МАУ ДО "Центринформ", г. Владивосток, Иванчикова Евгения Юрьевна
МАУ ДО «Центринформ»
Родительско-детское собрание.
«Интернет–безопасность для детей»
Автор: Иванчикова Евгения Юрьевна
Форма проведения: лекции с совместными заданиями и играми;
Цель собрания: просвещение родителей и детей по теме «Интернет-безопасность для детей»;
Задачи собрания:
Показать родителям важность и значимость проблемы формирования у детей сетевого этикета.
Рассказать детям о правилах общения в Интернете.
Ознакомить родителей с источниками информации по проблеме безопасности ребенка в Интернете.
Оборудование:
Компьютеры; Проектор;
листочки для анкетирования,
Презентация «Интернет-безопасность для детей»,
Флэш-ролик для детей
Чистые и Грязные листочки для игры Вирус.
Задания,
Проверочный бланк.
Памятка родителям "безопасность детей в Интернете".
Памятка детям "безопасность детей в Интернете".
План собрания:
Вступительное слово.
Лекторий;
Подвижные игры: "Вирусы", "Сеть"
Практикум.
Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово учителя
Добрый день, уважаемые родители и дети! Мы очень рады встрече с Вами. Сегодня мы собрались по очень актуальному вопросу Интернет-безопасность детей.
Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, в самореализации, занимает досуг. Но в то же время, Сеть таит в себе много опасностей. На сегодняшнем совместном уроке вы узнаете какие это опасности и как их избежать.. Сейчас вы разделитесь, но вскоре вновь соберётесь вместе.
Прошу родителей на листочке ответить на вопросы анкеты, размещённой на слайде
А всех деток, встать, выйти и отправиться вслед за Сергеем Алексеевичем в другой класс.Дети уходят в другой кабинет.
Лекторий для родителей
Лекция для родителей
2. Анкетирование родителей.
А сейчас мы вас попросим ответить на несколько простых вопросов: (вопросы анкеты представлены на слайде)
Если в ваших ответах встречается буква «б» или «в», то вы не зря пришли сегодня на родительское собрание.
3. Лекционный материал по теме собрания.
А теперь все вместе давайте разберемся кто в ответе за наших детей в Интернете? Прежде всего это
1. Правительство. Должны быть законы, которые смогли бы оградить детей от вредной информации в Интернете. Так в России все школы обязали установить программы контентной фильтрации в классах информатики.
В нашем центре, такие фильтры установлены во всех учебных классах, где компьютер имеет выход в интернет. Имеются ли такие фильтры у вас дома?
2. Поисковики. Многие поисковые сервисы такие как Yandex, Ramler имеют в своем арсенале большое количество настроек и виджетов, помогающих родителям оградить детей от нежелательного контента в Интернете. А так же есть поисковые системы, предназначенные специально для детей.
Скажите, пожалуйста, кто из вас пользуется детскими поисковыми системами и какими?(ответы родителей)
Предлагаем вашему вниманию несколько распространенных детских поисковых систем.
3. Семья. Конечно же ни кто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Ведь только родители могут полностью контролировать своих детей.
Ведь собирая ребенка в школу, взрослые объясняют ему правила поведения и безопасности. Так же нужно поступать и при выходе в Интернет.
С какими же опасностями могут столкнуться дети в сети Интернет?
КОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ. Возникают в процессе общения и взаимодействия людей в Интернете. В их числе кибертравля, сексуальные домогательства, нежелательные знакомства в Сети, встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни и др. С подобными рисками можно столкнуться при общении в онлайн мессенджерах, социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и других ресурсах.
КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ. Возникают при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией в сети. К такой информации относятся: агрессия, эротика или порнография, нецензурная лексика, информация, разжигающая расовую ненависть, пропаганда анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РИСКИ. Возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. В их числе риск купить товар низкого качества, подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию; потерять денежные средства или стать жертвой мошенников, использующих персональные данные онлайн-покупателей.
ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ. Опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ (вирусы, черви, троянские кони, шпионские программы, боты и др.).
начнём с интернет-зависимости
КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ
Столкновение с негативной информацией в Интернете может существенно повлиять на ребенка. • Каждый второй российский школьник сталкивался в Интернете с информацией, способной причинить вред его здоровью и развитию.
