СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легенды Смоленского края

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать на уроках Литературы Смоленщины при изучении темы "Фольклор

Просмотр содержимого презентации
«легенды смоленского края»

Легенды Смоленского края Выполнил ученик 8 класса В Пчеленок Вячеслав Учитель Лютикас Н.П.

Легенды Смоленского края

Выполнил

ученик 8 класса В

Пчеленок Вячеслав

Учитель Лютикас Н.П.

Возникнув на фактической основе, легенды и предания часто в самой причудливой форме совмещают в себе реальное и вымышленное. Они не имеют устойчивого текста. В одних случаях это более или менее распространенный рассказ, в других — краткое сообщение о происшедшем. В отличие от преданий, в легендах присутствуют религиозные мотивы, четко выражена установка на поучительность.

Возникнув на фактической основе, легенды и предания часто в самой причудливой форме совмещают в себе реальное и вымышленное. Они не имеют устойчивого текста. В одних случаях это более или менее распространенный рассказ, в других — краткое сообщение о происшедшем. В отличие от преданий, в легендах присутствуют религиозные мотивы, четко выражена установка на поучительность.

В большинстве своем возникают и бытуют легенды и предания в пределах определенного края и имеют значение для воссоздания его истории. На Смоленщине они имеют широкое распространение. Состав их разнообразен. Предания о богатырях (наиболее древние по происхождению), о пребывании на Смоленщине известных в истории лиц (о Петре I, Екатерине II и др.), о военных событиях, о так называемых «благородных» разбойниках, о кладах и др. Наибольшее распространение получили предания о военных столкновениях, что связано с особенностями исторической жизни края, на территории которого развертывались войны с многочисленными посягателями на русские земли. Их бытование поддерживается множеством оставленных войнами мемориалов.
  • В большинстве своем возникают и бытуют легенды и предания в пределах определенного края и имеют значение для воссоздания его истории. На Смоленщине они имеют широкое распространение. Состав их разнообразен. Предания о богатырях (наиболее древние по происхождению), о пребывании на Смоленщине известных в истории лиц (о Петре I, Екатерине II и др.), о военных событиях, о так называемых «благородных» разбойниках, о кладах и др. Наибольшее распространение получили предания о военных столкновениях, что связано с особенностями исторической жизни края, на территории которого развертывались войны с многочисленными посягателями на русские земли. Их бытование поддерживается множеством оставленных войнами мемориалов.
Широко известны также топонимические предания, рассказывающие о событиях, давших название той или иной местности. Нередки предания, в которых топонимы идут от конкретных имен, по всей вероятности, реальных. В таких случаях названия, особенно названия сел и деревень, являются следствием признания высоко чтимых народом заслуг данного лица. Это — или человек, проявивший мужество в борьбе с завоевателями, или мастер-кузнец (профессия весьма авторитетная в прежние времена), или первооснователь села, или даже долгожитель. Или в судьбе отдельного лица сказалось нечто такое, что выходит за пределы обычных житейских представлений.

Широко известны также топонимические предания, рассказывающие о событиях, давших название той или иной местности. Нередки предания, в которых топонимы идут от конкретных имен, по всей вероятности, реальных. В таких случаях названия, особенно названия сел и деревень, являются следствием признания высоко чтимых народом заслуг данного лица. Это — или человек, проявивший мужество в борьбе с завоевателями, или мастер-кузнец (профессия весьма авторитетная в прежние времена), или первооснователь села, или даже долгожитель. Или в судьбе отдельного лица сказалось нечто такое, что выходит за пределы обычных житейских представлений.

Разбойничество — явление, имевшее на Смоленщине широкое распространение, как следствие социальной неустроенности общества. Состав разбойников, разумеется, не был однородным. Среди них были и беглые солдаты, и крепостные, не выдержавшие помещичьего гнета, и просто «люди удачи». И отношение к ним народа, естественно, было неоднозначным.
  • Разбойничество — явление, имевшее на Смоленщине широкое распространение, как следствие социальной неустроенности общества.
  • Состав разбойников, разумеется, не был однородным. Среди них были и беглые солдаты, и крепостные, не выдержавшие помещичьего гнета, и просто «люди удачи». И отношение к ним народа, естественно, было неоднозначным.

