СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Легенды расскажут какими мы были"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Исследовательская работа, принимавшая участие в областном конкурсе " Покрышкинские чтения"

Просмотр содержимого документа
«"Легенды расскажут какими мы были"»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Новосибирской области

«Купинский межрайонный аграрный лицей»

632735 Новосибирская область

Г.Купино ул. Садовая №143

Телефон 8(38358)23-438

Факс 8(38358)21-957






Тема: «Легенды расскажут какими мы были»

История становления села Рождественки Купинского района Новосибирской области»



Выполнил:

обучающийся 2 курса группы 3АМ

по профессии «Автомеханик»

Кошелев Данил

Научный руководитель:

преподаватель истории Погорельцева Ольга Васильевна,

.








2019 г.

Содержание.



I.Введение.

II. История становления села Рождественки.

Глава1.« Преданье старины глубокой».

- первые поселенцы;

-столыпинская аграрная реформа;

Глава 2. «Мы утверждали себя так»

- обычаи и традиции;

-первые годы на новом месте;

-происхождение названий;

- люди и дело;

-местные достопримечательности.

Глава 3. «Они из 20-х».

Глава 4. «Эти непростые 30…».

Глава 5. «Сороковые, роковые…».

III. Заключение.















Введение.

Актуальность темы.

У каждого человека, живущего на земле, несомненно, есть место, которое незабвенно и дорого ему всю жизнь. Это единственное место, где мы появились на свет, впервые увидели небо, услышали первые теплые и родные слова, пошли в школу, нашли верных друзей детства. Здесь нам близок и знаком каждый уголок, и от этого становится радостно и трепетно на душе, зная, что здесь, в родном краю, тебя всегда встретит и обогреет родная земля…

Все сведения из истории села я почерпнул из материалов нашего местного музея истории села, из воспоминаний старожилов, из уст увлечённых историей моего села людей, которым я безмерно благодарен. Это старейшая жительница села- сказительница, собирательница, хранительница Зоя Афанасьевна Слизовская, учительница истории родного края Колосова Ольга Васильевна, с села Рождественки родом и мой преподаватель истории в лицее Попенко Ольга Васильевна. Эти незабвенные живые и документальные источники убеждают нас, сегодняшних, в том, что очень важно помнить и знать свою историю: нашей России, своего рода и своей малой родины. В их истории – наша память, наша гордость и слава. Это те корни, без которых нам не прожить! (Приложение №1)

Цель моего проекта: доказать, что история села Рождественки – весомая крупица в истории России; это история моей страны в миниатюре, и судьба маленькой сибирской деревушки – аналог судьбы Великой страны с её взлётами и падениями.

Нравственный аспект - окунуться в духовную атмосферу того места, с которого началась моя судьба.

Гипотеза: могу предположить, что познание истории малой родины и жизни людей эпохи, простых и великих, может качественно повысить уровень патриотизма у моих ровесников, положительно повлиять на формирование их гражданской позиции.

Задачи проекта

1.Собрать информацию об истории села

2.Обработать и проанализировать полученные данные

3.Скомпоновать и обобщить для лучшего восприятия и осмысления

4.Сохранить информацию об истории села и его становлении.

5.Донести историческую информацию до сведения других, дать им возможность проникнуться светом и духом времени, наследием прошлого, как источника преемственности поколений.

Методы исследования: работа с краеведческим материалом, его изучение, анализ, синтез, обобщение.

Сроки и продолжительность проектной деятельности:

Для меня участие в проекте не было стихийным, я интересовался историей родного края, принимал активное участие в собирании её по «крупицам» в течение нескольких лет, начиная со среднего школьного возраста (приложение №2)

Структура данной работы определяется целью, задачами и логикой проекта. Данная работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения.

Практическая значимость.

Фактический материал был использован при проведении историко-краеведческой конференции «Моя малая Родина» по проблеме «Деревне жить», посвящённой 80-летию Новосибирской области. Конференция освещалась в средствах массовой информации.

Данный материал работы может быть использован на занятиях по истории при изучении малой Родины и во внеклассной работе. А также, может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.
































Глава 1. «Преданье старины глубокой»

Ты, деревня моя, живи

Безмятежно под небом синим!

(Бернякович .Т)


А предание о селе Рождественка начиналось так.… Первые жители на территории моего села появились еще в 1903 — 1904 г.г. Это были единичные переселенцы из западной части России, многие из которых поначалу нанимались в работники к зажиточному крестьянину Качулину, проживающему в д.Заозёрка (старинная чалдонская деревня, к тому времени просуществовавшая почти три века; жили в ней коренные, на данное время, сибиряки – чалдоны. Любопытен факт - среди создателей деревни людей были казаки, представлявшие остатки различных отрядов из Центральной России, разгромленные некогда царскими войсками. Они и были чалдонами, т .е людьми с Дона и его притока Чала. ). Таким образом, наши переселенцы ступили на землю, уже немного обжитую людьми (например, одним из них был мужик по прозвищу Мамай, и околок в округе Рождественки до сих пор называем Мамаевым).

…Шёл 1907 год. Царский указ от 9 ноября 1906 года о разрушении общины навсегда узаконил желание крестьян стать хозяевами своей жизни. Вот и потянулись крестьяне в далёкие края за свободной землёй. Добирались вольные многочисленные семьи домохозяев со своим небогатым скарбом в дубовых сундуках, в теплушках (их стали называть «столыпинские вагоны») по железной дороге. На конечных пунктах, крупных станциях, переселенцев высаживали под специальные палатки, но могли они высадиться прямо под открытое небо, под солнце и дождь. Со станции переселенцев отправляли в волости, на приписные земли.

Наша нынешняя земля входила тогда в состав Томской губернии Каинского уезда Купинской волости. (Приложение 3) Из архивных записей музея села, мы видим, что село наше основывалось не сразу, а волнообразно. Далёкие предки с тревогой покидали нажитые места, ехали в неизвестность, поэтому путь их в поисках лучшей доли был тяжелым, долгим. И закончился он на станции Татарск, там, где окончилась железная дорога. Предание предков гласит об этом так: «В Татарске те, кто победнее, нанимали лошадей с санями, грузили свои небогатые пожитки и везли семьи до Купино. Те, у кого были деньги, покупали себе лошадей, повозки, и на место уже ехали по-хозяйски». Переселенцы получали документ, «переселенческий билет», который давал им права и льготы для начала жизнедеятельности на новой земле (Любопытен факт, что слово «поселенец» в обиходе употреблялось рядом со словом «бродяга»).