Контент со сценами насилия и жестокости провоцирует у детей (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) негативные переживания, расстраивает и пугает их. • Каждый третий российский школьник сталкивался в Интернете с материалами на тему насилия и жестокости.
Неполная или недостоверная информация в Сети вводит в заблуждение ребенка, у которого еще нет опыта, необходимого для оценки достоверности тех или иных сведений.
Информация, популяризирующая употребление алкоголя, наркотиков, сигарет, опасных для здоровья способов похудания, методов причинения физического вреда и боли, ненормативную лексику, может быть воспринята детьми как пример для подражания и в будущем способствовать закреплению негативных моделей поведения.
МОЖНО ЛИ ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА ОТ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ?
НУЖНО, а значит ищем способы
Создайте отдельную учётную запись, если ребенок пользуется общим компьютером.
Ваша учетная запись должна иметь надежный пароль и обладать правами администратора
Проявляйте активность в борьбе с противоправным контентом в Интернете. Если Вы столкнулись в Интернете с подобной информацией, отправьте жалобу в Роскомнадзор на сайт: http://eais.rkn.gov.ru/feedback/.
Изучите арсенал технических средств контентной фильтрации и установите наиболее подходящие.
Существуют приложения, позволяющие установить запрет на посещение определенных сайтов; ограничить время доступа к Интернету; отслеживать действия пользователя в Сети; блокировать сомнительные поисковые запросы и всплывающие баннеры. Функции родительского контроля часто содержатся в антивирусных программах.
Средства контентной фильтрации можно подбирать и использовать на различных уровнях:
На уровне провайдера. Услуги контентной фильтрации, подключенные непосредственно у провайдера, защитят все домашние устройства, связанные с Интернетом, от негативного контента.
На уровне приложений. Программы контентной фильтрации и родительского контроля могут устанавливаться на устройства, которые ребенок использует для выхода в Интернет (компьютер, планшет или смартфон).
На уровне онлайн-ресурсов. Многие популярные онлайн-сервисы, поисковые системы, социальные сети предоставляют пользователям возможность установить безопасный режим работы.
КИБЕРБУЛЛИНГ: КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ?
СИГНАЛЫ ОПАСНОСТИ
• Ухудшение настроения во время и после общения в Интернете
• Нервозность при звуке получения сообщения
• Внезапная неприязнь к Интернету
Сохраняйте спокойствие сами и успокойте ребёнка. Дайте ребёнку понять, что владеете ситуацией, готовы помочь и не станете его ругать или осуждать.
Разберитесь в ситуации вместе с ребёнком. Важно найти ответы на вопросы: когда возник конфликт? Что стало причиной? Кто принимает участие в травле? Существует ли угроза здоровью или жизни ребёнка?
Соберите доказательства травли. Сохраните все возможные свидетельства происходящего (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и т.п.).
Научите правильно реагировать на агрессора. Лучший способ остановить травлю - игнорировать обидчиков. Помогите ребенку заблокировать агрессоров или добавить их в «чёрный список». Иногда стоит временно удалить аккаунт на тех ресурсах, где происходит травля.
Обратитесь за помощью. Жертве кибербуллинга трудно постоять за себя.• Если травля происходит в открытом сообществе или группе, обратитесь к администраторам ресурса с просьбой заблокировать аккаунты обидчиков, прикрепите скриншоты со свидетельствами кибербуллинга.
• Если в травле участвуют ученики школы, расскажите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, директору.
• Если существует угроза здоровью и жизни ребёнка, обратитесь в правоохранительные органы, приложив к заявлению собранные доказательства.
КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЁНКА ОТ ОНЛАЙН-РИСКОВ?
Развивайте доверительные отношения. Важно, чтобы ребёнок чувствовал: ваша цель не наказать, а помочь ему, в этом случае он сможет вам довериться.
Установите правила пользования Интернетом для всех электронных устройств. Необходимо прийти к соглашению по следующим вопросам: что разрешено делать в Сети? Где можно пользоваться мобильными устройствами? Когда и сколько времени можно проводить в Интернете?
Регулярно разговаривайте об Интернете. Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в Сети. Точная и достоверная информация — лучшее средство от онлайн-рисков.
Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве.Искренне интересуйтесь активностью ребенка в Интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети или игре, где он «обитает».
