои судьба, переживания, горе, но в то же время в наших судьбах  много общего, — сказала, заканчивая рассказ о своем детстве, Вера Павловна. — Малолетним узникам, пережившим ад гитлеровских концлагерей, не забыть прошлого. В годы войны более одного миллиона детей и подростков находилось в них  и подлежало уничтожению. Многие были принудительными донорами, биологическим сырьём для преступных медицинских экспериментов, малолетними рабами, живым прикрытием в ходе военных операций.
     Тяжело тому, кто помнит все и носит боль в глубине своего сердца. Зарубцевались раны на теле, но раны на сердце остались на всю жизнь. Я надеюсь, что мои воспоминания о  малолетних узниках концлагерей  помогут молодежи правильно оценить ужасы фашизма".
     Трудно передать словами чувства сострадания и сопереживания каракольских детей и учителей на этих встречах. Учащиеся читали стихотворения о войне, пели военно-патриотические песни, смотрели отрывки документальных фильмов о малолетних узниках  фашистских концлагерей. Свои впечатления школьники отобразили в рисунках на уроках рисования, а затем и на городском конкурсе юных художников. 
     

Из представленных на выставке в областной библиотеке более 300 ученических работ были отобраны лучшие. Они вошли в книгу "Долгий путь домой". Большую помощь в этом оказала учитель школы –гимназии № 11 Горбунова Ольга Анатольевна. Написана документальная история от имени семилетней девочки Веры Ивановой (Мусиенко), малолетней узницы концлагеря "Колмово", и предназначена для детей младшего и среднего возраста. Изданные книги были вручены ветеранам, гостям и переданы в городские детские и школьные библиотеки Каракола.  На заключительной встрече, обращаясь к участникам и организаторам, Вера Павловна сказала: 
     "Сегодня наш Кыргызстан готовится к славному     юбилею —  70-летию Победы над фашистской Германией. Среди многих дат истории нашей родины День Победы остается для меня и многих наших соотечественников  самым волнующим днем в году. Хотя прошло много лет со дня окончания войны, но мы продолжаем вспоминать тех, кто выстрадал эту победу, чьи судьбы связаны с жестокой войной. Эти люди заслуживали и заслуживают внимания каждый день. Среди нас живут ветераны, последние, кто видел эту войну и знает ее ужасы не понаслышке. Среди них есть те, кто был в фашистских застенках.  Детство, проведенное малолетними узниками за колючей проволокой в концлагерях, всегда будет примером мужества. Память о той страшной войне мы должны сохранить в наших сердцах".
     На встрече, посвященной Международному дню узника, присутствовали руководители Каракольской мэрии, представительства правительства в Иссык-Кульской области, ветераны войны и труда, педагоги и учащиеся школ города. 
     Председатель общественного объединения "Равные возможности" Ринат Джаналиев: 
     "Внимательно прочитал историю о Вере Ивановой "Долгий путь домой", автором которой является корреспондент газеты "Слова Кыргызстана" Равиль Вахитов. История небольшая по объему и легко читается. Очень интересны детские рисунки по мотивам просмотренных фильмов, слайдов и рассказа о семилетней героине, которая попадает в самую круговерть начала Великой Отечественной войны. Она испытала на себе голод, холод, страх, разлуку! 
     История её детства, рассказ о поисках родителей написаны очень искренне, очень трогают за душу. Книга актуальная и жизнеутверждающая.  И сейчас в мире продолжаются войны,  голодают и погибают дети. А этого не должно быть.  Когда читатешь книгу, есть о чем задуматься!" 
​     Заместитель мэра Каракола по социальным вопросам Гульназ Орозова: 
     "Прочитала дома своим детям-школьникам историю "Долгий путь домой" о жизни маленькой Веры.  Мои дети слушали рассказ, затаив дыхание. По-настоящему жаль её детство,  потерянное из-за страшной войны. Однозначно делаешь вывод, что война с детством ребенка несовместимы. Я считаю, что люди, как Вера Павловна, самые мужественные и терпеливые. Война закалила их с ранних лет. 
     Большое спасибо за прекрасную историю. Я убеждена, что детям необходимо чаще рассказывать о Великой Отечественной войне, а не только в преддверии больших праздников. Только наша память способна сохранить страдания от тяжелых потерь и огромную радость Великой Победы в наших сердцах. Наши дети должны научиться сопереживать и сострадать". 

Автор книги со своей героиней.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!