СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекции по современному русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные лекции преднозначены для преподавателей русского языка высших учебных заведений

Просмотр содержимого документа
«Лекции по современному русскому языку»

1.Морфемика как раздел языкознания.. Морфема основная единица морфемики.

2.Морфонология. Морфонема и субморф как основные единицы мор­фонологии.

3.Словообразование. Единицы словообразовательной системы.

4.Классификация морфем.Корневые морфемы: свободные (поливалентные свободные корни), связанные корни (унивалентные корни (унирадиксоиды)).

5.Аффиксальные морфемы.виды аффиксов по их позиции в слове (префиксы, суффиксы, пост­фиксы).

6.Виды аффиксов по регулярности употребления (поливалентные (ре­гулярные)) и унивалентные аффиксы (унификсы));

7.Виды аффиксальных морфем по функции (словообразовательные, формообразовательные и словоизменительные аффиксы).

8.Понятие конфиксов (циркумфиксов). Научная дискуссия о конфиксах.

9.Понятие интерфиксов. Научная дискуссия об интерфиксах.

10.Морфемная структура слова.Понимание основы слова.Структурные типы основ.

11. Функциональные типы основ (словоизменительная, формообра­зующая и словообразовательная).

12.Этапы установления морфемной структуры слова (морфемный анализ слова).

13.Историческая изменчивость структуры слова.

14.Процессы изменения структуры слова. Опрощение.

15.Процессы изменения структуры слова.Переразложение.

16. Процессы изменения структуры слова. Усложнение.

17. Процессы изменения структуры слова. Декорреляция, замещение, диффузия.

18.Русская морфемная лексикография (морфемография).

19.Круг проблем морфонологии.

20.Варьирование фонемного состава морфемы как одна из особенностей русского языка.

21.Способы адаптации морфем в слове: морфонологические чередова­ния и их типы, усечение морфем, наложение морфем, интерфиксация.

22.Понятие словообразовательной производности (мотивированности, выводимости).

23.Структура производного слова: производящая часть и формант.

24.Структурно-грамматические виды исходных единиц деривации (производящая основа, комплекс производящих основ, производящее слово, сочетание производящих слов).

25.Связь между производящим и производным словом как особый тип фор­мально-семантической связи языковых единиц. Типы словообразовательной производности.

26.Словообразовательная семантика. Лексическая и синтаксическая деривации.

27.Словообразовательное значение, его отличие от значения лексиче­ского и грамматического.

28.Фразеологичность семантики производного слова.

29.Типы словообразовательного значения с учетом категориальной се­мантики производящего и производного слов:а) модификационное словообразовательное значение; б) мутационное словообразовательное значение; в) транспозиционное словообразовательное значение.

30.Словообразовательный тип как основная комплексная еди­ница словообразования

31.Классификация словообразовательных типов по грамматическому соотношению производящего и производного (транспозиционные и нетранспозиционные типы);

32. Классификация словообразовательных типов по характеру деривации (типы лексической, синтаксической и компрессивной деривации);

33.Классификация словообразовательных типов по виду словообразовательного значения (модификационные и мутаци­онные типы).

34.Продуктивные и непродуктивные словообразовательные типы.

35.Способы словообразования. Понимание способа словообразования.

36.Диахронная классификация способов словообразования.

37.Синхронная классификация способов словообразования. Аффиксальные способы словообразования.

38.Безаффиксные (операционные) способы словообразования в синхронии.

39.Смешанные способы словообразования в синхронии.

40.Единицы словообразовательной системы: элементарные (про­изводящие и форманты), простые (производные) и комплексные (типы, гнезда, категории).

41.Словообразовательный тип и словообразовательная категория.

42.Словообразовательное гнездо.

43. Словообразовательная цепочка.

44.Связь морфемики, морфонологии и словообразования с другими лингвистическими дисциплинами.

45.Русская словообразовательная лексикография.









1.Морфемика как раздел языкознания.. Морфема основная единица морфемики.

Морфемика – раздел языкознания, изучающий систему морфем и их формальных видоизменений – морфов, а также морфемную структуру слов и словоформ. ентральным объектом изучения морфемики является морфема. В большинстве вузовских учебников по русскому языку морфема определяется как минимальная, далее неделимая значимая часть слова. Это определение морфемы является не достаточно точным, поскольку в русском языке имеется немало слов, которые не могут делиться на более мелкие значимые части, морфемы. Таким образом, морфема не всегда является частью слова – в ряде случаев она является равной слову. Слово как основная единица языка состоит из значимых частей, или морфем. Отметим, что значение морфем не является автономным и не может приравниваться к лексическому значению слова. Свою значимость морфы и морфемы реализуют только в процессе образования слов и словоформ, частями которых они становятся. Наличие значения у морфемы принципиально отличает ее от фонемы и слога и сближает со словом и предложением.


2.Морфонология. Морфонема и субморф как основные единицы мор­фонологии.

Морфонология – это раздел языкознания, изучающий использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании. Основными единицами морфонологии считаются морфонема и субморф.

Морфонема – это совокупность фонем, которые чередуются во всех морфах одной морфемы.

Содержащаяся в термине субморф латинская приставка sub (в значении «под») указывает на несамостоятельный, подчиненный характер того, что обозначено другой, корневой, частью этого слова.

Семантически субморф неотделим от морфа, составляет его часть, участвует в выражении значения, свойственного морфу в целом, однако в плане морфонологическом субморф отделяется от «материнского» морфа и приобретает самостоятельность. Субморф – единица более низкого, чем морф, уровня. Субморфы выделяются лишь потому, что существуют общие с ними по формальному составу морфы, с которыми их роднят одинаковые чередования 


3.Словообразование. Единицы словообразовательной системы.

