СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексика. Фонетика. Орфография.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по трем темам: Лексика. Фонетика. Орфография. Работу можно использовать для отработки тем или как СР.

Просмотр содержимого документа
«I ВАРИАНТ»

I ВАРИАНТ

ЗАДАНИЯ А2

  1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «опростоволоситься»?

Как важно не опростоволоситься перед ним!

1)опорочить себя 2)совершить промах 3)выдать себя за другого человека 4)не понравиться

  1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «держать»

Пасеку в сто ульев держишь - копейку отдать жмешься.

1)не отпускать от себя, заставлять быть при себе 2)класть, помещать куда-нибудь

3)служить опорой чему-нибудь, поддерживать 4)вести какое-нибудь дело, предприятие

  1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «потупясь»

Стоял, потупясь, и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык.

  1. опустив глаза 2) сосредоточившись 3)задумавшись 4)молча

  1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «бродим»

Вечером мы бродим с Люсей по набережной.

  1. с трудом идем 2)путешествуем 3)медленно ходим 4)блуждаем

  1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ассоциация»

Эта ассоциация промелькнула, по-видимому, у всех нас, и мы смеемся.

1)наблюдение за чем-либо 2)связь в воображении двух или нескольких образов

3)добровольное объединение людей по какому-то признаку 4)союз нескольких предприятий

ЗАДАНИЯ АЗ

1. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.

1) Женщины кинулись искать припрятанную мелочь (крупных отродясь не было) и выскочили,

обгоняя одна другую.

2) Продавец спрашивал просто так, от нечего делать, но мальчишка ответил серьезно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».

3) - Ассалам-алейкум, большой купец! - сказал он, щуря свои лукавые глаза.

4) - Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.

2) Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.

3) На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.

4) Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звезд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.

3. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка тоже.

3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, - в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.

4) А будь у него свои деньги - хоть сто рублей! - он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.

ЗАДАНИЯ А4

1.Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает.

2) В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.

3) В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым.

4) В слове ВСАДНИК первый звук [ф].

2.Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие.

2) В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в].

3) В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв.

4) В слове ВСЕГДА первый звук [ф].

3. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове РЕЗКИЙ есть звук [с].

2) В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков.

3) В слове БОИТСЯ нет звука [с'].

4) В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению.

4.Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ШЬЕШЬ четыре звука.

2) В слове ВТОРНИК есть звук [ф].

3) В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твердый.

4) В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие.

5.Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т].

2) В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков.

3) В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ф].

4) В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые

ЗАДАНИЯ А5

Задание № 1. Из предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной

в корне.

1.Выяснилось, что вовсе даже не стоит путаться, если из лесу вдруг выбегут дикие динозавры и все соберутся на школьном дворе.

2.Школа, о которой мальчик давно мечтал, была от них в ближайшем поселке, куда на лошади надо было добираться по горам два часа.

3.Никто из домашних ни разу не упоминал до сих пор о школе.

4.Нет, ты не так услышал, не так подумал, и не надо полагать, что я пытаюсь взвалить на тебя все это.

5.Один из них, приземистый, протянул деньги Саньке.

6.Легко отдаёшь, — сказал Санька. А если я отберу эти деньги, а вас выгоню?!

7.Ландау написал вывод и положил мел.

8.Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал…

ЗАДАНИЯ А6

Задание 1. Из предложений выпишите слово, в котором правописание определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный или гласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

1. Мальчик почувствовал себя польщенным оттого, что именно он, а не кто-нибудь другой принес им эту новость, закричав на всю улицу.

2.Сначала женщины хватали все подряд, потом стали выбирать, потом возвращать отобранное, наконец отошли от машины.

Задание 2. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

1.Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с папиными пациентами, сослуживцами и друзьями, которых я днем просил перезвонить.

2.Однажды я сказал людям, что разбил градусник.

Задание 3. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

1.Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.

2.Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей водила смычком.

ЗАДАНИЯ А7

Задание № 1. Из предложений выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида.

Когда ни один человек в школе не смог ответить, как кричит кенгуру, только отважный Коржиков не растерялся, и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо перепуганных кенгуру. Но это еще далеко не главное.

Задание № 2. Из предложения выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, казалось, недоверие и неприязнь.

Задание № 3. Из предложений выпишите прилагательное, правописание суффикса в котором не определяется общим правилом (является исключением).

- Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, - пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. - Откройте верхний ящик комода. Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

Просмотр содержимого документа
«II ВАРИАНТ»

II ВАРИАНТ

ЗАДАНИЯ А2

1.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ошеломлять»

Ни одна смерть на передовой не ошеломляла так, как эта...

1) сильно удивлять; 2) потрясать; 3) внезапно озадачивать; 4) ослеплять

2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «значительнее»

И тем значительнее виделось ему его дело там...

1) замечательнее 2) интереснее 3) важнее 4) выразительнее

3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «первые»

Впереди синело чистое небо, и первые звёзды дрожали над чёрными кронами тополей.

1) лучшие 2)ранние 3) главные 4) основные

4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «завороженность»

Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его завороженности...

1) очарованность 2) колдовство 3) любовь 4) неподвижность

5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «чтила» Люся высоко чтила этого мастера.

