СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лечебная физкультура при легочных заболеваниях

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лечебная физкультура при легочных заболеваниях»

Дыхание—совокупность процессов , обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение диоксида углерода. Дыхание включает следующие последовательные процессы : 1) газообмен между легочным воздухом и внешним атмосферным воздухом –внешнее дыхание; 2) обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью капилляров малого круга кровообращения ; 3) транспорт газов кровью к тканям; 4) обмен газов в тканях между кровью капилляров большого круга кровообращения и клетками тканей и органов; 5) потребление кислорода и углекислого газа в клетках ( биологическое окисление в митохондриях клеток). Функцию внешнего дыхания выполняет система воздухоносных путей(носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы). В дыхательных путях воздух согревается , частично очищается и увлажняется, так как в составе их слизистой оболочки имеются клетки ресничного эпителия и секреторные клетки, выделяющие слизь и серозную жидкость . Жидкие выделения служат для увлажнения вдыхаемого воздуха, а содержащиеся в нем пыль и мелкие частицы адсорбируются слизью и удаляются мерцательными движениями ресничек. Особенно велика роль в осуществлении этих функций носовой полости, первой принимающей вдыхаемый атмосферный воздух . Из носоглотки воздух поступает в ротовую часть глотки и дальше в гортань. Гортань образована несколькими хрящами , соединенными между собой суставами , связками и мышцами . Один из хрящей –надгортанный –выполняет роль подвижной перегородки , закрывающей вход в гортань при глотании. В гортани расположен голосовой аппарат . Выдыхаемый воздух вызывает колебания голосовых связок , натянутых между щитовидными и черпаловидными хрящами . В формировании речи, ее индивидуальных особенностей принимают участие также язык, губы, полости рта и носа. Трахея представляет собой трубку длиной 11—13 см, состоящую из 15—20 хрящевых полуколец, соединенных между собой кольцевидными связками. От трахеи отходят два главных бронха, каждый из которых разделяется по числу основных долей легкого : на три ветви в правом легком и две ветви в левом . В свою очередь

(1)—Транквиллитати , А.Н. Восстановить здоровье / А.Н. Транквиллитати.—М.: Физкультура и спорт, 1992.—Стр. 28-30

