СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легенды об Алтае

Нажмите, чтобы узнать подробности

Легенды об Алтае

Просмотр содержимого документа
«Легенды об Алтае»

«Легенды Алтая»

Введение

Сегодня на Земле не так многовеликолепных мест, схожих с республикой Алтай. Это большая территория в масштабах страны, которая располагается в центральной части Азии, и соединяет территории четырёх государств: РФ, Казахстан, Монголию и Китай.

Об Алтае создано великое множество произведений, как авторских, так и народных.Ведь куда бы вы ни поехали на Алтае, на какую бы гору не забрались, в какую бы пещеру не спустились, везде притаились мифы и легенды.[1] Создается такое впечатление, что на Алтае они сложены о любой горе, реке, озере. А впрочем, это и не удивительно, сказочная неповторимая по красоте картина алтайских пейзажей невольно рождает легенды, которые появляются, по сей день.

С раннего детства я каждое лето со своими родителямимного путешествую по горному Алтаю. Красота Алтая завораживает меня своей таинственностью, неповторимостью, и чем старше я становлюсь, тем интереснее проходит наше путешествие.Однажды, прогуливаясь по торговым рядам, мое внимание привлекли яркие картинки, оказалось, что это легенды Алтая.Мне захотелось поподробнее узнать об этом, отсюда и выбор темы моей исследовательской работы «Легенды Алтая».

Актуальность:В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры малых народов, изучение прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны. Ведь так важно для каждого, ощутить себя не отдельной личностью, чей век недолог, а частью целого рода, звеном в цепи поколений.

Объект исследования: Легенда как разновидность фольклора. Предмет исследования: Легенды Алтая, связанные с географическими названиями.

Цель исследования:Познакомиться с легендами Алтая, связанными с географическими названиями достопримечательностей Алтая, выпустить журнал «Легенды Алтая», презентация.

Задачи:

  1. Провести библиографический обзор материала (работа в библиотеке)

  2. Отобрать легенды, которые рассказывают о географических названиях Алтая.

  3. Узнать знают ли что-нибудь о легендах мои одноклассники.

  4. Рассказать о своих находках

  5. Выпустить журнал


Гипотеза:Изучение легенд Алтая помогут лучше узнать духовное наследие алтайского народа, расширят знания о месте, где побывал,наверное, каждый из моих одноклассников. Журнал, презентация, повысят уровень культуры при работе по изучению легенд.


Методы исследования:

- анкетирование;

- теоретический анализ литературы;

- составление отчета о работе.






ГЛАВА I. Легенда как разновидность фольклора.

Легенда - одна из разновидностей не сказочногопрозаического фольклора. Письменное предание, о каких- либо исторических событиях или личностях.Легенды образуются на основе реальных событий, в результате пересказывания ее своим детям, дети внукам т.д. в легенду вкладываются более яркие чувства и эмоции, проявляется гипербола.[2]

1.1. Что такое легенда?

Сам термин "легенда" пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает «то, что должно быть прочитано» (legenda).  Изучая терминологию по теме, я выделила следующие определения понятия «легенда»:

Легенда-

1.Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания.

2. Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание.

(Словарь Д.Н. Ушакова) [13]

Легенда- 

1.Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. Средневековые легенды.

2. Перен. О героических событиях прошлого (книжн). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая легенда (о человеке с героическим прошлым).

3.Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Легенда резидента.

4.Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме.

(Словарь С.И.Ожегова)[5]

Легенда- надпись на монете, медали.

(Экономический словарь)[17]

Леге́нда-  

1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Древние легенды. Л. о граде Китеже. Живая л. (о том, кто прославился своим героическим прошлым).

2. перен. Вымысел, нечто невероятное. Его рассказ — сплошная легенда.

3. спец. Вымышленные биографические сведения о разведчике, агенте, способствующие успешному выполнению задания. Разработать легенду для секретного агента.