22 марта 1907 г. (по старому стилю). Традиционный праздник в нашем народе – «Сороки». Прилет птиц, приход весны. В этот день (по новому стилю 5 апреля) пришли гонимые нуждой и безземельем ходоки на место нынешней Рождественки. Покинули люди свои родные места в поисках лучшей доли на широких просторах Кулунды.… Сплошной стеной вокруг стоял березовый лес. На высокой гриве уже были вырыты 3 казенных колодца, приготовленные для переселенцев. На территории нынешнего села было три колка, а между ними на гривах расстилались плодородные участки – на них и обустроились новоселы. Недалеко были пресные озера, где водилась рыба, что было немалым подспорьем для начала жизни на чужой пока земле.

Таким образом, в Купинской волости только в нашей округе появились такие села, как Шамониха, Вороновка, Гагарино, Петровка, Гусевка, Травинка, Красный Кут, Рождественка…Сёла получали сказочные названия, а судьба сёл была непростой, подчас трагической…


































Глава 2. «Мы утверждали себя так»

А на новой земле наших предков спасали проверенные веками неоспоримые обычаи и традиции.

  1. Старшим в семьях был дед, все ему подчинялись, его слово было закон (привычным для детей делом было получить от деда деревянной ложкой в лоб за малейшие шалости за столом, и со стороны деревенской общественности это не возбранялось). 2) «Береги честь рода. Чей ты сын? Что люди о тебе скажут?»; 3) «Проявляй уважение к другому человеку». После 35 лет мужчин величали только по имени-отчеству; 4) Поведение на улице, приветствие старшим (наклоном головы, приподнятой шапкой) – все прививалось с малых лет в семье детям. А главное – привычка к труду, к трудолюбию приучали и девочек, и мальчиков.

… С собой семьи привезли сани, хомуты, ткацкие станки, плуги, мельничные жернова, ступы, семена ржи, конопли… Жили с весны и все лето в земле: в ямах, в шалашах и в землянках, в пунях делали ступеньки, мостили норы для ночлега, устилали их травой, накрывали яму хворостом, травой. Пекли хлеб в ямах, сделав углубление в стене жилища.

Топор, лопата, серп, коса - вот техника того времени, вот с чего начинали новую жизнь наши прадеды. Обувь – лапти, онучи. Одежда - из холста, самотканого сукна. Скудная пища: горошня, растительное масло, мак, сухие овощи, ржаные лепешки – так питались первое время с весны до осени. Летом рвали и заготавливали впрок ягоды, щавель, грибы. Предание гласит: «Ягод клубники лесной было так много вокруг села! Ягоды росли сразу за огородами и на полянах в околках. За 1 час можно было набрать 2-3 ведра! Проедешь на телеге по поляне - колеса красными становились».

Это время имело свой вкус и запах, наверное, для них современников той эпохи, не очень сладкий. До меня же дошёл запах необъятных снежных просторов, прятавших под своим покрывалом ветхие крестьянские избушки и вкус ароматной сочной клубники, которую даже «гребли» в этих краях особыми граблями (вымысел это или правда, только передаётся он в нашем селе от поколения к поколению).

Природа в Сибири мало чем отличалась от их родных мест, и быстро покорила их своей неброской красотой: травы в степи росли в то время такие высокие, что лошадей пускали в ночное, одевая им колокольчики на шею. Так по звуку их и находили - иначе не найдешь.

Землю брали, кто какую и сколько хотел, но оговаривать это надо было все же с заозерским богачом Качулиным (земля в округе негласно считалась его землей). Заозерские богатеи по-прежнему брали в батраки наших переселенцев работать на их пашнях и лугах, платили за это семенами, домашними животными, помогали тяглом (давали на время плуги, бороны и др. сельхозинвентарь). Девочек-подростков отдавали в Заозерку в няньки, за это также платили семьям то теленком, то овцой. Бесчисленные стада лошадей, коров Качулина зиму и лето паслись на ныне наших угодьях.

Когда началось массовое заселение, заозерцы были против — не хотели уступать просторы земли, враждовали, приходили вступать в драку с вилами и топорами. Но у новоселов были законные права на земельные доли, и они их сумели отстоять (серьезные были мужики), да и время делало свое дело: пришлось селам-соседям подружиться. Именно тогда наши предки заложили традицию работать и жить сообща, дружно, вместе — иначе не выжить.

Переселенцы прижились в Сибири, хотя первые годы были очень сложными: пока построили жилье, разработали целинные участки под посевы: получили делянки в околках, деревья в них валили, выжигали, метр за метром увеличивая свои пашни… Быстрее других вставали на ноги многосемейные семьи: одни члены семьи уходили на заработки в Заозерку, другие обрабатывали свои пашни. К осени 1907 года появились наметки двух параллельных улиц, на которых ставили избы из пласта, пластянки – хаты, крытые соломой (пластянки делали из травяных пластов земли, нарезанных лопатой из дерна). В избах была одна длинная комната, иногда делали и светлицу (комнату для молодых). Постройки для скота тоже ставили как пластянки или плели из тальника (лозы) и обмазывали глиной. На Гавриловке между деревьями, где был вырыт котлован, рос высокий тальник, из него плели постройки для скота, а Сербияновка использовала лозу с болота ( ляги по –нашему).

Потом научились делать кирпич- саман (литые блоки, большие ровные камни из глины и соломы), из него ставили теплые избы-саманки. (Приложение 3)

Лес строго охранялся общиной до 1917 года. Затем разрешили проводить выборочные порубки, чистку леса. Тогда появились деревянные амбары, бани, крытые соломой (первые деревянные дома появились только в 20-х годах).

…Зима 1908 года была суровая, метельная. Избушки заметало по крыши, но печи делали с прямым ходом и через трубу бывало вылезали, откапывали друг друга. Сохранились рассказы о том, что женщины поначалу бунтовали, плакали, упрекали мужей: «Куда вы нас привезли?» - и требовали везти их домой.

Зато 1908 год был очень урожайный, уродило столько зерна, что некуда было девать, а амбаров ещё не было, и зерно лежало ворохами во дворах. Очень трудно доставалось оно нашим предкам: почти все сеяли вручную, косили косами сено, жали серпом, возили снопами. Молотили снопы цепями, катками, которые вращались при помощи лошадей. Веяли на ветру, мололи зерно вручную, на жерновах. Но, приехавшие в Сибирь от бесхлебья, наши прадеды поняли уже в первый год: здесь жить можно, хлеба вырастишь вдоволь. Урожаи были высокие, лета стояли благодатные, грибов, ягод, дичи в лесах было множество – и отступили люди от думок уехать отсюда, смирились, наоборот стали зазывать своих родных, земляков ехать в Сибирь. Остались, никуда не уехали они, самые первые, заложили здесь корень новой жизни…

Так и повелось: с весны до осени вся семья в поле, а зимой мужчины ухаживали за скотом, женщины пряли, на самодельных ткацких станках ткали, изготовляли нижнее белье из холста (для изготовления белья и одежды сеяли коноплю), верхнюю одежду - зипуны - шили из сукна домашнего, вышивали узоры на занавесках и полотенцах для украшения в избе (село Строчево, откуда было большинство первопоселенцев, издавна славилось своими вышивальщицами, особой искусной «строчкой», поэтому и сюда приехали такие мастерицы, и долго еще это искусство передавалось из поколения в поколение). Вечерами освещение было — лучина, позднее сальники. Мылись в доме в лоханках, чанах (деревянные бочки с широкими отверстием вверху). Мыла не было, делали щелок из древесной золы.

