СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Лексика. Слово и его лексическое значение».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Лексика. Слово и его лексическое значение».»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

МКОУ «Хучнинская СОШ №2»













План-конспект открытого урока в 6 классе.

« Лексика. Слово и его лексическое значение».

























Учитель русского языка и литературы

Адилова С.Н.

МКОУ «Хучнинская СОШ №2»

Дата проведения: 22.10.2019







Цели урока: дать понятие о «Лексике»; сформировать представление о способах определения лексического значения слова; развивать умение работать с толковым словарём; показать красоту и богатство русского языка при помощи многообразия синонимов ,антонимов ,омонимов ,многозначных слов в русском языке.



Планируемые результаты:

Предметные: ; воспитание интереса к изучению предмета развитие творческих способностей обучающихся.

личностные УУДвосприятие важности учебы как интеллектуального труда и познания нового.

регулятивные УУДанализ эмоционального состояния, полученного от успешной деятельности

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУДпланирование учебного сотрудничества с учителем.

Тип урока: урок изучения новой темы с элементами систематизации и обобщения материала.

Методы и приёмы: индивидуальный фронтальный, индивидуальный.

Оборудование: ИКТ-доска, учебник, толковый словарь, раздаточный материал для разных видов работ, иллюстрированный материал.









Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 1+ музыкальное сопровождение)


- Доброе утро, ребята!

Светлым лицам я рада!

Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать урок.

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Поприветствуем гостей,

Улыбнемся им скорей!

Жду от Вас большой отдачи

Пожелаю всем удачи!


- Удалось ли мне поднять Вам настроение?! Покажите картинкой?

- Я очень рада, надеюсь, в течение урока оно будет улучшаться не только у Вас, но и у наших гостей.



  1. Актуализация знаний.

Проверка раннее полученных знаний.


- Урок мы начнем с орфографической пятиминутки.

Один ученик работает у доски, объясняет орфограммы в словах. Остальные учащиеся записывают эти слова в тетрадь, обозначая орфограммы.


1.Распредели слова в два столбика:

Ша..ка, голу..ка, скре..ка, ю..ка, ско..ка, ке..ка, про..ка, улы..ка, ла..ка.

-Проверим орфограмму. По какому принципу (правилу) были распределены слова?


2. Склонение имен существительных.

Сложи пирамидки правильно. Работа с магнитными карточками.


3. Найти глаголы второго спряжения:

Жалеет, висит, скакать, борется, ненавидела, гоним, жалеем, услышу, шутим, свечу, люблю, молчит, постелю.


  1. Самоопределение к теме. (Слайд 2-4)


- Ребята, какие разделы русского языка мы с вами изучали? (Морфемика, синтаксис, пунктуация ,фонетика, морфология, орфография ,орфоэпия) Какие из разделов русского языка мы с вами уже повторили ?


- Давайте приступим к повторению одного из разделов русского языка. А какого, постарайтесь догадаться по следующим подсказкам!

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести. (Слайд 4)


(Вадим Шефнер)


- Определим тему и идею стихотворения. Что хочет донести автор?

- Итак, вторая подсказка.


Ярко светят звезды на небе.

Отцу добавили еще одну звездочку на погоны.


Когда я ухожу в школу, то я закрываю дом ключом. Природный источник нашей земли - это подземный ключ.


В нашем зоопарке живёт бегемот, или гиппопотам.

Если бы молодость знала, если бы старость могла.



- Как вы думаете, на какие слова в этих предложениях нужно обратить внимание? Почему? ( В первом предложении встречаются многозначное слово звезда,во втором предложении есть омонимы – слово ключ ,в третьем предложении – синонимы бегемот и гиппопотам ,в четвёртом – антонимы молодой и старый .) Слайд 5-6

- Итак, мы определили ,что в записанных вами предложениях встретились многозначное слово , омонимы , синонимы и антонимы.

-Как вы думаете,какой раздел русского языка мы будем повторять сегодня?

( Лексика).

Давайте теперь закрепим наши знания я прочитаем правило и определения на странице 51.(Один из учащихся в слух читает правило и определения из учебника).

IV. Фронтальный опрос с комментированием.

- Какие слова можно назвать многозначными? Если можете, приведите примеры таких слов.


Какие слова называют омонимами , синонимами ,антонимами? Приведите примеры.