Самый древний образ разбойника, известность которого в России, прежде всего в центральных ее губерниях, была почти повсеместной, — это образ легендарного Кудеяра. Знали о нем и на Смоленщине. А. Глаголев, сделавший еще в 20-х годах XIX века попытку уяснить сущность этого образа, писал: «Имя Кудеяра как страшного разбойника гремит еще доселе в Тульской, Рязанской, Тамбовской и даже Смоленской губерниях».

Самый древний образ разбойника, известность которого в России, прежде всего в центральных ее губерниях, была почти повсеместной, — это образ легендарного Кудеяра. Знали о нем и на Смоленщине. А. Глаголев, сделавший еще в 20-х годах XIX века попытку уяснить сущность этого образа, писал: «Имя Кудеяра как страшного разбойника гремит еще доселе в Тульской, Рязанской, Тамбовской и даже Смоленской губерниях».

Предания о кладах известны на Смоленщине повсеместно. В подавляющем своем большинстве они фантастичны, и только предания, приуроченные к каким-либо историческим событиям, содержат порой реальные детали. Но тогда где истоки преданий? Почему они получили столь широкое распространение, и не только на Смоленщине? Следующее суждение на этот счет представляется вполне убедительным: истоки «коренятся в древних народных верованиях, в представлениях о богатствах, скрытых в недрах земли, которые в свое время откроются» .

Предания о кладах известны на Смоленщине повсеместно. В подавляющем своем большинстве они фантастичны, и только предания, приуроченные к каким-либо историческим событиям, содержат порой реальные детали.

Но тогда где истоки преданий? Почему они получили столь широкое распространение, и не только на Смоленщине?

Следующее суждение на этот счет представляется вполне убедительным: истоки «коренятся в древних народных верованиях, в представлениях о богатствах, скрытых в недрах земли, которые в свое время откроются» .

Ищут клады в разное время, но чаще в ночь в канун дня Ивана Купалы, когда, по повериям, удача ожидает того, кто увидит цветущий папоротник. К желаемым результатам такие поиски не приводят, но романтичны сами эти поиски — и интересно (а вдруг увидишь цвет!) и немного жутковато…

Ищут клады в разное время, но чаще в ночь в канун дня Ивана Купалы, когда, по повериям, удача ожидает того, кто увидит цветущий папоротник. К желаемым результатам такие поиски не приводят, но романтичны сами эти поиски — и интересно (а вдруг увидишь цвет!) и немного жутковато…

Значительная часть преданий связана с верой в то, что в земле зарыто добро, награбленное «литвой» и особенно французами. Предания о такого рода кладах, равно как и о кладах разбойничьих, чаще всего лишены суеверных представлений; здесь уже все зависит от личной удачливости. Некоторые предания сбиваются на бытовой рассказ («Как один мужик клад взял») или на анекдот («Клад приснился старику Макуру»), что свидетельствует о позднем их происхождении.

Значительная часть преданий связана с верой в то, что в земле зарыто добро, награбленное «литвой» и особенно французами. Предания о такого рода кладах, равно как и о кладах разбойничьих, чаще всего лишены суеверных представлений; здесь уже все зависит от личной удачливости.

Некоторые предания сбиваются на бытовой рассказ («Как один мужик клад взял») или на анекдот («Клад приснился старику Макуру»), что свидетельствует о позднем их происхождении.

ДЕВЯТИНСКИЕ КУРГАНЫ   Курганы эти, по рассказам, очень давние. Они недалеко от деревни Раздобарино. Почему называются Девятинскими, никто уже не знает. Говорят, что в этих местах был Мамай со своим войском. Русские, чтобы на них невзначай не напали враги, вышку построили для наблюдения. А когда они напали, то многих татар побили и закопали их. Образовались курганы. — Мне бабушка моя рассказывала, что на одном кургане, который побольше, церковь стояла. Провалилась она вместе с людьми. Там образовалась яма. Туда стали деньги бросать — от болезней помогало. Потом и яма заросла.

ДЕВЯТИНСКИЕ КУРГАНЫ

Курганы эти, по рассказам, очень давние. Они недалеко от деревни Раздобарино. Почему называются Девятинскими, никто уже не знает.