Начали сразу заниматься нужными ремеслами. Все необходимые в деревне вещи, орудия труда делались самими крестьянами-умельцами: из коры (лыка) плели лапти, красили овчины; Борис Иванин с братьями изготавливали конные сани и телеги; Климовы гнали деготь; братья Дорошенко шили хомуты и другую конную упряжь; Протащук Федор и позднее Чернов Илья Семенович, Климов Гаврила были портными по верхней одежде; Инстранкин Семен выделывал овчины, из которых шили шубы, тулупы; Колосов Федот Сергеевич тачал пимы; были свои бондари, печники, шорники...

Село окончательно укрепилось и зажило в Кулундинской степи. В 1910 году улицы Гавриловка и Сербияновка (позже Буденновская, Буденовка) были уже полностью заселены. Название улиц села происходило сразу же:

- Гавриловка ( на восток от центра села поселились компактно жители д.Гавриловка Орловской губернии).

- Сербияновка (Сербия) – на запад от центра села. Есть два предания этого названия: до первых поселенцев на этом участке земли стояла сторожка сербов, пастухов Качулина (бог весть как попавших в эти края), которые накинулись с палками и кнутами на пришельцев, пока не разобрались, в чем дело. А еще о парнях этого края сразу же пошла молва как о тех, кто никогда не давал себя в обиду, они не позволяли своим девчатам дружить с парнями других улиц. «Злые, как сербы», - говорили про них.

- Разбегаловка (Разбеглая): сюда то приезжали новые люди, то уезжали, долго не жили на этой улице.

Высшей властью в селе был сход граждан. На сходе решали спорные вопросы по делам земли и леса, а еще решали вопросы об очередности парней на службу в армию. Из активных, уважаемых людей на сходе избирали старосту села. С 1907 г. по 1917 г. старостами были братья Чудины Елисей Григорьевич и Михаил Григорьевич, Погорельцев Иван Гордеевич, Амельченко Семен. Из Купино от волостной власти в село приезжал «сотский» (медаль носил на груди,» - так вспоминали его старики) для решения каких-либо насущных проблем переселенцев.

По решению сельского схода осенью 1909 г. началось строительство кирпичного здания школы. На сходе было два мнения: построить в селе церковь или школу, и большинством голосов решено было, что важнее построить школу. Люди понимали, что в новом, 20 веке, детям нужна грамота. В селе в первый год почти единственным грамотным человеком был Протащук Федор Денисович (читал письма, газеты людям, сам писал письма по просьбам односельчан). До появления школы в селе Климов Федор обучал семерых мальчиков писать и считать, а также учил плотницкому делу. Сообща, всем миром начали строительство школы. Лес, стекло, гвозди, железо на крышу мужчины на лошадях завозили из Татарска (вообще, в те первые годы все необходимое для крестьянских нужд приобреталось там, даже на базар в Татарск за 3 дня ходили пешком, туда и обратно).

А вот основной материал – кирпич - делали две семьи: Балыкины и Климовы: в 1909 году Климовы и Балыкины открыли цигельню (маленький заводик по изготовлению и обжигу кирпича). За лето сделали столько кирпича, что хватило его на все строительство. Строили сами, своими руками, да так надежно, добротно, что крепко стоит это здание уже второй век и служит людям села (сейчас в нем располагаются ФАП, совет ветеранов, почта). А в 1911 году школа приняла первых своих учеников. С этого времени начинается отдельная история Рождественской школы: начальной, семилетней, восьмилетней, средней… (Приложение №5)

Село наше первое время (до 1909 г.) называлось Качулино. Переименовалось оно в Рождественку в честь рождения первого ребенка в новом селе – именно под Рождество 1909 г. родилась девочка в семье Сычевых, первая на сибирской земле. Три дня мучилась роженица, но все же роды прошли благополучно, и все облегченно вздохнули. В с.Чумашки была церковь. Наши люди ездили туда на конях на службы, венчали молодых, крестили детей, в церкви выдавались свидетельства о браке, о рождении. Вот и в эти рождественские дни в село из Чумашек приезжал батюшка, молитвой поддерживал родиху и ее семью.

В 1913 году во многих дворах появились конные молотилки, лобогрейки (закупали несколько хозяев одно такое сельхозорудие и пользовались ими по очереди). Появились у многих швейные машнки «Зингер», маслобойки.

Зерно на муку мололи на месте – были поставлены две мельницы-ветровки (хозяева их - Букины, Мартияновы) .

В селе даже появился породистый скот: Балыкин Тихон Николаевич ездил за племенными бычками, овцами, жеребцами для общего стада. Легенда гласила: «Корова у Балыкиных была - 3 ведра молока давала в день, а лошади такие большие были, что на спину можно было лечь двум взрослым».

Почту из Купино доставляли на своих лошадях-тройках братья Дорошенко Никита, Аким, Иван. Ездили со звонцами. Братья Климовы славились своими лошадьми, держали их целый табун, их тройки по всей округе славились и нанимались на свадьбы. Свою бакалейную лавочку открыл Евсиков Дорофей, товары завозил из Татарска.

Молодежь собиралась по избам на вечеринки по субботам и воскресеньям. Девушки брали с собой вязанье, вышивание, пели песни под любую работу. Приходили ребята, играли в «соседа». Особенно массовое гуляние, веселье было зимой под Рождество. Ходили толпы гуляющих с факелами, звездами в масках, колядовали: заходили в дома, славили хозяина и всех его членов семьи в песнях, в прибаутках. Хозяева угощали колядующих сладостями, сыпали им монеты.

Летом гулянья проходили в роще березовой, что разделяла село пополам. Березовая роща - краса села, ее любили все и берегли. Место отдыха после посевной, в праздничные дни – массовые гулянья, игры, состязания. Любимым местом в роще стала поляна, где росла причудливая «Кривая береза» («Верблюд»), - возле нее назначались свидания, она хранила серьезные тайны и милые воспоминания, дарила свои чудесные запахи и вечерние звуки. С той поры Кривая береза стала для рождественцев талисманом – сколько воспоминаний о милой березе у каждого! (приложение №6).