они разветвляются на более мелкие , образуя бронхиальное дерево. Конечные бронхиолы имеют диаметр 0,5 мм. Их слизистая оболочка выстлана однослойным кубическим эпителием в отличие от органов верхнего отдела воздухоносных путей, выстланных многорядным цилиндрическим эпителием. Конечные бронхиолы разветвляются в легких на альвеолярные ходы , стенки которых образованы множеством легочных пузырьков—альвеол . Альвеолы являются конечной частью дыхательного пути. Стенки легочных пузырьков состоят из одного слоя плоских эпителиальных клеток , расположенных на тонкой эластичной мембране. Каждая альвеола снаружи оплетена густой сетью капилляров. Через стенки альвеол и капилляров происходит обмен газами –из альвеолярного воздуха в кровь переходит кислород , а из крови в полость альвеол поступает углекислый газ. Легкие снаружи покрыты внутренним плевральным листком. Наружным листком плевры выстлана изнутри грудная полость. Между этими листками находится щелевидная плевральная полость. В плевральной полости давление ниже атмосферного на 4—9 мм рт.ст. , благодаря чему легкие находятся в расправленном состоянии и растягиваются при вдохе. Легкие занимают почти всю грудную полость. Правое легкое больше по объему и состоит из трех долей , левое –из двух. Каждое легкое имеет верхушку и основание . На внутренней поверхности легких находятся ворота легких, через которые в них входят бронхи, нервы и сосуды . Снаружи легкие покрыты эпителиальной оболочкой –плеврой , которая состоит из двух листков : наружного—пристеночного, выстилающего грудную клетку изнутри, и внутреннего , покрывающего все легкое. Между листками находится плевральная полость , в которой имеется небольшое количество жидкости , уменьшающей трение листков плевры при дыхательных движениях . В плевральной полости нет воздуха, поэтому давление в ней отрицательное ( на 6—9 мм рт.ст. ниже атмосферного). Основная функция легких состоит в обеспечении газообмена между внешней средой и организмом. Обмен газами между атмосферным и альвеолярным воздухом происходит благодаря изменению объема грудной полости , совершаемому во время актов вдоха и выдоха. Активная роль в этих процессах принадлежит скелетной мускулатуре. Акт вдоха обеспечивается сокращением наружных межреберных мышц, поднимающих ребра, и диафрагмы , опускающейся на 3—4 см вниз. Результатом этого является увеличение объема грудной клетки . Благодаря эластичности легких, замкнутости плевральной полости и наличию в ней отрицательного давления, легкие следуют за движущимися стенками грудной клетки и пассивно растягиваются. Давление воздуха в альвеолах легких, вследствие их растяжения, становится меньше атмосферного , что приводит к движению воздуха из окружающей среды в легкие—происходит вдох. Акт выдоха связан с расслаблением наружных межреберных мышц и диафрагмы . В результате объем легких уменьшается , давление воздуха в них становится выше атмосферного –происходит выдох. При спокойном дыхании человек вдыхает и выдыхает около 500 мл воздуха. Этот объем воздуха называется дыхательным объемом. Сверх него, при глубоком вдохе человек может дополнительно вдохнуть еще около 1500 мл воздуха ( резервный объем вдоха). После спокойного выдоха человек способен выдохнуть еще около 1500 мл (резервный объем выдоха). Сумма трех указанных объемов составляет жизненную емкость легких (ЖЕЛ): 500+1500+1500=3500мл. ЖЕЛ зависит от возраста , пола и физической тренированности человека. Воздух, находящийся в воздухоносных полостях (около 150 мл), не участвует в газообмене. Регуляция дыхания осуществляется нервными и гуморальными механизмами . Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге и представлен центром вдоха и выдоха. Импульсы, возникающие в центре вдоха и выдоха, по двигательным диафрагмальным и межреберным нервам достигают мышц диафрагмы и межреберных мышц. Информацию о состоянии органов дыхания нервные центры получают от многочисленных механо- и хеморецепторов , расположенных в легких, дыхательных путях, дыхательных мышцах. Дыхательному центру свойственна автоматия. Сильным раздражителем центра вдоха является содержащийся в крови углекислый газ (гуморальная регуляция). Газообмен в легких совершается между альвеолярным воздухом и кровью путем диффузии. Альвеолы легких оплетены густой сетью капилляров . Стенки альвеол и капилляров очень тонкие , что способствует проникновению газов из альвеолярного воздуха в кровь и наоборот. Газообмен зависит от величины поверхности , через которую осуществляется диффузия газов, и от разности парциального давления диффундирующих газов. Человек дышит атмосферном воздухом, в котором содержится 20,9 % кислорода и 0,03% диоксида углерода; выдыхаемый воздух содержит 16,3% кислорода и 4% диоксида углерода. В основе газообмена лежит разность концентрации газов в альвеолах и капиллярах. В легких кислород из альвеол путем диффузии ( по градиенту концентрации) переходит в кровь , а диоксид углерода –из крови через стенки альвеол в их просвет . Общая толщина стенки альвеол и кровеносных капилляров составляет около 0,4 мкм. Скорость диффузии диоксида углерода в 25 раз больше, чем кислорода, поэтому, несмотря на небольшую разность концентрации диоксида углерода(углекислый газ) в альвеолярном воздухе и легочных капиллярах, он успевает диффундировать. Кислород и диоксид углерода в небольшом количестве растворяются в плазме крови . В основном они переносятся в химически связанном виде. Главный переносчик кислорода—гемоглобин крови, каждый грамм которого связывает 1,34 кв.см кислорода , образуя оксигемоглобин. Диоксид углерода переносится кровью в основном в виде химических соединений –бикарбонатов натрия и калия , а также в связанном с гемоглобином состоянии (карбогемоглобин). Насыщенная кислородом кровь поступает в органы и ткани. Газообмен в тканях происходит по тому же принципу , что и в легких : из капилляров кислород поступает в тканевую жидкость (благодаря разности концентраций) , затем в клетки и вступает в реакции окисления (внутреннее дыхание ). По тем же законам диоксид углерода из клеток через тканевую жидкость поступает в капилляры , затем в вены(2). (2)—Панкратова, А. Биология для выпускников и абитуриентов / А. Панкратова.—Ростов н/Д: Издательство «Владис», 2002.—Стр. 87—88