Словообразование представляет собой самостоятельный раздел языкознания, который изучает образование слов от родственных, или, иначе, однокоренных слов и описывает установившееся формально-смысловое соотношение между производящим словом и производным. Иначе говоря, словообразование изучает функции и роли морфем, рассматривая их через призму формы и семантики слова.

Что касается единиц словообразовательной системы, то нам видится весьма перспективным выделение следующих основных единиц словообразования:

а) элементарные единицы (производящие и форманты – гитар-а + -

ист);

б) простые единицы (производные слова – гитарист); в) комплексные единицы (словообразовательные типы (гитарист, пиа-

нист, флейтист, арфист, баянист), словообразовательные категории (гитарист, скрипач, барабанщик, дударь, ударник), словообразовательные гнезда,

словообразовательные цепочки, словообразовательные парадигмы).

Главной единицей словообразовательной системы при этом считается производное слово, которое состоит из элементарных единиц и входит в комплексные единицы.



4.Классификация морфем.Корневые морфемы: свободные (поливалентные свободные корни), связанные корни (унивалентные корни (унирадиксоиды)).

По позиции в слове противопоставляются корневые морфемы и служебные морфемы (аффиксы), различающиеся по их назначению и степени иерархической зависимости. Корневая морфема является главной, обязательной частью основы слова. Служебные морфемы лишь дополняют ее. Слова без корня не бывает. Единственным исключением в этом отношении является глагол вынуть. Корень – это морфема, являющаяся центральным элементом в морфемной структуре слова, предопределяющим его лексическое значение. Корень – это общая часть родственных по лексическому значению слов, называемых однокоренными. Корни играют важную роль в обогащении лексики языка. В русском языке одна корневая морфема может дать жизнь огромному числу слов. Большинство корневых морфем свободно сочетается со словообразующими аффиксами – суффиксами и префиксами. Связанные корни всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами, они никогда сами по себе не составляют основу слова.















5.Аффиксальные морфемы.виды аффиксов по их позиции в слове (префиксы, суффиксы, пост­фиксы).

В отличие от корневых морфем аффиксальные морфемы (аффиксы) факультативны. Они не могут функционировать самостоятельно. Только в сочетании с корневыми морфами и морфемами аффиксы обретают форму выражения и реализуют свое содержание.

Аффиксальные морфы всегда выделяются в словоформах производных слов любой, как изменяемой, так и неизменяемой, части речи.

Что касается словоформ непроизводных слов, то в их структуре аффиксы можно выделить в том случае, если в речевом потоке они представляют изменяемые слова или формы слова. Неизменяемые непроизводные слова обычно содержат в себе только один корневой морф – там, от, здесь, алоэ, декольте, хаки, беж. С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню различаются:

1)префиксы (от лат. Рraefixus – 'прикрепленный спереди'), называемые также приставками, которые находятся в слове перед корнем (при-

бегать) или другим префиксом(при-за-думаться);

2)аффиксы, занимающие в слове позицию после корня; в числе по-

следних разграничиваются суффиксы, окончанияи постфиксы.

Суффиксы располагаются непосредственно за корнем или за другим суффиксом. После корня или суффикса во многих словах устанавливаются окончания – показатели грамматических связей слова в словосочетании и предложении 

Постфиксы находятся в самом конце слова.


6.Виды аффиксов по регулярности употребления (поливалентные (ре­гулярные)) и унивалентные аффиксы (унификсы));

Аффиксы, как правило, повторяются в рядах слов и словоформ – ходь-

б(а),стрель-б(а),кось-б(а) и т.д.

Аффиксы, встречающиеся в разных словах и сочетающиеся с различными видами корневых и аффиксальных морфем, называются регулярными (поливалентными) (примеры см. выше). Нерегулярные аффиксы обладают ограниченной (уникальной) сочетаемостью – только с одним определенным корнем. Такие аффиксы часто называются унификсами. Унификсы– это особый вид единичных сегментов, основной признак которых – отсутствие воспроизводимой модели. Обычно унификсы занимают позицию суффиксального морфа, но иногда их можно встретить и в позиции префиксального морфа.


7.Виды аффиксальных морфем по функции (словообразовательные, формообразовательные и словоизменительные аффиксы).Среди аффиксальных морфем выделяют аффиксы словообразовательные, словоизменительные и формообразовательные.

Словообразовательные аффиксы – аффиксы (префиксы, суффиксы,

постфиксы), каждый из которых создает новое слово-лексему.

Словообразовательный префикс, создавая новое слово-лексему,в отличие от суффикса, присоединяется к целому слову. При этом грамматическая принадлежность нового слова не меняется. К целому слову присоединяется и словообразовательный постфикс. Таким образом, словообразовательными называются морфемы, использующиеся для образования новых слов и выступающие в качестве основных словообразовательных средств в составе производных слов.

Словоизменительными (синтаксическими) называются такие грамматические морфемы, которые выражают зависимость одних слов от других в потоке речи. Иными словами, словоизменительные морфемы используются для образования синтаксических грамматических форм. К синтаксическим морфемам относятся падежные флексии, посредством которых образуются формы всех склоняемых слов; личные окончания глаголов. Словоизменительными являются такие морфемы, при помощи которых образуются грамматические формы знаменательных, грамматически изменяемых слов.

Формообразующими морфемами (несинтаксическими) являются грамматические морфемы, которые в составе слова выражают дополнительные грамматические оттенки, но не влияют на взаимоотношения слов в предложении. К несинтаксическим относятся аффиксальные грамматические морфемы, посредством которых образуются видовые, залоговые формы глаголов, формы прошедшего времени и повелительного наклонения, инфинитив глагола, причастия, деепричастия (если причастия и деепричастия признаются как формы глагола), формы степеней сравнения прилагательных,наречий и слов категории состояния.

















8.Понятие конфиксов (циркумфиксов). Научная дискуссия о конфиксах.

