СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легенды яркульской сказительницы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа обучающегося на тему зарождения и  упадка древнейших поселений

Просмотр содержимого документа
«Легенды яркульской сказительницы»


Государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области

«Купинский межрайонный аграрный лицей»







Исследовательская работа

по краеведению


Тема:

«Забытые деревни России. В поисках утраченного…»
«Легенды яркульской сказительницы»


Выполнил:

обучающийся группы 6АМ

Купин Денис

Научный руководитель

Погорельцева О.В












Купино 2023.



Актуальность.

.Бесхитростные истории , сохранившиеся в памяти старшего поколения…- неофициальная история: в эпизодах и картинах быта, в простоте и образности речи, в наивности и мудрости мировосприятия. В них сохранилось то, что уже никогда не повторится… А не знать историю земли на которой живешь неблагодарно…

.Цель: доказать, что сказание прошлого –это возможность сохранить больше граней и цветов бытия человеческого


Слайд 4 Задачи:


-кто они , откуда родом жители Чиняихи
-определить занятия жителей Чиняихи
-описать их быт
-культурные традиции, обычаи.


Источники

Но остались сказания , легенды на основе , которых можно писать стихи ( слайд 6 , и они писались

Чиняиха – островочек, на Чане гнездится,

Еще б хоть разочек к тебе пригубиться.

Вернуть бы детство, украшено смехом,

К душе, растревоженной трепетным эхом.

Ногами босыми бежать по круче

С ее откоса в Чан певучий…

.

Но с первым лучом в платьицах пестрых,

Нам черт нипочем, бежим по острову

Навстречу солнцу искристому,

Навстречу дню мозольному.

Так время ушло с пересвистом по жизни пересоленной.

Чиняиха звездная, тем дорога ты,

Что даришь мне грезы детства богатого.


Создавались прекрасные легенды

      Давным-давно западнее Чанов тянулся тракт. На островах озера жили и прятались разбойники, которые промышляли грабежом проезжих гужевых караванов. На одном из островов, с высоким крутым берегом, обитала банда атамана Марушкина. Однажды вернулись разбойники на остров с необычной добычей: привезли с собой, кроме богатых трофеев, молодого купца с красавицей женой. Глаз нельзя было отвести от женщины – такой она была прекрасной. Звали ее Чиняйя. Стали бандиты просить красавицу служить им. «Если сохраните жизнь моему мужу» – согласилась Чиняйя. С того дня начала она для них варить еду, стирать одежду, убирать в жилищах. Со всеми общалась ровно, ласково, полюбилась за доброту свою и кротость. Но не сдержал атаман своего слова, поссорился с купцом и погубил его. Этого не перенесла красавица и бросилась в озеро. С той поры остров стали называть Чиняевским

Содержание легенды – сюжет для прекрасного сценария фильма… и писала

Кто же тот человек , воссоздавший неповторимые образы?Слайд 7,8


Екатерина Демьянова Дьякова (Ковтун) росланаостровеЧиняиха была девочкой впечатлительной, талантливой: впитала в себя красоту островной природы, запомнила сказки и легенды, услышанные в детстве, научилась от своей бабушки Акулины лепить глиняные, ни на какие другие не похожие, игрушки «чинюшк


Как уж выглядела деревня с завораживающим волшебным именем – никто не помнит. Но есть интересные факты. Остров Чиняиха так же, как и Медвежий, расположен в озере Чаны. Он примечателен тем, что в 1928 году здесь проводились археологические раскопки двух курганов и городища. Именно на этом острове в 17 веке появилась своеобразная чиняевскаяигрушка, как память о мифических существах, обитавших в озере Чаны.

Своё же название озеро получило от татарского слова «чан», которое переводится как «большой сосуд».Существует местное поверье о том( еще одна легенда), что в озере Чаны обитает гигантское чудище, которое пожирает людей и животных. Многие местные жители рассказывают, что видели не то ящера, не то огромную рыбу, создающую огромные волны и переворачивающую рыбацкие лодки. Научного объяснения этому явлению пока нет: ни одна из экспедиций на Чанах не видела ничего подобного.

Встречаются несколько упоминаний Чиняевского острова и Чиняевского(укрепления( городища) в оносительно ранних источниках « В 16 веке в период падения Сибирского ханства в городе Тантур на реке Оми находился наместник Кучума Барабе-Буян , в городище Чиняевском на озере Чани тоже сидел ставленник Кучума

Легенда Екатерины Демьяновны гласит А были острова заселены людом отчаянным, людом опасным и для пеших, и для конных путников тракта. Хоронились и жили на тех островах разбойники.


Коренные островитяне - прямые потомки раскаявшихся в своих злодеяниях разбойников

Академик Окладников такжев своей работе подтверждает эту мысль В связи с неурожаями и голодом в 1650 году бежали в Сибирь и основали ряд селений крестьяне и посадские люди из северных и северо-восточных областей Европейской России из Устюга Великого, Соли Вычегдской, из Перми, Кеврали, Мезени. Бежали в западную Сибирь на территорию нашей области и района и скрывающиеся от царя участники восстания Степана Разина.

