СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 2 Основы цветоведения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция 2 Основы цветоведения»

     Основы цветоведения и колористика.  Цветовой круг

Основы цветоведения и колористика. Цветовой круг

Историческая основа Древний Восток . На тот момент существовало 5 основных цветов. Они символизировали четыре стороны света и центр земли. Китай выделялся особой яркостью, натуральностью и многоцветием. Индия и Египет . Здесь наблюдалось две системы: троичная, которая содержала основные на тот момент цвета (красный, черный и белый); а также ведичная, основывалась на ведах. Последняя система была углублена в философию, поэтому в ней встречается красный, символизирующий восточные лучи Солнца, белый – лучи Юга, черный – лучи Запада, очень черный – лучи Севера и невидимый – центр.

Историческая основа

Древний Восток . На тот момент существовало 5 основных цветов. Они символизировали четыре стороны света и центр земли.

Китай выделялся особой яркостью, натуральностью и многоцветием.

Индия и Египет . Здесь наблюдалось две системы: троичная, которая содержала основные на тот момент цвета (красный, черный и белый); а также ведичная, основывалась на ведах. Последняя система была углублена в философию, поэтому в ней встречается красный, символизирующий восточные лучи Солнца, белый – лучи Юга, черный – лучи Запада, очень черный – лучи Севера и невидимый – центр.

Индия

Индия

Религия в цвете Белый стал символизировать Христа, Бога, ангелов Черный – подземный мир и Антихриста; Желтый означал просветление и деяния Духа Святого; Красный – Кровь Христа, огонь и солнце.; Синий символизировал небо и обитателей Бога; Зеленый – пищу, растительность и земной путь Христа. Ближний и Средний Восток - зеленый становится основным и символизирует райский сад.

Религия в цвете

Белый стал символизировать Христа, Бога, ангелов

Черный – подземный мир и Антихриста;

Желтый означал просветление и деяния Духа Святого;

Красный – Кровь Христа, огонь и солнце.;

Синий символизировал небо и обитателей Бога;

Зеленый – пищу, растительность и земной путь Христа.

Ближний и Средний Восток - зеленый становится основным и символизирует райский сад.

Перерождение Эпоха Ренессанса. В это время Леонардо да Винчи провозглашает свою систему цветов. Она состоит из 6 вариантов: белый и черный, красный и синий, желтый и зеленый. Таким образом, наука постепенно приближается к современному понятию цвета .

Перерождение

Эпоха Ренессанса. В это время Леонардо да Винчи провозглашает свою систему цветов. Она состоит из 6 вариантов: белый и черный, красный и синий, желтый и зеленый. Таким образом, наука постепенно приближается к современному понятию цвета .

Изобретения Ньютона 17 век – это начало нового этапа в классификации. Ньютон использует спектр белого цвета, где обнаруживает все хроматические цвета. Красный цвет, к которому добавляется оранжевый, есть тут и зеленый с синим, но вместе с ними обнаруживаются голубой и фиолетовый.

Изобретения Ньютона

17 век – это начало нового этапа в классификации. Ньютон использует спектр белого цвета, где обнаруживает все хроматические цвета.

Красный цвет, к которому добавляется оранжевый, есть тут и зеленый с синим, но вместе с ними обнаруживаются голубой и фиолетовый.

.  В 1676 году Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, темно-синий, фиолетовый, все цвета за исключением пурпурного

.

В 1676 году Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, темно-синий, фиолетовый, все цвета за исключением пурпурного

Основные группы цветов Хроматические Ахроматические

Основные группы цветов

Хроматические Ахроматические

Видимый спектр хроматических цветов За границей красного и фиолетового лежат невидимые человеческим глазом цвета, инфракрасный и ультрафиолет.

Видимый спектр хроматических цветов

За границей красного и фиолетового лежат невидимые человеческим глазом цвета, инфракрасный и ультрафиолет.

Новые теории 19 век Европа. В это время появляется живопись с основами цветоведения. В эпоху модерна ученые смогли приблизиться к Люди научились различать не только основные цвета, но и тон, затемнения, приглушения.

Новые теории

19 век Европа. В это время появляется живопись с основами цветоведения.

В эпоху модерна ученые смогли приблизиться к Люди научились различать не только основные цвета, но и тон, затемнения, приглушения.

Искусство цвета Иоганнес Иттен- швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу  Баухауза

Искусство цвета

Иоганнес Иттен- швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу  Баухауза

Современное представление о цвете Иттен смог разработать идеальную систему. Его круг состоит из 12 цветов. Основных цветов тут три: красный, желтый и синий. Есть составные цвета второго порядка, которые можно получить смешиванием трех основных: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Сюда входят и составные цвета третьего порядка, которые можно получиться смешиванием основного цвета с составными второго порядка.

Современное представление о цвете

Иттен смог разработать идеальную систему. Его круг состоит из 12 цветов. Основных цветов тут три: красный, желтый и синий. Есть составные цвета второго порядка, которые можно получить смешиванием трех основных: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Сюда входят и составные цвета третьего порядка, которые можно получиться смешиванием основного цвета с составными второго порядка.

