СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция по ПМ 02 МДК 02.01.03 "Вегето-сосудистые дистонии у детей и подростков"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительный справочный материал для студентов медицинского колледжа обучающихся на специальности 34.02.01, в рамках изучения темы "Сестринский уход в педиатрии при заболеваниях сердечно-сосудистой системы". Для самостоятельной подготовке к практическому занятию.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по ПМ 02 МДК 02.01.03 "Вегето-сосудистые дистонии у детей и подростков"»

Вегето-сосудистая дистония

(нейро-циркуляторная дистония, или вегетативная дистония)

- полиэтиологический синдром, связанный с изменением сосудистого тонуса, нарушением функций ЦНС и вегетативной системы.

Этиология: ВД развивается в результате различных воздействий на организм ребенка. Во внутриутробном периоде это могут быть интоксикации, внутриутробные инфекции, плацентарная недостаточность, патология родов. В подростковом возрасте предрасполагают: снижение адаптационных возможностей организма, повышение активности гипоталамических образований, нарушение формирования морфологических структур ЦНС, особенности развития личности ребенка (склонность к мнительности, тревожности). Внешние факторы, которые способствуют развитию ВСД это инфекции, эмоциональное перенапряжение, интоксикации (соматическая патология, лекарства, вредные привычки, в том числе и пассивные), чрезмерные физические нагрузки, большие учебные нагрузки.

Причины развития синдрома вегетативной дистонии

  • Наследственная предрасположенность. Родственники ребенка страдают вегетативной дистонией, причем, чем тяжелее протекала болезнь у предков, тем хуже ее проявления для потомков.

  • Особенности конституции (телосложение).

  • Неблагоприятное течение беременности и родов.

  • Период полового созревания усугубляет течение болезни или провоцирует ее начало.

  • Характерологические особенности личности больного (высокая тревожность, страхи, склонность к ипохондрии, депрессии, негативному отношению к жизни и т. д.).

  • Социальные факторы (стрессы, нарушения режима дня, переутомление, сниженная физическая активность, неблагоприятная эмоционально-психологическая обстановка в семье или школе, гиперопека или сниженное внимание к ребенку вследствие болезни или отсутствия родителей, алкоголизма родителей и т. д.).

  • Травмы и повреждения центральной нервной системы (сотрясение головного мозга, опухоли, токсические поражения, психические расстройства и др.).

  • Некоторые острые и хронические болезни (болезни почек, сердца, печени, сахарный диабет, и др.).



Патогенез: При несоответствии функционирования коры и подкорковых структур головного мозга, в результате различных темпов роста сердца и крупных сосудов развиваются дистонические состояния. ВСД наследуется от матери в 80%, и от отца в 17-18%.

Наиболее часто ВСД развивается в подростковом возрасте. Вегетативная нервная система во взаимодействии с корковыми структурами и рядом эндокринных желез (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа и др.) принимает непосредственное участие в адаптации организма, регулирует реакции на любые стрессорные воздействия.

Симпатический отдел регулирует преимущественно адаптационно-трофические процессы в ситуациях, требующих напряженной психической и физической деятельности. При стрессах, наряду с высокой активностью симпатической нервной системы, повышается активность гипофиза, надпочечников, активизируются процессы обмена, усиливается катаболизм, происходит мобилизация энергетических ресурсов, соответствующие сдвиги гомеостаза, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Все это направлено на адаптацию организма. Расстройство вегетативного обеспечения нарушает адаптацию ребенка.

Парасимпатический отдел проявляет свою основную функцию вне периода напряженной активности организма, преимущественно в период «отдыха», и регулирует анаболические процессы, инсулярный аппарат, функции пищеварения, способствует поддержанию постоянства гомеостаза.

Формы и клинические проявления синдрома вегетативной дистонии

Функционирование симпатического и парасимпатического отделов нервной системы происходит в тесном постоянном взаимодействии. У ребенка далеко не всегда удается выделить преобладание того или иного отдела вегетативной нервной системы.

