СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Функционально-смысловые типы речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Функционально-смысловые типы речи"»

Тема: «Функционально-смысловые типы речи»

Принято выделять три основных типа речи: повествование, описание и рассуждение.

Повествование

Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде цепочки событий в прошлом. Схематично повествование можно представить следующим образом:

Повествование = событие1 + событие2 + событие3...

Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые показывают развертывание повествования. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении , когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий. Глаголы-сказуемые обычно обозначают конкретное действие. Глаголы «держат» на себе текст, фиксируя смену событий. Пример повествования:

В эту зиму веселья и танцев Мишель получил извещение из Пскова от своего владельца дома и теперь арендатора о том, что его жена, потеряв ребенка и выйдя замуж, уехала из квартиры, задолжав ему значительную сумму. Она оставила кое-какую мебель, которую арендатор и сосчитает своей, если Мишель не пришлет ему денег в ближайший месяц.

Прочтя это письмо утром, Мишель сердито скомкал его и бросил под кровать, с тем, чтобы не вспоминать о своей прошлой бесцветной жизни.


В этом тексте соблюдены все части повествования:

  1. Есть событие, участники события.

  2. Глаголы сменяют ход события, показывают действия участников.

  3. Завершение события.

Анализ текста с точки зрения типа речи повествования выглядит так:

  1. Событием в данном тексте является получение письма Мишелю. Участники события: Мишель, арендатор, жена.

  2. Цепочка события такова: Мишель получил извещение - жена, потеряв ребенка и выйдя замуж, уехала из квартиры, задолжав сумму - Она оставила мебель - арендатор  сосчитает своей - Мишель сердито скомкал  и бросил письмо..

  3. Завершение события: Мишель сердито скомкал письмо и бросил под кровать, с тем, чтобы не вспоминать о своей прошлой бесцветной жизни.

Описание

Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними.

Схематично описание можно представить следующим образом:

Описание = признак1 + признак2 + признак3...

Цель описания – создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. В логическом плане описать предмет или явление – значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства предметов.

С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы:

  • бытовое,

  • портретное,

  • интерьерное,

  • пейзажное,

  • научно-техническое,

  • описание положения дел.

Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени. Характерная особенность описания как типа речи – статичное расположение предметов на одной плоскости, указание на ряд признаков предметов, отнесенных к определенному моменту речи.

Описание может быть

  • статичное описание перечисляет признаки, свойства, качества предмета, лица.

  • Динамическое описание передает действия лица, которые являются для него постоянными, неизменными.

Ключевые слова при описании – прилагательные (причастия), местоимения-прилагательные, наречия. В описании часто используются синонимы, определения, неполные предложения; больше используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.

Пример статичного описания:

Подосиновик (осиновик, красноголовик) растет преимущественно под осинами с середины лета до конца сентября. Шляпка мясистая, сначала шаровидная, затем подушкообразная. Окраска шляпки желтовато-красная, буро-красная, оранжево-красная. Нижняя поверхность шляпки сначала белая, затем сереет. Ножка прямая, высокая, у основания утолщенная, белая с темными или коричневыми чешуйками. Мякоть плотная, белая, при изломе сначала синеет, затем становится черно-фиолетовой. Этот гриб пользуется большой популярностью среди других грибов.

В этом тексте соблюдены все части описания:

  1. Называется предмет описания.

  2. Выделяются признаки предмета

  3. Дается авторская оценка, вывод, заключение

Анализ текста с точки зрения типа речи описания выглядит так:

  1. Предметом описания является гриб подосиновик (осиновик, красноголовик)

  2. Признаки гриба: растет под осинами, шляпка мясистая шаровидная подушкообразная, окраска шляпки желтовато-красная, буро-красная, оранжево-красная, нижняя поверхность шляпки сначала белая, затем сереет, мякоть плотная, белая.

  3. Вывод: гриб пользуется большой популярностью

Динамическое описание может основываться и на использовании глаголов активного действия, однако это действия, опять-таки наблюдаемые со стороны, действия, не совершаемые во времени, а действия, характеризующие лицо, предмет:

Субоч был человек стремительный. Он влетал в класс как метеор. Фалды его сюртука разлетались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, летел по траектории и падал на стол. Пыль завивалась вихрями за спиной латиниста. Класс вскакивал, гремя крышками парт, и с таким же грохотом садился. Застекленные двери звенели. Воробьи за окнами срывались с тополей и с треском уносились в глубину сада.

Таков был обычный приход Субоча (К. Паустовский. Далекие годы. «Золотая латынь»)

Анализ текста с точки зрения типа речи описания выглядит так:

  1. Предметом описания является Субоч.