(Словарь Л.П. Крысина)[12]

Легенда- предание, частично основанное на исторических событиях, имеющее тенденцию возвеличивать, прославлять определённые ценности.

(Социологический словарь)

Легенда- поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком- л. событии или лице.

(Словарь Т.Ф. Ефремовой)[18]

Познакомившись со словарными статьями  слова «легенда»  из разных толковых словарей,  прихожу к выводу, что это слово многозначное. Я считаю, что  определения, данные  в словарях  Д. С. Ушакова и Т. Ф. Ефремовой,  наиболее близки  теме моего исследования, поэтому буду опираться на эти толкования.

1.2. Как возникает легенда?

 В ответе на этот вопрос ученые не сходятся в едином мнении. Некоторые утверждают, что «легенды возникают из мифов, главные персонажи в них очеловечиваются, а поступки их записываются в виде человеческих деяний – так создается легенда». Другие поясняют: «Сначала какая – то  правда, которая после многочисленных и многолетних пересказов из уст в уста с добавлениями и украшениями становится стройной и красивой сказкой».[11]

Так как большинство легенд начали формироваться ещё тогда, когда письменности не было, а потому передавались из уст в уста, то каждым из рассказчиков добавлялись какие-то новые элементы, новые красочные детали, и легенда постепенно трансформировалась.  Легенды никогда не бывают готовыми, они «бродят»  по земле, изменяясь и перерабатываясь. Только потом, в последней стадии, мы получаем устойчивый вариант. Путь жизни легенд очень сложен и во многом интернационален. А так как события   положенные в основу легенды,  нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла, то  учёные не считают их полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны, на какой – либо  реалии.

По своим жанровым особенностям легенда близка к таким жанрам устного народного творчества, как миф, сказка, предание.

Легенда - это разновидность мифа, но от мифа её отличает, прежде всего то, что легенда  базируется как правило на реальных событиях. Другое дело, что эти события обычно очень искажены. И легенда - практически всегда в прозе.                                                                        

Близка легенда и к преданию.  Но если предание  - рассказы исторического содержания, народная и историческая проза, то легендой может быть рассказ, возникший и  в современной действительности.                                                                                                                   Предание - то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени. Легенда же не всегда характеризует эпоху.  Слово "легенда" в сознании современного человека более связано с вымыслом, откровенно неправдоподобной историей, которая приукрашивает действительность.

Бывает, что легенды перекликаются со сказками. Отличие их в том, что сказки рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на сходство сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.

Как я и предполагала, легенда родилась ещё тогда, когда не было письменности, и близка нескольким жанрам народного творчества. Разница в том, что легенда может возникнуть и в современности.

1.3 Классификация легенд.

Легенды делятся на религиозные и социальные. Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку, передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позже множество легенд было записано.

Социальные -  короткие и, на первый взгляд, правдоподобные (хотя обычно не соответствующие действительности) истории, опирающиеся на современную техническую и общественную реальность, обычно затрагивающие  глубинные проблемы современного общества.  

К религиозным  легендам относится большое количество произведений, разнообразных по содержанию и форме. Это рассказы о Боге-отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имен святых; рассказы о старцах и сектах, о верующих людях. 

 По типу мировоззрения легенды делятся на топонимические, этиологические и  космогонические.

Значительное место  занимают топонимические легенды – легенды, рассказывающие о названиях городов, сел, улиц, водоёмов.

Этиологические легенды - легенды о происхождении растений, животных и птиц, разных объектов природы. Таких легенд много.

Основу космогонических легенд   составляют сюжеты о небесных светилах. Они сохранили черты очень древних мифологических представлений об их связи с животными и людьми земного происхождения.

По типу правдоподобия  легенды можно разделить на реальные, легендарные, полулегендарные.

Реальными можно назвать те легенды, в основу которых положены реальные события, но с течением времени факты были искажены либо художественно домыслены. [7]

Легендарными называют «несказочную прозу»,  в основе которой лежит явный вымысел.