Три основных цвета  Треугольник трех основных цвета, которые являются первичными – красный , желтый, синий

Три основных цвета

Треугольник трех основных цвета, которые являются первичными – красный , желтый, синий

Составные цвета  Вторичные цвета красный + желтый =  оранжевый желтый +  синий =  зеленый  синий + красный = фиолетовый

Составные цвета Вторичные цвета

красный + желтый оранжевый

желтый синий зеленый

синий + красный = фиолетовый

Смешав первичные и вторичные цвета получим третичные цвета :  красный + оранжевый =  красно-оранжевый  оранжевый + жёлтый =  жёлто-оранжевый  жёлтый + зелёный =  жёлто-зеленый  зелёный + синий =  сине-зелёный , цвет морской волны  синий + фиолетовый = индиго,  сине-фиолетовый  фиолетовый + красный = пурпурный,  красно-фиолетовый

Смешав первичные и вторичные цвета получим третичные цвета :

красный + оранжевый =  красно-оранжевый оранжевый + жёлтый =  жёлто-оранжевый жёлтый + зелёный =  жёлто-зеленый зелёный + синий =  сине-зелёный , цвет морской волны синий + фиолетовый = индиго,  сине-фиолетовый фиолетовый + красный = пурпурный,  красно-фиолетовый

Получается замкнутая окружность из 12 цветов

Получается замкнутая окружность из 12 цветов

Оттенок Насыщенность Яркость

Оттенок Насыщенность Яркость

  Цветовые средства композиции  Цветовой тон   Это первичная характеристика цветового ощущения, порождаемого определенной длиной волны света Цветовой тон – синоним цвета и традиционно относится к одному из 12 цветов;

Цветовые средства композиции Цветовой тон  

Это первичная характеристика цветового ощущения, порождаемого определенной длиной волны света

Цветовой тон – синоним цвета и традиционно относится к одному из 12 цветов;

Цветовой контраст Яркость - степень удаленности цветового тона от черного цвета; В шкале яркостей лежат чистые серые тона, в интервале – от черного, до белого.

Цветовой контраст

Яркость - степень удаленности цветового тона от черного цвета;

В шкале яркостей лежат чистые серые тона, в интервале – от черного, до белого.

Чтобы снизить насыщенность спектральных цветов добавляют в них ахроматические цвета: чёрный и белый.

Чтобы снизить насыщенность спектральных цветов добавляют в них ахроматические цвета: чёрный и белый.

Изменение светлоты цвета Светлота - близость тона к белому цвету;

Изменение светлоты цвета

Светлота - близость тона к белому цвету;

Цветовое воздействие Белый квадрат на черном фоне будет казаться более крупным, чем черный квадрат такой же величины на белом фоне. Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на черном воспринимается светлым.

Цветовое воздействие

Белый квадрат на черном фоне будет казаться более крупным, чем черный квадрат такой же величины на белом фоне.

Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на черном воспринимается светлым.

Желтый квадрат на белом и на черном фоне. На белом фоне он кажется темнее, производя впечатление легкого нежного тепла. На черном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер. Красный квадрат на белом и на черном фоне. На белом красный цвет кажется очень темным и ослабленным. Но на черном тот же красный становится светлым и интенсивным. Синий квадрат на белом и черном фоне. На белом он будет выглядеть темным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с желтым квадратом. На черном же фоне синий цвет посветлеет и приобретет яркий, глубокий и светящийся тон.

Желтый квадрат на белом и на черном фоне. На белом фоне он кажется темнее, производя впечатление легкого нежного тепла. На черном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.

Красный квадрат на белом и на черном фоне. На белом красный цвет кажется очень темным и ослабленным. Но на черном тот же красный становится светлым и интенсивным.

Синий квадрат на белом и черном фоне. На белом он будет выглядеть темным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с желтым квадратом. На черном же фоне синий цвет посветлеет и приобретет яркий, глубокий и светящийся тон.

Таблица смешивания цветов

Таблица смешивания цветов

Существуют различные гармоничные сочетания цветов на основе квадрата и прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов.

Существуют различные гармоничные сочетания цветов на основе квадрата и прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов.

Вопросы для контроля:   1. Укажите кто открыл дисперсию светового потока на лучи спектра: А. И. Ньютон; б. Платон; в.Бор; г. Менделеев; 2. Укажите ученого, построившего в 1793 г. круговую модель цветов для пигментов: А. И. Гете; б. И. Иттен; в. И. Павлов; г. И. Ньютон; 3. Укажите какие три цвета являются основными в красителях: А. Красный, желтый, синий; б. Оранжевый, зеленый, фиолетовый В. Красный, синий, зеленый; г. Черный, белый, красный 4. Укажите кто заложил основы современной науки о цвете?  а. И. Ньютоном; б. Р. Манселлом; в. Н. Бором; г. М. Ломоносовым; 5. Ахромотическую композицию возможно построить на сочетаниях следующих цветов: А. Черный, белый и все тоновые градации серого цвета Б. Голубой и бежевый; в. Синий и черный; г. Все оттенки зеленого; 6. Какие цвета красителей называют вторичными? А. Фиолетовый, оранжевый, зеленый; б. Черный, серый, белый; В. Красный, синий, голубой; г. Красный, синий, желтый;

Вопросы для контроля:

1. Укажите кто открыл дисперсию светового потока на лучи спектра:

А. И. Ньютон; б. Платон; в.Бор; г. Менделеев;

2. Укажите ученого, построившего в 1793 г. круговую модель цветов для пигментов:

А. И. Гете; б. И. Иттен; в. И. Павлов; г. И. Ньютон;

3. Укажите какие три цвета являются основными в красителях:

А. Красный, желтый, синий; б. Оранжевый, зеленый, фиолетовый

В. Красный, синий, зеленый; г. Черный, белый, красный

4. Укажите кто заложил основы современной науки о цвете?

а. И. Ньютоном; б. Р. Манселлом;

в. Н. Бором; г. М. Ломоносовым;

5. Ахромотическую композицию возможно построить на сочетаниях следующих цветов:

А. Черный, белый и все тоновые градации серого цвета

Б. Голубой и бежевый; в. Синий и черный; г. Все оттенки зеленого;

6. Какие цвета красителей называют вторичными?

А. Фиолетовый, оранжевый, зеленый; б. Черный, серый, белый;

В. Красный, синий, голубой; г. Красный, синий, желтый;

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!