Тема урока:
«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» Романтический характер легенды
Цели урока:
- показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”
- проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;
воспитать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
(Б. Шоу)
Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям.
М.Горький:
- - “...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...”,
Романтизм
- – направление в литературе , проникнутое стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека
- Данко – воплощающий романтический идеал (любовь к людям и самопожертвование , жить с людьми и для людей)
- Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.
Задание:
- Составьте словесный портрет человека-легенды
Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и обсуждение по проблемным вопросам.
- "Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.
- - Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?
Вопрос:
- - Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?
Вопросы:
- - Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?
- - Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?
- - Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей?
- Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?
- Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
- - Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
- Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
- - Веди ты нас! - сказали они.
- Тогда он повел..."
Задание:
- - Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними?
Вопросы:
- - Какой момент следует считать кульминационным? (Кульминация – высшее напряжение действия)
- Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?
- - Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?
- .
Вопросы:
- - Какова же тема легенды?
- - Можно ли назвать Данко героем?
- Творческое задание: написать синквейн, в котором
- ключевое слово
- “ Данко”.
- 2 прилагательных
- 3 глагола
- Предложение
- существительное
Примеры синквейнов, составленных детьми.
- Данко.
- Смелый, красивый.
- Жалел, спасал, погиб.
- Красивые – всегда смелы.
- Подвиг.
- * * *
- Данко.
- Бесстрашный, мужественный.
- Жалеет, любит, жертвует.
- Может победить смерть.
- Герой.
Домашнее задание:
прочитать рассказ Л.Андреева «Кусака»; составить 2-3 вопроса однокласснику по содержанию рассказа;
: презентация о жизни и творчестве Л.Андреева.