Внутри рощи в 1937 году вырыли лопатами пруд. Это был красивый ровный пруд, неглубокий, заросший шелковой изумрудной травой, где так здорово было купаться, посидеть на берегу или побродить по дну пруда, ощутить его необыкновенную прохладу.

Если люди болели, то их лечили травами и настоями старушки-знахарки. Потом, после первой мировой, всех в деревне и в округе пользовал порошками и самодельными мазями Погорельцев Евсей Гордеевич (с 1916 по 1935 годы). Погорельцев Е.Г. был всеми уважаемый человек в селе и за его пределами за свою доброту, чуткость: словно волшебник был, болезни как рукой снимал. Работал он во время империалистической войны в военном госпитале с врачом, тот подарил ему медицинскую книгу, посоветовал прочитать, чтобы хорошо уметь лечить. Евсей Гордеевич так и сделал. У него была большая практика, опыт. Врач - самоучка, в 1935 году, когда он работал в Багане, Евсей Гордеевич был награжден Орденом Ленина за свой долголетний безупречный труд.

Роды принимали в банях старухи-повитухи. До 40-х годов принимали роды у женщин акушерки-самоучки Балыкина Мария Осиповна и Протащук Марфа Гавриловна. Они славились добротой, лаской . «Такие нежные руки были у бабушки Воспехихи, а речь какая ласковая,- вспоминали женщины Марию Осиповну. - Невероятной доброты была старушка. Умом и мудростью — философу подстать. Светясь от радости, спешила к молодухам, когда к кому-то приближался час рожать.

Женщины, несмотря на тяжелую работу (случалось, рожали в степи), отличались в то время большой деторождаемостью. На женщину в среднем приходилось 12-13 детей. Были здесь и свои передовики

Гарбузова Пелагея родила 22 ребенка.

Чудина Татьяна Петровна родила двойню, была тройня.

Гришина Домна Викторовна сразу родила 4-х мальчиков.

Но дети часто умирали — тогда еще не знали, что такое прививки.

В 1914 году началась первая мировая война. В селе, как и по всей округе, свирепствовал тиф, косил людей - некому было оказать медицинской помощи, тут знахарки были бессильны. Школу закрыли, многие мужчины ушли на войну, появились вдовы и сироты, пашни порой зарастали…Но жизнь, трудная, в лишениях и тяжелом труде, продолжалась.

В 1915 году была построена железная дорога Татарск-Славгород, и на разъезде Барск наши люди могли сесть в поезд. Эта дорога наладила торговлю, теперь уже в село купцы стали завозить товары: ситец, сатин, сахар, керосин, галоши, валенки с рисунками и др. И они же скупали у населения хлеб, масло, овчины – так у людей стали появляться деньги. Поэтому многие семьи наряжались уже в хлопчатобумажную одежду, кожаную обувь, у женщин появились сатиновые парочки (юбка и кофта). Появились в селе и керосиновые лампы – теперь дети с нетерпением ждали вечера, чтобы увидеть чудо освещения.

За несколько лет, несмотря на неспокойные времена, деревня обжилась, укоренилась на кулундинской земле. Многие крепкие, трудолюбивые хозяева или те, у кого были женатые сыновья, возводили себе и большие деревянные дома (Чудин Е.Г., Климовы): они так и продолжали жить патриархально, все под одной крышей. Семьи, большие, трудолюбивые, так трудились на своих полях, что жить стали сытно, крепко и надежно: хлеба хватало вдоволь, держали помногу скотины, имели лошадей, покупали орудия труда, работали на больших покосах и в огородах… То, за чем переехали на эту землю переселенцы из «Расеи» (так они называли покинутую ими землю), свершилось: они не голодали, у каждой семьи были свои большие подворья, наделы пашни, сенокоса возле околков .В селе сохранялись элементы общинного землепользовании:, большую роль играл сход граждан, избирался староста , планировались масштабные деревенские мероприятия «всем миром»- постройка школы, мельницы, маслобойни и т.д. Деревне суждено было жить!












Глава 3. «Они из 20 годов».

…Война гражданская тяжелой трещиной прошла по селу: бедные – за Советы, зажиточные – за царя. Как только брали верх «красные» или «белые», сразу устраивались самосуды, «народ стравили», каждая сторона считала только себя правой…Вот живое свидетельство того времени: когда сила была на стороне колчаковцев, и они властвовали в волости, зажиточные наши мужики в один из дней прямо в центре села убили политического ссыльного Милоенко, который жил на поселении в Заозерке и пришел в Рождественку на свидание к девушке…

Глубоко в памяти рождественцев остались имена Дурноступа Власа, Ефима Доропеева, первого председателя сельсовдепа в Рождественке, и его первого помощника - секретаря Чудина Михаила Григорьевича, много месяцев томившихся в Каинской тюрьме до последних дней колчаковщины. Перед отступлением на восток колчаковцы жестоко расправились с узниками, в числе которых убили наших земляков Чудина и Доропеева (Дурноступу ранее удалось бежать). В дни, когда отмечалось 10-летие освобождения Сибири от Колчака, в газете Барабинского окружкома ВКП/б «Барабинская деревня» /№ 87 от 19 ноября 1929 г. о расстреле каинских узников подробно рассказывал председатель уездного совпеда М. Сурков. В его воспоминаниях есть и такие строки: «Не могу забыть тех издевательств, которые допускали озверевшие конвоиры.... Чудина М. Г. они поставили к дереву и как в учебное чучело с трех сторон вонзили в него штыки. Потом на этих же штыках подняли его кверху. «Эх, вы, люди-звери»-только и мог произнести Чудин и тут же умер». Их тела похоронены в братской могиле на Савкиной горе под Куйбышевым.

…В 1920 году советская власть установилась по всей нашей волости, и красногвардеец Макар Афанасьевич Полосухин стал первым председателем Рождественского совдепа. Затем он руководит волостным советом депутатов а председателем Рождественского совдепа избирают Якишина Алексея Николаевича (в 1922-1923 г.г.), а после него - Якишина Михаила Николаевича (до 1924 года). В 1924 г. были перевыборы: М.Н.Якишина не избрали, избрали Климова Афанасия, но через четыре месяца избирают Евсикова Андрея Михайловича - он возглавляет наш сельсовдеп с 1925 по 1931 гг. (в 1939 году был репрессирован и вернулся домой лишь в 1941 г.).

Началась жизнь в деревне при новой – советской власти. Начало 20-х годов характеризуется в нашем крае образованием кредитных и машинных товариществ, товариществ по совместной обработке земли и сельхозкоммун (ТОЗы).