V. Закрепление изученного материала

- Ребята ,сейчас мы с вами выполним упражнение 92 ,в котором вам нужно будет вставить пропущенные орфограммы в корнях слов ,учитывая при этом лексическое значение этих слов.

Целеполагание :

- Как вы считаете ,для чего мы будем выполнять данное упражнение ? (Для того ,чтобы научиться подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение).

- Итак ,наша цель при выполнении данного упражнения - научиться подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение

Несколько человек выполняют у доски по два словосочетания ,а остальные работают на местах самостоятельно . Затем учащиеся ,выполнявшие упражнение у доски устно объясняют написание орфограмм ,с которыми они работали ,учащиеся , которые выполняли упражнение в тетради проверяют упражнение.

Упражнение 92.

Пос..деть к старост.. , пос..деть рядом ; пол..скать ребёнка ,пол..скать бельё ; разр..дилруж(?)ё , разр..дили морковь на грядк.. ; разв..вает(?)ся флаг , разв..вает(?)ся ребёнок ; прим..рять поссорившихся ребят , прим..рять платье.

Вывод :

-Достигли ли мы поставленной цели при выполнении упражнения ? (Да).

- Итак ,вы успешно выполнили упражнение ,теперь вы умеете подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение ,а сейчас давайте прочитаем правило по книге.

Один из учащихся читает классу правило .

- Теперь мы выполним с вами упражнение 94. Сначала вы прочитаете текст, а потом мы найдём с вами многозначное слово.

Целеполагание :

- Какова наша цель при выполнении данного упражнения ? (Научится находить в тексте многозначные слова и омонимы ).

- Итак , цель при выполнении этого упражнения : научится находить в тексте многозначные слова .

Несколько учащихся читают в слух текст по ролям.

Упражнение 94.

— А вот отчего, к примеру, журавля называют журавлём? — спрашивал круглолицый1 Колечка.

— Ну, это просто, — пренебрежительно отозвался Анатолий Иванович. — Нешто ты колодезь-журавль (не)видел? Коромысло на длинной ноге, как будто птица журавль стоит.

— А я так пол..гаю, что журавль прежде коло..ца был, — задумчиво заметил Петрак. — Птица, раньше об..явилась…

— Факт, раньше! — воскликнул поражённый этой мыслью Колечка.

— Конечно, раньше, какой разговор! — ск..зал Анатолий Иванович строго. — Только была она без названия.

— Неужто без названия? — изумлённо воскликнул Колечка и покрутил круглой крепкой головой.

(Ю. Нагибин.)


- Давайте поразмышляем, кто из спорящих прав? Почему? Как вы думаете, почему колодезь – журавль получило такое название? Сейчас первый вариант выписывает реплики Колечки ,оформив их в виде предложений с прямой речью , а второй вариант оформляет в виде предложений с прямой речью реплики Анатолия Ивановича .

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях.

Вывод :

- Выполняя упражнение , мы достигли поставленной цели? (Да.)

- Сейчас мы с вами устно выполним упражнение 99 , в котором нужно подобрать антонимы к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .

Целеполагание :

- Какова наша цель при выполнении данного упражнения? ( Научиться подбирать антонимы к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .)

- Итак ,цель - подобрать антонимы к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .

Учащиеся работают устно, называя составленные словосочетания.


Упражнение 99.

Горячий (кофе, человек). Мягкий (грунт, климат, матрац). Лёгкий (камень, урок, мороз). Свежий (хлеб, журнал, воротничок).

- А теперь каждый составит с любыми антонимами предложения с союзом аилино и запишет в тетрадь. Желающие зачитают получившиеся у них предложения.


Вывод :

- Достигли ли мы поставленной цели ? (Да).



Рисуем кластер на доске



VI .Рефлексия. Подведение итогов.



- Что изучает лексика?

- Что такое лексическое значение слова?

- Чем различаются однозначные и многозначные слова?

- Что такое омонимы? Синонимы ? Антонимы?

- Чем отличаются омонимы от многозначных слов ?

- Что такое лексикология?

- Итак ,что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было особенно интересно?

- Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за сегодняшний урок?



VII. Выставление оценок за урок с учетом коллективных и индивидуальных ответов.

 

Инструктаж по выполнению домашнего задания:

Домашнее задание (дифференцированное)

Выполнить задания по заранее подготовленным карточкам дома.

Повторить понятия: омонимы, антонимы, лексика, синонимы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!