Некоторые ученые выделяют в русском языке еще один вид деривационных морфем – конфиксы (реже используют термин «циркумфикс»), называя их единой двуэлементной прерывистой словообразующей морфемой. В процессе словопроизводства она осложняет производящую основу одновременно в пре– и постпозиции. конфиксы выступают как двух– и трехаффиксальные комплексы, в которых каждая морфема отчетливо выделяется и сохраняет свою собственную семантику. На морфемном уровне налицо самостоятельность каждого элемента конфикса. Конфиксы – это морфемные сочетания, которые состоят из морфем. Но (!) конфикс – это не самостоятельная морфема. Другое дело, если мы находимся на словообразовательном уровне – тут конфиксы представляют собой единый комплекс, присоединяющийся к производящей основе или слову. На этом уровне конфиксы являются словообразовательными формантами – единицами системы словообразования.

В традиционно сложившейся терминологии конфиксальный способ словопроизводства называется суффиксально-префиксальным.


9.Понятие интерфиксов. Научная дискуссия об интерфиксах.

Интерфикс–межморфемная вставка, играющая в структуре слова чисто соединительную (реляционную) функцию. Интерфиксы (как и субморфы) не имеют значения в составе слова. Их функция чисто соединительная, строевая. Между тем и суффиксы, и приставки в составе слова значимы, несут определенную семантическую нагрузку. Когда интерфиксы ставят в один ряд с суффиксальными или префиксальными морфемами, происходит разрушение определения морфемы как наименьшего значимого элемента в составе слова. 

Во многих исследованиях по словообразованию интерфиксы как особый структурный элемент слова не выделяются, а они рассматриваются в структуре сложных суффиксов как формантные варианты. 


10.Морфемная структура слова.Понимание основы слова.Структурные типы основ.

Наряду с морфемами в качестве особого элемента структуры слова выделяется его основа.

В лингвистической литературе существуют разные определения основы слова, но во всех этих определениях общим является то, что основа слова считается обязательным элементом морфемной структуры слова и средством выражения его лексического значения. Основа имеется в морфемной структуре любого слова; это такая операционная единица анализа слов, которая позволяет разграничить грамматические формы и лексические единицы и выявить производящую базу для производных слов.

Основы изменяемых слов могут совпадать с корневыми морфемами или включать в свой состав корень и словообразовательные аффиксы. Основы неизменяемых слов равны всему слову.


11. Функциональные типы основ (словоизменительная, формообра­зующая и словообразовательная).

Основы слова неоднородны. Существуют структурные и функциональные типы основ.

Выделяются следующие функциональные типы: словоизменительные, формообразовательные и словообразовательные.

Словоизменительная основа  определяется как часть грамматически изменяемого слова, способная сочетаться со словоизменительными морфемами. Этот тип основы присущ только словам, имеющим формы словоизменения.

Формообразующая основа – это часть изменяемого слова, способная сочетаться с формообразующими морфемами.

Часть слова за вычетом словоизменительных, формообразующих и словообразующих морфем представляет собой основу соответствующего слова с точки зрения его словообразования, словообразовательной структуры, или словообразовательной парадигмы. Иными словами, это словообра-

зовательнаясловообразующая или деривационная основа слова, ко-

торая в современном языкознании обычно называется производящей, обра-

зующей, мотивирующей, базовой, первородной и другими терминами»























12.Этапы установления морфемной структуры слова (морфемный анализ слова).

В результате членения слова устанавливается его морфемный состав, т.е. совокупность всех входящих в слово морфем. Однако цель морфемного анализа заключается не только в определении морфемного состава слова, но и в установлении системы отношений между морфемами, т.е. в определении морфемной структуры слова. Морфемная структура слова – это системно упорядоченное единство его значимых элементов (морфем и комбинаций морфем). Логика и порядок установления морфемной структуры таковы: сначала выявляются наиболее периферийные элементы в морфемном строении слова (словоизменительные и формообразующие показатели отделяются от основы). Затем членению подвергается основа слова, причем то, в каком порядке сочетаются морфемы в основе, обусловлено логикой развертывания «словообразовательной цепочки», в которую входит анализируемое слово. Это означает, что проводить морфемное членение основы нужно «с конца», с выделения тех аффиксов, которые были присоединены в последнюю очередь и дальше всего отстоят от корня. Таким образом, принято разграничивать два этапа морфемного членения слова: 1. Отделение основы от грамматических показателей слова – словоизменительных и формообразующих морфем;

2. Членение основы: выделение корневой морфемы и словообразующих морфем.





13.Историческая изменчивость структуры слова.

Язык с его различными подсистемами и их единицами с течением времени постепенно изменяется. При этом меняются и характеристики языковых элементов и явлений. Поведение той или иной единицы языка в настоящее время может значительно отличаться от ее поведения в прошлом. Такая зависимость языкового бытия от плана его временного существования обязательно должна учитываться исследователями. Помогают в этом методы синхронного идиахронного (исторического) изучения языков и их подсистем.

При синхронном подходе главное внимание сосредоточивается на свойствах одновременно существующих фактов и элементов языка. Диахронные (исторические) методы используются при исследовании языковых явлений и процессов, наблюдающихся в системе языка в различные промежутки времени. Изучая разновременные языковые факты, диахроническое языкознание устанавливает причины изменений в системе языка, время возникновения и завершения различных языковых процессов и пути их развития. Стечением времени у некоторых слов меняется, например, количество морфем, звуковой состав отдельных морфем, происходят изменения значений и функций морфем; иными словами, изменяется морфемная структура слова. Основными факторами, приводящими к изменению морфемной структуры слова в русском языке, являются «всякого рода нарушения прямого соотношения между производной и производящей основами»


14.Процессы изменения структуры слова. Опрощение.

Опрóщением, или интеграцией, называется языковой процесс, в результате которого слово с производной основой изменяется в слово с непроизводной основой. Этот словообразовательный процесс неразрывно связан с утратой словом прежних смысловых связей, в результате чего слово из мотивированного названия того или иного объекта действительности становится немотивированным. Процесс опрощения происходит по определенным причинам. К ним относятся:

1.Потеря производящей основы в современном русском языке.