Руководящую роль выполняют в это время партийная ячейка (1920 год) и образованная в 1924 году комсомольская организация.

Много дел сделали и партийная, и комсомольская организация: ведут предвыборную кампанию, агитацию за сторонников советской власти, разъясняют законы новой власти. В период НЭПа ведут агитацию о сдаче государству сельхозпродуктов по наложенной контрибуции для восстановления разрушенного хозяйства в стране - так активистам приходилось вести вместе с чекистами продразверстку в селе. Собирали сельхозпродукты для голодающих Москвы, Петрограда и др. городов.

Культурно-массовая работа на селе оживилась с приездом в село супругов Потаповых (1925-1926 г.г.). Именно они с молодежью подготовили в 1926 г. первый спектакль «Степан Разин»: все село пришло в здание школы смотреть на представление, мест не хватало, поэтому все окна были залеплены с улицы зрителями. Сцена была сколочена из досок, стояла на козлах. Главную роль играл Ковалев Никита Ильич, член драмкружка, а роль княжны играла Хроменко Ефросинья. Во время представления зрители слышали и шум ветра, и плеск воды…

В 1927 году в селе вместо начальной школы была открыта семилетняя школа, и комсомольская ячейка пополняется учителями-комсомольцами. Открываются в этом же 1927 году детские ясли (первая заведующая – учительница Шпакова). 20-е годы - это и период ликвидации неграмотности, начало культурной революции в деревне. Чтобы приобщить крестьян к новой жизни и вывести их из неграмотности, в деревне заработал ликбез. Ведётся работа по ликвидации неграмотности в 1925 -1930 г.г. неотступно: ликбез работал как в школе вечерами, так и на дому крестьяне учились грамоте. В ликбезе принимали участие учителя, комсомольцы, любой грамотный человек. Ученикам было от 20 до 45 лет, за каждым грамотным закрепляли по 10-15 учеников, учили их хотя бы читать и писать, расписываться. Очень активно работали в ликбезе Чудин Степан (учитель), Кузнецов Григорий Алексеевич, Алдущенко Софья, Мудренко Елена Тихоновна (в 1928 г. обучала вечерами 14 женщин) и др.

Во всех этих событиях видны веяния первых лет советской власти, ставшей для многих людей своей, родной властью, которая сформировало удивительное поколение 30-х годов, поколение энтузиастов, ударников, стахановцев, строителей новой коллективной жизни в деревне. И с каких бы позиций не трактовались события тех лет, ясно одно, деревня приобретала новое лицо, и люди становились другими…, жившими этим временем и для этого времени.

И мне на ум невольно приходят слова из очень давней песни советских времён, не популярной в данное время.

« Двадцатые годы над миром летели, разруха, и голод в глаза нам глядели, лихие тачанки нас в бой уносили, легенды расскажут, какими мы были…»Легенды расскажут, какими Вы были!








Глава 4. «Эти непростые 30…»

Но привычная крестьянская жизнь с ее вековечным по законам природы круговоротом забот и чаяний, мужицкой мудрости и смекалки, общинным духом, трепетным отношением к земле-кормилице - надежная устроенная жизнь была разлажена. В стране началась организация колхозов, и многие люди очень тяжело пережили разрушение их привычного уклада жизни.

И в Рождественке все происходило почти так же, как об этом написано у М.А.Шолохова в «Поднятой целине»: зимой 1929 года проходили собрания, а уже к весне 1930 года организовался первый колхоз. Первыми в него вступили бедняки (11 дворов), среди них Пинковы, Желеевы, Кузнецовы, Чудины. Первым председателем колхоза стал тоже питерский рабочий Шевелев, молодой энергичный парень. В зимнее время организовал молотьбу на гумнах в две смены. Достал откуда-то фонарь, непонятно на чем освещавшийся, поставили столб, и место работы было освещено. Свели в общую кучу сначала весь скот. Но помещений не было, скот все равно держали в частных сараях, молока выдавали по 2 литра на двор.

Крупные кулацкие хозяйства в селе в то время были, но немного (Букины, Мартиян). Зажиточные семьи либо уехали заранее, боясь раскулачивания, либо их раскулачили и сослали сослали в «урман» ( так называли в народе северные районы)…

Середняк сомневался идти в колхоз. Долгожители села вспоминали: «До колхоза жили лучше, ели сытно, одевались добротно. Весело было в деревне». Но время диктовало свои правила. Коммунисты и комсомольцы вели агитацию в селе среди населения о том, чтобы вступать в колхоз.

Полная коллективизация единоличных хозяйств в колхоз шла несколько месяцев и закончилась в 1931-м году. Только жизнь колхозная долго не налаживалась, долго крестьяне тужили по разлаженной жизни, конфискованным лошадям, в колхозе работали за «палочки» (трудодни). Колхоз по плану отдавал все выращенное государству (зерно, мясо, молоко, шерсть, яйца…), а колхозникам на трудодни доставались крохи или ничего. Жили бедно, впроголодь, одеться особо было не во что, в школу детям ходить было не в чем. Люди бедствовали, но уехать из деревни не могли: у колхозников не было паспортов.

Вглядываясь в факты и свидетельства 30-х годов, видно, что народ включился в новую колхозную жизнь: у людей была такая сильная привычка к труду, да ее еще поддерживал общий энтузиазм 30-х годов. Кроме того, в Рождественке несколько лет председательствует в середине 30-х замечательный председатель Кошелев Алексей Иванович (1933-1935 г.г.) (приложение №7), и при нем наши колхозники работали очень ударно. Он сумел так организовать работу на полях и фермах, что дела в колхозе шли по пути развития. Только на ВДНХ и ВСВ наши ударники ездили ежегодно, некоторые из них не один раз!

То поколение людей было удивительно трудолюбивым, а любовь к труду и к своей земле делали их великими в работе: уже к концу 30-х годов Рождественка гремит в округе именами ударников, которые растили племенной скот: держали образцово конеферму с орловскими рысаками (заведовал ею до войны Чернов Сергей Яковлевич); свиноферма тоже была племенная, зав. ТСФ были тогда Евсиков Василий Андреевич и Брылев Дмитрий Парфенович.

Отдельно остановлюсь на работе цигельни. Почти 40 лет в селе был свой кирпичный заводик: с 1909 года по 1950 год. Огромные ямы недалеко от сельского кладбища, из которых бралась глина для кирпича, до сих пор напоминают об этом. До 30-х г. кирпич изготовляли частники, продавали его своим односельчанам и в другие села. В 30-е г. завод стал колхозным. Труд на нем был ручной, очень тяжелый, но кирпич из Рождественки славился в округе хорошим качеством. Заводик представлял собой длинный сарай с печью для обжигания кирпича. Дрова для печи подвозили на быках женщины.

