Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
МКОУ «Хучнинская СОШ №2»
План-конспект открытого урока в 6 классе.
« Лексика. Слово и его лексическое значение».
Учитель русского языка и литературы
Адилова С.Н.
МКОУ «Хучнинская СОШ №2»
Дата проведения: 22.10.2019
Цели урока: дать понятие о «Лексике»; сформировать представление о способах определения лексического значения слова; развивать умение работать с толковым словарём; показать красоту и богатство русского языка при помощи многообразия синонимов ,антонимов ,омонимов ,многозначных слов в русском языке.
Планируемые результаты:
Предметные: ; воспитание интереса к изучению предмета развитие творческих способностей обучающихся.
личностные УУД: восприятие важности учебы как интеллектуального труда и познания нового.
регулятивные УУД: анализ эмоционального состояния, полученного от успешной деятельности
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем.
Тип урока: урок изучения новой темы с элементами систематизации и обобщения материала.
Методы и приёмы: индивидуальный фронтальный, индивидуальный.
Оборудование: ИКТ-доска, учебник, толковый словарь, раздаточный материал для разных видов работ, иллюстрированный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 1+ музыкальное сопровождение)
- Доброе утро, ребята!
Светлым лицам я рада!
Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Поприветствуем гостей,
Улыбнемся им скорей!
Жду от Вас большой отдачи
Пожелаю всем удачи!
- Удалось ли мне поднять Вам настроение?! Покажите картинкой?
- Я очень рада, надеюсь, в течение урока оно будет улучшаться не только у Вас, но и у наших гостей.
Актуализация знаний.
Проверка раннее полученных знаний.
- Урок мы начнем с орфографической пятиминутки.
Один ученик работает у доски, объясняет орфограммы в словах. Остальные учащиеся записывают эти слова в тетрадь, обозначая орфограммы.
1.Распредели слова в два столбика:
Ша..ка, голу..ка, скре..ка, ю..ка, ско..ка, ке..ка, про..ка, улы..ка, ла..ка.
-Проверим орфограмму. По какому принципу (правилу) были распределены слова?
2. Склонение имен существительных.
Сложи пирамидки правильно. Работа с магнитными карточками.
3. Найти глаголы второго спряжения:
Жалеет, висит, скакать, борется, ненавидела, гоним, жалеем, услышу, шутим, свечу, люблю, молчит, постелю.
Самоопределение к теме. (Слайд 2-4)
- Ребята, какие разделы русского языка мы с вами изучали? (Морфемика, синтаксис, пунктуация ,фонетика, морфология, орфография ,орфоэпия) Какие из разделов русского языка мы с вами уже повторили ?
- Давайте приступим к повторению одного из разделов русского языка. А какого, постарайтесь догадаться по следующим подсказкам!
Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести. (Слайд 4)
(Вадим Шефнер)
- Определим тему и идею стихотворения. Что хочет донести автор?
- Итак, вторая подсказка.
Ярко светят звезды на небе.
Отцу добавили еще одну звездочку на погоны.
Когда я ухожу в школу, то я закрываю дом ключом. Природный источник нашей земли - это подземный ключ.
В нашем зоопарке живёт бегемот, или гиппопотам.
Если бы молодость знала, если бы старость могла.
- Как вы думаете, на какие слова в этих предложениях нужно обратить внимание? Почему? ( В первом предложении встречаются многозначное слово звезда,во втором предложении есть омонимы – слово ключ ,в третьем предложении – синонимы бегемот и гиппопотам ,в четвёртом – антонимы молодой и старый .) Слайд 5-6
- Итак, мы определили ,что в записанных вами предложениях встретились многозначное слово , омонимы , синонимы и антонимы.
-Как вы думаете,какой раздел русского языка мы будем повторять сегодня?
( Лексика).
Давайте теперь закрепим наши знания я прочитаем правило и определения на странице 51.(Один из учащихся в слух читает правило и определения из учебника).
IV. Фронтальный опрос с комментированием.
- Какие слова можно назвать многозначными? Если можете, приведите примеры таких слов.
Какие слова называют омонимами , синонимами ,антонимами? Приведите примеры.
V. Закрепление изученного материала
- Ребята ,сейчас мы с вами выполним упражнение 92 ,в котором вам нужно будет вставить пропущенные орфограммы в корнях слов ,учитывая при этом лексическое значение этих слов.