2.Нарушение семантических и словообразовательных связей между производящей и производной основами.

3.Различные фонетические изменения.

Чаще всего процесс опрощения происходит в трех позициях:

–между корнем и приставкой

–между корнем и суффиксом

–между корнем и окончанием

В процессе опрощения можно наметить две основные ступени, резко противопоставленные друг другу: опрощение полное и неполное.

Полное опрощение – это потеря основами слов способности члениться на морфемы, в результате чего основа предстает как основа с чистым корнем. Разложить такого рода основы на значимые части можно только с помощью глубокого и всестороннего этимологического анализа, привлекая сравнительно-исторические данные.

При неполном опрощении новые непроизводные основы сохраняют прежнюю членимость. Вместе с тем попутно отметим, что на практике при установлении членимости в этих случаях часто смешиваются словообразовательная и этимологическая точки зрения.












15.Процессы изменения структуры слова. Переразложение.

Переразложение (переинтеграция) – это перераспределение морфем внутри слова при сохранении его членимости. В отличие от опрощения переразложение не меняет характера основы, это только перераспределение словообразовательных аффиксов в структуре слова.

Можно указать несколько причин, приводящих к переразложению. Это:

1. Выход из употребления соответствующей данному слову производящей основы при сохранении в языке других родственных образований

2. Аналогия – переразложение основ производных слов может происходить под влиянием морфемной структуры слов более продуктивных типов.

В отдельных случаях в результате переразложения возникают не новые варианты существующих словообразующих морфем, а новые морфемы, характеризующиеся своими особыми значениями.


16. Процессы изменения структуры слова. Усложнение.

Усложнение (редеривация, рекомпозиция) – явление, противоположное опрощению, то есть ранее непроизводная основа становится производной.

Причины, приводящие к усложнению, таковы:

1.В большинстве случаев непроизводная основа оказывается производной при заимствовании слов из других языков.

2.Народная этимология (стремление обычных, лингвистически не искушенных людей по-своемумотивировать неизвестное слово).

3.Аналогия

4.Фонетические процессы (звуковые изменения)

Процесс усложнения чаще всего наблюдается не в исконно русских, а в иноязычных словах и протекает в них в результате установления между словами семантико-словообразовательных отношений.


17. Процессы изменения структуры слова. Декорреляция, замещение, диффузия.

Декорреляция-изменение характера или значения морфемы при том же числе и порядке следования морфем. Этот процесс не внешний, а внутренний, то есть количество морфем и их границы в слове не меняются, изменение происходит внутри самой морфемы.

Причины, приводящие к декорреляции:

1.Внутренние морфологические и словообразовательные:

2. Аналогия

Замещение. В результате данного процесса морфемный состав производной основы в количественном отношении остается прежним, меняется лишь одно из звеньев словообразовательной цепочки, но тем самым и словообразовательная структура слова в целом.

Причины, приводящие к замещению:

1.Народная этимология

2.Аналогия

Диффузия (наложение, аппликация, интерференция) – взаимопроникновение морфем при одновременном сохранении ими четкой самостоятельности и особенности значимых частей слова. Явление диффузии часто затрудняет разбор слова по составу.

Причиной диффузии являются различные звуковые изменения (прежде всего стяжение одинаковых гласных или согласных.


18.Русская морфемная лексикография (морфемография). Морфемографией называется относительно новый раздел лексикографии, предметом которого является история, теория и практика составления морфемных словарей.

Различаются два типа морфемных словарей. В словарях морфем

(иначе их называют морфемариями) представлен морфемный запас данного языка. В словарях морфемного членения, илиморфемного строения,

представлен морфемный состав конкретных слов данного языка.

Наиболее известные из них:

«Словарь – справочник З.А. Потихи «Как сделаны слова в русском языке»

«Словарь служебных морфем русского языка» Г.П. Циганенко

«Словарь морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф.Ефремовой 

«Морфемно-орфографическийсловарь русского языка» А.Н.Тихонова

«Словарь-справочник по русскому языку. Правопи-

сание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов» А.Н.Тихонова
















19.Круг проблем морфонологии.

Круг задач морфонологии: 1) изучение фонемной структуры морфем; 2) морфонологические чередования; 3) «пограничные сигналы».

Первая задача признается значимой для всех языков. В языках, где имеются различные типы морфем, необходимо определить специфические структуры каждого из них. Так, в славянских языках многообразием структурных типов отличаются корневые морфемы; определенное количество типов звуковой структуры характерно для окончаний, суффиксальных и префиксальных морфем.

Большее внимание уделяется второй и третьей задачам. Чередования фонем в разных морфах одной и той же морфемы (вторая задача) имеют место преимущественно на стыке морфем (на морфемном шве). Данную задачу морфонологии определяют как установление правил соединения морфов в слове, т.е. условий взаимоприспособления (варьирования) морфов при их объединении. Третья задача касается лишь стыка морфем: определяются «пограничные сигналы», т.е. сочетания двух фонем, невозможные в пределах одной морфемы, следовательно, свидетельствующие о морфемном шве.


20.Варьирование фонемного состава морфемы как одна из особенностей русского языка.

Одна из основных задач морфонологии состоит в том, чтобы установить численный состав и порядок следования фонем в морфемах, фонемное различие между корневой морфемой, с одной стороны, и аффиксальной – с другой, а также внутри этих категорий.

Для русского языка характерно различие в структуре именных и глагольных корней. Именные корни имеют исход на согласную; глагольные могут иметь исход и на согласную и на гласную. Это различие играет важную роль в словообразовании, так как оно определяет разный характер использования именных и глагольных корней в словообразовании.