Говорят, что в этих местах был Мамай со своим войском. Русские, чтобы на них невзначай не напали враги, вышку построили для наблюдения. А когда они напали, то многих татар побили и закопали их. Образовались курганы.

Мне бабушка моя рассказывала, что на одном кургане, который побольше, церковь стояла. Провалилась она вместе с людьми. Там образовалась яма. Туда стали деньги бросать — от болезней помогало. Потом и яма заросла.

Колдовское место Между деревнями Лопатине и Ямново протекает речка Боровка. В старину на берегу этой речки стояла церковь. И вот в одно утро люди встали — смотрят, а церкви-то и нет: ушла в землю. Потом на этом месте построили часовеньку и рядом хоронили маленьких детишек. Много лет прошло с тех пор, а люди и сейчас боятся этого места. Считают его колдовским: обязательно около него что-нибудь происходит: то огни горят, то кто-то в белом появляется. Один парень, рассказывают, ехал около этого места, вдруг поднялся страшный ветер, зашумели кусты. Лошадь помчалась так, что чуть не сбросила седока.

Колдовское место

Между деревнями Лопатине и Ямново протекает речка Боровка. В старину на берегу этой речки стояла церковь. И вот в одно утро люди встали — смотрят, а церкви-то и нет: ушла в землю.

Потом на этом месте построили часовеньку и рядом хоронили маленьких детишек.

Много лет прошло с тех пор, а люди и сейчас боятся этого места. Считают его колдовским: обязательно около него что-нибудь происходит: то огни горят, то кто-то в белом появляется.

Один парень, рассказывают, ехал около этого места, вдруг поднялся страшный ветер, зашумели кусты. Лошадь помчалась так, что чуть не сбросила седока.

Гремучий колодец Давно это было, еще при помещиках. Везли мужики муку на телеге в свою деревню Луки. И захватил их дождь. Нашла большая черная туча, гром загремел, молнии страшные засверкали. Стало темно, как ночью. Мужики побыстрей завернули на церковный двор. В церкви было полно народу — служба шла. Только они подъехали, гром как ударит, а молния — прямо в церковь. И вся церковь с народом, и мужики с телегой провалились под землю. Этот колодец называется Гремучим.

Гремучий колодец

Давно это было, еще при помещиках. Везли мужики муку на телеге в свою деревню Луки. И захватил их дождь. Нашла большая черная туча, гром загремел, молнии страшные засверкали. Стало темно, как ночью. Мужики побыстрей завернули на церковный двор. В церкви было полно народу — служба шла. Только они подъехали, гром как ударит, а молния — прямо в церковь. И вся церковь с народом, и мужики с телегой провалились под землю. Этот колодец называется Гремучим.

Белый ручей Рядом с деревней Белоручье есть криница. Вода в ней чистая-пречистая и такая холодная, что зубы ломит. Из криницы выходит ручеек. Его стали называть Белым — вода выходила, как разбавленное молоко. О кринице ходят разные слухи. Говорят, что в старое время на этом месте стояла церковь. На моление собирались люди со всего прихода. Однажды в Духов день шла служба. Духота была страшная. Кое-кто вышел на паперть передохнуть. И вдруг увидели, что церковь стала погружаться все ниже и ниже. Те, что вышли, остались на земле, остальные погрузились вместе с церковью в пучину. Образовалась огромная яма, наполненная водой. Иногда из ямы выбивало доски. К этому страшному месту люди боялись подходить. Шли годы. Яма стала зарастать, уменьшилась. Осталась криница. На Крещение туда ходят люди и берут святую воду.

Белый ручей

Рядом с деревней Белоручье есть криница. Вода в ней чистая-пречистая и такая холодная, что зубы ломит. Из криницы выходит ручеек. Его стали называть Белым — вода выходила, как разбавленное молоко.

О кринице ходят разные слухи. Говорят, что в старое время на этом месте стояла церковь. На моление собирались люди со всего прихода. Однажды в Духов день шла служба. Духота была страшная. Кое-кто вышел на паперть передохнуть. И вдруг увидели, что церковь стала погружаться все ниже и ниже. Те, что вышли, остались на земле, остальные погрузились вместе с церковью в пучину. Образовалась огромная яма, наполненная водой. Иногда из ямы выбивало доски. К этому страшному месту люди боялись подходить.

