СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Синонимы - слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу (это позволяет точнее выразить мысль, избегая повторов)
- Общеязыковые - слова одной и той же части речи, близкие по смыслу
- Влюблённость - любовь
- Приятель - друг
- Смелый - храбрый
- Выхожу я один на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит...
- Колокольчики мои, Цветки степные!
- Контекстуальные синонимы – слова являющиеся синонимами только в данном тексте.
- Ломоносов – гений – любимое дитя природы .
- Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм
Антонимы — слова, противоположные по значению. Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления
- Контекстуальные - слова являющиеся антонимами только в данном тексте:
- Они сошлись: волна и камень Стихи и проза, лед и пламень...
- Тебе я время уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести
- Ум и сердце – лёд и пламень – вот основное, что отличало героя
- Общеязыковые – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение:
- Добрый – злой
- Могучая – бессильная
- Белей лишь блеск, чернее тень
- Он был слаб телом, но силён духом.
Архаизмы — устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность
- УГАС, КАК СВЕТОЧ, ДИВНЫЙ ГЕНИЙ...
- И В СВЕТЛОЙ ГРИДНИЦЕ, В КРУГУ КНЯЗЕЙ, БОЯР...
Неологизмы — новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи
- БУДЕТ БУРЯ — МЫ ПОСПОРИМ И ПОМУЖЕСТВУЕМ С НЕЙ
- СТОЯЛ ЯНВАРЬ, НЕ ТО ФЕВРАЛЬ, КАКОЙ-ТО ЧЕРТОВЫЙ ЗИМАРЬ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, которые функционируют в речи как неделимое с точки зрения значения
- ЛЕЖАТЬ НА ПЕЧИ
- БИТЬСЯ КАК РЫБА ОБ ЛЁД
- НИ ДНЁМ НИ НОЧЬЮ
- У ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК МОЙ ГЕРОЙ, ЕСТЬ ИСКРА БОЖИЯ.
Низвергнуть, возликовать, поработитель, поприще, рдеющий
- Экспрессивная книжная лексика- это слова, употребляющиеся преимущественно в книжной речи ( в публицистике, художественной литературе) и обладающие эмоциональной окраской
Красотка, попугайничать, ребетня, ай-ай-ай
ЭКСПРЕССИВНАЯ РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА – ЭТО СЛОВА УПОТРЕБЛЯЮЩИЕСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ И ОБЛАДАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКОЙ
Молодой, грандиозный, первостепенный, мчаться, плестись, выдающийся, ничтожный
ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА – СЛОВА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОЦЕНКУ ПРЕДМЕТА, ЯВЛЕНИЯ, СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРИЗНАКА
Согбенный, тлетворный, титанический, осоловелый, остряк
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА – ОТРАЖАЮТ ОТНОШЕНИЕ ГОВОРЯЩЕГО И ВЫРАЖАЮТ ОЦЕНКУ
Эпитет — художественное образное определение предмета или действия
- Тучка золотая ;
- утес- великан ;
- стоит одиноко ;
- в пустыне чахлой и скупой
- Болтушка -сорока
- Роковые часы
- Жадно всматривается
- Взоры полусонные, нежные, влюблённые
- Мы широко по дебрям и лесам перед Европой пригожей расступимся
- Всё равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы
- Вся комната янтарным блеском Озарена...
- Тучки небесные, вечные странники
- И сладостно шумят полуденные волны
- Последняя кроткая нежность Притихшей осенней земли
Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на сходстве
- Был голос как крик ястребиный
- Ты пришла, словно сон мой, легка…
- Это чувство сладчайшим недугом наши души терзало и жгло
- Опрятней модного паркета Блистает речка льдом одета
- Богатые не похожи на нас с вами
- Не такой уж горький я пропойца Чтоб, тебя не видя, умереть
- С помощью слов как, будто, словно, точно, подобно, чем, как будто и т.д.
- Формой Тв.п.
- Ср. степенью имени прилагательного
- Похожий, подобный
- С помощью отрицания
Метафора — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются
- Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре); безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу); ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила
- В стихи б я внёс дыханье роз
- Парадом развернув моих страниц войска
- … по кудрям лозняка от зари алый свет разливается
- На заре туманной юности всей душой любил я милую
- Где-то далеко за Москвой молния распорола небо
- Золото моих волос
- В основе метафоризации могут лежать самые разные признаки:
- Сходство ощущений
- Масштаб
- Форма
- Время
- Действие
- Цвет
Метонимия — сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий
- Стальной оратор дремлет в кобуре (револьвер);
- вел мечи на пир обильный (вел воинов)
- И снова властвует Багдат (место для обозначения людей)
- Я три тарелки съел (сосуд в значении содержимого)
- Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (имя автора – произведение)
- Весь пансион признавал превосходство (учреждение – на обитателей)
- Спросил постоялец, обращаясь к стёганной жилетке (с человека –на внешние признаки)
СИНЕКДОХА - это троп, состоящий в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого и наоборот
Чёрные фраки носились кучами там и сям.