  2. Постоянные действия Субоча: влетал в класс, класс вскакивал, гремя крышками парт, двери звенел, воробьи за окнами срывались с тополей и с треском уносились.

  3. Вывод: Таков был обычный приход Субоча 

Рассуждение

Рассуждение это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире.


Схематично рассуждение можно представить следующим образом:

Рассуждение == вопрос (тезис) - суждение1 – суждение2 – суждение3...

Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле, например: «Термин (лат. terminus – граница, предел) – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение»

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти. Вот один из текстов-рассуждений, принадлежащий классику казахской литературы Абаю Кунанбаеву:

«Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь».

Для рассуждения характерны сложные предложения, различными типами бессоюзной и союзной связи; предложения с союзами однако, хотя, несмотря на, так как, потому что и др.; риторические вопросы, побудительные, вопросительные и восклицательные предложения.

Виды рассуждения

Рассуждения бывают трех видов:

  • рассуждение-объяснение,

  • рассуждение-доказательство,

  • рассуждение-размышление.


  1. Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме:

экспозиция (подведение к вопросу) → вопрос → ответ на вопрос (тезис) → доказательство тезиса → выводы.

После тезиса используются, как правило, слова и выражения типа: оказалось…, дело в том…, что…, вот почему… вот, например…, об этом свидетельствуют такие факты, как…, как выяснилось…


Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста-рассуждения.

Рассуждение-доказательство (почему?)

          Зададимся вопросом: «Может ли V быть самообусловленным, то есть V ®V?» Доказывая от противного, предположим, что может, то есть пусть V ®V. Тогда по принципу потенциальности имеем V ® А, где А некоторый произвольный компонент V. Но это противоречит принципу ограничения, который утверждает, что никакой составной феномен не может быть причиной никакого из своих компонентов. Но откуда мы знаем, что V действительно имеет компоненты, то есть является составным? Давайте теперь предположим, что у V нет компонентов. Но тогда не будут существовать объекты и поэтому не будет непустых систем, поскольку все компоненты систем, по определению, являются объектами. Но из прямого наблюдения мы знаем, что непустые системы действительно существуют (примером такой системы может служить лист бумаги, который вы имеете сейчас перед собой). Таким образом, V не самообусловлен.

2. Рассуждение-объяснение предполагает, что главное     утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса.

Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

Рассуждение-объяснение (что это такое?)

   Видеокарта – это плата с микросхемами, которая служит для формирования изображения на экране. Все, что вы видите на экране своего монитора, создано процессором с помощью видеокарты. На видеокарте находятся микросхемы памяти, в которых хранится создаваемое изображение.

Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательства. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.


3. Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, и содержит систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга:

экспозиция (подведение к проблемному вопросу) → система проблемных вопросов и ответы на них → выводы.

При необходимости построить высказывание типа размышления надо начать с осмысления темы и отбора материала для ее раскрытия в системе вопросов. При создании рассуждения-размышления следует акцентировать внимание на решении проблемных вопросов и ответов на них.

Рассуждение-размышление

(Беглецы притаились в пещере.) Что теперь делать? Бежать? Но Артемон, весь забинтованный, крепко спал. Он должен был спать 24 часа, чтобы зажили раны. Неужели же бросить благородную собаку? Одну в пещере? Нет, нет! Спасаться – так всем вместе, погибать – так всем вместе. (А.Толстой).

В тексте-рассуждении обычно выделяют три части:

  1. тезис (высказывается основная мысль, экспозиция);

  2. аргументация (эта мысль доказывается или, наоборот, опровергается);

  3. вывод.

Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса. Вывод должен соответствовать тезису.

Пример текста рассуждения:

Важнейшая задача городской политики - решение проблем обслуживания жилищного фонд . На эти цели тратится около трети городского бюджета, горожане все больше платят за жилье... и при этом все понимают: деньги тратятся неэффективно. Дело в том, что жилищная сфера чудовищно монополизирована: РЭУ сами себе заказывают работу, сами же получают за нее деньги. Городу остро необходима реформа жилищной сферы, суть которой - не в тривиальном повышении цен, а в демонополизации, в создании механизмов контроля за теми, кто обслуживает жилье.


Анализ текста с точки зрения типа речи рассуждения выглядит так:

  1. тезис: Важнейшая задача городской политики - решение проблем обслуживания жилищного фонда.

  2. Аргументы: а) На эти цели тратится около трети городского бюджета; б) , горожане все больше платят за жилье; в) жилищная сфера чудовищно монополизирована: РЭУ сами себе заказывают работу, сами же получают за нее деньги.

  3. Вывод: Городу остро необходима реформа жилищной сферы, суть которой - не в тривиальном повышении цен, а в демонополизации, в создании механизмов контроля за теми, кто обслуживает жилье.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!