Полулегендарными  называются легенды,  рассказывающие о  событиях которые могли быть, в которых действуют реальные исторические лица, но факт этих событий не доказан.

Данные типы классификаций отражают научный подход.









































Мы живем в интересное, прекрасное время. Оно прекрасно тем, что нам доступны некоторые поражающие воображение тайны древнейших людей. Они включают в себя столь многие и могучие знания, что даже ученые нашего времени удивлены глубинами и точностью сведений древних о Космосе, его эволюции, об истории развития нашей планеты Земля, о человеке, о происхождении географических объектов.

В ходе работы над проектом я познакомилась с удивительными произведениями алтайского фольклора. Алтайские легенды — это увлекательные истории, позволяющие по-новому взглянуть на географию и историю этого края. Изучение легенд и преданий в географических названиях довольно интересное дело. Я не только узнала о рождении того или иного объекта природы, появлении названий рек, озёр, но и о том какие народы проживали на Алтае.

Я поняла, что все, кто создавал эти замечательные легенды, действительно, являются  настоящими патриотами своего края.  Авторы работ убедили меня в том, что малая родина, отчий край, его прошлое,  настоящее и будущее играют огромную роль в жизни каждого человека.

Моя гипотеза о том, что изучение легенд Алтая помогут лучше узнать духовное наследие алтайского народа, расширят знания о месте, где побывал, наверное, каждый из моих одноклассников подтвердилась. Ребятам действительно интересно было слушать мой доклад о легендах Алтая, многие узнавали места, о которых я говорила. Журнал, презентация, помогли привлечь внимание ребят к работе и сделать её яркой и интересной.










Словарь топонимов, встречающихся в легендах Алтая


Би́я (южноалт. Бий-суубий — «господин», суу — «вода»[) — крупная река в республике Алтай и Алтайском крае, правая составляющая Оби

Кату́нь (южноалт. Кадын) — река в Республике Алтай и Алтайском крае РФ, левая составляющая Оби. Берёт начало на южном склоне горы Белухи.

Теле́цкое или Теле́цкое о́зеро (также: Алтын-КульАлтынкульАлтын; южноалт. Алтын КӧлАлтын-Нор, монг. Алтын нуур «Золото́е о́зеро») — озеро на северо-востоке Алтайских гор. Административно расположено в Турочакском и Улаганском районах Республики Алтай[1]. Один из центров туризма и отдыха Алтая. Входит в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в составе комплексного объекта «Золотые горы Алтая».

Белу́ха (южноалт. Ӱч-Сӱмер«Трёхглавая», Кадын-Бажы — «Вершина Катуни», каз. Мұзтау Шыңы) — высшая точка Алтайских гор (4509 м), одна из крупнейших горных вершин России[5]. Венчает Катунский хребет.

Находится на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай. Через массив Белухи проходит граница России и Казахстана. Со склонов горы берёт начало река Катунь. Название вершины происходит от обильного снега, покрывающего гору от пика до самого основания.

Тавдинские или Талдинские пещеры — массив из большого числа пещер (около 30-ти) карстового происхождения в Алтайском районе Алтайского края (вблизи границы с Республикой Алтай), на левом берегу Катуни[1][2]. Своё название пещеры получили от названия деревни Тавда (второе название — Талда), ранее располагавшейся неподалеку от этих мест


Ая (Айское) — пресноводное озеро в Алтайском районе Алтайского края, расположенное в горной котловине левого берега Катуни в 10 км к югу от села Майма. В переводе с алтайского «Ай» означает «луна». 













ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Легенда о Бии и Катуни.