Приставки, совпадающие с предлогами, имеют такую же фонемную структуру, как и предлоги. Остальные приставки чаще всего состоят из двух или трех фонем

Именные суффиксы (т.е. суффиксы существительных, прилагательных, собирательных числительных) всегда являются закрытыми. Большинство именных суффиксов являются двух– и трехфонемными. Подавляющее большинство суффиксов, состоящих из четырех и более компонентов, являются сложными, образованными из двух или из трех суффиксов рассмотренных выше структур. В глагольном суффиксальном словообразовании проявляется характерная для минимального глагольного корня специфическая черта (наличие открытых структур), выраженная более ярко. Все эти словообразовательные аффиксы являются открытыми.


21.Способы адаптации морфем в слове: морфонологические чередова­ния и их типы, усечение морфем, наложение морфем, интерфиксация.

Морфонологические чередования (или альтернации) фонем – это из-

менения фонемного состава алломорфов. Чередования различаются:

1)по характеру чередующихся фонем – чередования гласных и согласных

2)по позиции в морфеме – чередования на морфемном шве и внутри морфемы

3)по признаку продуктивности – продуктивные и непродуктивные.


Усечение производящих основ. При образовании слов на стыке производящей основы и словообразующего аффикса возникают звукосочетания, не характерные для современного русского языка, не отвечающие нормам сочетания фонем на морфемных швах. Это приводит к тому, что конец производящей основы подвергается усечению. Усечение чаще всего происходит при аффиксации

Наложение (или интерференция) морфем. Наложение морфем – это совмещение в составе производного слова конечных фонем предыдущей морфемы и начальных фонем последующей. Происходит оно на стыке производящей основы и словообразующего аффикса, когда производящая основа на исходе имеет те же фонемы, с которых начинается словообразующий аффикс.

Интерфиксация. Интерфиксы также служат взаимоприспособлению морфем друг к другу в слове, они способствуют устранению нежелательных фонемных сочетаний на морфемном шве






















22.Понятие словообразовательной производности (мотивированности, выводимости).

С точки зрения словообразования все слова русского языка делятся на два типа: непроизводные и производные.

Непроизводными являются слова, которые не образованы от других слов. Среди них по морфемному составу выделяются 2 группы. В одну входят изменяемые слова, состоящие из корня и окончания. Другую группу составляют неизменяемые слова, состоящие только из корня. Слова обеих групп имеют нечленимую основу, которая равна корню.

Производными называются слова, образованные от других слов. К производным принадлежат и сложные слова, сращения.

Мотивированным слово, значение которого обусловлено значением другого слова, имеющего тот же корень. Слово, значение которого объясняет значение мотивированных слов, является для последних мотивирующим.

Сопоставляя материальный состав слов, входящих в словообразовательные пары, мы можем выявить общую мотивирующую часть и часть, которой производное слово отличается от исходного. Основа мотивированного слова сложнее основы мотивирующего и по форме и по значению. Можно сказать, что мотивированное и мотивирующее находятся в отношениях мотивации, или выводимости.


23.Структура производного слова: производящая часть и формант.

Любое производное слово всегда двукомпонентно. Оно состоит из

производящей (мотивирующей) части и форманта(дериватора)

Формант производного слова – это составная единица. В состав форманта входят аффиксы, все морфонологические средства, т.е. формант – это совокупность всех средств, участвующих при образовании слова.

Средства морфонологии самостоятельной словообразующей функцией не обладают. Морфонологические явления обычно лишь сопровождают аффиксацию. Аффикс – основной и обязательный компонент форманта, который может представлять его без морфонологических средств или в комплексе с ними. Часто формант представляет собой комплексную единицу словообразовательной системы языка.


24.Структурно-грамматические виды исходных единиц деривации (производящая основа, комплекс производящих основ, производящее слово, сочетание производящих слов).

Производное слово всегда двукомпонентно; оно состоит из производящей (мотивирующей) части и форманта. В качестве производящей части в русском языке могут выступать: производящая основа, комплекс производящих основ, производящее слово, сочетание производящих слов. Комбинация двух основ, основы и слова или двух слов встречаются при образовании сложных и составных слов.


25.Связь между производящим и производным словом как особый тип фор­мально-семантической связи языковых единиц. Типы словообразовательной производности.

Между производящим и производным словами устанавливаются сле-

дующие типы словообразовательной производности: полная / частичная,

метафоричная / метонимичная, единичная / множественная.

Полная производность наблюдается в словах, значение которых полностью складывается из значения их составных частей

Частичная производность наблюдается в тех случаях, когда семантика производных включает семантику производящих не целиком, когда она связана с семантикой производящего лишь частью, «краешком» своего значения

Метафорическая производность имеет место в тех случаях, когда производное слово основывается на переносных (метафорических) значениях производящего. Например, глаголыобезьянничать – «слепо подражать другим, перенимать черты

Метонимическая производность. Традиционно метонимическая мотивация рассматривается на уровне многозначных производных слов (т.е. на уровне полисемии), когда одно значение выводится из другого (внутрисловный уровень)

При единственной производности, наиболее типичной для русского словообразования, дериват мотивирован вполне определенным производящим: конкретной производящей основой.

При неединственной (или множественной) производности дериват по форме и смыслу может быть с равными основаниями соотнесен с несколькими производящими.

Не всегда множественная производность влечет за собой изменение форманта.











26.Словообразовательная семантика. Лексическая и синтаксическая деривации.

Е.А. Земская лексическими дериватами считает производные, лексическое значение которых не тождественно значению производящих, асинтаксическими дериватами – производные, лексическое значение которых тождественно значению производящих.

И.А. Ширшов, рассматривающий синтаксическую деривацию применительно к явлению множественной мотивации, выделяет следующие группы синтаксических дериватов:

1) отвлеченные отглагольные существительные

2)отвлеченные отадъективные существительные

3)относительные прилагательные

4)качественные наречия

Таким образом, две сферы деривации (лексическая и синтаксическая) различаются в зависимости от характера деривационного (словообразовательного) значения.