Шли годы. Яма стала зарастать, уменьшилась. Осталась криница. На Крещение туда ходят люди и берут святую воду.

Половецкий ручей Недалеко от деревни Нивки раньше протекал ручей. Когда на Русь напали половцы, то они остановились возле этого ручья и устроили свои палатки. Русские дальше их не пустили. Произошел тяжелый бой. Много половцев осталось на берегу этого ручья. Их закопали. И сейчас там еще видны курганы. Их называют половецкими.

Половецкий ручей

Недалеко от деревни Нивки раньше протекал ручей. Когда на Русь напали половцы, то они остановились возле этого ручья и устроили свои палатки. Русские дальше их не пустили.

Произошел тяжелый бой. Много половцев осталось на берегу этого ручья. Их закопали. И сейчас там еще видны курганы. Их называют половецкими.

Новосельские курганы На правой стороне смоленского большака, что исстари был проложен в город Белый через Свитский мох, около бывшей деревни Новоселки, на высоком берегу крутого изгиба реки Аржать — заросшие кустарником древние курганы. … По преданию, на правом берегу той же реки Аржать, где сейчас деревня Литвиново, была стоянка литовских полчищ. Стоянка была настолько продолжительной, что русские успели сосредоточиться в укромном месте и решили дать врагу отпор. От этой своей стоянки литовцы не прошли и пяти верст по направлению к городу Белому, как русские напали и литовцев одолели. Трупов было так много, что их складывали в большие кучи и засыпали песком. Так образовались те курганы.

Новосельские курганы

На правой стороне смоленского большака, что исстари был проложен в город Белый через Свитский мох, около бывшей деревни Новоселки, на высоком берегу крутого изгиба реки Аржать — заросшие кустарником древние курганы.

… По преданию, на правом берегу той же реки Аржать, где сейчас деревня Литвиново, была стоянка литовских полчищ. Стоянка была настолько продолжительной, что русские успели сосредоточиться в укромном месте и решили дать врагу отпор. От этой своей стоянки литовцы не прошли и пяти верст по направлению к городу Белому, как русские напали и литовцев одолели. Трупов было так много, что их складывали в большие кучи и засыпали песком. Так образовались те курганы.

Подвиг дьячка В пяти верстах от Воронцова было старинное село Церковище. Когда литовский отряд двигался в сторону города Белого, то его путь пролегал и через Церковище. Литовцы сожгли деревню. Уцелел только один деревянный храм. В нем литовцы и остановились на ночевку. И дальше произошло вот что. Церковищенский дьячок Яков поджег храм и стал спешно уходить. Перебирался через речку. И утонул. Будто отсюда и название местной речки — Смердянка («смерть дьячка»). А когда позднее решено было вблизи того места, где нашли утопленника, основать деревню, то и назвали ее в память непокорившегося врагу дьячка — Яковцево.

Подвиг дьячка

В пяти верстах от Воронцова было старинное село Церковище. Когда литовский отряд двигался в сторону города Белого, то его путь пролегал и через Церковище. Литовцы сожгли деревню. Уцелел только один деревянный храм. В нем литовцы и остановились на ночевку. И дальше произошло вот что.

Церковищенский дьячок Яков поджег храм и стал спешно уходить. Перебирался через речку. И утонул. Будто отсюда и название местной речки — Смердянка («смерть дьячка»). А когда позднее решено было вблизи того места, где нашли утопленника, основать деревню, то и назвали ее в память непокорившегося врагу дьячка — Яковцево.

Поклонная гора Когда французы шли на Москву, то в Микулине они взошли на самое высокое место. С него были видны золотые купола смоленского собора. Как раз всходило солнце. Французы увидели в этом добрую примету. Мол, Смоленск скоро завоюем. Велено было всему отряду стать на колени и поклониться в сторону солнца. С тех пор и осталось за горой название — Поклонная. А потом, когда французов выгнали из Москвы, то они опять оказались в Микулине. Их прижали с трех сторон к озеру Ржавец. Оставался только один выход: перебраться через озеро. Но как? Они стали в подолах шинелей носить песок и насыпать в озере дорогу. Перешли ли они через озеро или нет — неизвестно. А вот остатки той дороги сохранились. От одного берега по направлению к другому на небольшой глубине есть песчаное возвышение. А еще говорят, что когда французы проходили по этой дороге, то они бросали в озеро награбленное в Москве добро. Много их тут побили. Остались холмы, в них они зарыты.