Давно на Алтае жил бедный парень Бий и девушка Катунь – дочь богатого бая Бабырхана. Полюбили молодые друг друга,но злой Бабырхан был против этого. Тогда решили Бий и Катунь сбежать, но Бабырхан их догнал и велел возвращаться домой, но Катунь заупрямилась. Тогда злой Бабыхархан решил превратить влюбленных в реки, чтобы никогда они не были вместе. Но любовь оказалась сильнее, слились Бий и Катунь и потекла дальше великая река Обь.

Легенда о Телецком озере.

Название – Телецкое озеро, придумали русские. Вернее они просто записали его по имени одного из племён здесь проживавших – телесы, а озеро, соответственно, Телесское. Самиже алтайцы зовут его Алтын-Кёль, то есть- Золотое. Говорят, когда-то давно, один охотник нашёл в тайге золотой самородок размером с лошадиную голову. Он очень радовался своему неожиданному богатству, но когда вдруг случился засушливый год, хлеб не уродился, скот погиб от бескормицы, а дичь ушла в другие леса, золото оказалось никому не нужным. Никто не захотел продать за огромный самородок даже чашку пшена. С досады охотник бросил бесполезную драгоценность в глубины озера, которое и стало называться золотым.

Или легенда о Золотом озере (Алтын-Кёль). 

Однажды разгневались боги на алтайский народ; ушли звери из лесов, ушла рыба из рек и озер; засохли деревья и травы; вымер скот на пастбищах. Труженицы-пчелы, и те не запасли в тот год золотого меду. Голод пришел на алтайскую землю — нечего в котел бросить, нечего в рот положить, нечего ребенку дать…

Горевали люди; только один алтаец не горевал — был у него припрятан на черный день кусок золота, большой, с конскую голову. Вот и пришел тот черный день, кончилась вся еда в юрте, последний кусок лепешки доели, последний глоток кумыса допили. Поглядел алтаец на жену и детей, вытащил из укромного уголка кусок золота, крякнул, взвалил на плечо и пошел по окрестным стойбищам — менять золото на мясо вяленое для себя, на лепешки свежие для жены, на молоко кобылье для детей.[3]

Долго ходил, много юрт обошел, много людей повидал. Нет у людей еды; а если и найдется у кого кусок лепешки да глоток молока — не хотят менять люди еду на золото. Красивое оно, золото, блестящее, глаз радует, сердце веселит, да только холодное и твердое; не укусишь его, не бросишь в котел, не дашь ребенку поесть. Зря ходил по юртам алтаец, зря таскал кусок золота размером с конскую голову. А когда совсем отчаялся, забрался он на гору Алтын-Ту, что над озером высится, проклял жизнь свою горькую и богов жестоких и швырнул с размаху золото далеко в озеро. Швырнул, да и сам следом прыгнул. Плеснула волна, накатила на берега да и успокоилась. А озеро с тех пор называют Алтын-Коль — Золотым озером.

Легенды о горе Белуха.

Местные народы издревле предавали самой высокой горе Сибири священное, мистическое значение. Считается, что когда на земле наступят времена глобальных войн, наводнений и землетрясений из горы выйдет женщина, которая прекратит все бедствия. И в то же время, конец света наступит тогда, когда вершины Белухи будут разрушены и упадут на землю. Не зря первые попытки покорить эту не самую сложную с технической точки зрения вершину в начале 20-го века оказались не удачными. У алтайцев существовал запрет подниматься на Белуху, и они просто не могли показать исследователям удобные маршруты.

Легенда о Тавдинской пещере.