С 1932 г. в колхозе появилась пекарня – в ней выпекали хлеб для общественного питания. Каждый день из двух центнеров муки надо было испечь три центнера (!) хлеба. И выпекали их за сутки две женщины, а труд был ручной, тяжелый: и дрожжи делали-сушили сами, и печи топили сами, и хлеб месили и вымешивали эти золотые руки сами…

В 1933 году построили деревянный клуб, крытый пластом (он прослужил до 1960 года). В нем была библиотека и помещался сельсовет. Хорошо работала художественная самодеятельность, стенная печать, особенно когда комсоргом был Афанасьев Никита Кузьмич, боевой, энергичный парень, честный, прямой (1937-1940 г.г.). Люди мало пили или совсем не пили, но на гулянках сельских пели и плясали так, что лампы тухли!

Еще с приездом в село трех братьев Павловских: Игната Гавриловича, Савелия Гавриловича, Лаврентия Гавриловича - ими, любителями-самоучками, был организован оркестр: Игнат – контрабас, Савелий – бубен, Лаврентий – скрипка. В их семейный ансамбль вошел еще один талантливый человек – Колосов Михаил Сергеевич, он играл на скрипке и на мандолине. Почти 35 лет (до 50-х г.) ансамбль играл на свадьбах, праздничных торжествах, на отсевках и по окончании уборки в роще - играл так, что ноги сами бросались в пляс. Как любили «павловскую» музыку односельчане и все села в округе, куда их тоже приглашали часто! После стариков Павловских потом в ансамбле играли их дети: Павловский Григорий Савельевич, как и его отец, виртуозно играл на бубне. Они могли в праздник идти по улице, играть и петь, плясать, и в эти минуты вся улица пела и плясала! Играли прекрасно русские наигрыши, «Краковяк», «Тустеп», всегда исполняли песню «На реченьку».

Но все, что несло новое время, в том числе и незаслуженные репрессии, не прошло стороной и мимо Рождественки. Не обошел нашу деревню и 1937 год – год репрессий : в Рождественке тоже стали искать «врагов народа», и находили (и в 30-е, и в 40 - 50-е годы безвинные рождественцы попадали в лагеря ГУЛАГа за «вредительство», за «колоски», за «веру» и др.) Например, Евсиков Андрей Михайлович, возглавлявший когда-то сельсовет, в 1939 году был репрессирован, но вернулся домой в 1941 г. А Грешнер Степан Иосифович был репрессирован в 1937 году и расстрелян 2 ноября 1938 г. в тюрьме г.Куйбышева. Семьям репрессированных особенно трудно, морально тяжело, приходилось жить.

С 1925 года повсеместно в нашем Западно-Сибирском крае (так он назывался в то время) закрывались храмы, обезглавливались церкви, началась борьба с религией. В нашем селе церкви не было, зато с самого начала зарождения села в нем существовала баптистская община, и большое количество населения Рождественки входило в нее (до сих пор, уже второй век, эта община продолжает существовать в селе). Когда активисты стали бороться с религией, было приказано всем, у кого есть в семье Евангелие, сдать его. С боем, плачем Евангелия были отобраны у людей, но несколько стариков ни в какую не отдавали свои святые книги - все они были арестованы и отправлены на Колыму. Среди них были Чудин Елисей Григорьевич, Гарбузов Григорий Григорьевич, Слизовский Матвей Семенович, Сафронов Константин Андреевич (расстрелян в Славгороде 7 ноября 1937 года), Усенков Захар (или Усенков Сидор Алексеевич) и другие. Домой из них почти никто не вернулся…Точное время репрессий против них неизвестно, видимо, это было в те страшные 30-е годы – имена некоторых из них есть в списках «пораженцев» (поражены в правах), «лишенцев» середины 30-х годов (1937, 1938, 1939 годы)... В эти годы более 30 человек в Рождественке стали «лишенцами»: так называли тогда людей, лишенных избирательного права. По разным причинам их считали неблагонадежными, не лояльными советской власти, и некоторые из них прошли ГУЛАГ. Среди них мы видим и имена людей, пострадавших за веру, баптистов. Все они были реабилитированы в хрущевскую «оттепель». (В конце 50-х годов эта история повторилась в биографии сильно верующего Доропеева Ивана Филипповича, на то время возглавляющего баптистов села: его арестовали и увезли из села, но через года - полтора отпустили. И после этого он продолжал вести собрания верующих, пользуясь огромным авторитетом у них.)

Трудолюбие, мудрость, крестьянская смекалка, основательность, разумное отношение к природе, друг к другу так и чувствуются в каждом факте прошлой жизни. Таким прошлым, такими предками я по праву горжусь!

Такие люди, толковые, сноровистые, ответственные, умеющие принять то, что дарует человеку судьба или то, чем она его испытывает, все это великое и настоящее поколение оказалось на пороге многотрудного, трагического испытания – впереди была война. Великая Отечественная война.



Глава 5.«Сороковые, роковые…»


«За то, как работали в войну женщины в деревне, памятники надо ставить»,- писала в своих воспоминаниях Слуева Е.С., бывшая в годы войны председателем колхоза им.Ворошилова. – Пахали и сеяли, молотили и веяли – и все вручную. Работали по 17-18 часов в сутки – и так все четыре года, без выходных. Особенно тяжело доставалось в уборку, в посевную и в сенокос».

…21 июня 1941 года, суббота – все село в любимой березовой роще: в колхозе идет традиционный праздник «Отсевки». Прямо в роще, на поляне широкой, накрыты праздничные столы, проходит собрание по итогам посевной, играет туш – награждают передовиков. Люди целыми бригадами, семьями пришли на праздник. Веселые песни, пляски под музыку ансамбля братьев Павловских…Далеко за полночь расходятся люди по домам.

А на следующий день, когда едва рассветало, в окна каждого дома тревожным стуком стучал бригадир: «Быстрей на площадь, на митинг». Площадь. Это место в центре села всегда было чистое, ровное (транспорт никакой: ни колесный, ни гужевой- по общезаведенному стариками правилу здесь не ездил), зеленое от мурога.

… Остались в селе старики да женщины с детьми-подростками, на плечи которых легли все тяготы военных лет. Благословив сыновей, мужей, братьев, отцов на войну, вволю наплакавшись и надолго простясь с защитниками своими, взялись женщины за плуг, за бороны, за фермы – все для фронта, все для победы. До войны жизнь была не сладкой, а теперь и того труднее стало.

