МБОУ «Мюрюнская СОШ №2»
МР «Усть-Алданский улус (район)»
Лайфхаки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Ушницкая В.Н. – учитель русского языка, литературы
МБОУ «Мюрюнская СОШ №2»
Усть-Алданский район
- Лайфха́к (от лайфхакинг, англ. life hacking) — на сленге означает «хитрости жизни», «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя тем самым время.
Лайфхак №1
Задание №1
Укажите 2 предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- Два правильных варианта должны :
- передавать одно и то же содержание, но отличаться лишь речевым оформлением;
- объединять информацию, представленную во втором и третьем предложениях исходного текста;
(1) Форма снежинок зависит от температуры окружающего их воздуха. (2) (…) если на пути снежинок встретится поток очень холодного воздуха, кристаллик начнёт расти в высоту, вытягиваясь, словно небольшой столбик, а более тёплые слои воздуха формируют симметричные многогранные пластинки. (3) Снежные хлопья минуют не один температурный слой, а множество, и постоянное чередование температуры превращает кристаллики снега в уникальное творение.
1). Тёплый воздух создаёт из бесформенного кристалла льда красивейшие многогранные снежинки.
2). Удивительная форма снежинки обусловлена её прохождением через воздушные слои разной температуры, которая влияет на рост и симметрию снежных кристаллов.
3). Потоки очень холодного воздуха и тёплого воздуха формируют снежный кристаллик, который растёт в высоту.
4). Симметрические многогранные пластинки снежинок – уникальные творения, создаваемые природой.
5). Падая на землю, снежинки проходят не один температурный слой, по-разному формирующий их форму, поэтому чередование холодного и тёплого воздуха превращает кристаллики снега в уникальное творение.
Правильный ответ: (2, 5)
Найдите 2 предложения, имеющих одинаковое содержание
- Из-за влияния Солнца в каждом уголке планеты дважды в сутки происходят приливы и отливы.
- Луна, являясь ближайшим к Земле космическим телом, оказывает на неё наибольшее воздействие, два раза в сутки вызывая приливы в каждом уголке планеты.
- Притяжение Солнца воздействует на Мировой океан сильнее, чем влияние Луны.
- Когда на обращённой к Луне стороне Земли возникает прилив, то на противоположной стороне нашей планеты в это же время наблюдается отлив.
- Из-за своей близости к Земле Луна сильнее, чем Солнце, влияет на Мировой океан, дважды в сутки вызывая приливы в каждом уголке планеты.
Правильный ответ: (2,5)
- (1) Морские приливы и отливы порождены, как известно, притяжением Луны и Солнца, однако влияние Луны на Мировой океан сильнее, чем притяжение Солнца, из-за её близости к Земле. (2) На той стороне Земли, что обращена к Луне, вода вздымается, набегая на часть побережья, и на противоположной стороне нашей планеты тоже возникает прилив под действием центробежной силы. (3) (…) наша Земля вращается, совершая оборот примерно за 24 часа, то в каждом уголке планеты два раза в сутки наблюдается прилив.
Лайфхак №2
Задание №4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1. Несмотря на то, что в русском языке есть множество слов с вариантами ударения, в КИМах они не встречаются. На ЕГЭ попадутся слова только с таким произношением, которое закреплено в орфоэпическом словнике, составленном ФИПИ.
2. Распечатать данный словник, читать или петь в свободное время.
3. Запомнить правильную постановку ударения позволяет подбор к ним рифм.
Не будем улыбаться, хватит баловАться. Не влезешь в шорты, если будешь есть одни тОрты. Снова бегемот сломал нефтепровОд .
Лайфхак №3
Задание 7
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
Хитрости
Неправильное построение предложения с косвенной речью
Ищем предложения с кавычками после союза ЧТО (М.Ю.Лермонтов пишет, ЧТО «не жду от жизни ничего я».) (Пушкин писал, ЧТО «не дай мне Бог сойти с ума»)
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1. не совпадает число подлежащего и сказуемого;
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
2. не совпадает род подлежащего и сказуемого.
Действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, должно совершаться одним лицом.
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Ищем предложения с кавычками: название поэмы, рассказа, романа, пьесы. Если указан жанр, название должно стоять в имен/падеже.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1. Те , кто придут позже, займут свободные места. Те-множ/число, кто-един/число 2. Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.
3. Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц. (число)
4. Печать , в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры. (число)
5. Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году. (число)
6. Сухуми раскинулась на самом берегу моря. (Сухуми – это город) - род
Предложение с деепричастным оборотом
- Раскольников не может понять, что, убив старуху , мир не изменится.
- Прочитав текст о гениях, мои мысли обратились к Пушкину.
- Окончив весной Петербургскую консерваторию , Чайковского пригласили в число её профессоров.
Несогласованное приложение
1. Сюжет поэмы «Руслана и Людмилы» типично сказочный. («Руслан и Людмила»)
2. В журнале «Юности» была впервые опубликована повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие». («Юность»)
3. На очень высоком уровне стояли в журнале «Современнике» литературная критика и библиография. («Современник»)
Лайфхак №4
Задание №8
Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Безударная гласная корня
Чередование гласных в корне
Непроверяемая гласная
Проверяемая гласная
- Р о ст овщик - чередование
- По кл о н иться - чередование
- Арб и траж – арб И тр – проверяемая гласная
- За г о р еть - чередование
- Л я гушка - непроверямая
- Вин е грет – непроверяемая гласная
- Постр о ение – стр О йка – проверяемая гласная
- Фил о софский – филОсоф - проверяемая гласная
- Г о ризонт – непроверяемая гласная
- Нес г о р аемый - чередование
Лайфхак №5
Задание 9
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Пары пропущенных букв: а – о, и – е, с – з
З..стилать, пр..делывать
Пр..жигать, пр..чёсывать
П..дорожник, нен..глядный
Непр..менно, без пр..крас
Вз..браться, з..облачный
Лайфхак №6
Задание 9, 10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И (Е) – правописание суффиксов прилагательных, глаголов, существительных, причастий, личных окончаний глаголов
- Напишите слова в черновик, проговаривая их про себя
- Если сомневаетесь, напишите слово сначала с буквой И потом с Е (низЕнький-низИнький)
- Поставьте глагол в 3 лицо мн.числа: если УТ, ЮТ-пиши Е, если АТ, ЯТ – пиши И
Ран И вший – ран ЯТ
Подел И шься – подел ЯТ ся
истрат И вший – истрат ЯТ
двига Е мая – двига ЮТ
завис И мый - завис ЯТ
Лайфхак №7
Задание 14
Укажите цифры, на месте которых пишется НН.
- Проговорите про себя слово
- Напишите слово в черновик
- Если сомневаетесь прочитайте слово сначала с Н потом с НН.
- медлеНо-медлеННо, необыкновеНом-необыкновеННОм, усыпаНых-усыпаННых, весеНих-весеННих
Лайфхак №8
Задание 18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Помните! Как правило, в этом задании представлены сложноподчинённые предложения с придаточными определительными , в них союзное слово который стоит не в начале придаточной части, а в середине её, поэтому запятая перед союзным словом не ставится. Исключите цифры вокруг слова «который».
№ зад
1
Справ
Не справ
4
10
7
7
9
8
8
12
9
5
8
10
14
9
14
3
13
8
18
4
9
7
10