Давно, уже никто точно не помнит когда, жила в горах ханша Тавда. Слыла она среди людей такой скрягой, каких свет не видывал. И хотя всяких богатств у нее было число несметное, она придумывала новые хитрости, чтобы только обобрать людей до нитки. Но куда она складывала отнятое у людей добро — никто понять не мог. Всё исчезало в ненасытной, бездонной утробе жадной Тавды. Но объявились в тех местах пришлые люди: муж да жена, молодые, пригожие собой. А вскоре добрая слава пошла по всем ближайшим стойбищам про них. Манжерок, так звали мужчину, крепок, ловок был хоть на охоте, хоть на рыбалке. А покорил всех тем, что умел лепить из глины всякую посуду. Когда из жаркой печи он вынимал свои дивные пиалы да раздаривал бедным, радости не было конца. Катынг, так звали его стройную зеленоглазую жену, покорила всех своим умением вышивать ковры с диковинными птицами, зверьем и цветами, да плетением рыболовных сетей, каких в тех местах не видывали. Слава про мастеровую молодую семью скоро донеслась до Тавды. У нее даже руки затряслись от злости, когда увидела она их творенья. Тут же обложила таким большим оброком, какой не по силам бы стал и десятку мастеров. Каково было удивление ханских слуг, когда к назначенному сроку явились к юрте ханши Манжерок и Катынг почти с пустыми руками. У мастера в руках был только один кувшин, а у мастерицы только одна рыболовная сеть… "Выслушай нас, повелительница, наша дань тебе не простая, — начал Манжерок, — вот мой кувшин, он без дна, в него ты вольешь столько кумыса, сколько его приготовят все твои подданные". "А вот моя сеть — продолжила Катынг, — ею твои слуги выловят всю рыбу из рек и озер Алтая". А в сети были ячейки такого большого размера, что было ясно: никакой рыбы не удержат! Догадалась Тавда, что мастера просто посмеялись над ее жадностью. Ударила она заколдованным посохом Манжерока, он тотчас же обернулся красивым озером. Когда посох коснулся кос зеленоглазой Катынг, она успела отбежать в сторону, да так и заплескалась в стремительном беге белопенной красавицей рекой Катунь. А перед смертью бросила в воду горсть иголок, которыми вышивала свои прекрасные ковры. Иголки разлетелись по дну озера и проросли в диковинный орех — чилим. Тавда, оказавшись на левом берегу реки, рассвирепела оттого, что ее посмели обмануть. И со злости так топнула ногой, что сама вместе со своим добром провалилась под землю. А в том месте, где это случилось, недалеко одно от другого видны отверстия. Это входы в Тавдинские пещеры. Много чего люди из них вынули, когда их нашли. Были там рыболовные сети, и глиняная посуда — много всякого добра! По легенде — это и есть богатства ханши Тавды. [1]

Легенда об озере Ая.

Полюбил бедный пастух дочь богатого хана, и девушка полюбила юношу всем сердцем. Но грустной была эта любовь. Пастух не мог даже надеяться на счастье. Никогда богатый хан не отдаст в жены свою дочь парню. И решила тогда девушка тайком уйти из своего родного стойбища к любимому.

Условились они с пастухом встретиться на высокой скале рядом с берегом Катуни. Радостный ждал юноша возлюбленную, счастливые песни пел он на утесе. Близился условленный час. Но богатый хан, почуяв недоброе, глаз не спускал с дочери. С трудом удалось девушке уйти со стойбища. Торопится она к скалам, но не успеть ей к назначенному часу.

Увидел юноша — солнце садится за гору, а любимой нет. Взглянул он на последний луч уходящего солнца и бросился вниз с высокой скалы. Взбежала девушка на гору и поняла, что случилось. Горькие слезы хлынули из глаз ее. Разлилось вокруг скалы глубокое озеро. "Любимый погиб, а я?" — с этим криком кинулась красавица в пучину вод. Озеро люди так и назвали: Ая. А вершина утеса, на которой должны были встретиться влюбленные, стоит теперь островом посреди озера и называется островом Любви.

Легенда о реке Истэбэ.