27.Словообразовательное значение, его отличие от значения лексиче­ского и грамматического.

На основе семантического соотношения между мотивирующим и производным словом определяется словообразовательное значение деривата.

Основываясь на некоторых результатах в исследования словообразовательной семантики, Л.А. Араева предлагает представлять структуру словообразовательного значения в типах мутационных суффиксальных субстантивов, выделяя следующие уровни словообразовательного значения (от предельно абстрактного к предельно конкретному):

1)грамматико-словообразовательное

2)частное словообразовательное значение, в пределах которого выделяются характеризующий и функциональный аспекты;

3)словообразовательно-субкатегориальное значение с его подтипами

4)словообразовательно-пропозициональное значение

5)лексико-словообразовательное значение

6)индивидуальное лексико-словообразовательное значение

В отличие от лексического значения словообразовательное значение всегда формально выражено. В отличие от грамматического значения оно является необязательным в том смысле, что оно не обязано охватывать все слова одной части речи. В системе типов языковых значений общее словообразовательное значение занимает промежуточное место между лексическим и грамматическим: оно более абстрактно, чем лексическое значение, но носит менее общий характер, чем грамматическое значение.


28.Фразеологичность семантики производного слова.

Важным противопоставлением на множестве производных слов является противопоставление производных слов с фразеологичной семантикой и с нефразеологичной семантикой.

Лексическое значение слов с фразеологичной семанитикой помимо значения морфем содержит добавочные смысловые компоненты – те, которых нет ни в значении производящей основы, ни в значении словообразовательного аффикса.

Лексическое значение слова с нефразеологичной семантикой устроено иначе: его легко определить, если известны значения составных частей слова. Дело в том, что у него нет добавочных смысловых компонентов по сравнению с семантикой производящего слова, и лексическое значение у каждого такого слова складывается (выводится) из значений составляющих его морфем.


29.Типы словообразовательного значения с учетом категориальной се­мантики производящего и производного слов:а) модификационное словообразовательное значение; б) мутационное словообразовательное значение; в) транспозиционное словообразовательное значение.

Модификационное словообразовательное значение отмечается у тех производных слов, семантика которых лишь немного отличается от семантики производящих слов: отличие есть, но признается несущественным. Значение таких производных слов всегда равно сумме значений составляющих их структурных частей (по сути это производные слова с нефразеологичной семантикой).

Мутационное словообразовательное значение свойственно произ-

водным словам, значение которых резко отличается от значения производящих слов (слова с фразеологичной семантикой. В семантике производных слов с мутационным словообразовательным значением обычно обнаруживаются существенные смысловые приращения

Транспозиционное словообразовательное значение свойственно производным словам, семантика которых не отличается от семантики производящих слов, кроме общечастеречного значения (узкое понимание). Данный тип словообразовательного значения свойственен синтаксическому типу деривации












30.Словообразовательный тип как основная комплексная еди­ница словообразования

Словообразовательный анализ производной лексики базируется на ее системном характере, на возможности классифицировать производные слова по присущим им конкретным признакам, поэтому производные слова должны изучаться в словообразовательном отношении как единицы определенной языковой системы.

Словообразовательная система языка определяется как система словообразовательных типов.

В современном языкознании словообразовательный тип принято считать основной, важнейшей комплексной единицей словообразовательной системы языка, ядром ее изучения, единицей, построенной, как все другие языковые единицы, по определенным моделям.


31.Классификация словообразовательных типов по грамматическому соотношению производящего и производного (транспозиционные и нетранспозиционные типы)

При общей характеристике того или иного СТ учитываются транспозиционный / нетранспозиционный вид отношений между дериватом и производящим, а также характер деривации и вид словообразовательного значения.

Транспозиция – перевод слова из одной части речи в другую. Поэтому вся сфера синтаксической деривации относится к транспозиционным типам – ведь сущность синтаксической деривации как раз и состоит в переводе производного в иную по сравнению с производящим словом часть речи.

Если члены словообразовательной пары принадлежат к одной части речи, то перед нами нетранспозиционный СТ, а если к к разным частям речи –транспозиционный СТ


32. Классификация словообразовательных типов по характеру деривации (типы лексической, синтаксической и компрессивной деривации)

Еще одна содержательная классификация СТ – это деление СТ по характеру деривации (типы лексической, синтаксической и компрессивной деривации).

Лексическая деривация имеет место тогда, когда лексическое значение (ЛЗ) производных слов не тождественно ЛЗ производящих

Синтаксическая деривация – когда ЛЗ производных слов тождественно ЛЗ производящих, но производные слова отличаются от производящих частью речи

Компрессивная деривация служит целям сокращения уже имеющихся в языке номинативных единиц; она включает разного рода сокращенные названия, илиноминации. Компрессивная деривация обслуживает разные способы словообразования: суффиксальная универбация, сложносокращенный способ, аббревиация


33.Классификация словообразовательных типов по виду словообразовательного значения (модификационные и мутаци­онные типы).

Классифицировать СТ можно также по виду словообразовательного значения. Выделяются модификационные и мутационные типы.

Модификационными называются такие СТ, производные в составе которых обозначают лишькакое-товидоизменение (модификацию) значения производящего слова.

Мутационные СТ включают производные, которые обозначают не модификацию значения производящего, а содержат значимые смысловые наращения. Значения производных слов, принадлежащих к мутационным СТ, очень разнообразны.


34.Продуктивные и непродуктивные словообразовательные типы.