В результате клинических и инструментальных исследований у детей с вегетативной дистонией необходимо уточнить, тонус какого отдела вегетативной нервной системы преобладает – симпатикотония, ваготония и смешанный тип.

Вегетативная дистония обычно оценивается по ведущему клиническому проявлению: артериальная гипотония, артериальная гипертензия, кардионевроз, дыхательный невроз, дискинезия желчевыводяших путей и т. д. В зависимости от ведущего синдрома выделяют и клиническую форму. Чаще всего в болезнь вовлекаются дыхание, сердечно-сосудистая система и пищеварение.

Изменения со стороны сердца и сосудов. В жизни родители чаще всего сталкиваются с этими формами синдрома вегетативной дистонии у детей.

Вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу. Превалирующий симптом — сниженное артериальное давление.

Вегето-сосудистая дистония  по гипертоническому типу. Ведущий симптом — повышение артериального давления.

Вегето-сосудистая дистония по смешаному типу. В данной форме могут присутствовать симптомы вышеперечисленных форм в различном сочетании, то есть ребенок реагирует на разные стрессовые ситуации то повышением, то снижением артериального давления.

Вегето-сосудистая дистония по кардиальному типу. На первый план выступают нарушения ритма сердца.

Изменения со стороны дыхания. Дыхательный невроз проявляется чувством нехватки воздуха, одышки. На фоне обычного спокойного дыхания могут внезапно возникать частые глубокие вдохи. Или возможен вариант, когда ребенок глубоко и полно вдыхает, и при этом не может полностью выдохнуть воздух.

Изменение со стороны пищеварения. Дети жалуются на тошноту, отсутствие аппетита, изжогу, рвоту, боли в животе, поносы или запоры, икоту. Очень характерной, часто встречающейся жалобой служит боль в груди, которую дети описывают как «болит сердце». Эти боли могут усиливаться во время глотания. Связаны такие боли со спазмами (спастическое сокращение мышц) пищевода, но никак не с заболеванием сердца.

Нарушение терморегуляции. Термоневроз характеризуются тем, что у ребенка днем постоянно держится невысокая температура 37-37,5 °С (такое повышение называют субфебриллитет), а ночью температура тела нормальная. Причем температура, измеряемая в разных подмышках, может отличаться. Кроме того, дети плохо переносят холод, сквозняки, сырость, мерзнут и даже могут испытывать озноб.

Расстройства мочеиспускания. Мочеиспускания могут быть редкими, большими порциями, а струя слабая, опорожнение мочевого пузыря требует усилия, «натуживания». Возможно неполное опорожнение, выделение мочи каплями после основного мочеиспускания. Иногда ситуация обратная: мочеиспускания частые, малыми порциями, ребенок постоянно бегает в туалет. Но в данной ситуации важно не пропустить инфекцию мочевыводящих путей, поэтому необходимо полное урологическое обследование (посещение нефролога, сдача анализов мочи, ультразвуковое исследование почек и др.).

Эмоциональные и невротические расстройства. Выраженность эмоциональных и невротических расстройств у больных вегетативной дистонией различна. Конечно, могут проявиться далеко не все ниже перечисленные симптомы, однако какие-либо из них всегда будут присутствовать в той или иной степени значимости.

  • Беспричинная тревога, необъяснимое беспокойство, внутренняя напряженность.

  • Страхи беспочвенные и необоснованные. Страх заболеть, страх смерти, страх потери контроля над ситуацией, страх потери близких, и т. д.

  • Снижение настроения, плаксивость, апатия, потеря интереса к жизни.

  • Истерики.

  • Ипохондрия. Такие больные очень любят болеть. Им нравится обследоваться, консультироваться с разными врачами, обсуждать свои болячки и читать медицинскую литературу на эти темы. Они все время ищут у себя симптомы каких-нибудь болезней и их находят. Они склонны предавать своей болезни статус чрезвычайной значимости.