В районе Телецкого озера есть бурная речка Истэбе. Левее ее впадения в озеро находится одноименная гора, на склоне которой видно 5 больших борозд. Эти без крупной растительности борозды образовались вследствие ежегодно скатывающихся лавин. Но впечатление такое, что кто-то  огромной когтистой лапой пробороздил этот склон горы. Легенда говорит, что очень давно появился на Алтае злой дух Ильбегень, который начал поедать скот и людей. Тяжелое настало время: люди боялись выйти из юрт, говорить громко, смеяться. Боялись выйти на луга и на охоту. Тут начались новые напасти: стал людей одолевать голод, а вслед за ним пришли и болезни. Дошедшие до отчаяния люди обратились за помощью к солнцу: «Помоги, о всемогущее Солнце, избавиться нам от прожорливого Ильбегеня!» Солнце решило помочь людям, но когда оно приблизилось к земле, высматривая злобного духа, все стало выгорать от его жгучих лучей. Воспламенились луга и тайга, и Солнцу пришлось вернуться обратно на небо. Люди обратились за помощью к Луне: «О, всемогущая Луна, помоги нам избавиться от прожорливого Ильбегеня!» Луна откликнулась на просьбу людей, но с ее приближением к земле стало все замерзать, вода в реках и озерах стала покрываться льдом, и Луна ушла обратно. Тогда люди обратили свои мольбы к богатырю Сартакпаю. Выслушав их, Сартакпай согласился им помочь. Стал он ждать удобного случая. Вскоре этот случай и представился. После очередного нападения на поселение Ильбегень сытно пообедал и крепко заснул на вершине горы, обхватив ее своими когтистыми лапами. Сартакпай незаметно подкрался, схватил Ильбегеня своей могучей рукой за шиворот и рванул так, что не успевшие разжаться когти пробороздили по склону глубокие борозды. Стал поднимать Сартакпай Ильбегеня, но тот оказался очень тяжелым. Обшарив его рукой, богатырь обнаружил на поясе громадный кремень, из которого Ильбегень высекал огонь, закуривая трубку. Оторвал Сартакпай кремень, бросил на землю, а самого Ильбегеня швырнул с такой силой, что улетел тот в неведомые дали и не осталось от него и следа. Не стало злого духа, только кремень, что упал на землю рядом с каменным заливом, напоминает и по сей день о нем. Этот огромный камень так и называется «Ильбегень-Таш» - «камень злого духа». 

Легенда о Катунских порогах.

Два катунских богатыря, отец с сыном задумали прославиться, построив мост через бурную Катунь. Начали они работу. Добрый Ульгень согласился им помочь, но с условием, что во время работы они будут держать себя в чистоте. Огромные камни посыпались с обеих сторон своенравной реки. Принялись богатыри за строительство моста. Славно и долго они трудились, спорилась в их руках работа, но и для богатырей слишком тяжел этот труд. Осталось им сложить из камней не более сажени, и была бы завершена арка, под которой должна была течь река. Но настал вечер, а в горах темнеет очень быстро. Решили отец с сыном отдохнуть, Ульгень охранял их покой. Крепко уснул отец. Но молодой сын его, несмотря на усталость, никак не мог уснуть. Лежал он, глядя на звезды, прислушивался к ласковому шепоту коварной красавицы Катунь. Не хотелось своенравной красавице покоряться людям, желала она навсегда остаться неприступной и непреодолимой. Нежные речи шептала она славному молодому богатырю, звала и манила его в свои объятия. Долго не поддавался уговорам юноша, но под утро явилась к нему Катунь в обличье прекрасной девушки: изящной и тонкой, стройной и воздушной. Улыбалась ему красавица, манила за собой. Не смог сдержать своего желания молодой богатырь, кинулся он за красавицей. А она легкой тенью скользнула по воде и растаяла утренним туманом. А доверчивого богатыря захлестнул поток воды страшной силы, и он утонул. Проснувшись после крепкого сна, отец увидел, что много камней из насыпи поглощено Катунью. Стал звать он сына, не откликнулся тот. Понял тогда опытный богатырь, что сын его нарушил условия доброго друга Ульгеня. Огорчился отец-богатырь и расстроился. С негодованием на челе сел он на ближайший камень, долго и грустно смотрел на неоконченное строительство. Следы его огромных ног отпечатались на камнях и видны до сих пор. До наших дней сохранились каменистые насыпи выше устья реки Чемал — это остатки недостроенного моста через Катунь. 