Расскажите о нормах онлайн-этикета. Как и в реальной жизни, в Интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребёнок должен понять, что анонимность в Сети — иллюзия, и любое действие навсегда оставляет свой след.
Объясните необходимость защиты персональной информации. Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в Сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.
Проинформируйте о том, где можно получить помощь. Если ребёнок столкнётся с проблемой в Сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу тех-поддержки или к взрослому, которому он доверяет.
Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользователя. Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей.
Подвижные игры: "Вирусы", "Сеть"
Игра «Вирусы»
Цель игры: Эмоциональная разрядка, снятие напряжения.
Материалы: Листы формата А4 двух цветов и лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
Процедура проведения: Листы А4 нужно скомкать и сделать из них снежки двух разных цветов. Снежки одного цвета обозначают, например, вирусы, спам, зараженные файлы, снежки другого цвета – безопасная информация, безопасные файлы. Участники делятся на две команды так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 3 м. В руках каждой команды снежки двух цветов, которые они, по команде ведущего, бросают другой команде. Задача: как можно быстрее закидать противоположную команду снежками, при этом успевая откидывать все «опасные» снежки и сохранять у себя все «безопасные». Ведущий засекает 10 секунд и, услышав команду «Стоп!», участники должны прекратить игру. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше «опасных» и больше «безопасных» снежков. Перебегать разделительную линию запрещено.
Ведущий:
Ребята, давайте попробуем почувствовать на себе вирусную атаку и постараться защититься от нее! Правила будут такие. Вам нужно разбиться на 2 команды. Но сначала из листочков бумаги черного и белого цвета сделаем снежки! Каждый должен сделать по 2 снежка белого и черного цвета. Черные снежки – «опасные», а белые – «безопасные». По моей команде начинаем бросать друг в друга снежки! Задача одной команды – как можно быстрее закидать противоположную команду снежками.
Задача каждой команды – успеть откинуть все черные снежки и сохранить у себя белые.
Игра «Сеть»
Цель игры: эмоциональная разрядка и снятие напряжения. Эмоциональная привязанность родителей с ребёнком. Повторение правил безопасного использования интернета.
Проведение: Ребёнок и родитель берутся за руки, образуя пары. Две пары берутся за обе руки и поднимают их вверх (они сеть Интернет). Ведущий с остальными становится в цепочку, взявшись за руки. Ведущий проводит под руками и одновременно произносит стихи. Например,
Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про все на свете?
Ну, конечно, в ИНТЕРНЕТЕ!
При слове «интернет» опускаются руки, и тот, кто оказался между ними, становится в круг вместе со своей парой(родителем или ребёнком) и поднимает руки. Игра продолжается до тех пор, пока всех не поймает "Сеть".
Вывод ведущего: Итак все мы рано или поздно оказываемся в Интернете, это наше будущее и в наших руках сделать его добрым и безопасным.
Практикум.
Компьютерные игры.
https://learningapps.org/1190033 - пары
https://learningapps.org/1690037 - пазл: безопасно/опасно
https://learningapps.org/1195548 - Виселица
https://learningapps.org/1190562 - соедини вопросы с картинкой.
Безкомпьютерные задания.
5. Подведение итогов.
Раздаётся Проверочный лист
- Сравните свои ответы с правильными.
- подсчитайте сколько баллов вы набрали.
Спрашиваем кто всё правильно сделал, кто набрал больше 20 баллов, та семейная команда получает сертификат.
Безопасность ребенка в на 90% зависит от родителей. Главная наша задача - помнить об опасностях Интернета и обсуждать все вопросы, которые могут у ребят возникнуть при использовании Интернета друг с другом. Вам в помощь памятки.
Памятка родителям по теме собрания
До свидания. Безопасного Вам интернета!
Некоторые источники информации
http://detionline.com/mts/about - о проекте
http://detionline.com/mts/lessons - уроки, скачать флэш презентацию для детей.
Центр безапасного интернета в России - http://www.saferunet.ru/
Ребенок в сети. Ребенок играет? - http://www.detionline.ru/
В правом меню Вы увидите ссылки на сайт «Лига безопасного Интернета» - http://www.ligainternet.ru/.
Дети России Онлайн - http://detionline.com/
https://learningapps.org/1190033 - пары
https://learningapps.org/1690037 - пазл: безопасно/опасно
https://learningapps.org/1195548 - Виселица
https://learningapps.org/1190562
4