В 1775-1776 годах на территории нашей области появились скрывавшиеся от преследований царя участники крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. В XIX веке переселение в Северную Кулунду долго шло стихийно. Вначале это были одиночные отселения.

В 1760 году вышел указ Сената о переселении в Сибирь из Европейской части России крестьян-земледельцев с оказанием им материальной помощи.
      И потянулись в Сибирь переселенцы, но такие, за которыми требовался постоянный надзор властей, так как одну часть переселенцев составлял преступный люд, а другую – помещичьи крестьяне (в счет рекрутов), из числа тех, которых хозяева с радостью отдавали вербовщикам, избавляясь от ленивых и «предерзостных». На новом месте многие семьи, а иногда и целые деревни пытались первоначально жить не столько хлебопашеством и животноводством, сколько душегубством и разбоем. С годами, где доброй помощью, где разумной строгостью, где за страх, где за совесть все же удалось властям наладить крепкое сельское хозяйство, которое в ХIХ веке обрело полную силу.


Занятия. Легенда гласит Ловили они рыбу, вели кое-какое хозяйство, но главный доход им приносил разбой: совершали они внезапные набеги на караваны, проходившие по торной дороге, и так же внезапно исчезали на своих лёгких, ходких лодках-плоскодонках в сплошном тростниковом лесу. Никакие власти не могли найти управу на отчаянных разбойников. Да и какие там власти ещё были...( 1 легенда)


Грабили они караваны, проходящие мимо. Марушкин у них предводителем-атаманом был( Легенда 2).Документальное подтверждение о его существовании не обнаружено

Окладников пишет, подтверждая данную версию.Пришельцы не обзаводились пашнями, а как бы присматривались, пробавлялись охотой и рыболовством.

 

 Нелегок крестьянский труд женщины, особенно в большой семье. Отдушина от семейных хлопот – творчество. Бабушка Екатерины Демьяновны Акулина устроила самодельную печь на высоком берегу Чиняевского острова, который называли яром, обжигала там свои поделки. Слайд 13 Это была керамическая посуда, крынки, кружки, керамические сковороды, чтобы жарить рыбу в русской печи и, конечно же, игрушки. Их она иногда лепила прямо на берегу, пока дети купались, высушив, обжигала в русской печи или в печи на яру. Игрушки получались грубоватые, с прилипшим песком. После обжига оживляла их известью или, что было проще, потирала пеплом из печи.
      Русалки, рыбы и загадочные существа, которые иногда чудились в камышах, глубинах озера, изображенные в глине, они не только забавляли детей, но и настораживали. Память о них не позволяла далеко отлучаться от взрослых, уходить одним в лес, камыши, ведь была опасность заблудиться там. Заросли камышей таили в себе такую опасность, бывало, что заблудившийся даже взрослый человек по многу дней не находил выхода, а то и пропадал навсегда.


      Чиняевская игрушка не была промысловой, не продавалась на ярмарках, не собиралась коллекционерами. Она просто была. Делалась как для детей, так и взрослых. Существовала как часть жизни, отражая ее во всей полноте и украшая повседневность.
      Являлась живым народным искусством, из глубины времен она донесла до нас память народа, его нравственный, духовный опыт, владение материалом.
      В купинской игрушке особенно проявляется близость человека к природе. Суровая и загадочная, она отражается как в грубоватой пластике, шероховатой поверхности, лаконичном декоре, так и в нередко настораживающих образах, как бы предупреждающих об опасности легкомысленного отношения к природе.
      Глина использовалась та, что была на острове. Она не отличалась особой пластичностью или цветом. Как-то специально ее не готовили, так как гончарных промыслов, которым обычно сопутствует и глиняная игрушка, не было, если не считать нехитрую посуду, которую иногда делали для себя. Лепка игрушки зачастую сопровождалась рассказами разных историй и легенд, поэтому дети были непременными участниками процесса ее изготовления.

Культурное наследие, которое нам оставила Чиняиха велико. Все это и находит свое отображение в игрушках и глиняных фигурках. Чиняевскую игрушку называют ещё и купинской, так как остров Чиняиха принадлежит Купинскому району, деревни на нем уже не существует, а делает эту игрушку с детьми в мастерской при Музее традиционной народной игрушки в г.Новосибирске.

 

Вывод При ликвидации деревень, расположенных на островах, людей расселяли по всему Купинскому району. Многие дети являются потомками этих людей, часто бывают на местных озерах, знакомы с рыбалкой и охотой. Но память о Чиняихе осталась только в легендах и чиняивских игрушках. Но даже эта малая «толика»это возможность сохранить больше граней и цветов бытия человеческого на нашей Купинской Земле.





































Используемая литература:


1.http://bsk.nios.ru/content/oni-byli-na-karte-kupinskogo-rayona

2.https://sibculture.ru/magazine/2013-4/lisenko/

3 История Сибири Т5 . Под ред А.П Окладникова. Л 1969

4. Б. Хамидуллин «Политическая история Казанского ханства»

5. Татьяна Бернякович. Легенды Купинской земли



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!