- Разновидности:
- Форма ед.ч вместо мн.ч. = собирательному значению
- Часть предмета вместо всего
- Отвлечённое понятие вместо названия конкретного
- Бренчат кавалергарда шпоры
- Больше всего береги копейку
- Слышишь, мчатся сани… (= упряжка)
- Доблесть и девственность! Сей союз древен и дивен…
Олицетворение — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать
- Плачут вербы, шепчут тополя
- Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски…
- Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворён…
- Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами
- Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул...
- Осторожно ветер Из калитки вышел...
- Используется
- при описании природы Клубит и пляшет дым болотный
- окружающих человека вещей Мой письменный верный стол! Спасибо за то, что шёл со мной по всем путям
- Явлений …там скитаются воспоминанья
Аллегория (иносказание) -изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы
- Аллегория (гр. аllegoria – иносказание) - это литературный прием, основой которого является иносказание: отвлеченные понятия, идеи передаются через конкретный образ. Обычно этим образом являются представители животного и растительного мира: волк, лиса, лев, заяц, свинья, ворона, соловей, дуб, дерево или же предметы неживой природы: ручей, водопад, парус и др. Герои басен И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей». Ворона – аллегория простоты и глупости; Лисица – аллегория хитрости и лести. Стрекоза – это аллегория легкомыслия, а Муравей – предусмотрительности, деловитости. Предметом аллегории могут быть мифологические персонажи, за которыми закреплены определенные понятия: например Минерва - мудрость, Диана – чистота. Аллегорическая образность – важная составляющая различных творческих систем писателей 19-20 вв
- Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица!
- А.Пушкин
- Иносказательное выражение Цитеры слабая царица означает Венеру (Афродиту), в данном контексте она выступает как покровительница любви и любовной лирики.
- Отцвела моя бедная липа, отзвенел соловьиный рассвет (= прошло хорошее время, беззаботность, молодость)
Ирония - иносказание, выражающее насмешку, когда слово или высказывание в контексте приобретает значение, прямо противоположное буквальному или ставящее его под сомнение.
СКРЫТАЯ НАСМЕШКА
- Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И Крылов)
- Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей (А.Грибоедов)
- Ты всё пела? это дело: Так поди же попляши! (И.Крылов)
- Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусъю... (М.Лермонтов)
Гипербола - это троп, состоящий в преувеличении размеров, количества, красоты, силы. Значения описываемого
- Буйство глаз и половодье чувств (С. Есенин)
- Всё должно сгореть на моём огне. (М.Цветаева)
- Несметный вихрь песчинок (Б.Пастернак)
- Уж ничего простить нельзя. Я выжег души, где нежность растили. Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилии! (В.Маяковский)
- В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках...
Литота - это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого
- Далеко сидят крохотные игрушечные люди под белыми горами у самой воды, а у деда шевелятся сердито брови, шершавые усы (А.С.Серафимович)
- В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.Некрасов)
- Ваш шпиц, прелестный, шпиц, не более напёрстка (А.Грибоедов)
- Мальчик с пальчик
ОКСЮМОРОН –троп, при котором необъединимые, противоречащие понятия объединяются в одно целое
- Мой день беспутен и нелеп: У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность… (М.Цветаева)
- Дидро был прав, когда говорил, что искусство заключается в том , чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном (К.Паустовский)
- Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив (С.Есенин)
- Живой труп
- Горячий снег
- Люблю я пышное природы увяданье
- Мёртвые души
- Оптимистическая трагедия
- молодой старик
- ученый невежда
- честный вор
ПЕРИФРАЗ - это замена конкретного понятия описательным оборотом
- Прямой долг обязывает нас войти в это устрашающее горнило Азии (автор назвал дымящийся залив Кара-Бугаз)
- У Цветаевой: певучий град, город, отвергнутый Петром, огромный странноприимный дом, нерукотворный град (МОСКВА)
- Но, шумом бала утомлённый И утро в полночь обратя, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя (А.Пушкин)
- Унылая пора! очей очарованье! (А.Пушкин)
- Страна берёзового ситца (С.Есенин)
- Это было когда улыбался только мёртвый ( А.Ахматова о времени сталинских репрессий)
Желаю удачи!