Легенда о Хозяине Тайги.

Давно позади прошлого жил могучий и красивый молодой батыр. Самым сильным он был на Алтае. Но был очень самолюбив, и друзей у него не было. Однажды в горах на узкой тропе встретил он старца.

-Прочь с дороги дряхлый старик!- закричал батыр и замахнулся на старика копьем - Я Хозяин Тайги!

Вдруг руки его стали лапами, он захотел закричать, но вместо крика вырвался грозный рык. Он стал зверем : Хозяином Тайги.

Легенда о Белой Волчице

Было тогда тяжелое время, был хаос. Время когда сам Дебельгень с гаделью правил свой кровавый пир на Земле. Все родники были забиты грязью и трупами людей, из недр Земли выходили ядовитые газы. И в тот страшный день серая волчица потеряла своих детей. Пятеро волчат погибли в ущелье, выпив отравленной воды. Тщетно звала она своих сыновей. Никто не отоз вался на ее зов. И от горя шерсть волчицы стала белой. От безысходности решила волчица бросится со скалы, как вдруг она услышала плач-это был человеческий детеныш. Инстинкт матери остановил белую волчицу, не смотря на то, что людей они считали врагами. Она накормила ее своим молоком и согрела своим теплом. Это была девочка. Волчица назвала ее Мюри и стала заботиться о ней, как о своей дочери. Но однажды Черный волк-Каракас увидел Мюри и напал на нее со своей стаей, чтобы растерзать на части. Но белая волчица встала у них на пути, и началась смертельная схватка… И не осталось в живых никого из волков, погибла и волчица. Но там, где была пролита ее кровь, распускались огненно-алые цветы. И на этой священной земле окропленной кровью – родилось новое племя, а родоначальницей этого племени стала Мюри.





Легенда о Белом Марале

Когда сотворил Ульгень землю, бескрайние моря и горы, широкие леса и степи. Но показалось ему скучной жизнь на ней. И создал Ульгень людей. Вдруг увидел он, что мир стал лучше и добрее. Ведь души людей были светлы и чисты. Жили люди в мире друг с другом. Берегли природу. Стало Ульгеню радостно на душе,и он крепко уснул. Увидел это симиглавый Дебельгень и выполз из своей пещеры на землю, а за ним выползли его помощники, злая нечисть. Накрыла землю кромешная мгла. Напали на землю болезни и мор, голод, несчастья. Вой несчастных разбудил Ульгеня, посмотрел он на Землю и не узнал творения своего. Люди, которых он создал были злые, жадные корысть заполнила сердца их, и их души стали темными. Забыли Люди о создателе. И послал Ульгень на Землю верного друга своего – Белого Марала с золотыми рогами. И стал Марал вбивать серебренными копытами нечесть в норы, рогами разрывать нечистых и летать над землей, как вихрь. И там, где он пролетит, вода становилась чистой, трава зеленой, люди добрыми. Сорок дней и ночей велась эта битва, пока Дебельгень не спрятался от испуга в пещере. И наступила на Земле тишина. Поднялся тогда Марал на самую высокую скалу, чтобы посмотреть не осталось ли где нечести. Но увидел его злой человек и захотел он забрать себе : белоснежную шерсть Марала и его золотые рога. Натянул лук и пустил стрелу поганую. И попала стрела прямо в сердце Белого Марала. Набились слезами его глаза и подкосились ноги.Но не упал он со скалы , не разбился о скалы , а сам Ульгень на своих всемогучих руках поднял его на небо .и сказал : «Останутся на Земле болезни и мор до тех пор, пока не станут люди душой чисты, как в момент создания их вернется в тот день на ЗемлюБелый Марал и наступит на Земле золотой век»



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!