Поклонная гора

Когда французы шли на Москву, то в Микулине они взошли на самое высокое место. С него были видны золотые купола смоленского собора. Как раз всходило солнце. Французы увидели в этом добрую примету. Мол, Смоленск скоро завоюем. Велено было всему отряду стать на колени и поклониться в сторону солнца. С тех пор и осталось за горой название — Поклонная.

А потом, когда французов выгнали из Москвы, то они опять оказались в Микулине. Их прижали с трех сторон к озеру Ржавец. Оставался только один выход: перебраться через озеро. Но как? Они стали в подолах шинелей носить песок и насыпать в озере дорогу. Перешли ли они через озеро или нет — неизвестно. А вот остатки той дороги сохранились. От одного берега по направлению к другому на небольшой глубине есть песчаное возвышение. А еще говорят, что когда французы проходили по этой дороге, то они бросали в озеро награбленное в Москве добро. Много их тут побили. Остались холмы, в них они зарыты.

Мостище Во многих местах на Смоленщине дороги проходили через болота. Другого выхода не было, как только пилить деревья и настилать дороги. Их называли мостищами. Когда французы к Москве шли, а потом обратно, на таких дорогах партизаны устраивали засады. А то, рассказывают, бывало и такое: возьмут, где-то в середине болота, да и разберут настил, а на его месте посадят срубленные елочки, березки — то, что во мху растет. Французы думают, что вот проступила сушь. И вот ни взад, ни вперед. Сзади обозы — они не дают пройти обратно, а впереди топь. Партизаны же только и ждут этого переполоха. Многих французов таким путем утопили.

Мостище

Во многих местах на Смоленщине дороги проходили через болота. Другого выхода не было, как только пилить деревья и настилать дороги. Их называли мостищами.

Когда французы к Москве шли, а потом обратно, на таких дорогах партизаны устраивали засады.

А то, рассказывают, бывало и такое: возьмут, где-то в середине болота, да и разберут настил, а на его месте посадят срубленные елочки, березки — то, что во мху растет. Французы думают, что вот проступила сушь. И вот ни взад, ни вперед. Сзади обозы — они не дают пройти обратно, а впереди топь. Партизаны же только и ждут этого переполоха. Многих французов таким путем утопили.

Ладыжинское озеро Это теперь озеро называют Купринским. Раньше оно было Ладыжинским. И деревня, что рядом с озером,- Ладыжица. Почему такие названия? Через Смоленщину проходил путь из варяг в греки. Плыли ладьи и по этому озеру. Потом, перед самым переходом в Днепр, делалась остановка: ладили ладьи, износившиеся за дорогу. И деревня основана людьми, которые умели таким делом заниматься. Еще рассказывали, что на этом месте, где озеро, когда-то был лес. Лес провалился. Старики уверяли, что озеро соединялось раньше под землей с другими озерами. Даже рыба переплывала в другое место. Рыбаки находили примеченную рыбу в Касплянском озере.

Ладыжинское озеро

Это теперь озеро называют Купринским. Раньше оно было Ладыжинским. И деревня, что рядом с озером,- Ладыжица.

Почему такие названия? Через Смоленщину проходил путь из варяг в греки. Плыли ладьи и по этому озеру. Потом, перед самым переходом в Днепр, делалась остановка: ладили ладьи, износившиеся за дорогу. И деревня основана людьми, которые умели таким делом заниматься.

Еще рассказывали, что на этом месте, где озеро, когда-то был лес. Лес провалился. Старики уверяли, что озеро соединялось раньше под землей с другими озерами. Даже рыба переплывала в другое место. Рыбаки находили примеченную рыбу в Касплянском озере.

Ладыжинское озеро

Ладыжинское озеро

Сидорки Сидорки — село древнее. Когда-то в нем жил человек по имени Сидор. Был он человеком набожным. На краю деревни, там, где сейчас кладбище, ему явился лик иконы Одигитрии Смоленской. В память об этом событии Сидор срубил небольшую часовенку. Срубил без единого гвоздя. В часовенке всегда теплилась лампада, ставились свечи. Долгое время в часовенке как драгоценные реликвии сохранялись топор Сидора, которым он рубил, и полотенце, которым вытирал пот. В память о добром человеке и назвали жители деревню — Сидорки.