Уборка осенью 1941 года была трудной, но в ней еще участвовали мужчины, которых призвали на фронт позже, после уборки. А в зиму девушек 17-18 лет направляют на учебу в р.п. Чистоозерное на курсы трактористов и комбайнеров. Позднее открывают такие курсы в соседней Копкульской МТС. Там же ремонтируют технику, а вечерами обучают работе на тракторах и комбайнах.

И следующий, 1942 год, в основном ложится на плечи стариков, подростков и женщин. Труженики тыла вспоминают: «Всегда спины были мокрыми от тяжелой работы. Пахали в основном на конях, быках и коровах, косили пшеницу серпом, косили лобогрейками, сидя на которой надо было быстро-быстро сбрасывать вилами тяжелую массу пшеницы.»

С ранней весны и до поздней осени люди жили на пашне, домой приезжали или приходили только в субботу, чтобы в бане помыться, и то не всегда, а наутро опять на работу. Женщины, которые имели детей, хотя бы ночью, но добирались с бригады в деревню, чтобы узнать, как дела дома, видя своих детей сонными. Днем дети находились на попечении стариков и детей постарше.

И голодное, натруженное, бедное сибирское село наше в войну приняло, накормило и обогрело блокадников из Ленинграда: их привезли в Купино, а затем в каждую деревню распределили по семьям колхозников. После войны они почти все уехали домой, в Ленинград, но и в селе нашем остались некоторые навсегда (сестры Алексеевы: Чумакина Мария Васильевна и Усенкова Анна Васильевна).

Люди полностью отдавали себя работе в колхозе, и даже корову подоить некому бывало, дома дети малые да (не у всех) бабушка старенькая». Вспоминали труженики тыла, как маленькую 8-летнюю Валю Фирсову соседка- хромая Усенкова Прасковья Григорьевна - водила за ручку из двора во двор, и та доила коров у соседей в 3-4 дворах сразу, т.к жалко: орут коровы на всю улицу недоеные.

Зимой работы на пашне тоже хватало. Каждый день собирались, садились на бричку и ехали на снегозадержание или молотить зерно. Люди вспоминали, что в войну в околках и в поле было страшно из-за волков: в одну из военных зим их было так много, что волки делали набеги на деревню, и люди даже овец забирали в избы – боялись, что волки их задерут. Со страхом слушали ночами волчий вой в деревне: волки забирались на крыши домов, занесенные снегом, садились около печных труб и выли.

А сколько бессонных ночей проведено на току! Пахали и сеяли, косили и скирдовали… Кровавыми слезами исходилась от тяжестей, казалось бы, нечеловеческих душа, а они дюжили. Где вы брали столько терпения и силы? Как не сломились?

Еще воспоминания: «Зерно возили в Купино и в Баган на элеватор на лошадях, на коровах, на быках, колхозных и своих. А там нужно было зерно провеять и на помост высыпать - а какие силы у детей да полуголодных женщин…Но все делали, с ног валились, но не жаловались… Не знали, что надеть на себя и обуть, и полуголые шли на работу («ноги в стареньких калошах примерзали к подошве, пока бегу на ферму»).

Но забота о фронте, о своих мужьях, отцах и детях придавала силы. Главное, что помнят из этого времени: в людях такая совесть открылась, и в такие суровые дни они оставались людьми, делились последней крошкой с односельчанами. Никто не думал о себе, не жалели себя, не жаловались.

Женщины военных лет вспоминали и это: «Но не только зерно, молоко и мясо отправляли на фронт. Летом сеяли табак, сушили, мельчили его и вместе с самошитыми кисетами от школьниц с вышивкой «Бойцу Красной армии» отправляли на фронт. Женщины, поголовно сами и дети все разутые, зимой пряли шерсть, которую давали из колхоза и вязали из нее тёплые вещи: носки, шарфы, рукавицы – тоже все на фронт, Сушили в печах после хлеба мелко нарезанную картошку, сухари. Затем всё это сносили в сельский совет, а там упаковывали посылки и отправляли их на фронт по адресу «Действующая армия». Кто получит эти посылки, женщины не знали, но знали, что какой-нибудь солдатик наденет их вещи, заботливо сделанные их руками, в передышке между боями закурит в окопе табак, выращенный ими. От этого радостно на душе становилось у тех, кто отправлял посылки далеко на фронт».

Работала в это время председателем колхоза им.Ворошилова Слуева Евдокия Степановна, женщина трудной судьбы, твёрдого характера (приложение №8).

К весне все запасы обычно истощались, и некоторые семьи голодали. И вот Евдокия Степановна на свой страх и риск взяла семенного зерна и выдала таким семьям, чтобы как-то их поддержать. Но природа вознаградила её за это — год выдался дождливый, и хлеба вымахали такие, что превзошли все ожидания.

… И так проходили 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 годы – в страшном напряжении всех человеческих сил. Нелёгким трудом досталась война тем труженикам тыла, кто помогал фронту своим трудом в тылу, многие рано ушли из жизни, многие остались инвалидами. Эти годы навсегда остались в памяти людей военных лет как мучительно трудные, невыносимо тяжелые, надрывные.

«Ты хлеб растила, убирала, хлеб, как порох, нужен был, ты на плечах своих держала тяжелый многогранный тыл»,- эти строки поэта посвящены хлеборобам войны. Хлеборобам и всем труженицам тыла посвятила проникновенные строки и Зоя Афанасьевна Слизовская ( Приложение8)

И Победа пришла на нашу землю. Это событие ждали со дня на день.

… 9 мая 1945 года. Опять идет посевная в колхозе, женщины пашут, сеют от зари до зари…Где-то к обеду колхозники на пашне услышали заливистые звуки гармошки и увидели, как лошадь по дороге мчится во всю рысь, на облучке тачанки сидит и играет гармонист, а на тачанке едет председатель колхоза Слуева Евдокия Степановна: в одной руке стоя держит красный флаг, в другой – вожжи, а сама радостно кричит: «Бросайте работу, война кончилась! Победа! Победа! По-бе-да-а-а-а!».

…Все бегут на полевой стан, обнимают друг друга, целуют, плачут, радуются и тут же утешают вдов солдатских, причитающих: «Соколики вы наши, где вы лежите? Не слышите, что война закончилась. Да как же я буду без…?» Тут же накрывали столы с нехитрой снедью, что приготовили повара на обед да с тем, что привезла из колхозной кладовой «председательша»: сало соленое, масло подсолнечное, хлеб белый –богатство. Сели за столы, помянули погибших. Тут же сочинили частушку: «Девочки, война, война. Девочки, Победа. Сегодня будем работать мы только до обеда».

Не дожидаясь места не телегах, радостные, бежали домой, обнимали детей – и снова плакали, особенно не утихал в этот день плач в семьях, где война отняла кормильца, где дети никогда больше не увидят отца.