Пневмония (воспаление легких) бывает очаговая , когда воспален отдельный участок легочной ткани, и крупозная, поражающая целую долю или все легкое . Заболевание это затрагивает и сердечно- сосудистую и нервную системы. При крупозной и очаговой пневмониях в просветах альвеол образуется экссудат (мокрота) , что исключает пораженный участок из акта дыхания . После крупозной пневмонии могут оставаться спайки , ограничивающие нормальное дыхание. Задачи лечебной физкультуры при пневмонии—усилить крово- и лимфообращение в легких, чтобы быстрее рассосался экссудат и выделилась мокрота ; предупреждать осложнения (атеросклероз легких, спайки в полости плевры); нормализовать тканевый обмен для ликвидации интоксикации организма; восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к физическим нагрузкам ; улучшить нервно-психическое и общее состояние . При крупозной пневмонии лечебной физкультурой можно заниматься , когда температура снизится до 37,5 градуса и если сердцебиение не учащенное; при очаговой пневмонии—при нормальной или субфебрильной ( 37,5 градуса и ниже) температуре. В первом периоде(постельный режим) занятия проводят в исходном положении лежа на спине, включают общеразвивающие упражнения , способствующие движениям грудной клетки в разных направлениях , для мышц брюшного пресса и дыхательные упражнения. Во втором периоде (полупостельный режим ) упражнения выполняют в исходных положениях сидя и стоя . В занятиях входят упражнения с предметами (резиновый и волейбольный мячи и палка). В третьем периоде (тренировочный ) упражнения выполняют в различных исходных положениях , с предметами и без них , на гимнастической стенке, во время ходьбы. Рекомендуются пешеходные прогулки , игры( волейбол , теннис , настольный теннис ) , гребля. Величину и продолжительность физических нагрузок поможет определить врач.

Примерный комплекс упражнений при пневмонии во втором периоде

1. И.п.—сидя , ноги на ширине плеч , ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам . Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.

2. И.п. –то же , руки на поясе . Повернуть туловище вправо и без остановки налево . Повторить по2—4 раза в каждую сторону . Темп медленный . Дыхание сободное.

3. И.п.—стоя , руки с мячом подняты над головой . Круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону . Темп средний. Дыхание свободное.

4. Спокойная ходьба 1—2 мин, полностью расслабив мышцы рук и туловища.

Плеврит—воспаление плевры, покрывающей легкие , внутреннюю часть грудной клетки и диафрагму . Это заболевание со скоплением жидкости( требующей или не требующей отсасывания ) в плевральной полости или без скопления экссудата ( «сухой» плеврит). Плеврит чаще всего вторичен и связан с туберкулезным процессом в бронхиальных железах , ревматизмом, пневмонией или опухолевым процессами. Физкультура—обязательная составная часть лечения( кроме плевритов, связанных с опухолевым процессом). Ее задачи: улучшить крово- и лимфообращение в легких и в плевре , остановить образование спаек и развитие пареза дыхательных мышц( на пораженной стороне), сопровождающегося поверхностным дыханием ; укрепить организм и повысить его сопротивляемость. В остром периоде течения болезни ЛФК противопоказана . Можно начать заниматься лишь при выздоровлении, когда уменьшится экссудат , температура упадет до 37,5 градусов и ниже , появится шум от трения плевры. В первом периоде ( постельный режим) упражнения выполняют в исходных положениях лежа на спине и сидя на постели . Во втором периоде (полупостельный режим)—исходные положения стоя или в ходьбе. В третьем периоде(тренировочном ) исходные положения различные ; используются дозированная ходьба, упражнения общеразвивающие , с предметами , на тренажерах, гимнастической стенке , а также игра в волейбол, теннис.

Примерный комплекс упражнений при экссудативном плеврите во втором периоде

1. И.п.—стоя , руки на голове . Наклон туловища вправо и влево без остановки . Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное .

2. И.п.—то же, руки опущены. Поднять правую руку через сторону вверх и достать ею левое ухо. То же другой рукой. Повторить по 4—6 раз каждой рукой. Темп средний. Дыхание свободное.

3. И.п.—то же . Поднять руки вверх над головой—вдох , опустить и завести их за спину—выдох . Повторить 3 раза. Темп медленный .

