СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛЕГО урок "Трение в природе и технике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены возможности использования ЛЕГО конструкторов на уроках физики

Просмотр содержимого документа
«ЛЕГО урок "Трение в природе и технике"»


Урок разработали учителя физики:

Бегашева И. С.

Медведева А.А.

Мясникова Г.Г.



Тема урока: «Трение в природе и технике»

Цель урока: закрепить и систематизировать знания учащихся о различных видах трения, роли трения в природе и технике.


Оборудование: Лего-конструктор «Возобновляемые источники энергии», динамометры, трибометры, наборы грузов по 100 г, наждачная бумага, карандаши круглые.

АРМ учителя.


Ход урока:

1.Повторение.

Впишите в кроссворд слова, относящиеся к теме «Трение» (кроссворд проектируется на экран):








 










 







 

 

 

е

 

 

 







 






 




 




c

 

о

 

 

 

 е

 

 

 

 


 








 


 








 


 








 










 











  1. Создание проблемной ситуации.

Приведите примеры, когда трение приносит пользу и когда вред.

Учитель обобщает ответы учащихся.

Класс разбивается на 5 групп + 5 человек – группа экспертов.

Каждой группе даётся задание по сборке элементов экспериментальной установки по технологическим картам. Группа экспертов закончит общую сборку.


Группа 1 собирает данную часть:


Группа 2:



Группа 3

Группа 4:




Группа 5:

Группа экспертов. Общая сборка

Каждая группа получает путевой лист с маршрутом заданий. (предполагается, что группы выполнят все задания)

  1. Исследовательская работа в группах.

Группа N1

Трение в механизмах.

Приборы и материалы: Собранная установка.

Порядок выполнения работы.

  1. Рассмотрите собранный механизм. Как и где его можно использовать.

  2. Установите, в каких частях возникает трение и его вид. (Назовите 2-3 примера)

  3. Где его нужно увеличить, а где – уменьшить.

  4. Как это можно сделать.

  5. Какие меры предосторожности нужно соблюдать человеку при работе с данной установкой.

Группа N2

Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения и веса тела.

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) брусок деревянный, 3) грузы с двумя крючками -2 шт., 4) карандаши круглые - 2 шт.

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра

Результат измерения веса запишите в тетрадь.

3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу.
Для этого положите брусок на стол, а на брусок - два груза; к
бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в дви-
жение

Запишите показание динамометра, соответствующее
началу движения бруска.

4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу.
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при
помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок
с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно
брусок по столу при помощи динамометра

Результат измерения силы запишите в тетрадь.

6. Ответьте на вопрос: какая сила больше:

а) вес тела или максимальная сила трения покоя?

б) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

в) сила трения скольжения или сила трения качения?

 Группа N3

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей

Приборы и материалы: I) динамометр, 2) трибометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт., 4) лист бумаги, 5) лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:

Вид трущихся поверхностей

Сила трение скольжения, Н

Дерево по дереву
Дерево по гладкой бумаге
Дерево по наждачной бумаге


2. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

3. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки трибометра

б) по гладкой бумаге

в) по наждачной бумаге

4. Результаты измерений запишите в таблицу.

5. Ответьте на вопросы:

1) Зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода трущихся поверхностей?

б) от шероховатости трущихся поверхностей?

2) Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения
скольжения?

 Группа N4

Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) трибометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт.

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него - груз и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке

3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.

4. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке

5. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения:

а) от силы давления, и если зависит, то как?

б) от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?


Группа N5

Приборы и материалы: 1) гиря с проволочной петлей, 2) динамометр, 3) нить, 4) штатив с укрепленным на нем стержнем, 5) вазелиновое масло.

Соберите установку, изображенную

Ответьте на вопросы:

1) Сумму каких сил показывает динамометр?

2) Чему равна сила трения при равномерном подъеме гири?

3) Какую роль играет смазка?

4. Беседа по результатам работы в группах.

Дома: написать сказку по теме: «Что произошло бы, если вдруг исчезло бы трение?»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!