СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 2 "Основные подходы к диагностике личностных и метапредметных результатов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение в диагностику личностных результатов

Просмотр содержимого документа
«Лекция 2 "Основные подходы к диагностике личностных и метапредметных результатов"»

Лекция 2 "Основные подходы к диагностике личностных и метапредметных результатов" Введение в диагностику личностных результатов

Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным.

Достижение предметных и метапредметных результатов является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Она включает в себя две составляющие:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

3) прилежании и ответственности за результаты обучения;

4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Обобщенная оценка личностных результатов, как уже было сказано выше, осуществляется в ходе мониторинговых исследований. Она представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  1. 1.

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

  1. 2.

Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

другими словами, между результатом обучения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Ученик должен задать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.

  1. 3.

Нравственно-этическая ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных

ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные УУД сформированы, если:

  • Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.

  • Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

  • Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься.

  • У ребенка развита рефлексия.

  • У ребенка сформирована учебная мотивация.

  • У ребенка сформирована адекватная (этому возрасту) самооценка.

Лекция 2 "Основные подходы к диагностике личностных и метапредметных результатов" Примерная диагностика личностных результатов для 5-9 классов

Представленная ниже диагностика может являться частью мониторингового исследования по отслеживанию уровня сформированности УУД (наряду с регулятивными, коммуникативными, познавательными УУД).

Цель мониторинга: отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности личностных УУД на ступени основного общего образования.

Методики, представленные в диагностическом пакете, может провести психолог, педагог или социальный педагог, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Специалист, который в первую очередь будет ответственным за проведение в таблице обозначен сплошной линией. В случае если ответственный – психолог, а в школе нет специалиста, то провести диагностику может педагог после методической консультации психолога другого ОУ или Центра диагностики и консультирования «Камертон».

Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся. Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.

Для того чтобы мониторинг выполнял свою задачу на II ступени общеобразовательной школы, проводить его необходимо регулярно (ежегодно), на основе единой стандартной процедуры и продуманных методов анализа результатов. Мы предлагаем педагогам и психологам диагностические материалы части такого мониторинга (личностные УУД) в 5-9 классах.

Введение в диагностику метапредметных результатов

Школа должна :

«научить учиться», «научить жить»,

«научить жить вместе»,

«научить работать и зарабатывать»

(из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В условиях реализации компетентностного подхода в образовании для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:

- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;

- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

- автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

К ним относятся:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым ризнакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Контроль метапредметных результатов в начальной школе

Основным объектом контроля оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий ( далее - УУД).

Контроль может осуществляться методами наблюдения, проектирования, тестирования.

Формы контроля могут быть индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос.

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки

Метапредметные результаты

Уровни

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Регулятивные

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок

Приобретения навыка саморегуляции

Познавательные

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Коммуникативные

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

Умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми;

владение монологической и диалогической формами речи;

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.

Оценка метопредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур ( в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.

Начало формы

Конец формы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!