1) относилась с уважением 2) относилась с пониманием 3) относилась как к начальнику

4) относилась с подобострастием

ЗАДАНИЯ АЗ

1. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.

1) Звонили, наверно, раз сто!

2).. .все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или, в крайнем случае, кандидатами медицинских наук.

3) Неужели вы думаете, - сказал я маме и бабушке, - что, если бы этот ваш... кандидат наук заболел гриппом, ему бы столько звонили?

4) Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди, ведь ни мама, ни бабушка не ожидали, что будет столько звонков!..

2. В каком варианте ответа средством выразительности является метафора?

1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень.

2) А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы, виднелись пупырышки завязи будущих лапок.

3) Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял её и улыбнулся: «Вот оно в чём дело!»

4) Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) И главное - живым остаться, - услышал он вслед,

2) Ну, а о женщинах и девушках и говорить не приходится: стучат каблучками туфелек, кто в юбке и кофточке, кто в платьице пёстром, весёлом.

3) Поезд уже замедлял ход перед Останкино, и Сашка слез с полки, угостил рабочего табачком напоследок и, наскоро попрощавшись, двинулся к выходу.

4) Потому как были они в гражданском - кто в пиджаках, кто в куртках, кто в плащиках, - и в руках у них не оружие, а у кого кожаные портфели, у кого свёртки, и у каждого почти утренняя газета из кармана торчит.

ЗАДАНИЯ К А4

1. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими.

2) В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает.

3) В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков.

4) В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.

2. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове БРОСЬТЕ мягкость согласного [с'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

2) В слове ПРИЛЕТИШЬ буква Ь не обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.

3) В слове ПЬЮЩЕГО букв больше, чем звуков.

4) В слове ДВОРНЯЖКА есть звук [ш].

3. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв.

2) В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются мягкими.

3) В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [з].

4) В слове ЧУЖОГО есть звук [в].

4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове МЕСТНЫЙ нет звука [т].

2) В слове ПРЕЛЕСТНОЕ количество букв и звуков совпадает.

3) В слове КРОВЬ есть звук [ф].

4) Слово МАЯЧИТЬ состоит из семи звуков.

5. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СДЕЛАЛИ все согласные являются звонкими.

2) В слове ЗАЖИВО все согласные являются твердыми.

3) В слове ВХОДЯТ первый звук - [ф]

4) В слове ПОЮЩИЕ количество букв и звуков совпадает.

ЗАДАНИЯ А5

Задание № 1. Из предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

1.Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли.

2.Словно не бушует, не обливается кровью всего в двухстах верстах отсюда горящий, задымлённый, в грохоте и в тяготе фронт...

3. Мы наклейки собираем, - пояснил старший..

4.Мальчишки разглядывали этикетку, на которой вокруг улыбающегося земного шара мчался спутник.

5. Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал…

6.Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

7.Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки.

8.Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал.


ЗАДАНИЯ А6


Задание 1. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный или гласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

1.Больше всего в письме Ивана, который только что прибыл из командировки, мне понравились слова «мужской разговор», и я поехал к нему прямо из школы.

2.Я, взволнованный и радостный, гордился, что первым увижу в день приезда жениха моей сестры, которого все в нашей семье так ждали.

Задание 2. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный».

1.Сам Сашка особой радости не ощущал, потому как давила грудь разлучная тоска. 2.Да и дорога эта среди пожарищ, разора на веселье не располагала.

Задание 3. Из предложений выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

1.Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька. - Нам бы с космической ракетой...

2.Я развёл руками: коробки с ракетой у меня не было.

ЗАДАНИЯ А7

Задание № 1. Из предложения выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В наречиях на -О и -Е пишется столько же Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы».

1.Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди, потому что ни мама, ни бабушка не ожидали, что будет столько звонков!..

Задание № 2. Из предложений выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

1.Лезть в самую гущу встревоженный Сашка поостерёгся - как бы руку раненую не замаяли.

2.Когда же двери отворили, завертело его, закружило и вынесло к площадке, а там и в дверь вагонную воткнулся и даже место себе прихватил.

Задание № 3. Из предложений 3-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных при помощи суффикса -Н- от существительных с основой на -Н».

1.На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон…

2.Я обернулся и при лунном свете различил фигуры двух ребят: один был в школьной форме только фуражка на нем необычная; другой, поменьше, оделся в громадный, видимо, отцовский ватник

Просмотр содержимого документа
«Ключи»

Ключи

1 вариант

А2

1-2

2-4

3-1

4-3

5-2

А3

1-4

2-4

3-2

А4

1-2

2-1

3-2

4-4

5-1

А5

Соберутся, добираться, полагать, отберу, положил, наклонив

А6

1 – возвращать

2 – беспрерывно

3 – растрепанными

А7

1 – перепуганных

2 – измученного

3 – деревянную



2 вариант

А2

1-2

2-3

3-2

4-1

5-1

А3

1-1

2-4

3-2

А4

1-1

2-3

3-1

4-3

5-4

А5

Доберется, горящий, собираем, наклонив, загорелых, положили.

А6

1 – взволнованный

2 – располагала

3- вздохнул, развел

А7

1 – совершенно

2 – встревоженный

3 – лунном


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!