  •  Ощущение слабости, вялости, усталости, утомления. Некоторые дети из-за этого не могут учиться в школе или плохо успевают, не справляются с обычной школьной нагрузкой.

  • Нарушения аппетита (повышение или снижение).

  • Расстройства сна.

  • Депрессивные состояния.

Вегетативная дистония по симпатикотоническому типу

В начальной стадии заболевания отсутствуют какие-либо определенные симптомы, но отмечаются: нарушение сна, раздражительность, повышенная утомляемость, ослабление памяти, снижение успеваемости. Обычно они исчезают после короткого сна. Ребенок жалуется на головную боль, в области лба, висков; при изменении положения тела у ребенка появляются головокружения. В возрасте 4-7 лет у детей отмечается снижение температуры тела, повышение массы тела, выявляется «мраморность» кожных покровов. У школьников, особенно в подростковом возрасте отмечается головокружение, нарушение сна, снижение аппетита, жалобы в области сердца. Отмечается повышение АД (систолического) до 160 мм.рт.ст, в тоже время диастолическое остается в пределах нормы.

При отсутствии лечения у детей могут возникать симпатикоадреналовые кризы в связи со стрессовой ситуацией. Появляется тревожность, головная боль, пульсация сосудов в области висков, мелькание «мушек» перед глазами, звон в ушах, тошнота, рвота. АД повышается выше 160 мм.рт.ст. Лицо гиперемировано, конечности холодные.

Вегетативная дистония по ваготоническому типу

Заболевание развивается постепенно. Вначале основными симптомами являются: утомляемость, слабость, апатия, головная боль, неприятные ощущения в области сердца, снижение успеваемости. После отдыха самочувствие ребенка возвращается к норме. Постепенно снижается, как систолическое, так и диастолическое АД.

При вагоинсулярном кризе может остро возникнуть чувство голода, слабость, обильный пот, снижение температуры тела, брадикардия, слабый пульс, снижение АД. Возможны обморочные состояния с кратковременной потерей сознания, после обморока остаются слабость и ощущение разбитости.

Диагностика

Дифференциальная диагностика с вторичной гипертензией при заболеваниях почек, сердца, эндокринной патологии, системных васкулитах, заболеваниях соединительной ткани. Проводят УЗИ сердца, ЭКГ, ФКГ, ЭхоЭГ, осмотр окулиста, невролога, эндокринолога, ОАК, ОАМ, проба Зимницкого, бх/крови, суточный мониторинг АД.

Принципы лечения ВСД

  1. Режим дня в соответствии с возрастом, нормализовать сон

  2. Борьба с гиподинамией

  3. Уменьшение физических и психических нагрузок

  4. Санация хронических очагов инфекции

  5. Диета полноценная, рациональная: при ваготонии - 4-5кратное, достаточный питьевой режим, избегать мучных продуктов, сладостей, копченостей, животных жиров), при симпатикотонии - ограничение воды, исключение продуктов содержащих кофеин, исключение высококалорийных продуктов (1 кг – 3 мм.рт.ст.), обогащение калием и магнием.

  6. ЛФК, массаж, физиолечение, психотерапия, физкультура и спорт (плавание, велосипед, спортивная ходьба, волейбол, баскетбол, коньки, лыжи)

  7. Лекарственная терапия:

При ваготонии: стимулирующие и тонизирующие средства (женьшень, лимонник, элеутерококк, родиола розовая, аралия, пантогам, зеленый чай, корень солодки, фенхель, одуванчик, морская капуста, тимьян, крапива, эхинацея)

При симпатикотонии: седативные средства, нейролептики и транквилизаторы (валериана, пустырник, багульник, пион, калина, зверобой, укроп, душица, мята, мелисса, шалфей, ново-пассит, персен, сонапакс, седуксен, тазепам) и гипотензивные (эналаприл, верошпирон и др.). При кризе капотен/нефедепин

  1. Диспансерное наблюдение: при легкой форме – педиатр, при среднетяжелой и тяжелой формах – кардиолог, невролог.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!