Целеполагание :
- Как вы считаете ,для чего мы будем выполнять данное упражнение ? (Для того ,чтобы научиться подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение).
- Итак ,наша цель при выполнении данного упражнения - научиться подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение
Несколько человек выполняют у доски по два словосочетания ,а остальные работают на местах самостоятельно . Затем учащиеся ,выполнявшие упражнение у доски устно объясняют написание орфограмм ,с которыми они работали ,учащиеся , которые выполняли упражнение в тетради проверяют упражнение.
Упражнение 92.
Пос..деть к старост.. , пос..деть рядом ; пол..скать ребёнка ,пол..скать бельё ; разр..дилруж(?)ё , разр..дили морковь на грядк.. ; разв..вает(?)ся флаг , разв..вает(?)ся ребёнок ; прим..рять поссорившихся ребят , прим..рять платье.
Вывод :
-Достигли ли мы поставленной цели при выполнении упражнения ? (Да).
- Итак ,вы успешно выполнили упражнение ,теперь вы умеете подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение ,а сейчас давайте прочитаем правило по книге.
Один из учащихся читает классу правило .
- Теперь мы выполним с вами упражнение 94. Сначала вы прочитаете текст, а потом мы найдём с вами многозначное слово.
Целеполагание :
- Какова наша цель при выполнении данного упражнения ? (Научится находить в тексте многозначные слова и омонимы ).
- Итак , цель при выполнении этого упражнения : научится находить в тексте многозначные слова .
Несколько учащихся читают в слух текст по ролям.
Упражнение 94.
— А вот отчего, к примеру, журавля называют журавлём? — спрашивал круглолицый1 Колечка.
— Ну, это просто, — пренебрежительно отозвался Анатолий Иванович. — Нешто ты колодезь-журавль (не)видел? Коромысло на длинной ноге, как будто птица журавль стоит.
— А я так пол..гаю, что журавль прежде коло..ца был, — задумчиво заметил Петрак. — Птица, раньше об..явилась…
— Факт, раньше! — воскликнул поражённый этой мыслью Колечка.
— Конечно, раньше, какой разговор! — ск..зал Анатолий Иванович строго. — Только была она без названия.
— Неужто без названия? — изумлённо воскликнул Колечка и покрутил круглой крепкой головой.
(Ю. Нагибин.)
- Давайте поразмышляем, кто из спорящих прав? Почему? Как вы думаете, почему колодезь – журавль получило такое название? Сейчас первый вариант выписывает реплики Колечки ,оформив их в виде предложений с прямой речью , а второй вариант оформляет в виде предложений с прямой речью реплики Анатолия Ивановича .
Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях.
Вывод :
- Выполняя упражнение , мы достигли поставленной цели? (Да.)
- Сейчас мы с вами устно выполним упражнение 99 , в котором нужно подобрать антонимы к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .
Целеполагание :
- Какова наша цель при выполнении данного упражнения? ( Научиться подбирать антонимы к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .)
- Итак ,цель - подобрать антонимы к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .
Учащиеся работают устно, называя составленные словосочетания.
Упражнение 99.
Горячий (кофе, человек). Мягкий (грунт, климат, матрац). Лёгкий (камень, урок, мороз). Свежий (хлеб, журнал, воротничок).
- А теперь каждый составит с любыми антонимами предложения с союзом аилино и запишет в тетрадь. Желающие зачитают получившиеся у них предложения.
Вывод :
- Достигли ли мы поставленной цели ? (Да).
Рисуем кластер на доске
VI .Рефлексия. Подведение итогов.
- Что изучает лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Чем различаются однозначные и многозначные слова?
- Что такое омонимы? Синонимы ? Антонимы?
- Чем отличаются омонимы от многозначных слов ?
- Что такое лексикология?
- Итак ,что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было особенно интересно?
- Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за сегодняшний урок?
VII. Выставление оценок за урок с учетом коллективных и индивидуальных ответов.
Инструктаж по выполнению домашнего задания:
Домашнее задание (дифференцированное)
Выполнить задания по заранее подготовленным карточкам дома.
Повторить понятия: омонимы, антонимы, лексика, синонимы.