СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция: «Литература и фольклор».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, стало исторической основой всей мировой художественной культуры и литературы, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания.

Просмотр содержимого документа
«Лекция: «Литература и фольклор».»

Лекция: «Литература и фольклор».

Фольклор (англ.folklore— «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, предания, сказки, частушки, эпос.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, стало исторической основой всей мировой художественной культуры и литературы, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания.

Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции.

Фольклор существует в устной форме.

Фольклор – предусматривает непосредственный контакт между тем, кто воспроизводит текст, и тем. кто его воспринимает.

Фольклор – имеет коллективного автора, и это обусловливает наличие различных вариантов одного и того же текста и использование традиционной установившейся поэтики данных жанров.

Литература – существует только в письменной форме.

Литература - в ней контакт между автором и читателем осуществляется через письменный текст, между писателем и читалем может быть большой временной промежуток времени.

Литература – в ней один автор является автором литературного произведения, со своей индивидуальной и неповторимой писательской манерой и стилем повествования.

Литература – использует художественный потенциал фольклора, все его образы и приемы.

Вопрос 7. Литературное произведение: художественное единство образной системы.

Литературное произведение - произведение человеческой мысли, закрепленное в письменном виде и обладающее общественным значением.

Составляющие литературного произведения: тема, проблема, идея, сюжет, композиция, родовые и жанровые признаки, образная система, художественная речь, пафос произведения, творческий метод автора как способ художественного познания мира, стиль как способ художественного выражения мира.

Наукой о литературе в XX в. сделано очень многое для адекватного описания такого сложного эстетического объекта, каким является литературное произведение. Средоточием интересов ученых разных методологических ориентации (формализм и социологизм 1910—1920-х годов, структурно-семиотические студии, герменевтический, культурологический и другие подходы) выступает само произведение, его мир, его текст — «чарователь неустанный», «неслабеющий магнит» (В. Брюсов).

Ушло в прошлое обыкновение сначала разбирать «идейное содержание», а потом, если останется время и место, перечислять «художественные особенности».

Литературное произведение как целое.

Каждое литературное произведение представляет собой какую-либо целостную картину жизни (эпические и драматические произведения) или какое-либо целостное переживание (лирические произведения).

Поэтому Белинский и называл каждое творение литературы, равно как и других видов искусства, замкнутым в себе миром.

Об «отдельности» каждого произведения говорил Гегель в «Лекциях по эстетике» (применительно к опыту драматической поэзии): «В драматической области, например, содержанием является некое действие; драма должна изобразить, как совершается это действие. Но люди делают много вещей: разговаривают друг с другом, в промежутках — едят, спят, одеваются, произносят те или другие слова и т. д. Из этого должно быть исключено все, что не связано непосредственно с определенным действием, составляющим собственное содержание драмы, так что не должно оставаться ничего, не имеющего значения по отношению к этому действию. Точно так же в картину, охватывающую лишь один момент этого действия, можно было бы включить множество обстоятельств, лиц, положений и всяких других событий, которые составляют сложные перипетии внешнего мира, но которые в этот момент никак не связаны с данным определенным действием и не служат его характеристике. Согласно же требованию характерности в произведение искусства должно входить лишь то, что относится к проявлению и выражению именно данного определенного содержания, ибо ничто не должно быть лишним».

Здесь имеется в виду то внутреннее целостное единство художественного произведения, которое определяется единым авторским замыслом и выступает во всей сложности органически связанных между собой взаимодействующих событий, картин, ситуаций, лиц, переживаний, мыслей.

Без проникновения в это единство, без осмысления составляющих его элементов в их взаимосвязях по-настоящему глубоко и серьезно понять художественное творение невозможно.

Л. Н. Толстой в письме к Н. Н. Страхову от 23 апреля 1876 года, обобщая свой творческий опыт работы над романом «Анна Каренина», не только охарактеризовал целостное единство литературного произведения, но и указал на те требования к критикам, которые вытекают из понимания этого единства: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя, а можно только посредственно — словами описывая образы, действия, положения... Теперь... для критики искусства нужны люди, которые бы показывали бессмыслицу отыскивания мыслей в художественном произведении и постоянно руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства».

В этом же письме к Страхову Толстой замечает: «Если же бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!