Сидорки

Сидорки — село древнее. Когда-то в нем жил человек по имени Сидор. Был он человеком набожным. На краю деревни, там, где сейчас кладбище, ему явился лик иконы Одигитрии Смоленской. В память об этом событии Сидор срубил небольшую часовенку. Срубил без единого гвоздя. В часовенке всегда теплилась лампада, ставились свечи.

Долгое время в часовенке как драгоценные реликвии сохранялись топор Сидора, которым он рубил, и полотенце, которым вытирал пот.

В память о добром человеке и назвали жители деревню — Сидорки.

Дубровка Наше село называется Дубровка, потому что тут дубы росли. А раньше-то она называлась Княжино. Когда-то жила тут многодетная семья Княжиных. Бедно жили — перебивались кое-как. А вот дочь красавицей удалась. Уже на выданье была, когда помещик приехал долги требовать. А отдавать-то было и нечем. Тогда помещик сказал: «Дочь мне отдай, долги прощу». Батька ее ответил: «Лучше по миру всей семьей пойдем, а дочь на позор не отдам». И сколько барин потом ни старался уговорить — все одно: отказ. Тогда помещик взял да и сослал всю семью, а куда — никто не знает. Давно это было. Но и сейчас еще нет-нет да и назовут Дубровку, как вначале звали,- Княжином.

Дубровка

Наше село называется Дубровка, потому что тут дубы росли. А раньше-то она называлась Княжино.

Когда-то жила тут многодетная семья Княжиных. Бедно жили — перебивались кое-как. А вот дочь красавицей удалась. Уже на выданье была, когда помещик приехал долги требовать. А отдавать-то было и нечем. Тогда помещик сказал: «Дочь мне отдай, долги прощу». Батька ее ответил: «Лучше по миру всей семьей пойдем, а дочь на позор не отдам». И сколько барин потом ни старался уговорить — все одно: отказ. Тогда помещик взял да и сослал всю семью, а куда — никто не знает.

Давно это было. Но и сейчас еще нет-нет да и назовут Дубровку, как вначале звали,- Княжином.

Дубровка

Дубровка

Черная речка Торф теперь тут берут. Раньше, по рассказам, море на этом месте было. Да вот пропало. Жили на берегу моря мужик с женой. Был у них только один сын — и тот появился поздно, когда его и ждать-то не ждали. Подрастать стал сын. Рыбачить начал на Черной речке — она в море впадала. Когда вырос, в море стал рыбу ловить. Родители нарадоваться сыном не могли: до чего он был ладный, ловкий, услужливый. Все шло поначалу так, как надо. Старики невесту уже ему подыскивали. А беда — вот она. Поплыл сын в море сети ставить — и не вернулся. Утонул, видно. Горю стариков конца не было. Мать ослепла от слез. И она прокляла море. И начало море мелеть и мелеть. Потом и совсем высохло. И речки той не стало. А место все зовется Черная речка.

Черная речка

Торф теперь тут берут. Раньше, по рассказам, море на этом месте было. Да вот пропало.

Жили на берегу моря мужик с женой. Был у них только один сын — и тот появился поздно, когда его и ждать-то не ждали.

Подрастать стал сын. Рыбачить начал на Черной речке — она в море впадала. Когда вырос, в море стал рыбу ловить. Родители нарадоваться сыном не могли: до чего он был ладный, ловкий, услужливый. Все шло поначалу так, как надо. Старики невесту уже ему подыскивали. А беда — вот она.

Поплыл сын в море сети ставить — и не вернулся. Утонул, видно. Горю стариков конца не было. Мать ослепла от слез. И она прокляла море.

И начало море мелеть и мелеть. Потом и совсем высохло. И речки той не стало. А место все зовется Черная речка.

Черная речка

Черная речка

Список используемой литературы

Список используемой литературы

  • https://posleduvremeni.ru/ легенды-и-предания-края-смоленского /
  • А также материалы, взятые с фотографий Яндекса


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!