4. Спокойная ходьба с опущенными расслабленными руками –1—2 мин.

Бронхиальная астма—инфекционно-аллергическое заболевание , проявляющееся в приступах удушья (одышка) из-за сужения просвета мелких бронхов и появления в них экссудата . Вследствие спазма и обильного выделения слизи просвет бронхов резко сужается и дыхание (особенно выдох) затрудняется , что, в свою очередь, приводит к задержке воздуха в легких и растяжению альвеол воздухом . Поэтому вдох становится коротким , а выдох замедленным . Приступы удушья могут быть вызваны любым аллергеном: запахом сена, цветов, краски, лекарственным препаратом, пищевыми продуктами . Бронхиальная астма—это результат нарушения взаимодействия различных отделов нервной системы , регулирующих функции гладкой мускулатуры бронхов. Повышенная возбудимость нервной системы приводит к возникновению рефлекторных спазмов бронхов и бронхиол под влиянием аллергена. Во время приступа дыхание громкое , сопровождающееся свистом и хрипами . Человек вынужден стоять , нагнувшись вперед и упираясь руками о стол,-- так ему легче дышать . Спазм бронхов и бронхиол рефлекторно уменьшат дыхательные упражнения . Задачи лечебной физкультуры при бронхиальной астме: обучить удлиненному выдоху; уменьшить спазмы бронхов и бронхиол ; улучшить вентиляцию легких и питание тканей; нормализовать работу сердечно-сосудистой , нервной систем и органов пищеварения, обмен веществ, общее состояние, а также предупредить осложнение –эмфизему легких . В первом и втором периодах заболевания занятия ЛФК проводят в исходном положении сидя и стоя , опираясь на спинку стула или стол( ноги на ширине плеч, кисти рук на уровне плеч). Выполняют специальные дыхательные упражнения с удлиненным выдохом; упражнения на расслабление мышц плечевого пояса (шеи, надплечий и рук); упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, способствующие улучшению выдоха; дыхательные упражнения с произнесением различных звуков, что удлиняет выдох и уменьшает спазмы бронхов и бронхиол(1).

Библиографический список


1. Транквиллитати , А.Н. Восстановить здоровье/ А.Н. Транквиллитати.—М.: Физкультура и спорт, 1992.—304 с.

2.Панкратова, А. Биология для выпускников и абитуриентов/ А. Панкратова.—Ростов н/Д: Издательство «Владис», 2002.—96с.

3. Незлобина, Е. Полная медицинская энциклопедия / Е.Незлобина.—М.: ООО «Издательство АСТ»; «КРОН-ПРЕСС», 2003.—1040с.

4. Бирг, Н.А.Болезни сердца и их профилактика/ Н.А. Бирг .—Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1973.—64с.

5. Палева, Н.Р. Справочник медицинской сестры по уходу/ Н.Р. Палева.—М.: Медицина , 1981.—336с.

6. Светов , А.А., Школьникова, Н.В. Физическая культура в семье/ А.А. Светов, Н.В. Школьникова.—М.: Физкультура и спорт, 1981.—398с.

7.Соколов, П.П. Гипотонию можно одолеть/ П.П. Соколов .—М.: Советский спорт, 1989.—48 с.

8. Батуев, А.С. Человек: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ А.С. Батуев .—М.: Дрофа, 2002.—240 с.

9. Ходаков, Н.М. Молодым супругам/ Н.М. Ходаков.—М.: Медицина, 1990.—176с.

10. Материал студенческих лекций, записанных мною за период обучения в ЧМК( Чебоксарский медицинский колледж) с 2008-го по 2011-й г.

11.Первов, Л.Г. Уход за невротическими больными/ Л.Г. Первов.—Л.: Медицина, 1983.—192с.

12. Курпан , Ю.И., Таламбум, Е.А., Силин, Л.Л. Движение против остеохондроза позвоночника/ Ю.И. Курпан , Е.А. Таламбум, Л.Л.Силин.—М.: Физкультура и спорт, 1987 .—32 с.

13. Газета «Народный лекарь», №83/ Т.Фадина.—Всеволожск: ООО «Типография ТМ-Принт», 2012.—68с.

14. Буянов, В.М. Первая медицинская помощь / В.М. Буянов.—М.: Медицина , 1974 .—152 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!