А к вечеру всем селом собрались в роще, снова прямо на мурашке расстелили скатерки, и всем миром поминали павших, но и радовались Победе, плакали и пели… Так с того дня и повелось проводить День Победы как праздник со слезами на глазах.

Родная деревня наша! Ты сделала все, что могла и больше, чем могла в годину страшных испытаний. Ты радовалась возвращению домой каждого, кому суждено было в битве великой выжить и вернуться к семье живым. Ты оплакивала каждого, кто сложил голову за Родину, за тебя, село. Ты, как могла, утешала солдатских вдов и солдатских сирот, ты помогала им стать на ноги, вырасти, выйти в люди. Так пусть же над тобой, над всей Россией, над всей Землей всегда будет чистая голубая лазурь, цветут сады, мирно растут дети! Разве не об этом мечтали они, наши родные, в суровые годы войны?

































Заключение


Вернулись мужчины с фронтов войны, сняли солдатские шинели ,залечивая раны войны, принялись за мирный труд. Вздохнули женщины, наши великие труженицы, хлеборобы войны: теперь самую тяжелую колхозную работу взяли на себя мужчины.

В 1950 г. колхозы укрупнили: объединили Ворошиловский и Буденовский колхозы, а в 1951 году к ним присоединили и деревню Шамониху (в 5километрах от Рождественки) Колхоз стал называться «Первое Мая» (до этого так назывался колхоз в Шамонихе). Этим большим укрупненным колхозом стал руководить Кошелев Алексей Иванович, талантливый руководитель: умел убеждать, организовывать людей, был всеми уважаемый человек. Еще до войны, в 1933-1935 гг., он уже работал в Рождественке председателем, но был переброшен поднимать другие хозяйства. Он был из той породы людей, кто и без образования в силу своих личных качеств (был он простой, душевный, честный и скромный человек) и огромной ответственности за порученное ему дело, всего себя отдавал работе. Колхоз наш при Кошелеве А.И. (1949-1953 г.г.) был передовым в районе, к нам ехали за опытом работы, о селе и его тружениках писали газеты.

Вот так и приходила в себя сибирская глубинка и ее люди после небывало тяжелейшей войны: не думая о себе, не жалея себя, одним общим порывом трудясь по совести, поднимали страну, кормили и поили ее. А сами поголовно все еще жили в пластянках и саманках с мазанным глиной полом, еще не видя вволю белого хлеба, более чем скромно одетые, дети – без сладостей, в работе и в трудах…Но какие же великие люди они при этом были: любую работу делали только основательно, по-хозяйски, не жаловались, не ныли, доярки на работу и с работы – с песнями (и с какой тяжелой работы, где рано встань, дои коров руками, силос раздай сама, навоз чисти сама…).

Деревня жила верой в лучшее будущее и в этом был великий смысл её существования. Были новые свершения и простые открытия, свои герои-передовики производства, простые люди Труда. Племенная свиноферма, где свинарка М.Л.Гладченко, Герой социалистического труда, уже до войны не раз побывала на ВДНХ и привезла дипломы и награды (награждена пятью Золотыми медалями ВСВ (Всесоюзной сельхозвыставки); имела 22 Почетные грамоты, а в 50-е годы была награждена машиной «Победа»). Лучшие овцы и многотысячное стадо овец, коровы-рекордистки, а главное – сноровистые, трудолюбивые доярки, в числе которых Вера Игнатьевна Тюникова ,депутат Верховного Совета депутатов СССР восьмого созыва (депутатский билет № 241), награждена орденом Ленина, лучшие лошади в округе (конеферма ежегодно выезжает в Купино на своих орловских рысаках на слеты передовиков) В 50 годы в селе заложена пасека…

Это лишь малая толика в повседневных буднях свершений. Но всё это было, было…

Время не стоит на месте, оно молниеносно мчится вперед, унося за собой многое хорошее. Люди жили и в 70-е годы, когда все до одного колхозники, простые люди труда, кормившие всю страну, работали, летом и зимой гудели по селу и за околицей трактора, на улицах пахло сеном, силосом, стадом, иногда- бензином и соляркой, клуб на любой праздник забит людьми до отказа…-жили, и не знали, что это была счастливая пора в судьбе села, пока еще все Вместе, пока еще держатся вековые традиции. Впереди же были совсем другие времена…

История состоялась, её нельзя изменить, подправить. Из неё можно только извлечь уроки и гордиться предками, внёсшими свою лепту в её написание!


































Список используемой литературы


-материалы краеведческого музея,

- воспоминания сторожил села Рождественки.

- я интересовался историей родного края, принимал активное участие в собирании её по «крупицам» в течении нескольких лет, начиная со среднего школьного возраста)

- видеозапись старейшего жителя с.Рождественки Слизовской З.А

-Бернякович Т.В Купина алая: тексты песен- Новосибирск -2014 год

-Крестелев .В «На Купинской земле»




































Приложение №1




























Приложение 2

























Приложение №3






Приложение №4

























Приложение №5













Фасад старой школы.












Приложение №6.














« Кривая» берёза





Приложение №7.





Председатель колхоза «Первое мая» Кошелев А. И






«Передовики»

Приложение №8








Председатель колхоза в годы войны Слуева Е. С.











Приложение №9


«Низкий поклон вам, женщины, девушки суровой военной молодости!

Вы не знали вкуса белого хлеба, сахара.

Вы не знали, что такое хорошее кино, веселый концерт.

Вы не знали модной одежды, духов. Вместо них вас умывала утренняя роса, когда вы чуть свет спешили на колхозные поля и луга, на фермы.

Вместо обручальных колец вы носили кровавые мозоли – они всю войну не сходили с девичьих, женских рук.

Вместо музыки вы слушали раннюю песню жаворонков, когда шли по бесконечной борозде, налегая на плуг.

Сколько километров прошли пешком ваши ноженьки до Купинского элеватора и обратно с возами, арбами…

Зато вы знали, что такое молотьба и косьба вручную, знали, как тяжелы мешки, которые надо на пупе своем сдать на элеватор.

Зато вы умели сдержать крик боли в душе, плакать сухими слезами и петь песни, когда обливалось горем сердце…

Все сделали для фронта, для Победы, чтобы ваши дети шли в школу, рабочий – к станку, солдаты – в бой. Давали фронту хлеб, молоко, мясо, сами забыв вкус всего этого.

Это вы, великие труженики военной поры, с гордостью можете сказать: «И мы ковали Победу».





















Приложение №10







Тюникова В.И





Председатель колхоза конца50-начала 60 Погорельцев А.И с доярками.

Гладченко М


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!