Останавливаясь на вопросе продуктивности / непродуктивности словообразовательных моделей (типов), В.В. Виноградов отмечал, что продуктивность форм словообразования органически связана с живыми процессами развития словарного состава языка, отражающими изменения в жизни общества, прогресс науки, техники, культуры. Наряду спродуктивными СТ в языке существуют непродуктивные СТ, «как бы замершие типы словообразования». Непродуктивными могут быть и такие СТ, которые насчитывают

всвоем составе значительное количество слов, но более уже не пополняются. Степень непродуктивности разных СТ, по В.В. Виноградову, неодинакова. Ученый считает, что при описании системы современного русского словообразования основной упор должен быть сделан «не на пережиточные, единичные, нерегулярные, непродуктивные или отмершие словообразовательные типы, а на типы устойчивые, живущие в течение очень долгого времени, продуктивные и вновь развивающиеся».


35.Способы словообразования. Понимание способа словообразования.

Способ словообразования – одно из центральных понятий словообразования. Оно может быть рассмотрено как в плане диахронии, так и в плане синхронии. В плане диахронии под способом словообразования понимается конкретный прием создания производного слова. Так, например, слововратарь ‘тот, кто охраняет врата’ образовано суффиксальным способом – посредством форманта-арь со значением лица; словосейчас возникло в результате слияния (сращения) двух знаменательных слов – местоимениясей и существительногочас. Способ словообразования с диахронной точки зрения, таким образом, фиксирует историю рождения слова в языке в тот или иной период его развития. Это исторический процесс создания новых лексических единиц на базе уже существующих. Большинство слов современного языка, однако, не создается нами заново, а воспроизводится, извлекается из языковой памяти.


36.Диахронная классификация способов словообразования.

1.Основу морфологического словообразованиясоставляет преобра-

зование исходных лексических единиц в новые слова путем прибавления различных аффиксов или усечения элементов исходной единицы. К этому способу примыкает так называемый фонетико-морфологический способ.

Неморфологические способы, к которым относятся морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический и лексико-семантический способ, вообще не используют аффиксальных словообразовательных средств.

2.Морфолого-синтаксическое словообразование охватывает все случаи перехода из одной части речи в другую

3.Лексико-синтаксическое словообразование представлено разными случаями слияния элементов словосочетания и превращения их в устойчивую единицу – слово

4.Лексико-семантическоесловообразование основано на семантическом расщеплении многозначных слов. Основные причины такого расщепления – утрата семантической общности и разрыв семантических связей между различными значениями многозначного слова.


37.Синхронная классификация способов словообразования. Аффиксальные способы словообразования.

Е.А.Земская выделяет две основные группы способов словообразования: аффиксальные и неаффиксальные.

Аффиксальные:суффиксальный,сложносуффиксальный,префиксальный,префиксальносуффиксальный,нулевая суффиксация, префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией, сложение в сочетании с нулевой суффиксацией.

Неаффиксальные: чистое сложение, сращение, аббревиация, усечение.

Аффиксальные способы словообразования

1.Префиксальный (или префиксацияспособ словообразования.

Дериватором здесь является префикс. При префиксации производящее и производное всегда принадлежат к одной части речи

2.Суффиксальный способ словообразования (или суффиксация) –

это наиболее продуктивный аффиксальный способ словообразования. Тут дериватором является суффикс. Особой разновидностью суффиксального способа словообразования является нулевая суффиксация

3.Постфиксальный способ словообразования (или постфиксация)

характерен, как правило, для образования глаголов.Используется он также при образовании неопределенных местоимений и наречий.

Дериватором здесь является словообразовательный постфикс.

4.Префиксально-суффиксальныйспособ словообразования свойст-

венен производным словам, в которых в качестве дериватора используется функциональное единство префикса и суффикса.

5.Префиксально-постфиксальныйспособ словообразования– это аффиксальный способ образования глаголов, при котором в качестве дериватора используется функциональное единство префикса и постфикса.

6.Суффиксально-постфиксальныйспособ словообразованияэто аффиксальный способ образования глаголов, при котором дериватором служит функциональное единство суффикса и постфикса

7. Префиксально-суффиксально-постфиксальныйспособ словооб-

разования – это аффиксальный способ образования глаголов, при котором в качестве дериватора используется функциональное единство префикса, суф-

фикса и постфикса


38.Безаффиксные (операционные) способы словообразования в синхронии.

1.Субстантивация – это способ словообразования отадъективных существительных, при котором средством выражения словообразовательных отношений является коренное изменение грамматических признаков производных слов по сравнению с производящим.

2.Сокращение (усечение) – это безаффиксный способ словообразования, при котором дериватором является усечение производящей основы. Сокращениями называют и соответствующие производные слова.

3.Сложение – при данном способе словообразования производящее представлено двумя или более основами, а дериватором считается строго фиксированный порядок расположения производящих основ в структуре деривата и единое основное ударение. Разновидностями сложения являются: чистое сложение, аббревиация, сращение, сложносоставной способ словообразования.

Чистое сложение – это объединение в составе производной основы нескольких производящих основ в полном виде, обычно сопровождаемое интерфиксацией

Аббревиация (или сложносокращенный способ словообразования) – это образование существительного на базе сочетания слов, основы которых входят в состав производной основы в усеченном виде

Сращение – способ образования адъективных и глагольных дериватов на базе сочетания слов и словоформ, связанных подчинительными отношениями

Сложносоставной способ словообразования(или словосложение)

представляет собой образование ПС путем объединения производящих слов целиком, вместе с флексиями.


39.Смешанные способы словообразования в синхронии.

1.Префиксально-сложныйспособ словообразования(или сложение

спрефиксацией): умиротворить – мир, творить, +-у;иссиня-черный – синий, черный,+из-.

2.Суффиксально-сложныйспособ словообразования(или сложение

ссуффиксацией): мореплаватель – море, плавать, +-тель;скалолаз – скала, лазить + нулевой суффикс.

3.Префиксально-суффиксально-сложныйспособсловообразования

(сложение одновременно с префиксацией и суффиксацией): повсеместный – все, места +по–+-н(ый).

4.Сращение с суффиксацией – потусторонний – по ту сторону +-

н(ий); сногсшибательный – с ног сшибать +-тельн(ый).

5.Сокращение с суффиксацией – велик – велосипед + -ик, мультик,

общага.

6.Сокращение с префиксацией и суффиксациейбесхозный – хозяин

+ бес– +-н(ый).


40.Единицы словообразовательной системы: элементарные (про­изводящие и форманты), простые (производные) и комплексные (типы, гнезда, категории).


Весьма перспективным и стимулирующим является выделение основных типов единиц словообразования. Это а) элементарные единицы (производящие и форманты); б) простые единицы (производные); в) комплексные единицы (типы, гнезда, категории). Главной единицей при этом признается производное слово, состоящее из элементарных единиц и входящее в комплексные (без производных слов выделение остальных единиц не имеет смысла).

Выделение элементарных, простых и комплексных единиц позволяет выявлять системные связи в дериватологии через особенности функционирования производных (и составляющих их компонентов) в границах отдельных комплексных единиц.


41.Словообразовательный тип и словообразовательная категория.

Словообразовательная категория (СК) – единица более абстрактная и сложная, чем СТ; она формируется совокупностью СТ, объединенных общностью деривационного значения в отвлечении от формальных средств выражения данного значения. Иными словами, СК наполняют производные слова с одним словообразовательным значением, но разными формантами.

Примером СК является множество СТ, в которое входят все формально различные дериваты с одним и тем же деривационным значением «лицо, характеризуемое по его отношению к предмету, названному производящим словом»



















42.Словообразовательное гнездо.

Среди комплексных единиц словообразования особое место занимают словообразовательные гнезда. Словообразовательное гнездо (СГ) образует совокупность однокорневых слов, расположенных в соответствии с упорядоченными отношениями словообразовательной производности. Все производные слова гнезда восходят к одному непроизводному, исходному по отношению к ним, слову. Оно возглавляет словообразовательное гнездо и называется вершиной словообразовательного гнезда. Производ-

ные слова удалены от вершины на одну или несколько словообразовательных ступеней. Размещаются они в зависимости от отношений словообразовательной производности. Все слова гнезда связывает корневая морфема как носитель основного элемента лексического значения. Таким образом, СГ – это строго упорядоченная структура, в основе которой лежит принцип последовательного подчинения одних единиц другим. Именно в СГ находит яркое отражение ступенчатый характер русского словообразования.


43. Словообразовательная цепочка.

Словообразовательная цепочка (СЦ)– это более сложная, чем слово-

образовательная пара, комплексная единица системы синхронного словообразования. Словообразовательная цепочка представляет собой ряд однокорневых слов, в котором каждое предыдущее слово является мотивирующим для последующего: практика – практикант – практикантка; практика – практически – практический; практика – практичный – практично; практика – практиковать – практиковаться – попрактиковаться и др.

Каждая словообразовательная цепочка – это открытая синтагматическая структура, которой присущи следующие характеристики:

а) общность корня; б) линейное расположение компонентов;

в) последовательная словообразовательная производительность: различные значимые части присоединяются к исходной производящей базе в строгой последовательности. Они как бы нанизываются на корень.


44.Связь морфемики, морфонологии и словообразования с другими лингвистическими дисциплинами.

Объектом изучения словообразования является слово (а именно – производное слово). Изучением ее занимаются практически все разделы языкознания. И каждый из них исследует только одну из сторон слова. Фонетические свойства слова неразрывно связаны с лексическими и грамматическими: определенная материальная оболочка наполняется особым лексическим и грамматическим содержанием и наоборот – определенное лексическое и грамматическое содержание получает особое звуковое оформление. Новые слова, возникшие в процессе словопроизводства, сразу же включаются в фонетическую, лексическую и грамматическую системы языка. Поэтому не удивительно, что функционирование различных словообразовательных средств, использующихся при образовании новых слов, объединение и классификация различных словообразовательных единиц оказываются в прямой зависимости от многих фонетических, лексических и грамматических явлений. В результате некоторые проблемы морфемно-словообразовательнойтеории выходят за границы отдельной области и вклиниваются в другие подсистем.

Тесные связи морфемики, морфонологии и словообразования с фонетикой, лексикой и грамматикой не лишают учение о словообразовании его специфики и известной самостоятельности. Все-таки есть достаточно объективные основания считать словообразование отдельной лингвистической дисциплиной со своими задачами, своим набором единиц, выступающих в качестве объекта исследования, и своим особым подходом к изучаемым явлениям.



































45.Русская словообразовательная лексикография.

В современной лексикографии формируется три типа словарей, имеющих отношение к словообразованию: гнездовые, семантико-словообразовательные и комбинированные, отражающие особенности первых двух типов словарей.

К первому типу относится двухтомный «Словообразовательный сло-

варь русского языка» (М., 1985) А.Н. Тихонова. В данном словаре раскрыта словообразовательная структура производных слов: показано, на базе какого производящего и при помощи каких словообразовательных средств они образованы.

Ко второму типу словарей относится двухтомный «Новый словарь

русского языка. Толково-словообразовательный»(М., 2000)

Т.В. Ефремовой, в котором семантическая обработка отдельных слов происходит с учетом их связи с семантически близкими словами и группами. Словник словаря насчитывает свыше 136 000 единиц, которые представляют все существующие в русском языке части речи, начальные и конечные компоненты сложных слов, префиксальные и суффиксальные словообразующие морфемы, семантизированные специально для словаря.

Третий тип словообразовательных словарей представляет «Толковый

словообразовательный словарь русского языка» (М., 2004)

И.А. Ширшова, который включает около 37 000 слов русского языка, объединенный в 2000 словообразовательных гнезд. Словарная статья содержит сведения по словообразовательной структуре заголовочного слова, а также по его словообразовательной истории. Слова снабжены акцентологической, грамматической, стилистической информацией, последовательно иллюстрируются, в том числе цитатами из классических произведений русской литературы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!